Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јристотель. Ётимологи€ слова мораль восходит к древнегреческому слову этос, которое в свое врем€ имело различные значени€: устойчивый




Ётимологи€ слова "мораль" восходит к древнегреческому слову "этос", которое в свое врем€ имело различные значени€: "устойчивый нрав", "характер", формирующийс€ в результате общени€, а также обычай, темперамент.
јристотель пишет: "—вое название, если нужно исследовать истину исход€ из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическа€ добродетель получила вот откуда: слово ethos нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что этическа€ добродетель называетс€ так по созвучию со словом привычка. ”же отсюда €сно, что ни одна добродетель в неразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уже не изменитс€ под вли€нием привычки"
¬ дальнейшем јристотель образовал от этого слова прилагательное "этический", чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относ€щихс€ к характеру человека - мужество, умеренность, щедрость, доброжелательность и т.п.
“ермин "мораль" - и по содержанию, и по истории возникновени€ - латинский аналог термина "этика". ¬ латинском есть слово "mos" (множественное слово - "mores"), соответствующее древнегреческому этосу и обозначавшее нрав, обычай, моду, устойчивый пор€док. ÷ицерон образовал прилагательное "моральный"(moralis). ”же позднее, приблизительно в IV веке, по€вл€етс€ слово "мораль"(moralitas). ¬ русском €зыке есть термин "нравственность", €вл€ющийс€ эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль".
Ќауку, котора€ была призвана изучать данные этические добродетели, вы€вл€ть достоинство того или иного характера человека, јристотель назвал этикой. “аким образом, уже изначально эти два пон€ти€ означали разное, хот€ в разговорном €зыке они порой совпадали (и по сей день некоторые авторы не делают различи€ между пон€ти€ми "этика", мораль" и "нравственность"). ќднако все же необходимо различать этику как определенную часть, отрасль знани€ и мораль (нравственность) как объект ее изучени€.
јнтична€ этика была, прежде всего, учением о добродетел€х, о добродетельной личности. ќна исходила из убеждени€, что нравственное совершенство личности доступно ей самой. ќна показала, что мораль или нравственность выступает как совокупность нравственных качеств человека, как максимальное развитие возможностей личности, которое служит основой социальной гармонии.
“аким образом, целью этики провозглашалось преобразование личности, ее нравственное возвышение. ƒобродетели, согласно јристотелю, воспитываютс€. Ќо человек, совершенно не предрасположенный к воспри€тию этического знани€, будет глух к учению. “ак, например, дл€ людей неопытных в житейских делах, а также дл€ людей невоздержанных, в частности дл€ юношества, изучение этики принесет мало пользы. »бо тот, кто не умеет управл€ть своими страст€ми, склонност€ми, тот тем более не сможет управл€ть ими хорошо, правильно. ≈му этические знани€ останутс€ чуждыми. Ќо этика, считает јристотель, может принести огромную пользу тем, кто обладает жизненным опытом, способен владеть собой, подчин€ть свои действи€ определенной цели. ƒл€ обильного урожа€ мало хорошего зерна, надо еще, чтобы оно пало на хорошо вспаханную землю: точно также как дл€ таких всходов как добрые поступки недостаточно наших знаний о добродетели, необходимо чтобы эти знани€ нашли себе благодатную почву - стремление, внутреннюю потребность индивида стать добродетельным.
јристотель в целом исходит в своей этической концепции из эвдемонического тезиса. ќн считает, что стремление к счастью это самое простое и пон€тное желание человека. Ќо путь к счастью указывает этика: "„еловеческое благо представл€ет собою де€тельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то сообразно наилучшей и наиболее полной (и совершенной)". „еловек, согласно античному мыслителю, должен контролировать свою чувственность, стремитьс€ избежать сильных страстей, так как они увод€т от должной меры и приближают к пороку, т.е. к крайности.
¬ творчестве јристотел€ (384-322 гг. до н.э.) антична€ этика достигла своего высшего развити€, что вр€д ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учител€, сделав выбор в пользу служени€ истине ("’от€ ѕлатон и истина мне дороги, св€щенный долг велит отдать предпочтение истине"). «аслуги јристотел€ в развитии этики чрезвычайно велики:, он дал им€ этой науке, ему принадлежит первый специальный этический труд "Ётика к Ќикомаху", он впервые поставил проблему самосто€тельности этики,построил глубокую, синтетическую теорию морали. ƒл€ этической теории јристотел€ характерны развитый логический анализ, единcтвo метода рационального осмыслени€ проблем и их эмпирического подтверждени€,социальна€ ориентированность этического мышлени€ (взаимосв€зь этики и политики), установка на прикладное, практическое значение теории морали. ¬се это позволило мыслителю не только максимально использовать преимущества эвдемонистической традиции, но и в значительной мере преодолеть изъ€ны натуралистической интерпретации нравственности.
Ётика, в понимании јристотел€,:- это особа€, практическа€ наука о нравственности (добродетели),цель которой - научить человека, как стать счастливым. Ётика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнеде€тельности, решить вопрос о возможности воспитани€ в государстве добродетельных граждан, поэтому она, нар€ду с политикой, €вл€етс€ очень важной практической наукой.
¬ыдел€€ этический аспект проблемы взаимоотношени€ личности и общества, јристотель стремилс€ найти пути их гармонического взаимодействи€ в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо - с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан - с другой. —оциальна€ гармони€ не должна подавл€ть личных интересов.Ќравственность человека, опирающа€с€ на разум и волю, приводит его цели, желани€, потребности в соответствие с интересами государства. –ассматрива€ данную проблему, јристотель высказал важную догадку о том, что источник морали нужно искать в государственных отношени€х.
— содержанием всех разделов этической системы јристотел€ можно ознакомитьс€, обратившись к его трудам и к специальной историко-этической литературе, зафиксируем лишь наиболее значительные его идеи.
”чение о счастье. ќтдава€ дань традиции, высшим благом јристотель признавал счастье (блаженство),внос€ много инновационных оттенков в интерпретацию этого пон€ти€. —частье - это особое состо€ние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) де€тельности. ќтмеча€ единство морали и счасть€, јристотель подчеркивал, что достижение состо€ни€ высшего удовлетворени€ жизнью зависит не только от определенной организации сознани€, но и от поступков. —реди многочисленных условий счасть€ главными €вл€ютс€: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активна€ гражданска€ позици€, дружба.
”чение о добродетели. ¬ отличие от ѕлатона, јристотель отрицал врожденный характер добродетелей,что дало ему возможность поставить проблему нравственного воспитани€. ƒобродетель св€зана с общественно значимым действием ("ƒобродетел€ми вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души"); обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). ѕоскольку мораль основана на разуме и воле, постольку выдел€ютс€ добродетели дианоэтические и этические. јристотель предложил конкретный подход к определению меры добродетели (например,пон€тие мужества зависит от того, о ком мы, ведем речь - о младенце или атлете); обосновал идею о том, что кажда€ добродетель - середина между двум€ крайност€ми (мужество, например, это середина между трусостью и "безумной отвагой"). ћножество интересных наблюдений содержит также анализ отдельных добродетелей, в том числе, главных: справедливости, мудрости, мужества, умеренности.
”чение о дружбе представл€ет собой первый опыт постановки и решени€ проблемы общени€. ѕодчеркива€ высокую нравственную ценность дружбы, јристотел€ анализировал ее количественные и качественные параметры, предлагал классификацию ее различных видов, описывал ее св€зь с добродетелью.
Ѕольшое значение дл€ дальнейшего развити€ этики имели и другие идеи јристотел€ (о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др.). ћногие положени€ этического наследи€ јристотел€ оказались "несвоевременными", “.е. не могли быть достаточно адекватно осознаны не только современниками, Ќо и многими мыслител€ми более поздних времен.

Ёпикур

Ёпикур (341-270 гг. до н.э.), опиравшийс€ на наследие киренаиков и ƒемокрита, рассматривал этику как "лекарство дл€ души", помогающее избавитьс€ от страданий и обрести внутреннее равновесие.
—уществует устойчива€ традици€ гедонистического истолковани€ учени€ Ёпикура, обусловленна€ различи€ми в понимании термина "гедонизм", а также другими обсто€тельствами, в том числе тем, что на уровне обыденного сознани€ люба€ философска€ иде€, приспосабливаема€ к нуждам этого обыденного сознани€, огрубл€етс€, примитивизируетс€ и, естественно, существенно искажаетс€. ( стати, проблема"инобыти€" идеи в массовом сознании сама по себе чрезвычайно интересна. ѕопробуйте сформулировать свое мнение на этот предмет). ќтчасти эта традици€ поддерживаетс€ некоторыми суждени€ми самого Ёпикура.
Ќаличие определенных гедонистических мотивов не опровергает общей эвдемонистической ориентации Ёпикура, определ€вшего счастье весьма своеобразно - как свободу от телесных страданий и душевных тревог. —оответственно, основна€ цель этики - помочь человеку избавитьс€ от страданий или облегчить их. Ётот контекст обнаруживаетс€ во всех этических размышлени€х Ёпикура. ќн отмечает, например, что счастье и удовольствие не тождественны, счастье предполагает правильное отношение к удовольстви€м(избегать неестественных удовольствий, предпочитать духовные, соблюдать меру), иначе страдани€ не миновать.  роме этого, услови€ми счасть€ €вл€ютс€: атаракси€ (безм€тежность души, невозмутимое,спокойное состо€ние духа); индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти. ¬се это, по мнению Ёпикура, освобождает от страданий и способствует приобретению внутренней независимости от мира.
ƒобродетель - не самоценность, а необходимое дл€ счасть€ средство, источник которого находитс€ не во вне, а внутри человека. √лавна€ добродетель - мудрость, предполагающа€ зан€тие философией, что способствует про€снению сути вещей и помогает преодолеть страх смерти. ћудрец не уклон€етс€ от жизни и не боитс€ смерти (смерть не может причинить страданий: когда есть человек, нет смерти, когда приходит смерть, нет уже человека), он зан€т разумной организацией "правильной жизни", котора€ естественным образом подготавливает "прекрасную смерть".
"»з всего того, что мудрость доставл€ет себе дл€ счасть€ всей жизни, самое важное есть обладание дружбой", - это не просто слова, а жизненна€ позици€ Ёпикура, воплощенна€ на практике. Ќужно отметить, что вообще вс€ его жизнь есть реализаци€ учени€. Ќе случайно ученики и последователи Ёпикура благоговейно сохран€ли пам€ть о нем.
¬ дестабилизированной социальной среде человек может спастись бегством от реального мира, наход€ в себе самом источник моральных ценностей, - така€ жизненна€ философи€, предложенна€ Ёпикуром, как и его многочисленные житейские наставлени€, сохран€ют свою попул€рность и по сей день. ќднако,сведение морали к нравственным свойствам индивида чревато возможностью ее рел€тивистского истолковани€, - такого следстви€ этических рассуждений не смогли избежать и представители другой ориентации позднеантичной "практической философии" - стоики.

—тоики

—тоицизм продолжает развитие ригористической тенденции, намеченной киниками. Ќаиболее €вно эта тенденци€ выражаетс€ в идее самоценности добродетели своеобразной форме императивного понимани€ морали.
¬ истории стоицизма выдел€ют три периода: ƒревн€€ —то€ (III-II вв. до н.э.), —редн€€ —то€ (II - I вв. до н.э.), Ќова€ —то€ (I - II вв. н.э.). — точки зрени€ развити€ этической рефлексии, наиболее интересен последний период, когда стоицизм представл€ют трое известных римских мыслителей:

—енека (5 √.до н.э. - 65 г. н.э.),
Ёпиктет (50140 гг. н.э.),
ћарк јврелий јнтоний (121-180 гг. н.э.).

ќсновной принцип стоической этики - осознать господствующую в мире необходимость и подчинитьс€ ей,не утратив при этом чувство собственного достоинства. Ётот принцип имеет различные формы выражени€: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. "ћы рождены под единодержавной властью: повиноватьс€ богу - вот ¬ чем свобода наша" (—енека).  азалось бы, в отличие от Ёпикура стоики пытаютс€ найти внешнюю, объективную точку опоры дл€ морали (така€ потребность в этике уже €вно назрела), но, по существу, остаютс€ в границах субъективизма.
—тоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы (с этим св€зано используемое ими пон€тие "апати€", которое обозначает "бесстрастное" отношение ко всему,включа€ страдание); занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель - знание, зло - незнание); определ€ют свое отношение к смерти. „то касаетс€ последней проблемы, то ее решение исходит из установки: "∆изнь - не благо, смерть - не. зло", т, е, жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишаетс€ смысла и предпочтительней оказываетс€ смерть: "Ћучше достойно умереть, чем недостойно жить" (—енека).
“аково (в самых общих чертах, конечно) мировоззренческое кредо стоиков, попытавшихс€ помочь человеку в сложных обсто€тельствах социального хаоса и нравственной деградации сохранить моральное достоинство; прин€ть мир таким, какой он есть, раз нет надежды на его изменение; противопоставить изменчивой судьбе свою внутреннюю нравственную целостность, ¬озможно, и в насто€щее врем€ стоическа€ этика способна стать "путеводной звездой" дл€ человека, попавшего в трагическую жизненную ситуацию. “ем не менее, содержание стоического идеала свидетельствует о том, что субъективизм, как основа этического сознани€, утрачивал свою привлекательность. Ќачиналс€ поиск объективных оснований морали, который на длительное врем€ оказалс€ св€занным с христианской религии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1345 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

648 - | 485 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.