Чтобы выздоровление было эффективным, необходимо дать специальное определение. Стадия-I определена, как преодоление основной зависимости. Выздоровлению Стадии-П я дал определение - «учиться любви». Это определение может показаться упрощенным, но оно не должно быть понято поверхностно. Более того, важно понять, что к выздоровлению Стадии-П могут обратиться не только зависимые люди. Стадия-11 означает «учиться любить», а мы все участвуем в этом путешествии, и мы все сталкиваемся с одинаковыми проблемами личностного и духовного роста.
Все мы предназначены для любви, и каждое движение наших сердец — это попытка встретить и каким-то образом получить то, в чем мы нуждаемся. Исследования неоднократно доказывали, что мы нуждаемся в интимности, чтобы вести успешную и счастливую жизнь. Если младенцев лишить физических контактов с другими, то они умрут, даже если их основные нужды будут удовлетворены. Младенцы, которые находятся в больничных палатах, где постоянно раздается звук биения человеческого сердца по селекторной связи, гораздо спокойнее и тише, чем младенцы, которых оставляют в обычных яслях. В другом конце жизненного цикла старость не является необходимой неизбежностью: она часто результат потери цели и смысла жизни - чувства, что никто не заботится о нас или считает нас незначительными. Во всяком возрасте мы нуждаемся в интимности и любви. Поэтому, путешествие «учиться любви» важно каждому, а не только тем, кто прошел путь Стадии-1.
Если первым принципом выздоровления Стадии-Н является «учиться любви», то вторым является то, что любовь существует только во взаимоотношениях. Нельзя просто любить - неизвестно, что. Как сказал Мартин Бабер: «Любовь существует между двумя полюсами и строится силами двух сторон». Это значит - во взаимоотношениях. Поэтому, чтобы достигнуть удовлетворяющей нас степени интимности, каждый должен обладать достаточным умением. Многие люди любят, но при этом не способны создавать взаимоотношения, которые работают.
На семинарах я часто задаю вопрос: «Думаете ли вы, что невыздоравливающий алкоголик может любить?» После некоторых колебаний и бормотаний кто-нибудь обычно говорит: «Да, я думаю, что может». Но выздоравливающие алкоголики никогда не медлят с ответом. Они обычно восклицают: «Конечно», и пускаются в объяснения, что они запивали в большинстве случаев от того, что когда они были трезвые, им было больно от тех ран, которые им наносили те, кого они так сильно любили.
Тогда я задаю другой вопрос: «Может быть, они могут любить, тогда, что же не так?» Ответом, конечно, является то, что они не могут создавать взаимоотношения, которые работают. А так как они не могут это делать, они остаются за невидимой стеной, о которой писала Дженни А., удивляясь, почему они так одиноки.
Но недостаток в навыках, необходимых для того, чтобы функционировать в здоровых взаимоотношениях, испытывает не только невыздоравливающий алкоголик (остается он трезвый или нет). Это же можно сказать о любом другом невыздоравливающем человеке, который не приобрел необходимые навыки. Недостаток навыков не означает, что мы жестоки или дурны - это лишь не позволяет нам получать все то хорошее от наших взаимоотношений, что получают люди, обладающие этими навыками.