Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јвгустин Ѕлаженный и теологическое обоснование морали




»де€ подчинени€ морали религии очень €рко отражена в творчестве јвгустина Ѕлаженного (354Ч430 гг.). ≈го считают одним из самых значительных представителей эпохи патриЦстики. ƒл€ этики мыслител€ характерно осознание Ѕога как единственного источника и меры нравственности, объ€снеЦние зла как отрицани€ добра и отступлени€ от божественных предписаний, негативное отношение к активности человека и отрицание нравственной полноценности личности.

¬ его творчестве значительную роль приобретает осмыслеЦние каждой из божественных заповедей в их отношении к миру, что тесным образом св€зано с этикой. Ётическим проблемам посв€щены трактаты јвгустина Ђќ свободном произволеЦнииї, Ђќ √раде Ѕожиемї, Ђќ благодати и свободном произвоЦленииї, Ђ»споведьї. —огласно учению јвгустина, каждый поЦступок христианин совершает, дума€ об исповедальном акте.

Ёто оказывает вли€ние на нравственное сознание человеЦка, делает его детерминированным не только прошлым, но также и будущим, уже имеющимс€ в вечности возмезди€: каЦрой или блаженством.

Ќо вместе с тем этот поступок €вл€етс€ совершенно своЦбодным, так как в нем жизнь завершаетс€ лишь мысленно, жизнь еще впереди и, соверша€ тот или иной поступок сейчас, человек сам выбирает и свое будущее, и свою вечность.

јвгустин Ѕлаженный разработал учение о воле, которое стало стержневым в эпоху —редневековь€, так как в нем заЦключаетс€ онтологическое доказательство быти€ Ѕога. ¬ труде Ђќ √раде Ѕожиемї вол€ мыслителем определ€етс€ как прироЦда, котора€ €вл€етс€ Ђдухом жизниї.

Ёто животвор€щий дух, утверждает јвгустин, Ђтворец вс€Цкого тела и дух вс€кого творени€ есть сам Ѕог, дух во всех отЦношени€х не сотворенныйї. ¬ол€, по его мнению, подтверждаЦет собой именно отношение, в котором она приобретает свою сущность и качество. ќна свойственна Ѕогу, так как Ѕог Ц твоЦрец, т. е. тот, кто изначально находитс€ в отношении с тем, что он творит. —ила воли €вл€етс€ мерой волевых расхождений “ак как Ѕог €вл€етс€ благом, то он и создатель всего благого. ≈го вол€ не сможет вызывать грех.

ѕри этом он творит существа со свободной волей, поэтому и не несет ответственность за разные (и злые) расположени€ созданных воль, которые возникают из-за их отношени€ друг к другу. Ѕог как творец ¬селенной определил и иерархический пор€док условий, которые определили иерархический пор€Цдок вещей в мире людей. ” јвгустина иде€ предопределени€ тесно св€зана с идеей предзнани€ (прогноза), она доказываетЦс€ им в тесной св€зи с мыслью о свободе воли. ѕредопределеЦние и судьба Ц это разные пон€ти€.

’от€, как утверждает јвгустин, предопределение €вл€етс€ началом мира по —лову Ѕожьему. ¬ол€, так как она €вл€етс€ знаком отношени€, может быть или не быть, а предопределеЦние Ц необходимость. ѕредопределение у мыслител€ тождеЦственно предведению, или предзнанию, Ѕог предузнал все, что имеет быть в нашей воле.

Ќо расположени€ воли могут быть как благими, так и злыЦми. Ѕлагими они станов€тс€ тогда, когда человек ориентирует свою жизнь на благо.

¬ этом случае јвгустин полагает, что истинное бытие тожЦдественно жизни, мысли и блаженству. —тремление человека к блаженному бытию, по јвгустину, характеризует христианЦского философа, так как любовь к мудрости €вл€етс€ любовью к Ѕогу, а он есть сама мудрость.

ћудрость также €вл€етс€ знанием, которое делает филосоЦфа блаженным. ƒуша его при этом проходит р€д ступеней, прежде чем достигает мудрости. Ётими ступен€ми €вл€ютс€ сначала страх, потом благочестие, а затем и знание (отличие его от мудрости в том, что оно не об€зательно может быть наЦправлено на благо).

ƒалее, по јвгустину, следуют мужество, коммуникативЦность, очищение сердца и, наконец, мудрость. Ётот путь фиЦлософ преодолевает, использу€ одушевление, чувственность, творческие способности, обращение к добродетели, успокоеЦние, нахождение Ѕога духовным взором и созерцание его, что и €вл€етс€ мудростью.

ƒуша, достигша€ предела благодатного познани€, восприЦнимает озарение, которое способствует возникновению моЦрального сознани€, или совести. ќна и €вл€етс€ основой, котоЦра€ придает всеобще-необходимый характер представлени€м человека. “аким образом, совесть €вл€етс€ согласованием боЦжественного закона и человеческих моральных установок. ћораль же €вл€етс€ указателем определенного вида быти€.

Ѕытие существует, так как оно озарено божественным свеЦтом, оно созерцает, любит.  онцепци€ јвгустина о благодати св€зана с решением вопросов о сущности зла, порока, а также греховности человека. ¬се, что сотворено Ѕогом, по природе своего творени€ €вл€етс€ благом, которое находитс€ с выЦсшим благом Ц Ѕогом не в пр€мых отношени€х. ¬ысшее блаЦго €вл€етс€ простым и вечно.

»сточник созданного Ѕогом блага Ц ничто. Ёто благо и €вЦл€етс€ временным и изменчивым, оно св€зано с высшим блаЦгом и идеей причасти€. ѕризнаком причасти€ €вл€етс€ ощуЦщение счасть€ или несчасть€. ѕороком €вл€етс€ то, что вредит природе, потому порок и противоестествен нам.  риЦтика порока €вл€етс€ доказательством благости природы.

ѕорок, таким образом, €вл€етс€ не природным злом, а моЦральным, понимаемым как умаление добра из-за невозможноЦсти допущени€ того, чтобы добро €вл€лось источником зла. «ла€ вол€, таким образом, €вл€етс€ не восполнением, а убываЦнием. ≈е начало находитс€ в уклонении от высочайшего быЦти€. «нание предполагает незнание, Ђто, о чем € знаю, что не знаю этогої. –асположение воли поэтому может быть злым не в результате незнани€, а из-за Ђсознательного незнани€ї. Ѕо1 может использовать во благо и злую волю.

“аким образом, человек может быть свободен от зла, а соЦответственно и от проблемы выбора между добром и злом ¬ этом случае он может быть благодатным, использовать не свободу воли, но дары Ѕога.

ќбсуждение идей предопределени€, судьбы, свободы воли, блага стало общим дл€ всего —редневековь€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 678 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

542 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.