Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ётика јристотел€




“ворчество јристотел€ (384Ч322 гг. до н. э.) считают выЦсшим развитием античной этики. Ёто вр€д ли стало возможЦным, если бы ученик ѕлатона не превзошел своего учител€, сделав выбор в пользу истины.

¬сем нам известно высказывание философа: Ђ’от€ ѕлатон и истина мне дороги, св€щенный долг велит отдать предпочЦтение истинеї. — именем јристотел€ св€зываютс€ три сочинеЦни€ по этике: ЂЌикомахова этикаї, Ђ≈вдемова этикаї и ЂЅольЦша€ этикаї. ’от€ вопрос о принадлежности этих сочинений именно перу јристотел€ все еще €вл€етс€ предметом жарких дискуссий. —егодн€ подлинным трактатом философа считают только ЂЌикомахову этикуї.

ќтносительно Ђ≈вдемовой этикиї мнени€ ученых расхоЦд€тс€. Ќекоторые исследователи относ€т авторство произвеЦдени€ ≈вдему –одосскому, ученику јристотел€, другие полагаЦют, что он только редактировал труд своего учител€ после его смерти. “акже, анализиру€ содержание ЂЅольшой этикиї, исЦследователи предполагают, что ее автором €вл€етс€ один из учеников јристотел€, им€ которого осталось нам неизвестЦным.

—уществует мнение, по которому этические сочинени€ јристотел€ были отредактированы после смерти его сыновь€Цми, Ќикомахом и ≈вдемом. ќсновой этического учени€ јриЦстотел€ служит психологи€.

Ётика должна изучать индивидуальное поведение человеЦка, его отношени€ с другими людьми, поэтому она €вл€етс€ прежде всего социально-политической этикой, т. е. областью знаний, котора€ исследует нравственные задачи государства и гражданина, проблемы воспитани€ граждан и заботы об обЦщем благе людей. “аким образом, этика јристотел€ занимала среднее положение между его психологией и политикой.

јристотель впервые определил и классифицировал науки, виды знани€. ќн разделил науки на три группы: теоретичеЦские (Ђумозрительныеї), практические (Ђпроизводительныеї и творческие (Ђсозидательныеї).   первым философ отнес философию, математику и физику; ко вторым Ц этику и полиЦтику, а к третьим Ц искусство, ремесла и прикладные науки.

ѕо мнению јристотел€, философи€ наиболее теоретичеЦска€ из наук, так как она изучает то, что наиболее достойно постижени€, Ц первоначала и причины, только благодар€ им, на их базе можно познать все остальное.

“аким образом, по јристотелю, наука тем ценнее, чем больше она созерцательна. ќна отдана познанию, поиску исЦтины, тем самым представл€ет собой наивысший вид творчеЦской де€тельности. “олько в процессе данной де€тельности человек получает возможность подойти ближе к спокойному счастью, к истинному блаженству, которое дано только богам ƒл€ античных философов познанием стало отношение челоЦвека к миру, установление св€зи с первоначалом. ѕознание всеобщего и €вл€етс€ нахождением за многообразием предмеЦтов и €влений их общего принципа, начала.

јнтична€ наука была ориентирована прежде всего не на подчинение сил природы человеку, не на использование научЦных знаний в практических цел€х, а на постижение всеобщего стро€ вещей, на познание общественных отношений, на восЦпитание человека и регулирование взаимоотношений и поведеЦни€ людей, на достижение этического идеала. ЂЁтикаї (учение о нравственности) понималась јристотелем, как и другими античными философами, как жизненна€ мудрость, ЂпрактиЦческиеї знани€ о том, что такое счастье и каковы средства дл€ его достижени€. ћожно ли считать учение придерживатьс€ правильных норм поведени€ и ведени€ нравственного образа жизни наукой?

—огласно јристотелю, Ђвс€кое рассуждение направлено либо на де€тельность или на творчество, либо на умозрительЦноеЕї. Ёто означает, что через мышление человек делает праЦвильный выбор в своих поступках, стрем€сь достичь счасть€, претворить в жизнь этический идеал.

“аким образом, практическа€ сфера жизни и разнообразЦные виды производительной де€тельности человека невозЦможны без мышлени€, поэтому они включаютс€ в сферу науЦки, хот€ это не науки в строгом смысле слова.

јристотель утверждает, что творчество и поступки Ц это не одно и то же. ѕоступки неразрывно св€заны с человеком, с его де€тельностью, со свободным выбором, с общими моральныЦми и правовыми нормами граждан, а творчество направлено на создание произведений искусства.

Ќравственна€ де€тельность человека направлена на него самого, на развитие его способностей, его духовно-нравственЦных сил, на улучшение его жизни, на осуществление смысла жизни и назначени€. ¬ сфере де€тельности, котора€ св€зана со свободой воли, человек сообразует поведение и образ жизЦни со своим нравственным идеалом, с взгл€дами и пон€ти€ми о должном и сущем, добре и зле. Ётим философ и определил предмет науки, которую он назвал этикой.

“аким образом, заслуги јристотел€ в развитии этики очень велики: он дал им€ этой науке, ему принадлежит первый этиЦческий труд, он впервые поставил вопрос о самосто€тельности этики, построил свою теорию морали. ƒл€ его этического учеЦни€ характерны логический анализ, единство метода рациоЦнального осмыслени€ проблем и их эмпирического подтверЦждени€, социальна€ направленность этического мышлени€, прикладное, практическое значение.

√овор€ об этическом аспекте проблемы взаимоотношений человека и общества, јристотель пыталс€ найти пути их гарЦмонического взаимодействи€ в рациональном ограничении личностью всех своих эгоистических потребностей, ориентиЦру€ его на общественное благо. —оциальна€ гармони€, считал философ, не должна подавл€ть личных интересов.

Ќравственность личности, котора€ опираетс€ на разум и волю, должна приводить цели и желани€, потребности в соЦответствие с интересами всего государства. јристотель тем саЦмым приходит к идее, что источник самой морали необходимо искать в государственных отношени€х.

ќтдава€ дань сложившейс€ традиции, высшим благом јристотель также считал счастье. Ќо мыслитель внес в это поЦн€тие много новых оттенков. —частье, по јристотелю, Ц это особое состо€ние удовлетворенности, которое получает челоЦвек от совершенной им добродетельной де€тельности. ћораль и счастье должны быть св€заны между собой. јристотель утверждал, что высшего удовлетворени€ жизнью человек моЦжет достичь, только соверша€ моральные поступки. √лавными услови€ми на пути к счастью он считал: нравственное и инЦтеллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и налиЦчие внешних благ, активную гражданскую позицию. ¬ отлиЦчие от ѕлатона, јристотель отрицал врожденный характер добродетелей человека, что дало ему возможность говорить о вопросах нравственного воспитани€. ƒобродетель напр€Цмую св€зана с общественно значимым действием и имеет норЦмативный характер. Ќравственные качества человека Ц это не то, что дано ему от природы, а то, что должно быть воспитано в нем обществом. “ак как мораль базируетс€ на разуме и воле, то можно выделить добродетели дианоэтические и этические. јристотель при этом предложил конкретный подход к опредеЦлению меры добродетели. ¬ частности, мужество, по мнению философа, зависит от того, о ком мы будем вести речь, Ц о младенце или атлете. ј также јристотель обосновал идею о том, что кажда€ добродетель Ц это середина между двум€ крайност€ми (мужество, таким образом, это середина между трусостью и отвагой).

”чение о дружбе јристотел€ €вл€етс€ первым опытом постановки и решени€ проблемы общени€. ќгромное значеЦние дл€ дальнейшего развити€ этики имели также и другие идеи јристотел€. ¬ частности, јристотель в своем учении развил темы о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др. ћногие положени€ јриЦстотел€ оказались даже несвоевременными, не были достаЦточно адекватно осознаны современниками, но получили разЦвитие в более поздние времена.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1074 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

354 - | 278 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.