Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елигиозные организации и религиозное воспитание




—оциализирующие функции религиозных организаций. –елиги€ как один из социальных институтов традиционно игра≠ла большую роль в жизни различных обществ. ¬ социализации че≠ловека религи€ и религиозные организации (общности верующих при молитвенных цент≠рах) были важнейшим - после семьи - фак≠тором.

¬ процессе секул€ризации, т.е. освобождени€ общества от вли€ни€ религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. “ем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остаетс€ важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедани€), в-третьих, в р€де стран ее вли€ние стало оп€ть расти.

¬се эти процессы хорошо видны на примере –оссии, где пред≠ставлены все четыре великие мировые религии - христианство, му≠сульманство, буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего - более шестидес€ти вероисповеданий различного направлени€).

—оциализирующее вли€ние религиозных организаций испыты≠вают на себе как верующие, так и члены их семей.  роме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои р€ды новых верующих.

—оциализаци€ в религиозных организаци€х осуществл€етс€ под воздействием практически всех механизмов социализации. ƒругое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или ина€ организаци€, роль механизмов и их соотношение раз≠личны. “ак, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. ¬ р€де сектантских организаций - институциональный и стилизо≠ванный, а в организаци€х р€да восточных конфессий - институ≠циональный и рефлексивный.

¬ процессе социализации верующих религиозные организации реализуют р€д функций.

÷енностно-ориентационна€ функци€ религиозных организаций про€вл€етс€ в том, что они предлагают своим членам и стрем€тс€ сформировать у них определенную систему верований (веру в Ѕо≠га, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценност€м и нормам. Ёто осуществл€етс€ как в процессе культо≠вых действий (богослужени€ в храме, молитвы и др.), так и в раз≠личных формах религиозного просвещени€.

–егул€тивна€ функци€ про€вл€етс€ в том, что религиозные ор≠ганизации культивируют среди своих членов поведение, соответ≠ствующее религиозным нормам. Ёто осуществл€етс€ в процессе коллективных культовых действий и всей жизнеде€тельности ор≠ганизаций, а также через различные формы контрол€ (в одних конфесси€х более, в других - менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

 оммуникативна€ функци€ реализуетс€ в создании условий дл€ общени€ верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общени€, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

ћилосердна€ функци€ религиозных организаций реализуетс€ в многообразных сферах и формах де€тельности милосерди€ и бла≠готворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодар€ чему члены организации приобретают спе≠цифический опыт.

 омпенсаторна€ (утешительна€) функци€ про€вл€етс€ в гармо≠низации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потр€сений и не≠при€тностей.

» наконец, воспитательна€ функци€ - религиозное воспитание человека.

–елигиозное воспитание. ¬ процессе религиозного воспитани€ верующих индивидам и группам целенаправленно и плано≠мерно внушаютс€ (индоктринируютс€) миро≠воззрение, мироощущение, нормы отношений и поведени€, соответст≠вующие вероучителъным принципам определенной конфессии (веро≠исповедани€).

–елигиозное воспитание осуществл€етс€ св€щенослужител€ми; верующими агентами социализации (родител€ми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами кон≠фессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, круж≠ков и др.), в р€де стран - преподавател€ми религии в светских учеб≠ных заведени€х; различными объединени€ми, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организаци€х или под их вли€нием; р€дом светских детских и юношеских организа≠ций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, на≠ход€щимис€ под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

¬ основе религиозного воспитани€ лежит феномен удвоени€ мира и его сакрализации (от лат. sacrum - св€щенный), т. е. на≠делени€ €влений окружающей действительности и личностного начала человека св€щенным содержанием, придани€ особого смы≠сла обыденным мирским процедурам через их обр€довое осв€≠щение.

¬ыдел€ют два уровн€ религиозного воспитани€ - рациональ≠ный и мистический (“.¬. —кл€рова).

–ациональный уровень включает в себ€ три основных компо≠нента - информационный, нравственный и де€тельностный, содер≠жание которых имеет конфессиональную специфику. “ак, в пра≠вославии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богосло≠вию, догматике, св€щенной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требовани€ христианской морали; де€тельностный - участие в богослужени€х, церковное творчество, дела милосерди€.

ћистический уровень тесно св€зан с рациональным, и его мож≠но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем про€в≠л€етс€. ћистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфесси€х. Ќа≠пример, мистический уровень православного воспитани€ опреде≠л€ют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашн€€ молитва, воспитание чувства благоговени€ и почитани€ св€тынь.

¬ процессе религиозного воспитани€ используютс€ различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитани€ (урочна€ система, семинары, лекции и пр., клубы дл€ различных групп верующих, праздничные меропри€ти€, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполн€€сь специфическим дл€ религиозного воспитани€ содержанием.

ћногообразны средства религиозного воспитани€, которые определ€ютс€ конфессиональными особенност€ми. “ак, в христи≠анских конфесси€х таковыми €вл€ютс€: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общени€ с Ѕогом; проповедь, сообщающа€ важнейшие положени€ веро≠учени€ и побуждающа€ к соответствующему поведению; молитва, помогающа€ научитьс€ вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, котора€ приучает к самоанализу и к мысли о неотвра≠тимости наказани€ за грех (проступки); пост, помогающий обуз≠дать плоть, смир€ть гордыню, вырабатывать стойкость; епитимь€ - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведени€.

¬ процессе и в результате религиозного воспитани€ у верую≠щих формируютс€ специфические дл€ той или иной конфессии ценностно-нормативна€ система, особенности мышлени€ и по≠ведени€, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обо≠соблени€ в социуме.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1329 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

761 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.