Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќпределение пон€ти€




 

ѕон€тие есть форма мысли, отражающа€ общие, существенные и отличительные признаки чего бы то ни было, что может быть предметом нашей мысли. ѕон€тие может отражать €вление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый воображаемый). √лавное дл€ данной формы мысли Ч отражать общее и в то же врем€ существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.

ќбщими признаками (свойствами) €вл€ютс€ те, которые присущи хот€ бы нескольким предметам (€влени€м, процессам). ѕризнаком будем называть любое свойство предмета, независимо от того, внешнее оно или внутреннее, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное, существенное или не≠существенное.

—ущественным по природе предмета признаком будем считать тот, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета, который выступает определ€ющим дл€ него, выражает внутреннюю закономерную св€зь его элементов. Ёто такой признак, изменение или уничтожение которого влечет за собой качественное изменение (уничтожение) самого предмета. ¬се остальные признаки Ч несущественные. ѕри этом следует иметь и виду, что существенность того или иного признака за≠частую определ€етс€ интересами самого человека, его позицией, задачами, цел€ми, ситуацией. “ак, существенными дл€ жаждущего человека и дл€ физика или химика признаками воды будут разные признаки. ƒл€ ученого - это структура молекулы воды (Ќ2ќ), дл€ простого человека - способность утол€ть жажду. —реди признаков пон€ти€ различают родовые, как более общие, и видовые Ч частные, индивидуальные, специфические. ¬ысший род - это предельно общее пон€тие, или философска€ категори€, низший вид - единичное пон€тие, пон€тие, отражающее индивид.

√енетическое родство пон€ти€ с высшей формой чувственного отражени€ - с представлением - подчеркиваетс€ некоторыми общими признаками. Ќо если представление включает в себ€ отвлеченность, опосредованность и обобщенность как привход€щие, можно сказать, случайное дл€ природы чувственного отражени€, требующего непосредственного контакта органов чувств и отражаемого предмета, то пон€тию эти свойства присущи по его природе, они неотъемлемые его свойства, самые существенные и отличительные. Ёто родство, при всем качественном различии этих форм, подчеркивает св€зь непосредственного и опосредованного, чувственного и рационального, конкретного и абстрактного отражени€.

ѕоскольку пон€тие в силу своей идеальности не имеет непосредственного, собственного, вещественно-нагл€дного выражени€, то материальным носителем пон€ти€ выступает слово или сочетание слов естественного €зыка (знак или сочетание знаков символического, искусственного €зыка): Ђдомї, Ђстолї, Ђчеловекї, Ђлюбовьї, Ђчернильницаї, Ђкентаврї. Ђвакуумї и пр., или словосочетание: Ђавтор концепцииї, Ђстолица республикиї, Ђкруглый квадратї, Ђабсолютно твердое телої и т.п. ѕон€ти€, выраженные одним словом, как считают некоторые, €вл€ютс€ простыми пон€ти€ми, выраженные двум€ словами Ч сложными, а более чем двум€ Ч дескриптивными.

ќтсутствие выработанного навыка различени€ свойств слова и пон€ти€ часто €вл€етс€ причиной подмены пон€ти€ словом. Ќо слово лишь выражает пон€тие, само же по себе слово - вполне материальное образование, оно есть графический или звуковой комплекс, его можно записать, произнести, его можно хранить, преобразовывать, передавать на рассто€ние, через века (клинописные таблички, иероглифы, папирусы, книги, библиотеки). ѕон€ти€ же и по€вл€ютс€ и осмысливаютс€ лишь человеком и только тогда, когда он осознает значение, смысл слова. —амо по себе пон€тие в записанном слове (знаке, комплексе их), в книге не находитс€, пон€тие возникает каждый раз и только в голове читающего (или пишущего, думающего) человека, и никуда за рамки головы не выходит. ѕон€тие - идеально, и идеальность его св€зана с тем, что оно неотрывно от особым образом организованной материи, оно - свойство этой материи, оно отражает общее, существенно-специфическое, которое тоже само по себе не существует в природе. ¬ этой особенности соотношени€ пон€ти€ и слова желательно основательно и прочно разобратьс€, потому что на этой особенности основываютс€ самые распространенные ошибки многих рассуждений, так называемые паралогизмы и софизмы. » это имеет место не только в обыденных рассуждени€х, но и в научных, и не только в античности, но и в насто€щее врем€.

ќкружающий нас предметный мир находитс€ вне и независимо от человека. ќн обладает бесконечным разнообразием свойств. —лово (€зык в целом) выработано человеком дл€ обозначени€ этих предметов, как бы дл€ замены их, хот€ €сно, что слово - не сам предмет. ќперирование, манипулирование предметами не всегда возможно, оперирование же словом значительно упрощает де€тельность человека и тем оптимизирует ее. —лово, к тому же удобнее дл€ хранени€, передачи, переработки. —лово, обознача€ предмет, называет, замен€ет его. ѕон€тие же, выража€сь в слове, - отражает этот предмет в его самых важных, общих и существенных признаках. —лово - замещающий предмет знаковый комплекс; пон€тие, выразимое словом, - идеальный образ этого предмета, и как таковой - "вещь", трудно уловима€, требующа€ интеллектуальных усилий дл€ своего осознани€. —лово, пон€тие и предмет - вот сложна€ и важна€ система отношений трех тесно взаимосв€занных, но не тождественных друг другу, "вещей", разобратьс€ в которой необходимо дл€ понимани€ специфики мысли и ее места в жизнеде€тельности человека, дл€ предотвращени€ мыслительных ошибок.

 ак идеальное, неотделимое не только от материн (от особым образом организованной мате≠рин), но и от слова, пон€тие невозможно мыслить без слов. —аму по себе мысль невозможно передать даже на самое маленькое рассто€ние. ѕере≠даем на рассто€ние мы не мысли сами по себе, а лишь сигналы о возникающие в нашей голове мысл€х; и эти сигналы, будучи восприн€ты другими людьми, превращаютс€ уже в их головах в соответствующие нашим исходным, но теперь уже (поскольку в их головах) их мысли. ћысль формирует тот или иной человек на €зыке определенных знаковых си≠стем.

ѕризнаки предмета (€в≠лени€. процесса) и признаки пон€ти€ не совпадают между со≠бой. ѕризнаками любого материального предмета (€влени€, процесса) будут его внешние или внутренние свойства. ѕри≠знаками же любого пон€ти€ - обобщенность, отвлеченность, абстрактность, идеальность. ѕризнаки предмета изучают естественные, технические, медицинские, сельскохоз€йственные и другие науки, признаки пон€ти€ как формы мысли - только формальна€ логика.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1394 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

538 - | 421 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.