Как правило, мы стремимся использовать все богатство детских эмоций для первой коллективной работы, с которой начинается день в школе. Но в понедельник мы делаем исключение из этого правила, так как у нас есть более неотложное дело: организовать работу и жизнь класса на всю предстоящую неделю.
Вопреки мнению некоторых теоретиков нового воспитания мы не считаем, что надо во всем полагаться на склонности и желания самих детей. Это означало бы ввести их в заблуждение, и первое же столкновение с реальной жизнью, с требованиями окружающей социальной среды оказалось бы для наших воспитанников весьма болезненным.
Мы не ориентируем детей на то, чтобы они впоследствии пробивались в жизни, полагаясь лишь на волю случая или на собственную силу и ловкость. Мы тщательно организуем жизнь школы, чтобы естественным следствием нашей организации стали уравновешенность и гармония, которые снимут все проблемы, связанные с дисциплиной.
Эта организация нашей работы обусловлена реальной ситуацией, которую мы обозначили понятием опора-барьер. Семья, природа, общество, отдельные личности создают определенные барьеры. Они могут тяготить человека в большей или меньшей степени, но их нельзя ни отодвинуть, ни сломать. Вместе с тем на эти же барьеры человек может в трудном случае опереться.
До настоящего времени в работе педагогов учитывалась главным образом «барьерная» функция, тем более что ею трудно пренебречь. Но компенсирующая «опорная» функция совсем не использовалась. Школа, изолированная от внешнего мира, боящаяся его динамизма, не могла получить помощи ни от семьи, ни от общества. Все замыкалось на личности учителя. Даже на природу эта школа опиралась слишком робко и слишком редко. Мы стараемся восстановить гармоничное соотношение этих двух функций.
В организации нашей работы непременно будут учитываться барьеры. Наша школа такая, какая есть, – класс тесноват, освещение недостаточно. Общество тоже ставит свои барьеры. В их числе есть общие – программы и учебные планы, которыми следует руководствоваться, и специфические – привычки, традиции, общественное мнение, требования родителей и местных властей. Мы будем также учитывать все эти факторы, стараясь по возможности использовать их и как опору.
Мы должны организовать жизнь школы в рамках этих опор-барьеров, раздвигая, насколько возможно, барьеры, укрепляя и систематизируя опоры. Первую задачу традиционная школа решила путем жесткой классно-урочной системы и неукоснительного следования учебным программам. Что же касается опор, то их использование сводили к минимуму, чтобы упростить работу, поскольку школа панически боялась всего сложного и многообразного. Нужно было найти что-то новое, чтобы восполнить этот пробел. Практическим решением проблемы стала наша система планов работы.
Планы работы
Предусматриваются следующие виды планов:
1) Общие планы на год, которые, хоть и в новой форме, в основном отвечают требованиям учебных программ для четырех классов начальной школы – подготовительного, начального, среднего и старшего.
2) Общие планы на месяц для каждого класса. Эти планы составляют учителя.
3) Индивидуальные планы на неделю, которые составляются в понедельник утром в соответствии с годовыми и месячными планами.
А вот и наши выводы:
– Ребенок – и удивительно, до чего взрослые на него в этом похожи! – видит учебу как ровное, однообразное и слишком большое поле, которое надо возделать. Он заранее робеет перед огромностью задач. Разбив поле на участки, мы упростим работу, сделаем ее более доступной. Так же должны поступать и все учителя: четко определив границы работы, они помогут ребенку обрести смелость и уверенность.
– Если ребенок сам составил свой план работы (конечно, с помощью учителя и своих товарищей) в рамках определенных задач, осознав их или приняв на веру, он будет стремиться выполнить его, не желая потерпеть досадную неудачу.
– План работы дает ребенку некоторую самостоятельность в распределении своего рабочего времени. В традиционной школе стоит ученику закончить работу, как ему тут же дают новое задание. И дети поступают, как солдаты в армии, – растягивают работу, как бы соревнуясь, кто закончит последним… Странное получается воспитание. Правда, некоторых, хотя далеко не всех, подстегивает дух соперничества, а также страх наказания. Но в этом тоже нет ничего хорошего.
Имея план работы, ученик старается выполнить ее как можно быстрее, что вовсе не обязательно идет в ущерб качеству. Ребенок хочет превзойти себя – это вообще ему свойственно. У нас дети работают быстро. Это важное достижение.
Но наша методика эффективна лишь тогда, когда условия плана выполняются не только учеником, но и учителем. Если, например, кто-то из детей закончил всю свою работу в пятницу, а в субботу хочет просто почитать или поиграть, вы не должны возражать.
В идеальном классе, использующем с максимальной выгодой комплекс опор-барьеров, весь учебный процесс должен строиться на индивидуальных планах работы, составленных в рамках общих планов.
Прекрасно сознавая несовершенство нашей школы, мы нашли компромиссное решение: каждый день несколько часов отводится для коллективной работы одной или нескольких групп. Наконец, нельзя забывать, что ребенок работает в коллективе и коллектив должен знать обо всех достижениях – как индивидуальных, так и групповых.
Текст для набора и «комплекс интересов»
Итак, работа распланирована на всю неделю. Мы вывешиваем планы на фанерном стенде, прибитом к стене под книжными полками на такой высоте, чтобы каждый ученик мог по мере выполнения работы сам заштриховать соответствующие клеточки в своем плане.
Начинается день с коллективной работы, находящейся, так сказать, в центре всей школьной жизни, – это текст для набора.
Методика этой работы: ученики читают тексты, которые они написали коллективно или каждый в отдельности, в школе или дома. Затем общим голосованием класс решает, какой из текстов достоин быть напечатанным.
Школьная типография помогает нам прочно внедрить эти формы работы в учебно-воспитательный процесс и утвердить таким образом центральное место, которое она быстро завоевала среди новейших методов и средств обучения.