Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“џ Ч Ё“ќ Ќ≈ “¬ќ… ”ћ




 

 

—јћќ≈ ЅќЋ№Ўќ≈ ѕ–≈ѕя“—“¬»≈ Ќј ѕ”“»   ѕ–ќ—¬≈“Ћ≈Ќ»ё

 

ѕросветление Ч что это такое?

”же больше тридцати лет нищий сидел на обочине дороги. ќднажды мимо проходил странник.

Ч ѕодайте несколько монет, Ч прошамкал нищий беззубым ртом, механически прот€нув ему старую бейсболку.

Ч ћне нечего тебе дать, Ч ответил странник. ј затем спросил: Ч Ќа чем это ты сидишь?

Ч ƒа так, ни на чем, Ч ответил нищий. Ч Ёто просто старый €щик. я сижу на нем столько, сколько себ€ помню.

Ч ј внутрь когда-нибудь загл€дывал? Ч поинтересовалс€ странник.

Ч Ќет, Ч сказал нищий. Ч  акой смысл? “ам же ничего нет.

Ч ј ты загл€ни, Ч настаивал странник.

Ќищий прин€лс€ поднимать крышку. — огромным удивлением и восторгом, не вер€ собственным глазам, он увидел, что €щик был полон золота.

я и есть тот самый странник, у которого нет ничего, что он мог бы тебе дать и который предлагает тебе загл€нуть внутрь. Ќо не внутрь какого-то €щика, как в этой притче, а гораздо ближе Ч внутрь самого себ€.

Ч Ќо € не нищий, Ч могу € услышать от теб€ в ответ.

“е, кто не нашел свое истинное сокровище, ту лучезарную радость Ѕыти€ и глубокий, устойчивый, незыблемый покой, приход€щий вместе с Ќим, и есть нищие, даже если они владеют несметными материальными богатствами. ќни ищут снаружи, шар€т впотьмах в поисках отрывочных удовольствий или собственной реализации, жаждут признани€ и самоутверждени€, ищут безопасности, хот€т любви и в то же самое врем€ имеют в своем распор€жении такое внутреннее богатство, которое заключает в себе не только всЄ перечисленное, но и бесконечно больше, чем может предложить весь мир.

—лово УпросветлениеФ рождает в воображении человека мысль о достижении некого состо€ни€ сверхчеловека, а эго любит преподносить это именно так, однако просветление Ч это всего лишь твое естественное природное состо€ние ощущени€ единства с —ущим. Ёто состо€ние соединенности с чем-то безмерным и неразрушимым, с чем-то почти парадоксальным, чем ты, в сущности, и €вл€ешьс€, и даже с чем-то гораздо большим, чем ты. ќно раскрывает тебе твою истинную природу, пребывающую за пределами твоего имени и тела. Ќеспособность чувствовать эту соединенность питает иллюзию разделенности, иллюзию разобщенности как с самим собой, так и с окружающим миром. ѕоэтому ты сознательно или бессознательно воспринимаешь и ощущаешь себ€ изолированным фрагментом. “огда в тебе усиливаетс€ страх, а состо€ние внутреннего и внешнего конфликта становитс€ нормой.

ћне очень нравитс€ данное Ѕуддой простое определение просветлени€, как Уокончание страдани€Ф. ¬ этом нет ничего сверхчеловеческого, не так ли?  ак определение, оно, разумеетс€, не полно. ќно говорит лишь о том, чем просветление не €вл€етс€: оно не €вл€етс€ страданием. Ќо что остаетс€, когда страдание уходит? ѕо этому поводу Ѕудда хранит молчание, и его молчание подразумевает, что тебе самому придетс€ с этим разобратьс€. ќн использует отрицающее определение, дл€ того чтобы ум не смог превратить это в нечто такое, во что можно поверить, в то, что ты можешь достигнуть состо€ни€ сверхчеловека, то есть чтобы ум не смог превратить это в цель, достижение которой станет дл€ теб€ невозможным. Ќесмотр€ на это предостережение, большинство буддистов продолжают верить, что просветление Ч это дл€ Ѕудды, а не дл€ них Ч ну, по крайней мере, не в этой жизни.

 

¬ы употребл€ете слово —ущее[2]. Ќе могли бы вы объ€снить, что вы под этим подразумеваете?

 

—ущее Ч это вечна€ ≈дина€ ∆изнь, всегда существующа€ за пределами мириад своих форм, которые по€вл€ютс€ и исчезают, рождаютс€ и умирают. ќднако —ущее, как сама€ сокровенна€, незрима€ и неразрушима€ суть, присутствует не только за пределами, но и глубоко внутри каждой формы. Ёто означает, что пр€мо сейчас она доступна тебе как твоЄ собственное глубочайшее УяФ, как тво€ истинна€ природа. “олько не пытайс€ постичь ее своим умом. Ќе пытайс€ пон€ть ее. “ы сможешь познать ее лишь тогда, когда твой ум успокоитс€.  огда ты находишьс€ в состо€нии присутстви€, когда твое внимание полностью сосредоточено и в высшей степени сфокусировано на моменте —ейчас, тогда ты можешь почувствовать —ущее, но не можешь постичь ≈го ментально. ¬озвращение к осознаванию —ущего и пребывание в состо€нии Уощущени€-осознавани€Ф Ч вот что такое просветление.

 

 

ѕроизнос€ слово —ущее, говорите ли вы о Ѕоге? ≈сли да, то почему вы не употребл€ете слово Ѕог?

 

¬ результате имевшего место на прот€жении тыс€челетий неправильного употреблени€ слова Ѕог, оно утратило вс€кий смысл. »ногда € его использую, однако очень редко. ѕод неверным употреблением € подразумеваю то, что люди, ни разу даже мимолетно не прикоснувшиес€ к этому св€щенному царству, не ощутившие того бескрайнего простора, которым наполнено это слово, используют его с глубокой убежденностью в том, будто ведают, о чем говор€т. »ли же выступают против этого, как если бы они знали, что именно отрицают. ѕодобное злоупотребление способствует преумножению абсурдных верований, утверждений, суждений и эготипических заблуждений, таких, как ћой или наш Ѕог Ч это только наш, один-единственный истинный Ѕог, а ваш Ѕог Ч неверныйФ, или же как знаменитое за€вление Ќицше УЅог умерФ.

—лово Ѕог стало пон€тием, подразумевающим наличие ограничений. —тоит ему прозвучать, как воображение тотчас рисует некий ментальный образ, чаще всего напоминающий белобородого старца. ќднако это €вл€етс€ лишь ментальным представлением чего-то или кого-то, наход€щегос€ вне теб€, снаружи, и, конечно же, почти об€зательно, это что-то или кто-то Ч существо мужского рода.

Ќи слово Ѕог, ни слово —ущее и никакое другое слово не могут служить определением или объ€снением невыразимой и не поддающейс€ описанию сто€щей за этим словом реальности. ѕоэтому единственным вопросом, имеющим значение, будет такой: помогает ли тебе это слово, €вл€етс€ ли подсказкой, позвол€ющей придти к ощущению “ого, на что указывает? ”казывает ли оно на сто€щую за ним трансцендентную реальность или слишком легко залетает в твою голову в виде какой-нибудь идеи, в которую ты начинаешь верить, или же превращаетс€ в ментального идола?

—лово —ущее, так же как и слово Ѕог, ровным счетом ничего не объ€сн€ет. “ем не менее, слово —ущее имеет определенное преимущество, так как €вл€етс€ открытой концепцией. ќно не умал€ет бесконечного Ќевидимого и не сводит его к пон€тию какого-то обусловленного, конечного объекта, имеющего свои границы. Ќевозможно сформировать его ментальный образ. Ќикто не может претендовать на исключительное владение им. Ёто сама тво€ суть, доступна€ тебе в любой момент в виде чувства собственного присутстви€, осознавани€ себ€ как я есть еще раньше того, как ты отождествишь себ€ с тем или с этим. “аким образом, это всего лишь малый шаг от слова —ущее к ощущению —ущего.

 

 

„то больше всего мешает ощущать эту реальность?

 

ќтождествление себ€ со своим умом, который делает поток мыслей нескончаемым, а сами мысли неотв€зными. Ќеспособность останавливать поток мыслей Ч это страшна€ беда, которую мы, однако, не осознаем и почти все от этого страдаем, что, впрочем, считаетс€ нормой. Ётот непрестанный ментальный шум мешает нащупать неотделимый от —ущего мир внутреннего спокойстви€.  роме того, этот шум создает ложное, вымышленное У€Ф, отбрасывающее тень страха и страдани€. Ќесколько позже мы рассмотрим это более детально.

‘илософ ƒекарт, дела€ свое знаменитое за€вление: Уя мыслю, значит, существуюФ, верил в то, что докопалс€ до самой фундаментальной истины.

‘актически он сформулировал самое основное заблуждение: приравн€л мышление к Ѕытию, а личность Ч к мышлению. Ќеотв€зный мыслитель, живущий внутри почти каждого из нас, пребывает в состо€нии очевидной и несомненной разделенности, существу€ в безумно сложном мире нескончаемых проблем и конфликтов, в мире, отражающем посто€нно нарастающую фрагментацию ума. ѕросветление Ч это состо€ние цельности, состо€ние быти€ Уодно-в-единомФ, а значит, состо€ние поко€. ¬ единстве с жизнью в ее про€вленном аспекте, в единстве с миром, так же как в единстве со своим глубочайшим У€Ф и с непро€вленной жизнью Ч в единстве с —ущим. ѕросветление Ч это не только окончание страдани€ и конец нескончаемого внутреннего и внешнего конфликта, но также и конец чудовищной, рабской зависимости от об€зательного думань€.  акое же это неописуемое, неверо€тное освобождение!

ќтождествление со своим умом создает непроницаемый заслон из принципов, €рлыков, образов, слов, суждений и определений, которые блокируют любые насто€щие отношени€. ќно вклиниваетс€ между тобой и твоим У€Ф, между тобой и твоими друзь€ми и подругами, между тобой и природой, между тобой и Ѕогом. Ёто тот заслон из мыслей, который создает иллюзию разделенности, иллюзию будто есть УтыФ и УдругиеФ, существующие как бы совершенно отдельно от теб€. “огда ты забываешь ключевой факт, лежащий в основе физических про€влений разобщенных форм, факт, состо€щий в том, что ты пребываешь в единстве со всем, что есть. ¬ слово УзабываешьФ € вкладываю такой смысл, что ты утрачиваешь способность чувствовать это единство как самодоказанную реальность. “ы можешь верить в то, что это правда, но уже не знаешь, что это так. ¬ера может дать тебе чувство комфорта. ќднако она становитс€ освобождением только через собственный опыт.

ѕроцесс мышлени€ превратилс€ в болезнь. ¬едь болезнь наступает тогда, когда нарушаетс€ равновесие. Ќапример, нет ничего ненормального в том, что клетки тела дел€тс€ и размножаютс€, но если этот процесс будет продолжатьс€, не согласу€сь с организмом в целом, то они начнут размножатьс€ бесконтрольно, и тогда начнетс€ болезнь.

«амечание: ”м, при его правильном использовании, €вл€етс€ совершенным и непревзойденным инструментом. ѕри неправильном же применении он становитс€ чрезвычайно разрушительным. ¬ыража€сь точней, это не то, что ты, возможно, как-то не так им пользуешьс€ Ч обычно ты им вообще не пользуешьс€. ќн пользуетс€ тобой. ¬от в чем заключаетс€ болезнь. “ы веришь в то, что ты есть твой ум. ј это заблуждение. »нструмент завладел тобой.

 

я с этим не совсем согласен. “о, что у мен€, как и у большинства людей, много бесцельных размышлений, Ч это правда, но, все же, занима€сь чем-либо, € использую свой ум и всегда поступаю именно так.

 

ќдно то, что ты способен разгадать кроссворд или построить атомную бомбу, вовсе не означает, что ты используешь свой ум. “очно так же, как собаки люб€т обгладывать кости, ум любит запускать свои зубы в проблемы. »менно поэтому он разгадывает кроссворды и строит атомные бомбы. “еб€ больше ничего не интересует. ѕозволь мне спросить теб€ вот о чем: можешь ли ты освободитьс€ от ума по собственному желанию? Ќашел ли ты кнопку УвыключитьФ?

 

¬ы имеете в виду Ч совсем прекратить думать? Ќет, не могу, за исключением, может быть, мгновени€ или двух.

 

Ёто значит, что ум использует теб€. “ы бессознательно отождествил себ€ с ним, поэтому даже не знаешь, что стал его рабом. Ёто почти как если бы кто-то завладел тобой, не поставив теб€ об этом в известность, и ты принимаешь это владеющее тобой существо за самого себ€. —вобода начинаетс€ там, где ты осознаЄшь, что тобой никто не владеет, что ты не €вл€ешьс€ объектом обладани€, то есть не €вл€ешьс€ мыслителем. «нание этого позвол€ет тебе наблюдать за бытием. ¬ тот момент, когда ты начинаешь наблюдать за мыслителем, активизируетс€ более высокий уровень сознани€. “огда ты приходишь к пониманию того, что за пределами мышлени€ существует безграничное царство разума, и что мысль €вл€етс€ лишь крошечной частью этого разума. “ы также понимаешь, что абсолютно все, что действительно имеет значение Ч красота, любовь, творчество, радость, внутренний покой, Ч возникает за пределами ума. “огда ты начинаешь пробуждатьс€.

 

 

ќ—¬ќЅќ∆ƒ≈Ќ»≈ —≈Ѕя ќ“ ”ћј

 

„то именно вы подразумеваете под Унаблюдением за мыслителемФ?

 

≈сли кто-нибудь придет к доктору и скажет: Уя слышу голос у себ€ в головеФ, то, скорее всего, получит направление к психиатру.

ƒело в том, что буквально каждый из нас все врем€ слышит у себ€ в голове такой же голос, а то и несколько. Ёто значит, что там протекают непроизвольные, бессознательные мыслительные процессы, и при этом вы даже не подозреваете, что располагаете силой, способной остановить эти непрерывные монологи и диалоги.

¬озможно, вы встречали на улице так называемых УпомешанныхФ, которые посто€нно что-то бормочут и не перестава€ беседуют сами с собой. ћежду прочим, разница между тем, что делают они, и что делаешь ты вместе со всеми остальными УнормальнымиФ людьми, состоит лишь в том, что вы не делаете этого вслух. √олос в голове комментирует, рассуждает, судит, сравнивает, жалуетс€, любит, не любит и т. д. » когда ты вдруг обнаруживаешь, что абсолютно поглощен этим процессом, то тебе совсем не об€зательно слышать его, ибо это совершенно не существенно и не имеет вообще никакого значени€; может быть, этот голос возрождает к жизни событи€ недавнего прошлого или озвучивает возможные будущие ситуации, которые рисует твое воображение. ¬ этом поле часто возникают варианты негативного развити€ событий, а также их возможные последстви€, а все это вместе называетс€ беспокойством. ѕорой така€ звукова€ дорожка сопровождаетс€ дополн€ющими ее визуальными образами или "ментальным кино". ≈сли же голос касаетс€ событи€, происход€щего в насто€щем, то даже его он интерпретирует в категори€х прошедшего времени. Ёто происходит потому, что голос принадлежит вашему обусловленному уму, который, в свою очередь, €вл€етс€ плодом всей вашей предшествующей истории, а вместе с тем отражением унаследованных вами общественных и культурных ментальных установок. “о есть вы воспринимаете насто€щее и судите о нем, гл€д€ на него глазами прошлого, и в результате получаете его совершенно искаженное изображение. ѕричем то, что вы слышите, не очень-то сильно отличаетс€ от того, что могло бы слететь с €зыка вашего злейшего врага. ћногие люди живут, име€ в своей собственной голове мучител€, который непрерывно атакует и карает, истоща€ и расточа€ их жизненную энергию. Ёто €вл€етс€ как причиной невыразимого убожества и драматических напастей, так и причиной всевозможных заболеваний.

“ем не менее, у мен€ дл€ теб€ есть хороша€ новость, и она состоит в том, что ты можешь освободить себ€ от власти своего ума. » только это может принести тебе истинное освобождение. ѕр€мо сейчас ты можешь сделать к этому свой первый шаг. Ќачни с того, чтобы как можно чаще прислушиватьс€ к голосу, бурчащему у теб€ в голове. ќбращай особое внимание на повтор€ющиес€ мыслеформы и их комбинации Ч этакие старые заезженные грампластинки, которые на прот€жении многих лет крут€тс€ и скрип€т у теб€ между ушей. ѕоэтому, говор€ об Уотслеживании мыслител€Ф, € имею в виду именно это, или же можно выразитьс€ иначе: слушай голос, который звучит у теб€ в голове, будь присутствующим свидетельством пребывани€ в насто€щем.

—лушай этот голос беспристрастно. Ќе суди. Ќе суди и не проклинай то, что слышишь, ибо это будет означать, что голос вернулс€ к тебе через черный ход. —коро ты поймешь: там Ч голос, а здесь Ч я есть, слушающий его и наблюдающий за ним. ќсознание этого я есть и €вл€етс€ чувством твоего собственного присутстви€. Ёто чувство Ч не мысль. ќно восходит из-за пределов ума.

 

 

“аким образом, прислушива€сь к мысли, ты осознаешь не только то, что мысль есть, но вместе с тем осознаешь и свое собственное присутствие, как присутствие очевидца. ¬озникает новое измерение сознани€.  ак только ты начинаешь прислушиватьс€ к мысл€м, то начинаешь чувствовать присутствие сознани€ Ч своего глубочайшего У€Ф, обнаруживающего себ€ за пределами мыслей, где оно обычно и пребывает. ј поскольку ты перестаешь подпитывать свой ум, как это обычно бывает при отождествлении себ€ с ним, то мысли перестают властвовать над тобой и быстро затихают. Ёто становитс€ началом конца процесса непроизвольного и нав€зчивого думань€.

—тоит мысли уйти, как ты чувствуешь, что в потоке мыслей по€вл€ютс€ просветы Ч промежутки Убез-мыслейФ. ѕоначалу эти промежутки бывают короткими, может быть, всего в несколько секунд, но со временем они станов€тс€ длиннее. ¬нутри этих просветов ты об€зательно будешь находить мир и внутреннее спокойствие, что станет началом открыти€ твоего естественного состо€ни€ Ч состо€ни€ ощущени€ единства с —ущим, которое ум от теб€ обычно заслон€ет. ѕо мере продвижени€ в этой практике чувство внутреннего спокойстви€ и мира у теб€ будет только углубл€тьс€. ¬ действительности глубина этого чувства беспредельна. ј еще ты будешь чувствовать тонкую эманацию радости, восход€щую из внутренней глубины, Ч ты будешь чувствовать радость —ущего.

Ёто состо€ние не €вл€етс€ состо€нием транса. —овсем нет. «десь вовсе не происходит никакой потери сознани€. ¬сЄ наоборот. ≈сли бы ценой достижени€ состо€ни€ внутреннего поко€ было снижение уровн€ сознани€, а ценой достижени€ спокойстви€ была бы утрата жизнеспособности и бдительности, то этим вообще не стоило бы заниматьс€. ѕребыва€ в состо€нии ощущени€ внутренней соединенности, ты становишьс€ гораздо бдительнее, становишьс€ более пробужденным, чем прежде, когда ты еще находилс€ в состо€нии отождествлени€ себ€ со своим умом. “ы полностью присутствуешь.  роме того, это повышает частоту вибраций энергетического пол€, которое дарит жизнь твоему физическому телу.

„ем глубже ты уходишь в это царство Убез-мыслейФ, как его иногда называют на ¬остоке, тем глубже ты входишь в состо€ние чистого сознани€. ѕребыва€ в этом состо€нии, ты с такой остротой и радостью чувствуешь свое присутствие, что по сравнению с ним все твои мысли, эмоции, физическое тело вместе со всем окружающим миром станов€тс€ относительно малозначащими. ќно уносит теб€ далеко за пределы того, что ты раньше считал Усамим собойФ. Ёто присутствие, по существу, и есть ты, и в то же врем€ оно невообразимо больше, чем ты. “о, что € хочу этим сказать, может звучать парадоксально или даже противоречиво, но € не могу выразить это по-другому.

 

 

¬место того чтобы Уотслеживать мыслител€Ф, ты можешь создавать просвет в потоке мыслей путем обычной концентрации внимани€ на том, что есть в насто€щий момент. ѕросто в насто€щий момент стань в высшей степени осознанным. Ёто приносит глубокое удовольствие и радость. “ак ты выводишь сознание из сферы де€тельности ума и создаешь промежуток Убез-мыслейФ, внутри которого пребываешь в состо€нии наивысшей бдительности и осознанности, однако при этом Ч не думаешь. ¬от в чем суть медитации.

“ы можешь практиковать это в своей повседневной жизни, отдава€ все свое внимание любой рутинной де€тельности, единственный способ прекратить которую Ч это довести ее до конца, то есть ты можешь делать так, чтобы любое дело замыкалось на самом себе. Ќапример, вс€кий раз шага€ по лестнице дома или на работе, удел€й самое пристальное внимание каждой ступеньке, каждому движению, даже своему дыханию. ѕолностью присутствуй. »ли если ты моешь руки, то обращай внимание на все св€занные с этим тонкости ощущений: на звук льющейс€ воды, на движени€ рук, на аромат мыла и т. д. »ли когда ты, сад€сь в машину, закроешь дверь, сделай паузу всего в несколько секунд и понаблюдай за своим дыханием. ѕриди к осознаванию безмолвного и, вместе с тем, сильного чувства присутстви€. ¬ этой практике есть лишь один критерий успеха Ч это глубина состо€ни€ поко€, который ты ощущаешь внутри себ€.

 

 

“аким образом, единственным и самым жизненно важным шагом на твоем пути к просветлению становитс€ умение разотождествл€ть себ€ с умом.  аждый раз, когда ты прерываешь поток размышлений, свет твоей осознанности становитс€ €рче.

ќднажды ты сможешь поймать себ€ на том, что улыбаешьс€, прислушива€сь к звучащему у теб€ в голове голосу, примерно так же как улыбаешьс€ шалост€м ребенка. Ёто означает, что ты перестанешь слишком серьезно воспринимать содержимое своего ума, так как твое самоощущение не зависит от него.

 

 

ѕ–ќ—¬≈“Ћ≈Ќ»≈: ¬ќ—’ќ∆ƒ≈Ќ»≈ Ќјƒ ћџЎЋ≈Ќ»≈ћ

 

ќб€зательно ли нужно думать, чтобы выжить в этом мире?

“вой ум Ч это инструмент, орудие труда. ќн существует и предназначен дл€ того, чтобы ты мог пользоватьс€ им дл€ решени€ определЄнных задач, но как только задача решена, ты можешь убрать его на место. ј раз так, то € бы сказал, что примерно 80-90 процентов совокупного потока мыслей не только повтор€ютс€ и €вл€ютс€ бесполезными, но в силу своей дисфункциональности часто имеют еще и негативную природу, причем по большей части они еще и вредоносны. ѕонаблюдай за своим мыслительным процессом, и сам убедишьс€, что это именно так. Ётот процесс €вл€етс€ причиной серьезной утечки жизненной энергии.

Ќа самом деле така€ разновидность нав€зчивого мышлени€ Ч это вредна€ привычка, что-то вроде наркозависимости. „то характеризует вредную привычку? ј вот что: у теб€ исчезает ощущение, что ты можешь остановитьс€. ” теб€ нет альтернативы.  ажетс€, что привычка сильнее теб€.  роме того, она создает у теб€ ложное чувство удовольстви€, которое потом неизменно превращаетс€ в боль.

 

ѕочему мы так сильно прив€заны к думанью?

 

ѕотому что вы отождествл€ете себ€ с умом, а это означает, что вы черпаете свое самоощущение из содержимого ума и из того, на что направлена его де€тельность. ѕотому что думаете, что если остановить поток мыслей, то это прекратит ваше существование. ѕо мере взрослени€ вы формируете ментальный образ себ€, который базируетс€ на личных и культурных установках. ћы можем называть этот фантом себ€ Ч эго. Ёго состоит из активности ума и может существовать только в процессе непрерывного думань€. “ермин УэгоФ разные люди понимают по-разному, но в том контексте, в каком € его здесь употребл€ю, эго означает ложное У€Ф, рожденное в результате бессознательного отождествлени€ себ€ со своим умом.

ƒл€ эго насто€щий момент едва ли существует. ќно чтит только прошлое и будущее и считает важными только их. Ётим полным искажением и даже извращением истины объ€сн€етс€ тот факт, что ум, действующий в режиме эго, претерпевает довольно глубокие функциональные изменени€. ќн по рукам и ногам св€зан необходимостью поддерживать прошлое в живом виде и всегда об этом хлопочет, потому что Ч ну кто ты есть без прошлого-то? ƒл€ обеспечени€ своего выживани€ ум посто€нно проецирует себ€ в будущее и занимаетс€ в нем поисками хоть какой-нибудь собственной реализации. ќн говорит: У¬ один прекрасный день, когда-нибудь, там или с€м, произойдет то или это. » тогда у мен€ все будет в пор€дке, € буду счастлив и доволен, тогда € обрету покойФ. ƒаже если кажетс€, что эго заботит насто€щее, то оно видит его совсем не как насто€щее Ч оно воспринимает его совершенно неверно, потому что смотрит на него глазами прошлого. »ли обесценивает насто€щее до уровн€ средства достижени€ цели, средства, которое всегда лежит в спроецированном умом будущем. ѕонаблюдай за своим умом, и ты увидишь, что он работает именно так.

 люч к освобождению находитс€ в насто€щем моменте. Ќо до тех пор, пока ты есть твой ум, тебе не удастс€ его отыскать.

 

я не хочу утрачивать способность анализировать и распознавать. я не против того, чтобы научитьс€ думать более €сно и сфокусированно, но € не хочу потер€ть свой ум. ƒар мышлени€ €вл€етс€ самым драгоценным из того, что у нас есть. Ѕез него мы были бы просто еще одним видом животных.

√осподство ума Ч это не более чем фаза или этап в эволюции сознани€. ƒл€ нас сейчас существует неотложность и срочна€ необходимость перехода на следующую стадию; в противном случае мы будем уничтожены своим же умом, который продолжает расти и уже превращаетс€ в чудовище. Ќесколько позже € расскажу об этом подробнее. ћышление и сознание не €вл€ютс€ синонимами. ћышление Ч это лишь тончайший слой сознани€. ћысль не может существовать вне сознани€, однако сознание не нуждаетс€ в мысл€х.

ѕросветление означает восхождение над мыслью, а не падение, не скатывание на уровень ниже мысли, не возврат к уровню животного или растени€. ѕребыва€ в состо€нии просветлени€, ты вс€кий раз, когда это требуетс€, можешь использовать свой мысл€щий ум, однако делаешь это гораздо более сфокусированно и эффективно, чем прежде. “ы будешь использовать его ради достижени€ большинства практических целей, остава€сь при этом в стороне от нав€зчивого внутреннего диалога и пребыва€ в состо€нии глубокого спокойстви€. »спользу€ ум, особенно если тебе нужно найти творческое решение, ты будешь в течение нескольких минут или около того как бы раскачиватьс€ между мыслью и спокойствием, между умом и не-умом. Ќе-ум Ч это сознание без мыслей. “олько так можно думать творчески, потому что только в этом случае мысль обретает насто€щую силу. ќдиночна€ мысль, котора€ тер€ет св€зь с безмерным, безбрежным царством сознани€, быстро становитс€ бессодержательной, бесплодной, безумной и деструктивной.

ѕо своей сути, ум Ч это машина дл€ выживани€. Ќападение на одних и защита от других разумных существ, накопление, хранение и анализ информации Ч вот в чем он силен, но все это не имеет отношени€ к творчеству. ¬се насто€щие мастера и художники, знают они об этом или нет, твор€т, наход€сь в состо€нии не-ума, то есть, пребыва€ в состо€нии внутреннего поко€. ”м лишь придает творческому импульсу форму и активизирует их способность видеть внутреннюю суть. ¬еличайшие ученые рассказывали, что их творческие прорывы случались именно в периоды ментального затишь€. ќбщенациональное исследование с целью изучени€ методов их работы, проведенное среди самых именитых американских математиков, включа€ Ёйнштейна, дало совершенно неожиданные результаты. Ѕыло установлено, что мышление Уиграет лишь второстепенную роль, причем только в короткой, заключительной фазе всего творческого процессаФ[3]. ѕоэтому € бы сказал, что абсолютное большинство ученых не потому не €вл€ютс€ творческими людьми, что не знают, как надо думать, а потому, что просто-напросто не знают, как остановить свой мыслительный процесс.

¬едь такое чудо, как жизнь на земле или в твоем теле, котора€ была когда-то сотворена и продолжаетс€ сейчас, не €вл€етс€ результатом размышлений. —овершенно €сно, что это плод работы разума, намного большего, чем ум.  ак это может быть, чтобы только одна единственна€ клетка человеческого тела размером всего 1/1000 дюйма вмещала бы в себ€ инструкции, хранимые в ƒЌ , объем которых составил бы 1000 томов по 600 страниц в каждом? „ем больше мы узнаЄм о том, как работает тело, тем больше осознаем, сколь огромна работа этой внутренней разумности, понима€ в то же врем€, сколь скудны наши познани€.  огда ум воссоедин€етс€ с этой внутренней разумностью, он становитс€ самым удивительным инструментом. “огда он служит чему-то гораздо большему, чем самому себе.

 

 

Ёћќ÷»я: –≈ј ÷»я “≈Ћј Ќј —ќ—“ќяЌ»≈ ”ћј

 

ј как тогда насчет эмоций? я гораздо чаще попадаюсь в ловушку эмоций, чем в ловушку ума.

 

”м, в том смысле слова, в каком € его здесь употребл€ю, это не просто мысль. ќн содержит в себе не только эмоции, но и все бессознательные ментально-эмоциональные модели ответных реакций. Ёмоции возникают в точке соединени€ ума и тела. Ёто ответна€ реакци€ тела на то, чем зан€т ум, или если выразитьс€ иначе, это отражение состо€ни€ ума в теле. Ќапример, мысль о том, что на теб€ могут напасть, или мысль о враге вызовут в твоем теле нарастание энергии, которую мы называем гневом. “ело начнет готовитьс€ к драке. ќт мысли о физической или психологической угрозе тело сжимаетс€, а это €вл€етс€ физической стороной того, что мы называем страхом. »сследовани€ вы€вили, что сильные эмоции вызывают в теле даже биохимические изменени€. Ёти изменени€ представл€ют собой физический или материальный аспект эмоций. –азумеетс€, обычно ты не осознаешь у себ€ наличи€ подобных мыслеформ, поэтому вывести их на уровень осознавани€ ты можешь только через наблюдение за эмоци€ми.

„ем больше ты отождествл€ешьс€ с мышлением, то есть с тем, что тебе нравитс€ и что не нравитс€, со своими суждени€ми и интерпретаци€ми, тем в меньшей степени ты присутствуешь как осознанный наблюдатель, как наблюдающее сознание. », стало быть, тем сильнее твой эмоциональный энергетический зар€д, причем независимо от того, знаешь ты об этом или нет. ≈сли ты не чувствителен к своим эмоци€м, если ты от них отрезан, то, в конечном счете, неизбежно начнешь ощущать их на чисто физическом уровне в виде физических проблем или их симптомов. «а последние годы об этом очень много написано, поэтому нам нет необходимости углубл€тьс€ в эту тему. Ѕессознательна€, сильно выраженна€ эмоциональна€ модель может про€витьс€ даже в виде какого-нибудь внешнего событи€, которое происходит с тобой как бы случайно. Ќапример, € сам наблюдал, что люди, которые нос€т в себе много накопленной злобы, о чем даже не подозревают и, на первый взгл€д, никак этого не выражают, гораздо чаще подвергаютс€ словесным, а порой и физическим нападени€м со стороны других озлобленных людей, причем зачастую без видимой на то причины. ѕросто от них исходит сильна€ эманаци€ злости и гнева, которую люди определенного склада подсознательно улавливают и на которую реагируют, и это провоцирует и активизирует их собственную латентную злость.

≈сли тебе еще трудно чувствовать свои эмоции, начни с концентрации внимани€ на внутреннем энергетическом поле тела, на своих внутренних ощущени€х. „увствуй тело изнутри. Ёто тоже выведет теб€ на уровень соприкосновени€ с эмоци€ми. Ќиже мы исследуем это подробнее.

 

 

¬ы говорите, что эмоци€ Ч это отражение состо€ни€ ума в теле. ќднако порой между умом и эмоцией наступает конфликт: ум говорит УнетФ, а эмоци€ говорит УдаФ, или наоборот.

 

≈сли ты действительно захочешь получить представление о состо€нии своего ума, то тело всегда даст тебе его истинное отражение, поэтому смотри на свою эмоцию или же просто чувствуй ее в теле. ≈сли мысль и эмоци€ откровенно конфликтуют, то мысль будет ложью, а эмоци€ Ч правдой. ’от€ она и не €вл€етс€ окончательной истиной о том, кто ты есть, тем не менее, она сообщает тебе относительную правду о состо€нии твоего ума в данный момент времени.

 онфликт между поверхностными мысл€ми и бессознательными ментальными процессами получил очень широкое распространение. “ы можешь совсем не отдавать себе отчета о наличии у себ€ бессознательной мыслительной де€тельности, что даже само по себе могло бы привести к осознаванию ее как мысли, но эта де€тельность всегда отражаетс€ в теле в виде эмоции, а ее ты уже можешь осознавать. ¬ этом смысле отслеживание эмоций представл€ет собой почти то же самое, что и слушание или отслеживание мыслей, о чем € уже рассказывал. ≈динственное отличие состоит в том, что если мысль локализуетс€ у теб€ в голове, то эмоци€ помимо этого имеет еще и сильную физическую составл€ющую, которую можно почувствовать главным образом в теле. “ы можешь позволить эмоции быть, но при этом не допускать, чтобы она управл€ла тобой. “огда ты перестаешь быть эмоцией; теперь ты наблюдатель, страж, который караулит насто€щее. ѕрактику€ это, ты вынесешь на свет осознанности все, что в тебе есть бессознательного.

 

¬ыходит, что отслеживание эмоций так же важно, как и отслеживание мыслей?

 

—овершенно верно. ¬ыработай привычку задавать себе вопрос: У„то в данный момент происходит у мен€ внутри?Ф Ётот вопрос будет указывать тебе нужное направление. “олько не анализируй, просто наблюдай. ≈сли не обнаруживаешь никаких эмоций, то еще глубже перенеси свое внимание внутрь энергетического пол€ тела. Ёто врата в —ущее.

 

 

ќбычно эмоци€ представл€ет собой усиленную и взбудораженную мыслеформу, и из-за того, что она чаще всего имеет чрезмерный энергетический зар€д, поначалу бывает очень нелегко оставатьс€ присутствующим в насто€щем настолько, чтобы быть в состо€нии за нею наблюдать. ќна хочет сбить теб€ с толку и завладеть тобой и, как правило, добиваетс€ успеха Ч и это будет удаватьс€ ей до тех пор, пока в тебе не вырастет достаточно присутстви€. ≈сли из-за нехватки собственного присутстви€, что, впрочем, считаетс€ нормой, ты вв€зываешьс€ в бессознательное отождествление с эмоци€ми, то эмоци€ на какое-то врем€ становитс€ УтобойФ. „асто этот порочный круг выстраиваетс€ между твоими мысл€ми и эмоци€ми: они чувствуют друг друга. ћыслеформа создает преувеличенное отражение самой себ€ в виде соответствующей эмоции, а частота вибраций этой эмоции продолжает энергетически подпитывать изначальную мыслеформу. ѕосредством своего ментального пребывани€ в ситуации, в событии или через соучастие, через сопереживание личности, которую ты воспринимаешь как причину по€влени€ этой эмоции, мысль перенаправл€ет энергию к эмоции, котора€, в свою очередь, энергетически подпитывает мыслеформу, и далее по кругу.

—амое главное состоит в том, что все эмоции Ч это всего лишь модификации одной и той же изначальной, базовой, недифференцированной эмоции, берущей начало там, где ты перестаешь осознавать, кто ты есть за пределами имени и формы. ѕо причине недифференцированной природы этой эмоции найти дл€ нее точное определение весьма затруднительно. ѕервое, что приходит на ум, Ч это слово УстрахФ, но пон€тие УстрахаФ стоит в стороне от состо€ни€ посто€нного ощущени€ угрозы, и, кроме того, страх включает в себ€ глубокое чувство покинутости, брошенности, нецелостности и незавершенности. ¬озможно, лучше всего дл€ этого подошел бы термин, €вл€ющийс€ таким же недифференцированным, как и сама эта базова€ эмоци€, и имеющий простое название Ч УбольФ. ќдна из основных задач ума Ч это борьба с эмоциональной болью или же ее устранение, что €вл€етс€ одной из причин его непрерывной активности, однако все, чего он может достичь, Ч это лишь приглушить ее на какое-то врем€. ‘актически, чем т€желее этот бой, имеющий целью отделатьс€ от боли, тем боль сильнее. ”м не в состо€нии ни самосто€тельно найти решение, ни позволить найти это решение тебе, потому что сам €вл€етс€ существенной и неотъемлемой частью этой УпроблемыФ. ѕредставь себе шефа полиции, который пытаетс€ найти поджигател€, в то врем€ как поджигателем €вл€етс€ шеф полиции, то есть он сам. “ы до тех пор не освободишьс€ от этой боли, пока не перестанешь отождествл€ть себ€ с умом, иначе говор€ Ч со своим эго. “олько тогда ум будет оторван от своего места силы, и —ущее €вит себ€ как твое истинное природное начало.

 

ƒа, € знаю, о чем ты хочешь спросить.

 

я хотел спросить: а как насчет позитивных эмоций, таких как любовь и радость?

 

ќни не могут быть отделены от твоего природного состо€ни€ внутренней соединенности с —ущим. ѕроблески любви и радости или краткие мгновени€ глубокого поко€ станов€тс€ возможными только тогда, когда в потоке мыслей по€вл€етс€ просвет. ” большинства людей такие просветы бывают редко, причем только случайно, в моменты, когда ум УумолкаетФ, иногда они случаютс€ при созерцании вида какой-нибудь неописуемой красоты или в момент экстремального физического напр€жени€, или даже в момент большой опасности. “огда внезапно приходит состо€ние внутреннего спокойстви€. » внутри этого спокойстви€ вырастают очень тонкие, едва уловимые, но вместе с тем сильные и глубокие радость, любовь и покой.

ќбычно подобные мгновени€ дл€тс€ очень недолго, поскольку ум быстро возвращаетс€ к своей производ€щей довольно много шума де€тельности, которую мы называем думаньем. ƒо тех пор пока ты не освободишьс€ от доминировани€ ума, любовь, радость и покой не смогут достичь наивысшей точки своего развити€. ќднако € не стал бы называть их эмоци€ми. ќни лежат вне эмоциональной сферы на более глубоком уровне. ѕоэтому, прежде чем обрести способность чувствовать то, что за ними стоит, тебе предстоит полностью осознать свои эмоции и научитьс€ их чувствовать. Ѕуквальное значение слова Уэмоци€Ф Ч это беспокойство, волнение, нарушение. Ёто слово происходит от латинского emoveo, означающее УнарушатьФ, Уне давать поко€Ф.

Ћюбовь, радость и покой Ч это глубинные состо€ни€ Ѕыти€ или, выража€сь точнее, три составл€ющие состо€ни€ внутренней соединенности с —ущим. Ѕудучи таковыми, они не имеют противоположностей. ѕотому что восход€т из-за переделов ума. — другой стороны, эмоции, €вл€€сь частью дуалистичного ума, €вл€ютс€ субъектами закона противоположностей и подчин€ютс€ ему. Ёто означает только то, что хорошего без плохого не бывает. “аким образом, то, что, гл€д€ из непросветленного состо€ни€, то есть при отождествлении себ€ с умом, иногда принимают за радость, обычно €вл€етс€ всего лишь небольшой областью коротких удовольствий, лежащей внутри полного цикла боли и удовольствий, посто€нно смен€ющих друг друга. ”довольствие всегда приходит от чего-то, что находитс€ вне теб€, в то врем€ как радость рождаетс€ внутри теб€. “о, что сегодн€ доставило тебе удовольствие, завтра может причинить боль, а то и вовсе исчезнуть, и тогда исчезновение этого станет дл€ теб€ болезненным. ј то, что частенько называют любовью, на поверку может оказатьс€ всего лишь тем, что доставл€ет тебе удовольствие или же лишь на некоторое врем€ приводит теб€ в возбуждение, однако на самом деле это не более чем прилипчива€ привычка, то есть влечение к услови€м или обсто€тельствам, которое во мгновение ока может обернутьс€ своей противоположностью. —пуст€ некоторое врем€ после того, как первоначальна€ эйфори€ пройдет, многие УлюбовныеФ взаимоотношени€ начинают испытывать сильные колебани€, фактически перерожда€сь из УлюбвиФ в ненависть, переход€ от влечени€ к придиркам.

Ќасто€ща€ любовь никогда не заставит теб€ страдать. ƒа и как это может быть? Ћюбовь никогда не превращаетс€ во внезапную ненависть, а насто€ща€ радость никогда не превращаетс€ в боль.  ак € уже говорил, что даже еще раньше, как ты станешь просветленным Ч то есть освободишьс€ от ума, Ч ты можешь начать замечать проблески истинной радости, истинной любви, или глубокого внутреннего поко€, безмолвные, но трепетно живые. Ёто аспекты твоей естественной природы, которую ум обычно заслон€ет. ƒаже в привычно УнормальныхФ взаимоотношени€х могут случатьс€ моменты, когда по€вл€етс€ ощущение присутстви€ чего-то более подлинного, насто€щего, чего-то не подверженного порче или ухудшению. Ќо это будут лишь проблески, которые в результате вмешательства ума вскоре будут оп€ть подавлены. “огда тебе может показатьс€, что у теб€ было что-то драгоценное, а ты это потер€л, или же ум убедит теб€, что всЄ это, так или иначе, было иллюзией. »стина в том, что это не было иллюзией, и что ты не можешь этого потер€ть. Ёто часть твоего естественного состо€ни€, которую ум может заслонить, но не может уничтожить. ¬едь солнце не исчезает, даже если небо зат€нуто свинцовыми тучами. ќно продолжает оставатьс€ там, по ту сторону облаков.

 

Ѕудда говорит, что боль или страдание Ч это результат наличи€ желани€ или стремлени€, и что дл€ того, чтобы освободитьс€ от боли, нам нужно разорвать путы желани€.

 

¬се страстные желани€ Ч это оруди€ ума, который ищет спасени€ или удовлетворени€ вовне или же в будущем, предстающем в качестве заменител€ радости Ѕыти€. –аз € Ч это мой ум, то € Ч это и мои желани€, мои потребности, мои вожделени€, мои прив€занности, мои антипатии, и тогда за пределами всего этого нет никакого Умен€Ф, за исключением разве что не более чем возможности, нереализованного потенциала, непроросшего семени. ¬ этом состо€нии даже мое желание стать свободным или просветленным Ч это всего лишь еще одно желание достичь этого в будущем. ѕоэтому не стремись освободитьс€ от желани€ или УдостичьФ просветлени€. —тань присутствующим. Ѕудь наблюдателем ума. ¬место того чтобы цитировать Ѕудду, будь Ѕуддой, будь УпробужденнымФ, а это именно то, что означает слово будда.

«ажатые в тисках боли, люди целую вечность люди ма€лись от нее, и утратили способность осознавани€ —ущего еще тогда, когда выпали из состо€ни€ благости и св€тости, войд€ в мир времени и ума. — той поры они начали воспринимать и видеть себ€ бессмысленными фрагментами живой вселенной, отделенными как от »сточника, так и друг от друга.

Ѕоль до тех пор будет оставатьс€ неизбежной, пока ты будешь продолжать отождествл€ть себ€ с умом или, выража€сь иначе, оставатьс€ в духовном смысле неосознанным. «десь € говорю преимущественно об эмоциональной боли, котора€ продолжает быть главной причиной как физической боли, так и болезней тела. ¬озмущение и негодование, ненависть, жалость к самому себе, чувство вины, злость, депресси€, ревность и т.д., даже легкое раздражение Ч все это формы боли. ¬с€кое удовольствие или эмоциональный подъем уже содержит в себе семена боли, то есть в них всегда есть нечто совершенно противоположное им, что никак нельз€ вычленить и отделить и что со временем непременно прорастает.

Ћюбой, кто когда-либо ради кайфа пробовал наркотики, знает, что за взлетом непременно следует спад, что удовольствие об€зательно превращаетс€ в какую-нибудь форму боли. ћногие люди не понаслышке знают, как легко и быстро интимные отношени€ могут перестать быть источником блаженства и превратитьс€ в причину боли. — более высокой точки зрени€, негативные и позитивные пол€рности €вл€ютс€ сторонами одной монеты, обе они суть составные части скрытой под ними боли, котора€ неотделима от отождествленного с умом эготипического состо€ни€ сознани€.

” твоей боли есть два уровн€: боль, которую ты причин€ешь себе сейчас, и боль из прошлого, котора€ продолжает жить в твоем уме и теле.  ак перестать создавать боль в насто€щем и как растворить боль, котора€ достает теб€ из прошлого, Ч вот о чем € хочу сейчас поговорить.

 


 

 

√Ћј¬ј ¬“ќ–јя

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2097 - | 1823 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.099 с.