Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»збегани€ насто€щего момента




 

 

ѕќ“≈–я Ќј—“ќяў≈√ќ ћќћ≈Ќ“ј: ¬ „≈ћ —”“№ Ё“ќ√ќ

«јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»я

 

ƒаже если € целиком принимаю то, что врем€ Ч это, в конечном счете, иллюзи€, то что нового это может внести в мою жизнь? “ак или иначе, но мне все равно приходитс€ жить в мире, в котором врем€ €вл€етс€ абсолютной доминантой?

 

—огласие на уровне ума Ч это всего лишь еще одно мнение, и оно не может внести в твою жизнь какое-нибудь заметное разнообразие. ƒл€ того чтобы постичь эту истину, тебе нужно ею жить.  огда кажда€ клеточка твоего тела присутствует в этом настолько, что чувствует вибрацию жизни, и когда ты в каждый момент способен чувствовать жизнь как радость Ѕыти€, тогда можно сказать, что ты свободен от времени.

 

Ќо завтра мне нужно оплатить вот эти счета, и еще € продолжаю старитьс€, и потом умру, как и все остальные.  ак же € могу сказать, что свободен от времени?

 

«автрашние счета Ч не проблема. »счезновение физического тела Ч тоже не проблема. ѕотер€ насто€щего момента Ч вот проблема или даже суть заблуждени€, превращающего простую ситуацию, р€довое событие или эмоцию в личную проблему и страдание. ѕотер€ насто€щего момента Ч это потер€ —ущего.

Ѕыть свободным от времени значит быть свободным как от психологической потребности в прошлом, которое необходимо тебе дл€ отождествлени€, так и от психологической потребности в будущем, которое необходимо тебе дл€ самой полной реализации. Ёто сама€ глубока€ и полна€ трансформаци€ сознани€, какую ты только можешь себе вообразить. ¬ некоторых редких случа€х подобный сдвиг сознани€ происходит драматически и радикально, сразу у всех. ≈сли это случаетс€, то, как правило, через тотальное уступание в самой гуще великого страдани€. ќднако большинству людей приходитс€ над этим потрудитьс€.

 огда ты испытываешь первые проблески вневременного состо€ни€ сознани€, то начинаешь раскачиватьс€ между измерени€ми времени и присутстви€. —начала ты начинаешь осознавать, насколько редко твое внимание действительно сосредоточено на насто€щем моменте. Ќо знание того, что ты не присутствуешь, уже большое достижение: это знание и есть присутствие Ч даже если поначалу, перед тем, как снова исчезнуть, оно продлитс€ только пару секунд часового времени. “огда ты начинаешь всЄ чаще и чаще выбирать направитьфокус своего сознани€ на насто€щий момент, а не на прошлое или будущее; и когда бы ты ни почувствовал, что оп€ть потер€л насто€щий момент, то обретаешь способность пребывать в нем не пару секунд, а намного дольше, как могло бы показатьс€ снаружи, если рассматривать это с точки зрени€ часового времени. ѕоэтому, прежде чем ты прочно обоснуешьс€ в состо€нии присутстви€, так сказать, прежде чем станешь полностью осознанным, ты еще некоторое врем€ будешь качатьс€ между осознанностью и неосознанностью, между состо€нием присутстви€ и состо€нием отождествлени€ с умом. “ы вновь и вновь будешь тер€ешь насто€щий момент, и возвращатьс€ в него. ¬ конце концов, со временем присутствие станет твоим преобладающим состо€нием.

Ѕольшинство людей либо никогда не испытывают состо€ни€ присутстви€, либо переживают его только случайно и очень коротко, в редких случа€х, причем совершенно не понима€, что это такое. Ѕольшинство людей мыкаютс€ не между осознанностью и неосознанностью, а лишь перескакивают с одного уровн€ неосознанности на другой.

 

 

ќЅџ„Ќјя Ќ≈ќ—ќ«ЌјЌЌќ—“№ » √Ћ”Ѕќ јя Ќ≈ќ—ќ«ЌјЌЌќ—“№

 

„то вы подразумеваете под различными уровн€ми неосознанности?

 

 ак тебе, может быть, известно, во сне ты посто€нно переходишь из фазы глубокого сна в фазу сновидений и обратно. “очно так же происходит и во врем€ бодрствовани€: большинство людей переноситс€ из состо€ни€ простой неосознанности в состо€ние глубокой неосознанности и обратно. ќбычной неосознанностью € называю пребывание в состо€нии отождествлени€ себ€ со своим мыслительным процессом, то есть с эмоци€ми, реакци€ми, желани€ми, а также с тем, к чему ты испытываешь отвращение. ƒл€ большинства людей это нормальное состо€ние.  огда ты находишьс€ в этом состо€нии, то тобой руководит эготипический ум, и ты не можешь осознавать —ущее. Ёто еще не €вл€етс€ состо€нием переживани€ острой боли или огромного несчасть€, хот€ и отличаетс€ наличием хоть и несильного, но почти посто€нного беспокойства, недовольства, скуки или нервозности, существующих в виде некоторого статического фона. “ы можешь его даже не замечать, потому что этот фон €вл€етс€ настолько привычной частью твоей УнормальнойФ жизни, что воспринимаетс€ как некий негромкий фоновый шум, что-то вроде гула, издаваемого вентил€тором кондиционера, пока он не остановилс€. Ќо стоит ему остановитьс€ Ч как ты сразу испытываешь облегчение. „тобы хоть как-то ун€ть свое главное беспокойство, многие люди неосознанно прибегают к использованию в качестве своеобразного анестетика таких вещей, как алкоголь, наркотики, секс, еда, работа, телевизор и даже шоппинг.  огда беспокойство приходит, то действи€, которые могли бы стать при€тными и принести радость при их умеренности, начинают принимать характер нав€зчивой, об€зательной де€тельности, то есть возникает нав€зчива€ потребность их повтор€ть, и тогда самое большее, чего таким образом удаетс€ достичь, Ч это лишь чрезвычайно кратковременные симптомы облегчени€.

ѕри обычной неосознанности беспокойство превращаетс€ в боль, а при глубокой оно трансформируетс€ в острое и более откровенное страдание или несчастье Ч и тогда все Уидет плохоФ, а это приводит эго в испуг, тогда жизненна€ ситуаци€ бросает тебе серьезный вызов, тогда существует угроза или опасность какой-нибудь серьезной потери, не важно Ч реальна€ или вымышленна€, или в твоих взаимоотношени€х возникает конфликт. ј это уже более глубока€ и более сильна€ разновидность простой неосознанности, отличающа€с€ не только по своим качествам, но и по глубине.

ѕри обычной неосознанности поведенческое сопротивление, а то и вовсе отрицание того, что есть, создает беспокойство и недовольство, которые большинство людей принимают за нормальное течение жизни.  огда обсто€тельства станов€тс€ вызывающими или начинают представл€ть угрозу дл€ эго, его сопротивление становитс€ намного более оголтелым, и это вносит в ситуацию мощный зар€д негатива в виде озлобленности, сильного страха, агрессии, депрессии и тому подобного. ѕереход в состо€ние глубокой неосознанности часто может означать то, что тело боли перешло в активное состо€ние, или то, что ты с ним отождествилс€. ≈сли бы состо€ние глубокой неосознанности никогда не возникало, то физическое насилие было бы просто невозможно. Ёто с легкостью может происходить там, где толпа людей, или даже целый народ, начинает генерировать коллективное негативное энергетическое поле.

Ћучшим индикатором твоего уровн€ осознанности €вл€етс€ то, как ты разбираешьс€ с вызовами, которые бросает тебе жизнь. ≈сли в вызывающую ситуацию попадает неосознанный человек, то обычно у него есть тенденци€ становитьс€ еще более неосознанным, а у осознанного человека Ч еще более осознанным. “ы можешь использовать этот вызов либо в цел€х своего пробуждени€, либо можешь позволить ему втолкнуть теб€ в еще более глубокий сон. “огда сновидение на уровне обычной неосознанности превращаетс€ в насто€щий кошмар.

≈сли ты не можешь находитьс€ в состо€нии присутстви€ в обычных услови€х, например, когда сидишь в комнате один, гул€ешь по лесу или слушаешь кого-нибудь, то ты не сможешь оставатьс€ осознанным и в том случае, когда что-то пойдет Уне такФ или когда попадешь в трудную ситуацию, или когда сталкивашьс€ с УтруднымиФ людьми, с потер€ми или с угрозой потери. “ы будешь захвачен реакцией, котора€, в конечном счете, представл€ет собой одну из форм страха, и будешь вт€нут в состо€ние глубокой неосознанности. ƒл€ теб€ эти вызовы €вл€ютс€ испытанием, проверкой. ≈сли речь идет о твоем состо€нии осознанности, то только тво€ способность разбиратьс€ с ними будет показывать тебе и другим, где ты находишьс€, а уж вовсе не то, как долго ты можешь сидеть с закрытыми глазами или какие образы ты при этом видишь.

ѕоэтому очень важно привносить в свою жизнь больше осознанности в обычных ситуаци€х, то есть когда все происходит относительно гладко. “ак ты растешь и увеличиваешь силу своего присутстви€. ќна генерирует в тебе и вокруг теб€ энергетическое поле высокой частоты вибраций. Ќи неосознанность, ни негатив, ни раздоры, ни насилие не способны проникнуть в это поле и уцелеть в нем, точно так же как темнота не может существовать в присутствии света.

 огда ты учишьс€ наблюдать за своими мысл€ми и эмоци€ми, что уже само по себе €вл€етс€ весьма значительной частью, можно сказать, сутью пребывани€ в состо€нии присутстви€, то ты можешь удивитьс€, когда впервые осознаешь наличие УстатическогоФ фона обычной неосознанности и почувствуешь, как редко, если вообще это бывает, ты действительно испытываешь состо€ние внутреннего спокойстви€. Ќа уровне мышлени€ ты обнаружишь сильнейшее сопротивление в форме суждени€, недовольства и ментальной проекции, направленной прочь от насто€щего момента. Ќа эмоциональном уровне ты будешь отмечать Уподводное течениеФ, состо€щее из чувства тревоги, напр€женности, скуки или нервозности. » то и другое Ч это разные стороны ума в его привычном режиме сопротивлени€.

 

 

„“ќ ќЌ» »ў”“?

 

 арл ёнг в одной из своих книг рассказал о беседе с одним из вождей американских индейцев, в которой тот отметил, что по его представлению большинство представителей белого населени€ чаще всего нос€т напр€женное выражение лица, имеют жесткий пристальный взгл€д, да и ведут себ€ весьма жестоко и бессердечно. ќн сказал: Уќни всЄ врем€ что-то ищут. „то они ищут? Ѕелые всегда чего-то хот€т. ќни всегда обеспокоены и встревожены. ћы не знаем, чего они хот€т. ћы думаем, что они сошли с умаФ.

–азумеетс€, подводное течение посто€нного беспокойства началось еще задолго до подъема западной индустриальной цивилизации, но в цивилизации западного типа, котора€ охватывает сейчас почти весь земной шар, включа€ большую часть ¬остока, оно предстает в беспрецедентно острой и резкой форме. ќно уже было во времена »исуса, и было за 600 лет до времени Ѕудды, и еще задолго до всего этого. У„ем вы так встревожены?Ф Ч спрашивал »исус своих учеников. Ч Ућожет ли тревожна€ мысль добавить к твоей жизни хот€ бы один день?Ф ј Ѕудда учил, что источник страдани€ находитс€ в нашем посто€нном хотении и страстном желании.

—опротивление насто€щему моменту, как общественное функциональное расстройство, тесно св€зано с утратой осознавани€ —ущего и в результате этого формирует базис нашей бесчеловечной индустриальной цивилизации. ‘рейд, между прочим, тоже признавал существование этого подводного течени€ беспокойства и написал о нем в своей книге У÷ивилизаци€ и ≈е ЌеудовлетворенностиФ (УCivilization and Its DiscontentsФ), однако он не вскрыл истинную причину беспокойства и не смог пон€ть, что свобода от него возможна. Ёто общественное функциональное расстройство создало чрезвычайно недовольную и в высшей степени насильственную цивилизацию, котора€ стала угрозой не только самой себе, но и жизни на планете в целом.

 

 

–ј—“¬ќ–≈Ќ»≈ ќЅџ„Ќќ… Ќ≈ќ—ќ«ЌјЌЌќ—“»

 

“огда как же нам избавитьс€ от этой напасти?

 

ќсознавай ее. Ќаблюдай за тем множеством путей, которыми беспокойство, недовольство и напр€женность растекаютс€ внутри теб€, как они развиваютс€ и про€вл€ютс€ через ненужные суждени€, через сопротивление тому, что есть, и через отрицание насто€щего момента. Ћюба€ неосознанность раствор€етс€, когда ты проливаешь на нее свет осознанности.  огда ты однажды постигнешь, как можно растворить обычную неосознанность, тогда свет твоего присутстви€ станет €рче, и тебе будет гораздо проще разбиратьс€ с глубокой неосознанностью, когда бы ты ни почу€л ее гравитационное прит€жение. ќднако поначалу обнаружить обычную неосознанность бывает непросто, потому что она совсем не кажетс€ чем-то ненормальным.

¬ыработай у себ€ привычку следить за своим ментально-эмоциональным состо€нием посредством самонаблюдени€. У—покоен ли € в этот момент?Ф Ч вот хороший вопрос, который ты в любой момент можешь задать самому себе. ƒелай это почаще. »ли же можешь сформулировать вопрос так: У„то в данный момент происходит у мен€ внутри?Ф ¬о вс€ком случае, не менее серьезно интересуйс€ тем, что происходит у теб€ внутри, чем тем, что творитс€ снаружи. ≈сли внутри у теб€ все в пор€дке, то и снаружи все станет на свои места. ѕервична€ реальность находитс€ внутри теб€, вторична€ Ч снаружи. Ќо не задавай эти вопросы разом. —начала загл€ни внутрь себ€.  акие мысли создает твой ум? „то ты чувствуешь? Ќаправь внимание на тело. ≈сть ли в нем хоть какое-нибудь напр€жение?  ак только ты обнаружишь по€вление хот€ бы небольшого беспокойства, то есть если возник его статический фон, то внимательно поищи, чего и какими пут€ми ты избегаешь, как ты сопротивл€ешьс€ жизни или отрицаешь ее, Ч и поймешь, что делаешь это через отрицание насто€щего момента. ≈сть множество способов, при помощи которых люди бессознательно сопротивл€ютс€ насто€щему моменту. я приведу несколько примеров. ѕо мере практиковани€ тво€ способность к самонаблюдению, слежению за своим внутренним состо€нием будет становитьс€ острее.

 

 

ќ—¬ќЅќ∆ƒ≈Ќ»≈ ќ“ Ќ≈ƒќ¬ќЋ№—“¬ј

 

–аздражает ли теб€ то, что ты делаешь? ћожет быть, это Ч тво€ работа или ты согласилс€ что-то дл€ кого-то сделать и делаешь, но при этом часть теб€ возмущена и сопротивл€етс€. “аишь ли ты в себе невысказанную обиду на человека, сид€щего р€дом с тобой? ѕонимаешь ли ты и чувствуешь, что действие энергий, которые в результате этого тобой излучаютс€, настолько вредно, что ты не только загр€зн€ешь тех, кто находитс€ р€дом с тобой, но на самом деле и, прежде всего, загр€зн€ешь сам себ€? ’орошенько покопайс€ у себ€ внутри. Ќет ли там хоть крошечного следа возмущени€ или нежелани€? ≈сли есть, то рассмотри его ментальную и эмоциональную составл€ющие. —начала посмотри, какие мысли создает ум по поводу этой ситуации? ѕотом посмотри на эмоции, которые €вл€ютс€ ни чем иным, как реакцией тела на эти мысли.  акими ты их ощущаешь Ч при€тными или нет? “а ли это энерги€, которую ты действительно хотел бы выбрать, чтобы она была у теб€ внутри? ≈сть ли у теб€ выбор?

ћожет быть, кто-то когда-то обхитрил или обманул теб€, может быть, то, чем ты занимаешьс€, €вл€етс€ дл€ теб€ скучным и утомительным, может быть, р€дом с тобой кто-то нечестен или раздражает теб€, или неосознан, однако все это неважно. Ќет никакой разницы, подтверждаютс€ твои мысли и эмоции по поводу той или иной ситуации или нет. ‘акт состоит в том, что ты сам сопротивл€ешьс€ тому, что есть. “ы превращаешь насто€щий момент в своего врага. “ы создаешь недовольство, конфликт между тем, что внутри, и тем, что снаружи. “вое недовольство загр€зн€ет не только твое собственное внутреннее бытие, так же как и бытие тех, кто находитс€ р€дом с тобой, но, вместе с тем, и коллективную человеческую психику, неотделимой частью которой €вл€ешьс€ ты сам. «агр€знение планеты Ч это лишь направленна€ вовне часть отражени€ внутреннего психического загр€знени€: просто миллионы неосознанных индивидуумов не несут совершенно никакой ответственности за состо€ние своего внутреннего пространства.

¬опрос стоит так: либо ты прекращаешь делать то, что делаешь, и перестаешь изрыгать прокл€ти€ в адрес человека, вызвавшего у теб€ чувство дискомфорта, целиком и полностью выража€ то, что чувствуешь, либо отбрасываешь негатив, созданный твоим умом по поводу этой ситуации, который не служит никакой другой цели, кроме усилени€ ложного самоощущени€. ѕризнание тщетности и полной бесполезности этого очень важно. Ќегативизм никогда не был оптимальным средством дл€ того, чтобы разбиратьс€ с какой-либо ситуацией. ¬ действительности он чаще всего удерживает теб€ прив€занным к этой ситуации, преп€тству€ осуществлению насто€щих перемен. Ћюба€ вещь или дело, которые совершаютс€ с добавлением изр€дной порции негативной энергии, неизменно ею загр€зн€ютс€, что со временем приводит как к усилению боли, так и к усилению чувства недовольства. Ѕолее того, вс€кое негативное внутреннее состо€ние Ч заразно: недовольство распростран€етс€ гораздо быстрее, чем физическое заболевание. —огласно закону резонанса оно приводит в действие и подкармливает скрытую негативность в других, до тех пор, разумеетс€, пока они сами не обретут иммунитет Ч то есть наивысшую степень осознанности.

«агр€зн€ешь ли ты мир или расчищаешь эту свалку? “ы сам отвечаешь за свое внутреннее пространство, ты сам и никто другой Ч просто потому, что несешь ответственность за свою планету.  ак внутри, так и снаружи: если люди очищают себ€ от внутреннего загр€знени€, то при этом они перестают создавать внешнее загр€знение.

 

 аким образом мы можем отбросить негативность, как вы советуете?

 

ќтбросив ее.  ак ты отбрасываешь гор€чий уголь, который жжет тебе руку?  ак сбрасываешь с плеч т€желый и никчемный багаж, который трудно тащить? ѕризнав то, что ты больше не желаешь страдать от боли или тащить этот груз, ты просто отпускаешь его.

√лубока€ неосознанность, характерна€ дл€ существующего тела-боли или иной глубокой боли, такой, к примеру, как боли от потери любимого человека, обычно нуждаетс€ в том, чтобы ее трансмутаци€ произошла через прин€тие, соединенное со светом твоего присутстви€ Ч то есть при твоем самом пристальном внимании. — другой стороны, множество моделей простой неосознанности можно легко отбросить в тот самый момент, когда ты понимаешь, что больше их не хочешь и что они тебе уже не нужны, как только осознаешь, что у теб€ есть выбор и что ты не €вл€ешьс€ примитивным комком условных рефлексов. »менно здесь заключена веро€тность того, что ты способен обрести доступ к силе момента —ейчас. Ѕез этого у теб€ нет выбора.

 

≈сли вы называете некоторые эмоции негативными, то разве не создаете ментальную пол€ризацию между хорошим и плохим, как вы объ€снили раньше?

 

Ќет. ѕол€ризаци€ была создана на более ранней стадии, когда твой ум оценивал насто€щий момент как плохой; вот тогда-то это суждение и создало негативную эмоцию.

 

Ќо если вы называете некоторые эмоции негативными, то не говорите ли вы в действительности о том, что их не должно быть, что не хорошо иметь такие эмоции? ¬ моем понимании, мы должны разрешать себе те чувства, какие приход€т, а не оценивать их как плохие или говорить, что у нас их быть не должно. Ёто нормально Ч чувствовать себ€ обиженным или возмущенным; нормально Ч чувствовать себ€ плохо, испытывать раздражение, пребывать в дурном настроении или чувствовать что-либо еще, в противном случае мы начинаем сдерживать себ€, впадаем в состо€ние внутреннего конфликта или отрицани€. ¬се, что есть, €вл€етс€ нормальным.

 

—овершенно верно.  ак только у теб€ по€вл€етс€ кака€-либо мысль или эмоци€ Ч прими их. ѕоскольку раньше ты не был в достаточной мере осознанным, то у теб€ по этому поводу не было выбора. Ёто не суждение, а просто факт. ≈сли бы у теб€ был выбор или ты осознавал бы, что у теб€ в самом деле есть выбор, то, что бы ты тогда выбрал Ч страдание или радость, спокойствие или беспокойство, мир или конфликт? ¬ыбрал бы ты мысль или чувство, которые отрезали бы теб€ от твоего естественного состо€ни€ благополучи€, от внутреннего ощущени€ радости жизни? Ћюбое такое чувство € называю негативным, что попросту означает Ч это плохо. Ќе в том смысле, что Уты не должен этого делатьФ, но лишь как что-то тривиальное и реально скверное, как чувство тошноты в желудке.

 ак это вообще стало возможным, что люди убили свыше 100 миллионов себе подобных человеческих существ лишь в одном двадцатом веке? <4> Ћюди причин€ют друг другу боль такой неверо€тной силы, что это переходит все мыслимые пределы, какие только можно представить. ѕричем все это даже без учета ментального, эмоционального и физического насили€, мучений, боли и жестокости, которые они продолжают ежедневно причин€ть друг другу, как, впрочем, и другим существам, способным чувствовать.

–азве они действуют, исход€ из того, что наход€тс€ в соприкосновении со своим естественным внутренним состо€нием, состо€нием ощущени€ радости жизни внутри себ€?  онечно, нет. “олько те люди, которые пребывают в состо€нии глубокого негативизма, только те люди, которые по-насто€щему скверно себ€ чувствуют, способны создавать подобную реальность как отражение своего самочувстви€. “еперь они прин€лись уничтожать природу и планету, котора€ €вл€етс€ основой их существовани€. Ќеверо€тно, но это так. Ћюди Ч это до опасного безумные и чрезвычайно больные существа. Ёто не суждение. Ёто факт. ‘актом также €вл€етс€ то, что за всем этим безрассудством есть здрава€ мысль. »сцеление и избавление возможны пр€мо сейчас.

я намеренно возвращаюсь к тому, о чем ты говорил Ч и это чиста€ правда: когда ты принимаешь свое возмущение, дурное настроение, озлобленность и тому подобное, тебе больше не приходитс€ отыгрывать их вслепую, вместе с тем снижаетс€ веро€тность того, что ты будешь продолжать проецировать их на других. »нтересно, однако, не обманываешь ли ты себ€? ≈сли хот€ бы в течение какого-то времени ты будешь практиковать прин€тие, если, конечно, будешь, то однажды наступит момент, когда возникнет необходимость переходить на следующую ступень, на которой эти негативные эмоции уже больше не создаютс€. Ѕез практики твое Уприн€тиеФ превращаетс€ в простой ментальный €рлык, продолжающий позвол€ть твоему эго находить удовольствие в недовольстве и, таким образом, усиливать чувство разобщенности с другими людьми, с окружающими, с твоим Уздесь и сейчасФ.  ак ты уже знаешь, дл€ эго источником чувства отождествлени€ €вл€етс€ разделенность. »стинное прин€тие тотчас же трансформирует эти чувства. » если ты на самом деле будешь глубоко убежден, что, как ты выразилс€, все идет УнормальноФ, и что, конечно же, без сомнени€ именно так и есть, то станешь ли ты ставить свои негативные чувства на первое место? ќни же не могут возникнуть в услови€х отсутстви€ суждений и сопротивлени€ тому, что есть. ≈сли, к примеру, в твоем уме есть мысль о том, что Увсе в пор€дкеФ, но на самом деле глубоко внутри ты в это не веришь, значит старые ментально-эмоциональные шаблоны сопротивлени€ продолжают оставатьс€ на своих местах. ј это именно то, что заставл€ет теб€ плохо себ€ чувствовать.

 

» это тоже нормально.

“ы что, отстаиваешь свое право быть неосознанным, свое право страдать? Ќе беспокойс€: никто не собираетс€ отбирать его у теб€. ќднажды пон€в, что теб€ тошнит от какой-то определенной пищи, будешь ли ты продолжать ее есть, будешь ли ты продолжать сто€ть на своем, утвержда€, что если теб€ тошнит, то это нормально?

 

√ƒ≈ Ѕџ “џ Ќ» ЅџЋ, Ѕ”ƒ№ “јћ ÷≈Ћ» ќћ

 

ћогли бы вы привести еще несколько примеров простой неосознанности?

 

”разумей вот что: можешь ли ты поймать себ€ на том, что жалуешьс€ Ч причем неважно вслух или мысленно Ч на ситуацию, в которой себ€ находишь, на то, что говор€т или делают другие, на свое окружение, на свою жизненную ситуацию, даже на погоду. ∆аловатьс€ Ч это всегда значит не принимать то, что есть. Ёто неизменно несет в себе неосознаваемый негативный зар€д.  огда ты жалуешьс€, то превращаешь себ€ в жертву.  огда рассказываешь о своем ощущении, проговариваешь его, тогда ты обретаешь силу. ѕоэтому измени ситуацию, предприн€в, если это необходимо или возможно, действие, или проговори ее; выйди из этой ситуации или прими ее. ¬се остальное Ч безумие.

ќбычна€ неосознанность всегда хоть каким-нибудь образом св€зана с отрицанием насто€щего момента. ѕон€тие У—ейчасФ, разумеетс€, включает в себ€ и пон€тие У«десьФ. “ы что, сопротивл€ешьс€ самому себе здесь и сейчас? ≈сть люди, которые охотно согласились бы оказатьс€ где-нибудь в другом месте. »х УздесьФ никогда не бывает достаточно хорошим. Ќаблюда€ за собой, ты можешь пон€ть, происходит ли это в твоей жизни. √де бы ты ни был, будь там целиком. ≈сли пребывание здесь и сейчас дл€ теб€ невыносимо, и ты этим настолько недоволен, что это делает теб€ несчастным, то в этом случае у теб€ есть три варианта: выйти из этой ситуации, изменить ее или полностью прин€ть ее. ≈сли ты хочешь прин€ть на себ€ ответственность за свою жизнь, ты должен выбрать один из этих трех вариантов, причем ты должен сделать это сейчас. ј потом прин€ть последстви€. Ѕезоговорочно. Ѕез негатива. Ѕез психического загр€знени€. ƒержи свое внутреннее пространство в чистоте.

 огда ты предпринимаешь какое-либо действие Ч выходишь из своей жизненной ситуации или измен€ешь ее, Ч сначала отбрось негатив, если это вообще возможно. ƒействи€, вытекающие из интуитивного ощущени€ того, что нужно сделать, значительно более эффективны, чем действи€, вытекающие из негатива.

Ћюбое действие часто бывает намного полезней, чем бездействие, особенно если ты надолго застреваешь в непри€тной ситуации. ≈сли это действие станет ошибкой, то ты, по крайней мере, сможешь чему-то научитьс€, и, в любом случае, оно уже больше не будет ошибкой. ћожет быть, страх Ч это то преп€тствие, которое мешает тебе действовать? ѕризнай свой страх, наблюдай за ним, направь на него свое внимание, будь в нем полностью присутствующим. Ёто то, что разрывает св€зь между этим страхом и твоим мышлением. Ќе давай страху подн€тьс€ в своем уме. »спользуй силу момента —ейчас. —трах не сможет перед ней усто€ть.

≈сли ты действительно ничего не можешь сделать, чтобы изменить свое Уздесь и сейчасФ, и не способен вытащить себ€ из этой ситуации, тогда полностью прими свое Уздесь и сейчасФ, целиком отбросив все свое внутреннее сопротивление. “огда ложное, недовольное У€Ф, которое любит чувствовать себ€ никчемным, обиженным или огорченным, просто не сможет в этом выжить. Ёто называетс€ уступанием. ”ступание Ч это не слабость. ¬ нем заключена колоссальна€ мощь. “олько тот, кто уступил, имеет духовную силу. „ерез уступание ты обретаешь внутреннюю свободу от ситуации. —тоит тебе совершить его, и ты сможешь заметить, что ситуаци€ начинает мен€тьс€ без каких-либо усилий с твоей стороны. “ы в любом случае Ч свободен.

»ли, может быть, есть что-то такое, что ты УдолженФ делать, но не делаешь? “огда просто встань и сделай это пр€мо сейчас. ¬ противном случае прими свое бездействие, свою лень или пассивность в отношении этого в этот самый момент, если таков твой выбор. ¬ступай в это целиком. ѕолучи от этого удовольствие. Ѕудь настолько ленивым или безде€тельным, насколько сможешь. ≈сли ты вступаешь в это состо€ние целиком и осознанно, то вскоре из него выйдешь. ј может быть, не выйдешь. ¬ любом случае в нем уже нет внутреннего конфликта, нет сопротивлени€, нет негатива.

Ќу что, уже испытываешь стресс? “ы настолько интенсивно зан€лс€ достижением будущего, что сократил насто€щий момент до отрезка пути по его достижению? ¬от видишь, твой стресс вызван тем, что ты находишьс€ УздесьФ, а хочешь быть УтамФ, или же тем, что пребываешь в насто€щем, в то врем€ как желаешь оказатьс€ в будущем. Ёто расщепление, которое рвет теб€ в клочь€ изнутри. —оздавать такой внутренний раскол и жить с ним Ч полное безумие. ѕонимание того факта, что все остальные поступают точно так же, не делает это менее безумным. ¬едь когда тебе нужно, ты же можешь двигатьс€ быстро, работать споро и можешь даже бегать, не проециру€ себ€ в будущее и не сопротивл€€сь насто€щему. ≈сли уж ты двигаешьс€, работаешь или бежишь Ч делай это с полной отдачей. Ќаслаждайс€ потоком энергии, высокой энергии этого момента. —ейчас ты уже больше не в стрессе, ты больше не расщепл€ешь себ€ надвое. ѕросто двигаешьс€, работаешь, бежишь Ч и получаешь от этого удовольствие. ј еще ты можешь бросить все на свете и развалитьс€ на скамейке в парке. Ќо когда ты будешь это делать, наблюдай за своим умом. ќн может сказать тебе: У“ы должен работать. “ы напрасно тратишь врем€Ф. ѕросто понаблюдай за своим умом. ”лыбнись ему.

ќтт€гивает ли на себ€ прошлое б о льшую часть твоего внимани€? „асто ли ты говоришь или думаешь о прошлом, причем неважно: позитивно или негативно? ќ больших успехах, которых достиг, о своих приключени€х или ощущени€х? Ћибо рассказываешь свои истории, в которых ты был жертвой, и о том страшном, что тебе тогда сделали, или, может быть, о том, что ты сам кому-то сделал? —оздает ли твой мыслительный процесс чувство вины, гордости, возмущени€, озлобленности, гнева, сожалени€ или самоуничижени€? ≈сли да, то ты не только усиливаешь и подкрепл€ешь ложное самоощущение, но еще и помогаешь своему телу старитьс€, накаплива€ прошлое в своей психике. ѕроверь это сам, наблюда€ за теми, кто имеет сильную тенденцию цепл€тьс€ за прошлое.

¬ каждый момент умирай дл€ прошлого. ќно тебе не нужно. ќбращайс€ к нему, только когда оно абсолютно необходимо дл€ насто€щего. „увствуй силу этого момента и неделимость —ущего. ќщущай свое присутствие.

 

 

“ы что, встревожен? ” теб€ много мыслей типа Уј что, еслиЕФ? “огда это означает, что ты отождествл€ешьс€ с умом, который защищает себ€, пребыва€ в будущей вымышленной ситуации, и формирует у теб€ чувство страха. — этой ситуацией никак нельз€ справитьс€, поскольку ее просто не существует. Ёто ментальный фантом. “ы можешь очень просто остановить это безумие, которое подрывает твое здоровье и разрушает саму жизнь Ч всего лишь признав насто€щий момент. —тань осознанным в своем дыхании. „увствуй воздух, втекающий в твое тело и вытекающий из него. „увствуй свое внутреннее энергетическое поле. ¬сЄ, с чем тебе придетс€ иметь дело, с чем надо будет справл€тьс€ в реальной жизни, то есть то, что не совпадает, а то и просто противоположно вымышленным ментальным проекци€м, Ч это насто€щий момент. —проси себ€ о том, какие проблемы есть у теб€ пр€мо сейчас Ч не в прошлом году, не завтра и не п€ть минут назад? „то не так в насто€щем моменте? «най, что ты всегда способен справитьс€ с насто€щим моментом, но никогда не сможешь справитьс€ с будущим Ч да тебе этого и делать не придетс€. ќтвет, сила, верное действие или средство всегда будут на месте именно тогда, когда они тебе понадоб€тс€, не раньше и не позже.

У огда-нибудь € это сделаюФ. ќтвлекает ли на себ€ тво€ будуща€ цель так много твоего внимани€, что ты сводишь насто€щий момент на нет? –азве он лишает твое зан€тие радости? ћожет быть, ты чего-то ждешь, чтобы начать жить? ≈сли ты совершенствуешь эту ментальную модель, то совершенно неважно, чего ты достигаешь или получаешь, Ч насто€щий момент никогда не будет дл€ теб€ достаточно хорошим, будущее всегда будет казатьс€ лучше. Ёто универсальный рецепт посто€нной неудовлетворенности и нереализованности, разве ты не согласен?

ћожет быть, ты тот, кто обычно УждетФ?  акую часть своей жизни ты проводишь в ожидании? “о, что € называю Умелкомасштабным ожиданиемФ, стоит в очереди на почте, паритс€ в автомобильной пробке, маетс€ в аэропорту или поджидает кого-то, кто должен придти, чтобы закончить работу, и тому подобное. У рупномасштабное ожиданиеФ дожидаетс€ следующего отпуска, лучшей работы, ждет, когда вырастут дети, ждет истинных €рких взаимоотношений, ждет успеха, возможности заработать денег, ждет, когда станет значимым, ждет просветлени€. Ћюд€м свойственно проводить всю свою жизнь в ожидании того, когда же она, наконец, начнетс€.

ќжидание Ч это состо€ние ума. ¬ основном, это означает то, что ты хочешь будущего. “ы не хочешь насто€щего. “ы не хочешь того, что у теб€ есть, ты хочешь того, чего у теб€ нет. Ќаход€сь в состо€нии ожидани€, какого бы типа оно ни было, ты бессознательно создаешь внутренний конфликт между УздесьФ и УсейчасФ, то есть именно тем, где ты не хочешь сейчас находитьс€, и тем спроецированным будущим, в которое ты хочешь попасть. Ёто очень сильно снижает качество твоей жизни, заставл€€ теб€ тер€ть насто€щее.

Ќет ничего неправильного в стремлении улучшить свою жизненную ситуацию. “ы можешь улучшить свою жизненную ситуацию, но не можешь улучшить свою жизнь. ∆изнь первична. ∆изнь Ч это твое самое глубинное внутреннее Ѕытие. ∆изнь уже целостна, полна и совершенна. “во€ жизненна€ ситуаци€ состоит из обсто€тельств и ощущений. Ќет ничего неправильного в том, чтобы обозначать цели и стремитьс€ к их достижению. ќшибка заключаетс€ в том, что ты используешь жизненную ситуацию как подмену ощущени€ жизни, ощущени€ —ущего. ≈динственна€ точка доступа к нему Ч это насто€щий момент. ј в отрыве от него ты подобен архитектору, который не удел€ет никакого внимани€ фундаменту здани€, тогда как много времени отдает работе над его верхней частью.

¬от, к примеру, многие люди ждут процветани€. Ќо процветание не может наступить в будущем.  огда ты чтишь, благодаришь и целиком принимаешь свою насто€щую реальность, кем бы ты ни был, где бы ты ни был, чем бы ни занималс€ пр€мо сейчас, когда ты целиком принимаешь то, что у теб€ есть, то ты исполнен благодарности к тому, что имеешь, благодарен тому, что есть, благодарен —ущему. Ѕлагодарность насто€щему моменту и полноте жизни сейчас Ч вот что такое насто€щее процветание. ќно не может наступить в будущем. » тогда во временн о м измерении это изобилие само приходит к тебе самыми разными пут€ми.

≈сли ты недоволен тем, что у теб€ есть, или даже расстроен, а то и зол на отсутствие чего-то в насто€щем, то дл€ теб€ это может быть сильной мотивацией захотеть стать богатым, но, даже если тебе удастс€ сколотить миллионы, ты будешь продолжать чувствовать внутреннюю недостаточность и где-то глубоко внутри будешь продолжать чувствовать себ€ не вполне реализованным. “ы можешь испытывать множество восхитительных ощущений, которые можно купить за деньги, но они будут приходить, а потом уходить, всегда оставл€€ теб€ с чувством пустоты и потребностью в получении нового физического или психологического удовольстви€. ≈сли ты не остаешьс€ верным —ущему, то не можешь чувствовать полноту жизни, котора€ происходит пр€мо сейчас и котора€ €вл€етс€ тем единственным, что и называетс€ истинным процветанием.

ѕоэтому откажись от ожидани€, как от состо€ни€, в котором пребывает твой ум.  ак только ты поймаешь себ€ на том, что оп€ть соскальзываешь в состо€ние ожидани€Е освободись от него. ¬ойди в насто€щий момент. ѕросто будь и наслаждайс€ бытием.  огда ты присутствуешь, у теб€ никогда не возникнет потребности хоть чего-то ждать. ѕоэтому в следующий раз, когда услышишь от кого-нибудь: Уѕростите, что заставил вас ждать, Ч ты сможешь ответить: Ч ¬се в пор€дке, € не ждал. я просто сто€л здесь и наслаждалс€ сам собой Ч наслаждалс€ радостью внутри себ€ Ф[4].

Ёто лишь немногие из привычного арсенала стратегий, которые ум использует дл€ отрицани€ насто€щего момента и которые €вл€ютс€ частью обычной неосознанности. »х очень легко не заметить, так как они €вл€ютс€ довольно внушительной частью обычной, привычной, нормальной жизни: то есть статическим фоном непрерывного недовольства. Ќо чем внимательнее ты будешь наблюдать за своим внутренним ментально-эмоциональным состо€нием, тем легче тебе будет распознавать те моменты, когда ты попадаешь в ловушку прошлого или будущего, которые, как мы уже говорили, представл€ют собой симптомы неосознанности, и, стало быть, тем легче тебе будет продирать глаза и выходить из состо€ни€ сна во времени Ч чтобы пробудитьс€ в насто€щем. Ћожное и недовольное У€Ф, основой существовани€ которого €вл€етс€ твое отождествление с умом, живет во времени. ќно знает, что насто€щий момент дл€ него Ч это смерть, и поэтому чувствует себ€ так, словно над ним висит больша€ угроза. ќно будет делать все, на что способно, лишь бы столкнуть теб€ с вершины насто€щего. ќно будет старатьс€ удержать теб€ в капкане времени.

 

¬Ќ”“–≈ЌЌяя ÷≈Ћ№ “¬ќ≈√ќ ∆»«Ќ≈ЌЌќ√ќ ѕ”“»

я чувствую истину в том, о чем вы говорите, но вместе с тем продолжаю думать, что на нашем жизненном пути у нас всЄ же должна быть цель; в противном случае мы будем просто дрейфовать, а ведь наличие цели подразумевает наличие будущего, разве не так?  ак же нам привести это в соответствие с жизнью в насто€щем?

 

¬о врем€ путешестви€ наверн€ка полезно знать, по каким местам ты идешь, или хот€ бы представл€ть себе основное направление, в котором движешьс€, однако не забудь вот о чем: единственна€ реальность твоего путешестви€ Ч это, в конечном итоге, тот самый единственный шаг, который ты делаешь в данный момент. Ёто всЄ, что есть.

” твоего жизненного пути есть как внешн€€ цель, так и внутренн€€. ¬нешн€€ цель Ч это прибыть в точку назначени€, чтобы исполнить то, что тебе поручено, или чтобы чего-то достичь, что, конечно же, включает в себ€ и будущее. ќднако если тво€ цель или шаги, которые ты собираешьс€ предприн€ть в будущем, отвлекают на себ€ так много внимани€, что станов€тс€ дл€ теб€ важнее того шага, который ты делаешь пр€мо сейчас, тогда ты полностью упускаешь внутреннюю цель своего пути, которой нет никакого дела до того, куда ты идешь и что делаешь, но всегда есть дело до того Ч как ты это делаешь. ≈й нет никакого дела до будущего, но всегда есть дело до качества твоей осознанности в данный момент. ¬нешн€€ цель принадлежит горизонтальной плоскости пространства и времени; внутренн€€ цель имеет отношение к углублению твоего Ѕыти€ по вертикальной оси вневременного момента —ейчас. “вой внешний путь может состо€ть из миллиона шагов; у твоего внутреннего пути есть только один шаг: шаг, который ты делаешь сейчас.  ак только ты начнешь осознавать этот единственный шаг более глубоко, ты постигнешь то, что он уже содержит в себе все остальные шаги, равно как и место твоего назначени€. “огда этот единственный шаг трансформируетс€ в экспрессию совершенства, в акт величайшей красоты и высочайшего качества. ќн увлечет теб€ в —ущее, а свет —ущего будет си€ть и струитьс€ сквозь него. ќн есть и цель, и процесс осуществлени€ твоего внутреннего путешестви€, путешестви€ внутрь самого себ€.

 

 

»меет ли тогда какое-нибудь значение то, добьемс€ ли мы успеха в достижении нашей внешней цели в услови€х мирской жизни или же потерпим неудачу?

 

Ёто будет иметь значение до тех пор, пока ты не осознаешь свою внутреннюю цель.  огда это произойдет, тво€ внешн€€ цель станет просто игрой, в которую ты будешь играть только потому, что это доставл€ет тебе удовольствие. ¬месте с тем, можно потерпеть сокрушительное поражение в исполнении внешней цели и в то же врем€ иметь полный успех в осуществлении внутренней. »ли скажем по-другому, что в действительности €вл€етс€ более распространенным: сочетание внешнего богатства и внутренней бедности, или как выразилс€ »исус:  ака€ польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?Ф (ћф 16:26). ¬ конечном счете, достижение каждой внешней цели рано или поздно, разумеетс€, обречено на УнеудачуФ просто потому, что цель подпадает под действие закона всеобщей неустойчивости. „ем скорее ты осознаешь, что осуществление внешней цели не может дать тебе продолжительного чувства удовлетворени€, тем лучше.  огда ты увидишь ограниченность своей внешней цели, то откажешьс€ от нереалистичных ожиданий, которые должны были бы сделать теб€ счастливым, а также согласуешь внешнюю цель с внутренней.

 

ѕ–ќЎЋќ≈ Ќ≈ ћќ∆≈“ ¬џ∆»“№ ¬ “¬ќ≈ћ ѕ–»—”“—“¬»»

 

¬ы упом€нули о том, что думать или говорить о прошлом в отсутствие такой необходимости Ч это один из способов избегать насто€щего. ќднако, кроме того прошлого, какое мы помним и с каким, возможно, отождествл€емс€, не существует ли в нас другого уровн€ прошлого, лежащего гораздо глубже? я говорю о том неосознанном прошлом, которое обусловливает нашу жизнь, особенно об опыте, полученном в раннем детстве, или, возможно, даже о потусторонних ощущени€х. » потом, ведь существуют же наши культурные установки, вытекающие из того, где географически и в каком историческом периоде мы живем. ¬се эти вещи определ€ют то, как мы видим мир, как реагируем, о чем думаем, какие взаимоотношени€ имеем, то есть, как мы проживем свою жизнь.  аким образом мы смогли бы придти к осознанности в отношении всего этого, или же, как нам от этого избавитьс€?  ак долго это будет продолжатьс€? » даже если всЄ это у нас получитс€, то что тогда останетс€?

 

„то остаЄтс€, когда исчезает иллюзи€?

Ќет нужды исследовать свое бессознательное прошлое, за исключением тех случаев, когда оно про€вл€етс€ в текущий момент как мысль, как эмоци€, как желание, как реакци€ или как внешнее событие, которое с тобой происходит. ¬сЄ, что тебе нужно знать о своем бессознательном прошлом, это то, что насто€щее выметет его вон. ≈сли ты копаешьс€ в прошлом, то оно превращаетс€ в бездонную €му: чем больше в нем копаешьс€, тем больше его становитс€. ≈сли ты полагаешь, что дл€ осознани€ прошлого или освобождени€ от него тебе потребуетс€ еще немного времени, иными словами, если ты думаешь, что будущее когда-нибудь освободит теб€ от прошлого, то это заблуждение. ќсвободить теб€ от прошлого может только насто€щее. У≈ще немного времениФ никогда не освободит теб€ от времени. ќбрети доступ к силе момента —ейчас. Ёто ключ.

 

„то такое сила момента —ейчас?

 

Ќе что иное, как сила твоего присутстви€, сила твоей осознанности, свободна€ от мысленных форм.

ѕоэтому обращайс€ к прошлому из насто€щего. „ем больше внимани€ ты отдаешь прошлому, тем больше ты его питаешь, тем веро€тней, что ты строишь Усеб€Ф из него. Ќе пойми это превратно: внимание Ч это главное, это основа, но не дл€ прошлого, которое уже минуло. ќтдавай все свое внимание насто€щему; направл€й его на свое поведение, реакции, настроение, мысли, эмоции, страхи и желани€, как только они возникают в насто€щем. ѕрошлое есть в тебе. ≈сли ты можешь быть в достаточной мере присутствующим, чтобы все это отслеживать, но не критически или аналитически, а без суждений, тогда это будет означать, что ты взаимодействуешь с прошлым и раствор€ешь его силой своего присутстви€. “ы не сможешь отыскать себ€, отправл€€сь дл€ этого в прошлое. “ы находишь себ€, вступа€ в насто€щее.

 

ј разве не полезно вспомнить прошлое и, таким образом, пон€ть, почему мы делаем определенные вещи, почему определенным образом реагируем, или почему мы неосознанно создаем свои особого рода драмы, стереотипы и модели взаимоотношений и тому подобное?

 

 ак только ты станешь более осознанным в отношении своей истинной реальности, то можешь неожиданно обрести внутреннюю способность видеть суть вещей, как, скажем, способность видеть то, почему твои обусловленные установки заставл€ют теб€ действовать совершенно определенным образом, например, почему твои взаимоотношени€ стро€тс€ по заданному сценарию, а также можешь вспомнить и сопоставить то, что происходило в прошлом, или увидеть эти установки €снее. ¬се это, конечно, здорово и может быть полезным, однако нисколько не приближает к сути. ј сутью €вл€етс€ твое осознанное присутствие. »менно оно раствор€ет прошлое. Ёто преобразующа€ субстанци€. Ќе стремись пон€ть прошлое, но будь настолько присутствующим, насколько можешь. ѕрошлое не способно выжить в твоем присутствии. ќно может выжить лишь в твое отсутствие.


 

 

√Ћј¬ј ѕя“јя

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2097 - | 1823 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.096 с.