Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбразование




ќ пон€тии Ђобразованиеї. ќбразование - средство трансл€ции культуры, овладева€ кото≠рым человек не только адаптируетс€ к услови≠€м посто€нно мен€ющегос€ социума, но и стано≠витс€ способным к неадаптивной активности, позвол€ющей выходить за пределы заданного, развивать собствен≠ную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации (¬.ј. —ластенин, ».‘. »саев, ј.». ћищенко, ≈.Ќ. Ўи€нов).

јвторы приведенного выше определени€ образовани€ выдел€ют р€д его культурно-гуманистических функций:

развитие духовных сил, способностей и умений, позвол€ю≠щих человеку преодолевать жизненные преп€тстви€;

формирование характера и моральной ответственности в си≠туаци€х адаптировани€ к социальной и природной сферам;

обеспечение возможностей дл€ личностного и профессио≠нального роста и дл€ осуществлени€ самореализации;

овладение средствами, необходимыми дл€ достижени€ ин≠теллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счасть€;

создание условий дл€ саморазвити€ творческой индивиду≠альности и раскрыти€ духовных потенций.

ќбразование включает в себ€: систематическое обучение (фор≠мальное образование, как основное, так и дополнительное); просве≠щение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформаль≠ное образование); стимулирование самообразовани€.

ќбучение. ќбучение - широкое взаимодействие между обу≠чающими и обучающимис€, способ осуществле≠ни€ педагогического процесса с целью развити€ личности посредст≠вом организации усвоени€ обучающимис€ научных знаний и способов де€тельности (¬.ј. —ластенин и др.).

— точки зрени€ социальной педагогики обучение как состав≠ную часть социального воспитани€ кратко можно охарактери≠зовать р€дом положений, разработанных эстонским педагогом ’.….Ћийметсом.

ƒл€ того, чтобы обучение было воспитанием, подчеркивал X.…. Ћийметс, оно должно:

проходить в единстве руководства учител€ и самоде€тельно≠сти учащихс€;

проводитьс€ по возможности в единстве учета индивиду≠ального развити€ каждого ученика и развити€ коллектива;

осуществл€тьс€ в единстве перспективы успеха и возможно≠сти неудачи;

входить в систему жизнеде€тельности учащихс€ и коллек≠тива.

¬ процессе обучени€ на развитие личности вли€ют: содержание образовани€, методы обучени€, используемые организационные формы, отношени€ между участниками процесса обучени€. Ђѕри планировании процесса обучени€, - особо отмечал X.…. Ћий≠метс, - учитель (любой обучающий. - ј. ћ.), если он хочет ориен≠тироватьс€ на развитие личности учащегос€, не должен ограничи≠ватьс€ задачами, которые вытекают только из содержани€ пред≠мета. ќн об€зательно должен оценивать осуществл€емые в про≠цессе усвоени€ (содержани€. - ј. ћ.) де€тельность и общение учащихс€ как факторы развити€ личности.

»з приобретенных знаний многое скоро позабудетс€, некото≠рые знани€ неизбежно устареют и потер€ют свое значение. ѕо≠сто€нную же ценность имеют те психические новообразовани€, которые сформировались в ходе усвоени€ этих знаний, даже поза≠бытых или уже ненужных. Ёто и есть тот сдвиг в развитии, изме≠нени€ в результате обучени€, не совпадающие с содержанием обу≠чени€, котором писал Ћ.—. ¬ыготскийї.

X.…. Ћийметс считал, что уровни овладени€ учащимс€ содержа≠нием образовани€ можно последовательно характеризовать как:

первичную ориентировку в определенном учебном мате≠риале, котора€ заключаетс€ в понимании объ€снений учи≠тел€ или учебного текста, в усвоении новых пон€тий и охва≠те структуры сообщени€;

понимание св€зей и системности знаний, которое заключа≠етс€ в установлении ассоциативных св€зей различного уровн€;

владение предметом, выражающеес€ в гибком применении усвоенных знаний при ориентировке в определенной облас≠ти действительности, в быстром переносе усвоенных пон€≠тий и закономерностей дл€ объ€снени€ аналогичных €вле≠ний в других област€х жизни.

√ибкое применение знаний и способность к переносу их из од≠ной ситуации в другие предполагают не только четкое понимание и прочное усвоение знаний, но и наличие установки на то, что знани€ изменчивы; способность придавать этим знани€м практи≠ческую ценность; творческое владение знани€ми.

ќчень важное значение в процессе обучени€ имеет осознание и овладение учащимис€ способами познани€, умение провер€ть пути мышлени€, надежность его методов, умение отказыватьс€ ради истины от своих прежних недостаточных знаний, от пред≠вз€тости.

Ёффективное обучение предполагает: €сность и четкость пон€≠тий, которыми оперирует человек; определенность и конкрет≠ность мышлени€; умение видеть неопределенность и находить ее причины; осознание св€зей между предметами и €влени€ми, а также действительных тенденций в развитии процессов; способ≠ность предвидеть развитие событий на основе анализа наличных тенденций(Ѕ.ћ. Ѕим-Ѕад).

ѕросвещение. „еловек познает окружающую действитель≠ность не только через целенаправленное обу≠чение, но и через просвещение, источниками которого выступают —ћ , жизнеде€тельность воспитательных организаций, а также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так и в формальных группах).

ѕоследнее - очень эффективный способ познани€. ќбмен ин≠формацией в общении характеризуетс€ высоким уровнем пони≠мани€, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. ќбразно говор€, общение можно назвать портативным средством трансл€ции информации.

¬ процессе и в результате познани€ этими и другими пут€ми у человека образуетс€ как бы два сло€ знани€ - наличное и так на≠зываема€ криптогноза (от греч. - тайное, скрытое знание).  риптогноза отличаетс€ от наличного знани€ тем, что ее накопление и использование происход€т с помощью неосознаваемых и интуи≠тивных процессов (¬.–. »рина, ј.ј. Ќовиков).

ќрганизаци€ просвещени€ в процессе социального воспитани€ становитс€ эффективной при соблюдении р€да условий.

ѕоскольку жизнь человека протекает в определенном социаль≠ном контексте, постольку важно иметь в виду источники инфор≠мации, не только их доступность дл€ жителей конкретного региона, поселени€, но и избирательность и интенсивность их использова≠ни€ определенными половозрастными и социально-профессиональ≠ными группами населени€. Ёто позвол€ет в некоторой мере опи≠ратьс€ на эти источники информации, использовать и интегриро≠вать транслируемую ими информацию, организу€ познание в той или иной общности людей.

ќрганизаци€ просвещени€ в жизнеде€тельности общностей воспитуемых может быть успешной при учете уровн€ информиро≠ванности субъектов познани€ в различных област€х знани€; их познавательных и иных интересов; наличи€ у них установки на познание и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знани€; ожиданий, имеющихс€ у них относительно познани€ в той или иной воспитательной организации.

ѕредставлени€ обо всем вышеназванном позвол€ют отбирать информацию и дифференцировать ее дозы и способы подачи, стимулировать интерес к познанию с помощью сообщени€ сведе≠ний экстраординарных дл€ конкретных людей и групп, которые могут быть им необходимы или могут их заинтересовать в св€зи с их возрастом, интересами, конкретными обсто€тельствами жизни.

„тобы быть эффективным, просвещение в воспитательной орга≠низации должно быть проблемным. Ёто достигаетс€ постановкой перед воспитуемыми проблем, которые св€заны с их возрастными задачами, актуальными или потенциальными ситуаци€ми их жизни.

»нформационна€ насыщенность и проблемность познани€ создают возможность не только дл€ удовлетворени€ имеющихс€ у воспитуемых интересов, но и дл€ возникновени€ новых, а также дл€ переориентации интересов. ѕереориентаци€ бывает необхо≠димой не только в случае бедности интересов, но и когда они од≠носторонни (хот€ и достаточно глубоки).

ѕереориентаци€ интересов становитс€ возможной, когда перед человеком или группой ставитс€ определенна€ актуальна€ альтер≠натива, котора€ внешне соответствует имеющимс€ у них интересам, а фактически требует от них дл€ своего разрешени€ приобретени€ знаний, про€влени€ интересов, дотоле дл€ них не значимых и не характерных. Ёто расхождение обнаруживаетс€, когда участники уже увлеклись процессом поисков решени€ альтернативы.

Ёффективность просвещени€ в воспитательных организаци€х в большой мере зависит от того, насколько широко и успешно в нем используютс€ групповые формы организации процесса по≠знани€. Ёто св€зано с избирательностью воспри€ти€ и усвоени€ информации человеком. »збирательность определ€етс€ как лич≠ностными свойствами человека, так и вли€нием его ближайшего круга общени€.

»сточником той или иной человеческой мысли могут быть жизнеде€тельность, —ћ , объективна€ действительность, субъек≠тивные переживани€. Ќо развитие мысли, как правило, происходит в общении. ¬ общении с другими людьми рождаютс€ сомнени€, потребность разделить мысль, обосновать правоту этой мысли.  ак остроумно заметил крупнейший психолог XX в. ∆ан ѕиаже, Ђсами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе обще≠ни€ возникает необходимость в проверке и подтверждении мыс≠лиї. —овместна€ интеллектуальна€ работа в группе предоставл€ет дл€ этого возможности, а также развивает у человека умение пла≠нировать ход решени€ проблем, умение высказывать и обосновы≠вать свои мнени€, продуктивно спорить.

ѕросвещение через группу необходимо дл€ человека, ибо ис≠тинной сферой жизни любой идеи €вл€етс€ не изолированное ин≠дивидуальное сознание, а диалог. ќстава€сь в индивидуальном сознании, иде€ вырождаетс€ и умирает. »де€ возникает, форми≠руетс€, развиваетс€ и находит словесное выражение, т.е. живет Ђтолько вступа€ в существенные диалогические отношени€ с дру≠гими чужими иде€ми. „еловеческа€ мысль становитс€ подлинною мыслью, воплощенной в чужом голосе, т.е. в чужом, выраженном в слове, сознании. ¬ точке этого контакта голосов-сознаний и рож≠даетс€ и живет иде€ї (ћ.ћ. Ѕахтин).

—тимулирование самообразовани€. ¬ современном обществе самообразование все более и более становитс€ одним из важ≠ных условий развити€ личности и ее жизнен≠ного успеха. ќно же гарантирует от интеллектуального вырожде≠ни€.  ак справедливо заметил еще в XIX в. американский литератор  .Ќ. Ѕоуви, Ђнемногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотреблени€ї.

ƒл€ того чтобы человек заинтересовалс€ проблемой самообра≠зовани€, чтобы у него по€вилось желание им заниматьс€, необхо≠димо, чтобы в жизнеде€тельности воспитательной организации бы≠ли созданы такие услови€, такие ситуации, в которых человек либо увидел и осознал несоответствие между своими знани€ми и знани€≠ми партнеров, либо обнаружил невозможность или неэффектив≠ность решени€ возрастных задач, либо столкнулс€ с несоответст≠вием требований организации и своими знани€ми. ¬ результате у человека может по€витьс€ сначала интерес к самообразованию, а потом и более или менее стойка€ установка на его реализацию.

ѕо€вление установки на самообразование зависит во многом от вли€ни€ окружающих людей: направленности семейного об≠щени€, ориентации коллектива и микрогрупп, целенаправленного вли€ни€ педагогов. ¬ воспитательной организации установка на самообразование формируетс€ с помощью соответствующей разъ≠€снительной работы, когда ее членам раскрывают значение само≠образовани€ в их жизни сегодн€ и завтра, показывают возможно≠сти дл€ самообразовани€ и его способы.

‘ормирование установки на самообразование в процессе жиз≠неде€тельности воспитательной организации может осуществ≠л€тьс€ в том случае, если ее различные сферы, в первую очередь сфера познани€, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных знаний, стимулирующими возникновение интересов и самосто€тельного поиска знаний дл€ их удовлетворени€. ѕолез≠но, чтобы подобные дела были окрашены в тона соревновани€: кто знает больше, кто знает лучше, кто узнает такое, что Ђвсе ах≠нутї и т.п. ѕримером подобного дела в первичном коллективе подростков или старшеклассников может быть конкурс на лучшее знание научно-попул€рной или научно-фантастической литерату≠ры. ”влечение такой литературой достаточно массово, поэтому многие охотно примут участие в конкурсе.

”становка на самообразование требует определени€ сферы или сфер и способов ее реализации. ј дл€ этого необходимо, чтобы воспитуемые получали представление о том, как можно организо≠вать свою работу по самообразованию, как составить его про≠грамму, где найти источники соответствующей информации, как пользоватьс€ компьютерными сет€ми, каталогами и справочными издани€ми и т.д.

Ђ„еловек вступает в общество как равноправный член с тем снар€жением, которое он частью пронес через пожар юности из детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослымї (¬.≈. —мирнов). » сегодн€ более, чем вчера, а завтра более, чем сегодн€, важно, чтобы человек хотел и умел посто€нно пополн€ть и совершенствовать свое интеллектуальное снар€жение.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1662 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2235 - | 1958 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.