Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оспитани€




 

Ўкола —аммерхилл была основана в 1921 году в Ћейстоне (графство —уффолк), примерно в ста мил€х от Ћондона (с 1921 по 1924 год она находилась в √ермании). —оздатель этой школы Ц английский педагог јлександр Ќейлл (1883Ц1973).  ак писала о —аммерхилле комисси€ британского ћинистерства образовани€, Ђэта школа известна во всем мире как место, где педагогический эксперимент осуществл€етс€ революционным путем и где опубликованные, широко известные и дискутируемые взгл€ды ее директора воплощаютс€ в жизньї.

—аммерхилл Ц интернатна€ школа, котора€ располагалась в четырех здани€х, окруженных зеленой территорией, предназначенной дл€ игр на свежем воздухе. ƒети жили по возрастным группам вместе с воспитательницей (a house-mother). ¬ главном здании находились столова€, зал, мастерска€ по лепке, маленька€ комната дл€ рукодели€ и спальн€ дл€ девочек. ” самых маленьких детей был отдельный домик с жилыми помещени€ми и классной комнатой. —пальн€ дл€ мальчиков, остальные классы, а также комнаты некоторых членов персонала также располагались в домиках.  ак мальчики, так и девочки жили в двухЦчетырехместных комнатах. “олько несколько старших детей жили отдельно.  лассы были небольшими, но достаточными дл€ обучени€ в группах. ∆илищные услови€ в целом были не самыми лучшими, однако, как подчеркиваетс€ в отчете инспекторов министерства, дети чувствовали себ€ хорошо и не болели.

‘инансовое положение школы было весьма затруднительным, поскольку она оказалась фактически за пределами общегосударственной системы образовани€ и получала от министерства мизерные дотации. ¬ школу принимали в основном детейиз средних слоев общества. Ќейлл старалс€ не брать детей из богатых семей, поскольку он считал, что трудно добратьс€ до сущности ребенка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой. —трем€сь к тому, чтобы набрать в школу детей из наиболее бедных слоев общества, Ќейлл установил очень низкую плату за пребывание детей в —аммерхилле. –езультатом были посто€нные финансовые затруднени€, очень низка€ зарплата учителей. «лые €зыки утверждали, что из-за низкой платы в —аммерхилле могли работать и работали только люди отча€вшиес€, Ђлетуныї или богачи-идеалисты.

¬начале в школу Ќейлла попадали чаще всего дети, у которых были проблемы в семье и школе. –одители отдавали их в —аммерхилл дл€ перевоспитани€ и ресоциализации, после чего их возвращали в обычную школу. “ем самым —аммерхилл выполн€л по отношению к таким дет€м реабилитационную функцию. —о временем ситуаци€ изменилась, и в школу начали принимать детей, родители которых верили в идею —аммерхилла.

¬ первые годы здесь было мало девочек, обычно приводили сюда только тех, кому было трудно в тогдашней женской школе. ѕозднее девочек стало больше, хот€ и отсев их из школы по сравнению с мальчиками был более высоким. Ќейлл это объ€сн€л финансовыми трудност€ми родителей, которые по давней традиции предпочитали вкладывать средства в обучение сыновей. ¬ школу принимали детей от 5 до 15Ц16 лет (Ќейлл отмечал, что он предпочел бы набирать семилетних). ќбща€ численность в разное врем€ колебалась от 45 до
75 человек. ƒетей делили на три возрастные группы: 5Ц7 лет,
8Ц10 лет, 11Ц15Ц16 лет.

ѕерсонала в —аммерхилле было достаточно, чтобы не привлекать детей к труду по самообслуживанию. “ак, в 1964 году на 75 детей приходилось 25 человек персонала, из которых двое были учител€.

Ќейлл тщательно подбирал учителей, обраща€ особое внимание на то, чтобы они кроме профессиональной квалификации имели чувство юмора, развитое чувство сообщества, черты характера, позвол€ющие приспособитьс€ к системе —аммерхилла. ќчень часто тестом, от которого зависело прин€тие учител€ на работу, был ответ на вопрос: Ђ ак вы отреагируете, если ребенок назовет вас законченным дураком?ї. Ќейлл отдавал предпочтение тем кандидатам, которые умели делать что-то руками, не сторонились физической работы и могли исправить покосившуюс€ дверь или залепить дыру в стене.

√лавной об€занностью учителей было обучение. ќпеку над детьми в жилых помещени€х осуществл€ли воспитательницы. “ем не менее учител€ добровольно организовывали внеурочную де€тельность детей: играли, готовили спектакли, помогали выполн€ть домашнюю работу. Ђ”читель проводит уроки от 9.30 до 13.15... после чего может, если захочет, провести оставшуюс€ часть дн€ в постели. “олько никто так не поступает, так как у них развитое чувство сообщества и они тоже желают прин€ть активное участие в жизни обществаї.

ќбычный день в школе строилс€ таким образом. ћежду 8.15 и 9.00 завтрак, до 9.30 Ц уборка постелей. ¬ 9.30 начинались зан€ти€, которые продолжались до 13.00.

ѕлан зан€тий учител€ получали в начале каждого семестра. ”роки, как правило, строились в соответствии с возрастом детей. ќбычно дети учились п€ть уроков в день, каждый по сорок минут. ѕроводились уроки всегда в определенном месте и в определенное врем€. ƒошкольники и младшие школьники обедали в 12.30, а персонал и старшие дети в 13.30.

ћладшие дети от 7 до 9 лет занимались с одним учителем, который проводил зан€ти€ не только в классе, но и в мастерской технического творчества или комнате искусств.

ѕослеобеденное врем€ было свободно. ƒети занимались тем, чем хотели. ќдни играли в гангстеров и полицейских, другие организовывали спортивные игры, третьи слушали радио, рисовали, красили, катались на велосипеде, работали в мастерских и изготовл€ли там лодки, игрушечные пистолеты или ремонтировали велосипеды.

¬ шестнадцать часов Ц полдник. ¬ 17 часов начинались различные зан€ти€. ћладшие обычно читали сказки. –еб€та среднего возраста любили работать в комнате искусств, где рисовали, делали картинки из линолеума, издели€ из кожи, готовили костюмы дл€ своих спектаклей, плели корзины и лепили горшки. —таршие много времени проводили в слесарной и стол€рной мастерских. ƒети всегда сами решали, чем им заниматьс€. ¬оспитатели могли посоветовать, но никогда не предлагали готовую программу действий.

ќднако вечера в —аммерхилле имели определенный распор€док. “ак, в понедельник дети ходили в кино,во вторник персонал и старшие воспитанники слушали лекции Ќейлла по вопросам психологии, а младшие в это врем€ были зан€ты чтением. ¬ среду проводились танцевальные вечера. ¬ечер в четверг ничем не был зан€т, и старшие часто ходили в кино. ¬ п€тницу устраивались театральные постановки. —уббота была очень важным днем: в этот день проводились еженедельные собрани€ школьного самоуправлени€ Ц общешкольные собрани€. «атем танцы, а зимой Ц театральные представлени€. »ногда по субботам Ќейлл рассказывал дет€м о своих воображаемых путешестви€х по јфрике, по дну океана или на небесных просторах выше туч.

∆изнь школы —аммерхилл, на первый взгл€д, ничем особенным не отличалась от обычных школ «ападной ≈вропы в первой половине XX века. –азве только расположение ее на лоне природы и наличие органов самоуправлени€ дают возможность предположить, что она принадлежала к так называемым Ђновым школамї. ќднако если взгл€нуть на —аммерхилл с точки зрени€ ее концепции и характера жизнеде€тельности, можно увидеть, что это действительно была школа необычна€. јлександр Ќейлл был принципиальным противником авторитарного воспитани€, более того, он считал, что будущее человечества в полной мере зависит от того, какие воспитатели придут к дет€м. ≈сли это будут сторонники жесткой педагогики подавлени€, то человечество никогда не сможет освободитьс€ от войн и преступлений. Ќенависть всегда порождает ненависть. Ђ≈динственна€ дорога Ц это дорога любвиї.

—оздава€ —аммерхилл, Ќейлл сознательно противопоставил концепцию своей школы установке на режим, дисциплину и принуждение.  ак отмечал Ќейлл, при основании школы он преследовал одну единственную цель Ц счастье ребенка, а основной путь видел в приспособлении школы к ребенку, а не ребенка к школе.

¬ основе концепции школы —аммерхилл лежало убеждение в том, что ребенок по своей природе добр и порт€т его только общество и воспитание. Ђ—орок лет практической работы не только не уменьшили эту веру, но даже укрепили ееї, Ц писал Ќейлл позднее. ѕризнава€ нереальность попыток глобального реформировани€ общества, Ќейлл сознательно выбрал другой путь: организацию закрытого детского учреждени€, создающего услови€ дл€ свободного развити€ ребенка.

ќдин из американских профессоров, посетивших —аммерхилл, критиковал школу за то, что она €вл€етс€ изолированным островком в окружающем обществе и по сути противопоставл€ет себ€ этому обществу. Ќейлл же полагал, что нельз€ организовать свободную школу даже в небольшом городке, тем более сделав ее частью муниципальной жизни, поскольку в этой среде всегда найдутс€ те, кто не приемлет идей свободы, и тогда надо было бы идти на компромисс. Ќейлл не считал возможным ни на йоту изменить своей ключевой идее. ќн соглашалс€ с тем, что —аммерхилл действительно остров (хот€ с жител€ми Ћейстона у саммерхилльцев было много доброжелательных контактов). –азмышл€€ о предъ€вленном обвинении, Ќейлл предполагал, что его американский коллега имел в виду то, что, будучи оторванной от общества, система —аммерхилла никоим образом не могла содействовать изменению несправедливого и негармоничного мира, окружающего ребенка, и что она ничего не могла поделать с той пропастью, котора€ лежит между взрослыми и детьми. Ќейлл отвечал, что хот€ он и верит в необходимость изменени€ общества, тем не менее его целью €вл€етс€ обеспечение счасть€ хот€ бы и небольшому количеству детей.

“радиционна€ школа, приспосабливающа€ ребенка к представлени€м взрослых о том, каким он должен быть, не гарантирует ему счасть€. Ќав€зыва€ собственные темпы и методы обучени€, с ранних лет опутыва€ ребенка сетью приказов и запретов, ограничива€ его естественное развитие, взрослые неосознанно игнорируют право ребенка быть собой, право на игру, творчество и детство.

ќтказавшись изначально от любых поучений, внушений и высказываний морального и религиозного характера, воспитатели —аммерхилла предоставили дет€м право быть собой.

Ќейлл утверждал, что каждый ребенок обладает неповторимой индивидуальностью, способностью любить жизнь и находить в ней свой собственный интерес. ≈сли предоставить его самому себе, он будет развиватьс€ в соответствии со своими индивидуальными наклонност€ми. Ќадо только предоставить ему абсолютную свободу. –ебенок, жизнь которого не управл€етс€ посто€нно взрослыми, рано или поздно добиваетс€ в жизни успеха. “аким образом, главным принципом жизнеде€тельности —аммерхилла стала свобода.

ѕрежн€€ школа была направлена главным образом на интеллектуальное развитие учащихс€. Ќейлл считал, что эмоциональна€ жизнь гораздо важнее интеллектуальной. ќн был уверен в том, что лучше воспитать счастливого дворника, нежели невротичного ученого. —чита€, что трагедией эпохи стал все более углубл€ющийс€ разрыв между разумом и чувством, Ќейлл мечтал сн€ть т€жесть осознани€ первородного греха, вернуть веру в добрую человеческую природу, сделать так, чтобы ребенок воспринимал мир спокойно и радостно. √лавной задачей школы поэтому €вл€етс€ предоставление ребенку возможности жить своей жизнью, а не жизнью, нав€занной ему родител€ми или педагогами в соответствии с их цел€ми воспитани€. ѕодобное управление жизнью ребенка, по мнению Ќейлла, порождает послушных роботов, а это опасно дл€ развити€ цивилизации.

Ѕудучи убежден, что чувства неразрывно св€заны с активной жизненной позицией, с творчеством, что они положительно вли€ют на умственное развитие, Ќейлл создал дл€ детей в —аммерхилле возможность свободного самораскрыти€. ¬се условности общества, правила и запреты он отбросил, оставив единственным правилом, регулирующим поведение детей, взаимное уважение чувств. –ебенок мог вести себ€ как угодно, только бы это не ранило чувств другого человека или не причин€ло ему вреда.

Ќейлл был убежден, что —аммерхилл Ц сама€ счастлива€ во всем мире школа. ƒоказательством этому €вл€ютс€ отсутствие тех, кто сильно тоскует по дому, редко возникающие драки и то, что здесь не услышишь детского плача. ѕричину он видел прежде всего в том, что свободные дети не питают ненависти к своему окружению, как это часто бывает в авторитарных школах. ¬едь ненависть порождает ненависть, а любовь Ц любовь. ƒл€ Ќейлла любовь к ребенку Ц это полное прин€тие его. Ќельз€ быть на стороне ребенка, если наказываешь его и не довер€ешь ему. » в —аммерхилле дети знали, что их принимают такими, какие они есть.

 роме того, Ќейлл отводил —аммерхиллу терапевтическую функцию по отношению к тем дет€м, которые пришли в его школу уже немного Ђиспорченнымиї, то есть полными комплексов ненависти и агрессии, что €вл€лось результатом отрицательного воздействи€ семьи и школы. ¬ подобных случа€х он ставил перед воспитател€ми задачу окружить этих детей особой заботой с тем, чтобы они почувствовали себ€ в безопасности, пон€ли, что им ничто не грозит, что их принимают и люб€т. ¬ течение многих лет Ќейлл проводил в —аммерхилле индивидуальное Ђлечениеї, но со временем осознал, что можно обойтись и без него. ћноголетние наблюдени€ за поведением детей убедили его в том, что сама ситуаци€ свободы в —аммерхилле имела лечебное воздействие.

ƒети имели возможность свободного выражени€ через танец, музыку, рисунок, живопись, театр, движени€ на свежем воздухе, что естественным образом высвобождало их эмоции и содействовало нахождению наиболее устраивающей их формы про€влени€. Ќаход€сь в системе демократичных межличностных отношений, окруженные сердечной, но не мелочной опекой, дети быстро избавл€лись от страха перед взрослыми, созревали духовно и находили радость и интерес к жизни.

¬заимоотношени€ взрослых и детей Ц вопрос особой важности. ¬ —аммерхилле взрослые и дети были равными во всем, что касалось прав и об€занностей. ≈стественно, что речь не шла об ответственности за жизнь и здоровье детей.  ак взрослые, так и дети обращались друг к другу по имени (исключение составл€ла лишь миссис Ќейлл, к которой дети обращались по фамилии). Ћюд€м со стороны трудно было различить, где здесь кухарки, садоводы и воспитатели. ќтношение персонала к дет€м характеризовалось непосредственностью и сотрудничеством. ƒети не чувствовали страха или отчуждени€ по отношению к взрослым и шли к ним со всеми своими проблемами. ƒаже если кто-то был виноват, они не бо€лись сами признатьс€ в этом.

ƒругим важным принципом педагогической системы Ќейлла €вл€лс€ принцип саморегул€ции. Ќейлл считал, что жизнь ребенка вполне может строитьс€ на саморегул€ции. ѕоэтому нельз€ стремитьс€ к формированию умений ребенка или к управлению его выбором. —аморегул€ци€ означает право ребенка на свободную жизнь, отсутствие внешней власти, регулирующей его психику или соматическую сторону его жизни, так как механизм регул€ции в некоторый степени Ђвмонтированї в организм человека. –ебенок имеет право есть тогда, когда он голоден, а не тогда, когда он должен по режиму. Ќельз€ заставл€ть ребенка есть какую-то определенную еду в определенном количестве. ≈сли у ребенка будет выбор, то он без чьей-либо помощи выберет столько еды, сколько ему нужно. Ќельз€ нав€зывать ребенку тот или иной вид одежды; он сам прекрасно приспособитс€ к изменени€м погоды: если почувствует холод, оденетс€ потеплее, когда ему станет жарко, снимет свитер.

Ќейлл разрешал дет€м в —аммерхилле идти спать тогда, когда они хотели (кроме тех случаев, когда врем€ отбо€ было определено самими детьми общим голосованием). ќн считал, что дети руководствуютс€ здравым смыслом и в их собственных интересах хорошо выспатьс€.

ѕринцип саморегул€ции касалс€ и всей жизни общества в —аммерхилле и означал предоставление дет€м права самосто€тельно решать проблемы без обращени€ к авторитету и власти взрослых. Ќапример, когда кто-либо из детей регул€рно не приходил на уроки, группа могла выразить свое недовольство и попросить, чтобы товарищ либо пообещал участвовать в зан€ти€х, либо совсем перестал ходить Ц иначе он мешает всем. ≈сли и это не поможет, можно внести на заседание школьного самоуправлени€ предложение о наказании виновного.Ёто не означало, что давление группы замен€ло формальное вмешательство учител€. ¬едь в —аммерхилле дети имели абсолютную свободу посещени€ зан€тий. — этой точки зрени€, —аммерхилл был одной из самых либеральных школ.

 ак видим, принцип саморегул€ции в системе Ќейлла тесно переплеталс€ с принципом свободы. Ѕолее того, они были взаимообусловлены и вли€ли друг на друга. —вобода в —аммерхилле не означала анархии. ƒействительно, дет€м можно было не ходить на уроки, ругатьс€, не умыватьс€ и даже бранить учител€. Ќо нельз€ было вз€ть без спросу чужой велосипед, ходить по крыше, купатьс€ без старших, зажигать свет ночью, когда другие хот€т спать. —вобода вовсе не означала вседозволенности. ƒети были вольны делать все, что касалось непосредственно их, однако им нельз€ было вести себ€ так, чтобы причинить вред здоровью.  роме того, дети должны были избегать поступков, которые могли ранить чувства или нарушить права другого человека.

—вобода означала, что каждый ребенок или взрослый имеет право принимать решение о себе, но должен уважать права других и не делать ничего, что бы причинило вред другому человеку. Ќапример, ребенок может разбить окно в своей комнате, так как в данном случае терпит вред от соде€нного он сам. Ќо он не имеет права разбить окно в комнате, где живут другие люди. ≈сли Ќейллу случалось застать ребенка за каким-то проступком, то этот проступок всегда рассматривалс€ с точки зрени€ того, переходит ли он границу, за которой начинаютс€ интересы других. Ќи в коем случае проступки не рассматривались с точки зрени€ обычных категорий добра и зла. Ќейлл считал, что использование чисто нравственных оценок в данном случае неэтично, так как рождает у ребенка чувство вины, которое, в свою очередь, порождает страх, враждебность и агрессивность.

¬ышеназванные ограничени€ отдел€ли свободу от анархии и вытекали из сознательно прин€тых детьми решений. ≈сли все же кто-либо из детей часто нарушал этот кодекс, детское самоуправление имело определенную систему мер воздействи€, чтобы обеспечить соблюдение законов общежити€.

√раницы свободы в —аммерхилле определ€лись нормами общественного поведени€, утвержденными общим собранием детей и взрослых путем голосовани€. Ёто касалось, например, времени отбо€ дл€ детей разного возраста, поведени€ в общественных местах (можно было ругатьс€ в —аммерхилле, но запрещалось во врем€ прогулок в городе), запретов (дет€м младше 11 лет нельз€ было самосто€тельно ездить на велосипеде по улице), де€тельности созданных детьми комиссий самоуправлени€, неприкосновенности частной собственности.

”чение в —аммерхилле занимало спорное место, так как не €вл€лось первоочередной задачей.  ак уже говорилось, дети могли не посещать зан€ти€, это зависело только от их желани€. Ѕыли даже дети, которые не ходили в школу годами. »нтересно, что дети, которые приходили в —аммерхилл дошкольниками, с желанием шли в школу и не бросали зан€тий. ¬оспитанники же постарше, которые прибыли в —аммерхилл из других школ, где у них были проблемы, воспринимали свободу посещени€ зан€тий с восторгом и первое врем€ мес€цами вообще не думали об учении. Ёто состо€ние, по мнению Ќейлла, пр€мо пропорционально уровню ненависти, которую заложила в них прежн€€ школа. —воеобразный рекорд установила девочка, котора€ не училась в течение трех дет. —редний же показатель Ђвыздоровлени€ї и обращени€ к учению обычно был три мес€ца.

„асто Ќейллу приходилось слышать, что дети, живущие в услови€х такой вольницы, даже пальцем впоследствии не шевельнут, чтобы чего-нибудь добитьс€, и позднее ощут€т свою несосто€тельность при конкуренции с выпускниками обычных школ.

«наменателен в этом отношении диалог выпускника —аммерхилла ƒжека с директором одного из машиностроительных заводов:

Ц ≈сли бы тебе пришлось начать все заново и была бы возможность выбрать между »тоном и —аммерхиллом, что бы ты выбрал?

Ц  онечно же, —аммерхилл.

Ц „то же такого дает —аммерхилл, чего нет в других школах?

Ц я думаю, что он дает чувство абсолютной уверенности в себе.

Ц „то же, € это заметил, как только ты вошел в мой кабинет.

Ц я вовсе не хотел произвести такого впечатлени€, мне очень жаль.

Ц ћне это понравилось. ќбычно те, кого € вызываю к себе, очень волнуютс€ и чувствуют себ€ не в своей тарелке. “ы же вошел как партнер.

Ётот диалог демонстрирует реальный результат системы —аммерхилла, где главным было не приобретение определенного количества знаний, а формирование стремлени€ познать себ€ и свои возможности.

¬опреки предсказани€м дети, посещавшие уроки, серьезно относились к ним и, если по какой-либо причине не было урока, бывали весьма разочарованы. Ќейлл вспоминает о случае, когда за какую-то провинностьон предложил наказать ученика отлучением его от школы в течение недели. ƒети не прин€ли этого предложени€, посчитав наказание слишком суровым.

Ќейлл утверждал: Ђ“ворчество и самовыражение €вл€ютс€ единственными вещами, с которыми следует считатьс€ в образовании. Ќе важно, что ребенок делает в творческой области: сколачивает ли он столы, варит ли овс€нку, делает ли эскизы или лепит снежную бабу. Ѕольше образовани€ в том, чтобы лепить снежную бабу, чем в часовом уроке по грамматике... —отворение снежной бабы ближе к насто€щему образованию, чем кормление с ложечки, которое сегодн€ называют образованиемї.

Ќаука дл€ науки Ц абсурд. –ечь идет о том, чтобы ученик сумел использовать знани€, чтобы полученные знани€ оказались полезными дл€ решени€ жизненных проблем. ѕо мнению Ќейлла, обучение не столь важно дл€ ребенка, как развитие его индивидуальности и характера. Ќе дл€ каждого наука одинаково необходима. Ёто зависит от интересов и врожденных способностей. ѕо мнению Ќейлла, дети, как и взрослые, могут чему-нибудь научитьс€ только тогда, когда они сами захот€т. »нтересы ребенка в данном случае €вл€ютс€ своеобразной жизненной силой всей личности. Ќейлл рассматривал интересы не только как потенциальное средство мотивации в процессе обучени€, но прежде всего как неотъемлемую часть человеческой природы, багаж, с которым человек рождаетс€ и который проносит через всю жизнь. ќтсюда и убеждение Ќейлла в том, что интересы нельз€ привить или сформировать. ”чител€ не имеют права не только что-либо нав€зывать ребенку, но даже заниматьс€ внушением. –ебенок должен сам найти свое призвание, у€снить, что его интересует, без какой-либо помощи со стороны взрослых.

Ќейлл посто€нно напоминал о своем правиле невмешательства в окончательный выбор интересов и жизненных целей воспитанников. ќб этом свидетельствует, например, случай с тринадцатилетней ¬енифред, котора€ после нескольких недель отсутстви€ в школе обратилась к Ќейллу, выража€ желание зан€тьс€ учением. ќн одобрил ее решение. ќднако девочка не знала, чему она хотела бы научитьс€, а Ќейлл не стал давать никакого совета. ѕроблема не была решена до тех пор, пока через несколько мес€цев ¬енифред сама не пришла к выводу, что ей необходимо подготовитьс€ к сдаче вступительных экзаменов в колледж.

Ќейлл сознательно стремилс€ к тому, чтобы его воспитанники без чьей-либо помощи нашли цель в жизни, выбрали тот вид де€тельности, который наиболее полно отвечает их внутренним потребност€м. ≈сли этот выбор касалс€ учени€, учител€ вс€чески старались дать учащимс€ хороший уровень знаний и обеспечить им возможность поступлени€ в высшие учебные заведени€. ¬ целом, однако, школа не была нацелена на подготовку учащихс€ к экзаменам. Ќейлл был категорически против вс€ческих экзаменов, и они устраивались лишь дл€ тех, кто выразил желание учитьс€ дальше.

≈стественным последствием отказа от экзаменационной системы был отказ от системы оценок, использующихс€ в традиционных школах. «нани€ сами по себе перестали быть существенным показателем, вместо этого принимались во внимание творчество, изобретательность и оригинальность.

Ќейлл утверждал, что задачей школы должно быть предоставление дет€м возможности научитьс€ читать, писать и считать. ќстальное €вл€етс€ производным от интересов и потребностей детей.

≈сли не считать такой инновации, как отказ от экзаменов и оценок, Ќейлла не интересовали эксперименты, касавшиес€ методов обучени€. ќн был убежден, что не имеет значени€, каким методом обучать ребенка чтению или делению, не следует изобретать дл€ этого какие-то новые приемы. –ебенок, который хочет научитьс€ чему-либо, научитс€ и без особых нововведений в преподавании.

—аммерхилл был демократичной и самоуправл€емой школой. ¬се вопросы, св€занные с жизнью школы или отдельных групп детей, включа€ и те, которые касались наказаний за антиобщественные поступки, обычно решались общим голосованием в субботний вечер на школьном собрании. ≈динственный вопрос, который оставалс€ в пределах единоличного решени€, был прием и увольнение учителей (этим занималс€ Ќейлл), а также подготовка хоз€йственных заказов и счетов (этим занималась жена Ќейлла). ѕо мнению Ќейлла, участие в общем собрании школы или школьного самоуправлени€ имеет огромное воспитательное значение, часто гораздо большее, чем несколько докладов или уроков, потому что там дети учатс€ самосто€тельной организации собственных дел, ответственности и демократии.

—амоуправление в —аммерхилле Ц это весь коллектив детей и взрослых. ¬ начале семестра самоуправление выбирает председател€, который сам через неделю назначает следующего. –оль председател€ заключаетс€ в правильном и справедливом проведении еженедельного собрани€. ѕредседатель никого не замен€ет и не имеет права принимать решени€ между заседани€ми самоуправлени€. ќн лишь ведет собрани€, и его роль носит исключительно вспомогательный характер по отношению ко всему обществу. “акую же роль играет и секретарь, функции которого может выполн€ть любой, кто пожелает. ≈го задачей €вл€етс€ подготовка и организаци€ субботнего заседани€. —амоуправление не занимаетс€ вопросами учени€, также не выполн€ет посреднических функций между учащимис€ и учител€ми. ÷елью самоуправлени€ в —аммерхилле €вл€етс€ организаци€ жизни школы.

¬се участники собрани€ имели звание Ђгражданеї и владели правом одного голоса (каждый ребенок и каждый взрослый). ѕонаблюдав за ходом собраний в течение многих лет, Ќейлл пришел к выводу, что успех собрани€ зависит от того, насколько председатель может управл€ть ситуацией и создавать рабочую атмосферу. ѕредседатель имел право налагать штраф на наиболее шумных граждан, поэтому если он был слабым организатором, то и штрафов было много. –уководитель самоуправлени€ также решал, стоит ли обсуждать внесенный вопрос или нет.

√лавной функцией самоуправлени€ в —аммерхилле было прин€тие или модификаци€ законов, которые касались основных правил общежити€.  роме того, что не менее важно, рассматривались все конфликты, пожелани€, жалобы и проблемы детей, то есть самоуправление заботилось об утверждении идеи защищенности. ¬ начале каждого семестра общим голосованием утверждались врем€ отбо€ (разное дл€ детей разного возраста), а также правила общего поведени€. «десь же избирались спортивный, танцевальный и театральный комитеты, вечерн€€ служба, след€ща€ за ночной тишиной, и городска€ служба, след€ща€ за поведением детей вне школы.

ƒалее рассматривались дела, касавшиес€ жалоб и предложений. —убботние общие собрани€ вы€вл€ли обычно различные конфликты между взрослыми и детьми. ¬ перечне подобных дел встречаютс€ жалобы на старших детей, которые не давали спать после отбо€; на мальчика, который присвоил приготовленную дл€ урока учителем труда доску и смастерил полку; на кого-то из детей, который унес без спросу глину дл€ зан€тий. ¬се эти жалобы могут показатьс€ отражением своеобразной борьбы между взрослыми и детьми, котора€ €кобы существовала в —аммерхилле. ќднако, по мнению Ќейлла, это лишь столкновение взрослой точки зрени€ и детского видени€ тех же вещей. Ёти конфликты показывают, что —аммерхилл живет, и ни в коем случае не демонстрируют агрессивности ни со стороны детей, ни со стороны взрослых. Ќенависть к старшим возникает лишь там, где дети не встречают уважени€ к себе.

ƒети обходились с нарушител€ми с замечательной беспристрастностью и мудростью и отличались удивительным чувством справедливости. ¬с€ эта процедура имела несомненное воспитательное значение. ќчень часто, критику€ детей в роли судей, говор€т, что они могут быть очень суровы. ќпыт —аммерхилла утверждает обратное. «а всю его историю дети не прин€ли ни одного слишком жесткого наказани€. Ѕолее того, взыскание было даже св€зано с характером провинности. ƒети, конечно же, не подозревали о существовании Ђметода естественных последствийї, но поступали в соответствии с ним. ѕримером может служить дело четырех мальчиков, которые забрались на лестницу, принадлежавшую строител€м. —обрание решило, что в качестве наказани€ они должны подниматьс€ и опускатьс€ по лестнице в течение дес€ти минут без перерыва. ¬ другом случае двух мальчиков, которые кидались комь€ми земли, об€зали привозить тачками землю и разравнивать площадку дл€ игр.

«а некоторыми проступками следовали автоматические наказани€ в виде штрафа, лишени€ карманных денег, запрещени€ пойти в кино.   таким нарушени€м относитс€, например, езда на чьем-либо велосипеде без разрешени€ хоз€ина, плохое поведение в кино, хождение по крыше, разбрасывание еды в столовой.

ќбычно вердикт собрани€ принималс€ виновным. ≈сли же нет, у него было право отказатьс€ от постановлени€ собрани€. ¬ таком случае незадолго до окончани€ совета председатель еще раз выносил этот вопрос на обсуждение. »нтересно, что провинившиес€ никогда не испытывали гнева или ненависти по поводу наказани€. ѕрежде всего потому, что наказани€ не унижали детей морально. ≈динственным результатом было то, что дети осознавали свою вину, и то, что должны понести наказание. ¬ажно также отметить, что собрание от начала до конца организовывалось и проводилось детьми. Ћишь в очень редких случа€х дети обращались ко взрослым с просьбой о совете.

ћаленькие хоз€ева —аммерхилла прекрасно осознавали значение самоуправлени€ в своей жизни. Ѕыли отдельные моменты в истории школы, когда наступал определенный кризис в развитии самоуправлени€. “ак было, например, когда никто не хотел быть кандидатом на выборах. Ќейлл объ€вил себ€ диктатором, и дети быстро пон€ли, что без привычных уже законов и правил, которые принимаютс€ ими самими, невозможно устроить нормальную жизнь.

”же упоминалось, что Ќейлл организовал дл€ персонала еженедельные встречи, на которых обсуждались различные проблемы психологии. ƒети почувствовали, что тоже в них нуждаютс€, особенно те, кому исполнилось двенадцать лет. ¬оспитанники попросили Ќейлла прочитать им лекции по психологии переходного возраста, психологии краж, психологии толпы, психологии юмора. Ѕлагодар€ этим беседам воспитанники —аммерхилла учились понимать свое поведение, осознавали педагогические взгл€ды Ќейлла, что приводило к более быстрой адаптации в школе, осознанию ее исключительности по сравнению с другими системами воспитани€. ƒети также учились понимать друг друга, быть терпимыми и внимательными.

—аммерхилльское общество очень сурово относилось к тем, кто обижал слабых и беззащитных. —реди законов, которые были прин€ты самоуправлением и которым надлежало безукоснительно следовать, был и такой: Ђ«а все случаи издевательств над более слабыми последует суровое наказаниеї. Ќо подобных случаев в жизни —аммерхилла было очень мало. Ќейлл считал, что основной причиной детской жестокости €вл€етс€ чувство ненависти, которое рождаетс€ в ответ на авторитаризм взрослых. Ќе име€ возможности вылить эту вражду на старших, дети обращают ее на младших и более слабых. јтмосфера жизни в —аммерхилле снимала эту жестокость в межличностных взаимоотношени€х. ≈сли какой-то ребенок вел себ€ несносно, все детское общество выражало свое недовольство. ј поскольку каждый ребенок заинтересован в прин€тии обществом, он быстро выучиваетс€ вести себ€ по общим правилам. Ќикакой муштры или суровой дисциплины просто не нужно.

 роме трудных случаев, Ќейлл последовательно проводил в жизнь правило, согласно которому независимо от возраста у каждого было право одного голоса. ѕри этом Ќейлл сознавал, что дети младше двенадцати лет еще не способны принимать самосто€тельные решени€. Ѕудучи в большинстве, малыши даже могут сорвать разумные предложени€ старших. “ем не менее, по мнению Ќейлла, если уже есть группа старших, руководствующихс€ идеей добра, можно и нужно разрешать малышам участвовать в обсуждени€х на равных правах. »менно это и есть единственный путь обучени€ детей с раннего возраста демократическим законам общежити€, формировани€ способности самосто€тельно мыслить и принимать самосто€тельные решени€ относительно своих проблем и проблем других людей. Ќейлл отмечал, что школа, в которой нет самоуправлени€, вообще не может называтьс€ прогрессивной. Ќельз€ говорить о свободе ребенка, если дет€м не предоставлена полна€ свобода управлени€ своей жизнью.

—амоуправление в —аммерхилле посто€нно сталкивалось с вечной проблемой противосто€ни€ личности и коллектива. ¬ подобных случа€х собрание часто принимало решени€ в пользу коллектива. Ќадо еще раз отметить, что это касалось прежде всего детей, чьи поступки ограничивали свободу других. „асто до прин€ти€ сурового вердикта проходило определенное врем€, когда нарушител€ пытались убедить. ќднако, по мнению Ќейлла, общество не может и не должно возитьс€ с одной личностью. ќн верил в силу общественного мнени€.  ак-то в —аммерхилле был воспитанник, который издевалс€ над младшими, был враждебен по отношению к окружающим. ƒетское сообщество было вынуждено что-либо сделать, чтобы защитить слабых, Ц а это означало выступить против него. Ќельз€ было допустить, чтобы ошибки родителей этого мальчика отражались на других дет€х, которые привыкли к заботе и любви. Ќейлл писал, что иногда с великим сожалением он был вынужден отсылать из —аммерхилла какого-нибудь ребенка, поскольку тот держал в напр€жении всех остальных.

«а многие годы существовани€ —аммерхилла Ќейлл не изменил своего отношени€ к самоуправлению. ЂЌевозможно переоценить воспитательного значени€ подобной практической науки о правах и об€занност€х гражданина. ¬ —аммерхилле дети до конца бы боролись за право самоопределени€. ѕо моему мнению, одно еженедельное общее собрание имеет гораздо больше значени€, чем все школьные предметы за всю неделю вместе вз€тые. Ёто великолепна€ форма упражнени€ в публичном выступлении, и большинство детей делает это без вс€кого смущени€. я часто слышал вполне разумные рассуждени€ детей, не умевших ни читать, ни писатьї.

Ќейлл не видел никакой альтернативы саммерхилльской демократии, счита€, что она даже справедливее политической демократии в обществе, поскольку дети взаимно доброжелательны, а все законы принимаютс€ на общем собрании и никогда не существует проблемы бесконтрольности избранных депутатов. “аким образом, детское самоуправление в —аммерхилле удовлетвор€ло детскую потребность самосто€тельно организовать свою жизнь, утверждало атмосферу защищенности в детском сообществе и содействовало решению всех возникающих проблем межличностных взаимоотношений.

ѕринципиально отказыва€сь от каких-либо поучений, внушений религиозного и морального характера, Ќейлл в то же врем€ считал необходимой помощь ребенку в его самореализации, своеобразную индивидуальную терапию. √лавной целью ее он считал содействие эмоциональному высвобождению ребенка, у которого в силу различных обсто€тельств (отчуждени€ родителей или посто€нного подавлени€ школьной системой) развились страх и агрессивность на невротической почве. Ёту технику индивидуальной терапии он заимствовал из психоанализа ‘рейда. —видетельством увлечени€ Ќейлла фрейдизмом также €вл€ютс€ и сами подходы его к объ€снению причин тех или иных отклонений в поведении детей.

” Ќейлла не было какой-то четкой структуры и метода проведени€ терапии. ќбычно это был неформальный разговор у камина, который начиналс€ с вопросов, непосредственно св€занных с собеседником. Ћишь после преодолени€ недовери€ или каких-либо трудностей свободного общени€ он переходил к проблемам, св€занным с его личностью, семьей, сверстниками.

»ногда разговор начиналс€ с вопроса: Ђ огда смотришьс€ в зеркало, тебе нравитс€ твое лицо?ї ќтвет, как правило, был отрицательным. Ђ ака€ часть твоего лица тебе не нравитс€?ї Ќеизменно дети называли нос. Ќейлл считал лицо внешним образом внутреннего Ђяї. ≈сли ребенок говорит, что он не выносит своего лица, это означает, что он не любит себ€. —ледующий шаг Ц отойти от лица к внутренней сущности ребенка. Ђ„то больше всего в себе ненавидишь?ї „асто ответ касаетс€ внешнего вида: Ђ” мен€ слишком большие ноги. я очень маленького роста. ” мен€ плохие волосыї.

¬ ходе беседы Ќейлл никогда не выражал своего отношени€ к подобным ответам, не торопил событи€, только внимательно слушал и реагировал на ответы ребенка дополнительным вопросом и просьбой продолжать. «атем Ќейлл приступал к разговору о личности. ƒл€ этого он нередко использовал такой тест: проставь в анкете, на сколько процентов в тебе развито то или иное качество. ¬от пример теста четырнадцатилетнего мальчика.

Ђ’ороший внешний вид: ќ, не такой уж и хороший, около 45 %.

–азумность: ’м, 60 %.

ћужество: 25 %.

¬ерность: я никогда не подвожу своих друзей. 80 %.

ћузыкальность: Ќоль.

”мение что-либо мастерить: ѕробормотал что-то не€сное в ответ.

Ќенависть: Ёто слишком трудно. Ќет, не могу на него ответить.

—портивные игры: 66 %.

ќбщественное чувство: 90 %.

√лупость:ќх, около 190 %ї.

ќсновным условием терапии было завоевание довери€, утверждение в ребенке уверенности, что старший на его стороне. ¬ особо трудных случа€х Ќейлл обращалс€ к приемам, шокировавшим воспитанников, например, угощал сигаретой ученика, которого видел кур€щим, или вовлекал в импровизированную кражу, если имел дело с маленьким воришкой. Ўок, вызванный поступком Ќейлла, становилс€ обычно переломным моментом во взаимоотношени€х взрослого и ребенка и началом изменени€ поведени€ последнего. ¬ отношении к маленьким дет€м терапевтическа€ техника Ќейлла была еще более спонтанной: он просто Ђшелї за ребенком.

—о временем Ќейлл все больше отказываетс€ от терапии, убедившись, что сама свобода, цар€ща€ в школе, создает дл€ детей возможность естественного избавлени€ от комплексов.

’арактерной чертой многих экспериментальных школ первой половины двадцатого столети€ было обращение к художественному творчеству как к средству, позвол€ющему наиболее полно развить в дет€х чувство прекрасного, научить постигать красоту в природе и в искусстве и тем самым облагородить душу. »скусство, по утверждению ќвиди€, способствует см€гчению нравов и предотвращает их огрубение. –азвива€ творческие силы ребенка, оно содействует его самореализации. Ќейлл был также гор€чим сторонником использовани€ волшебного воздействи€ искусства в воспитательных цел€х.

¬ —аммерхилле во все годы его существовани€ действовал детский театр. ќбычно зимой каждое воскресенье было театральным днем. »ногда несколько недель подр€д шли на школьной сцене различные спектакли.

“радиционно на саммерхилльской сцене ставились только спектакли, сочиненные самими детьми. ѕьесы, написанные учител€ми, ставились лишь в том случае, если в данный момент не было готового детского текста. ѕьесы дл€ детей, по мнению Ќейлла, должны опиратьс€ на их мироощущение. Ќельз€ заставл€ть детей играть классические пьесы, содержание которых так далеко от детской жизни, от их воспри€ти€ и фантазии. (“ем не менее надо отметить, что долгими зимними вечерами Ќейлл читал своим воспитанникам »бсена, —триндберга, „ехова, √олсуорси.)

 остюмы и декорации также готовились самими детьми. —цена была подвижной и складывалась из €щиков, расположение которых мен€лось в зависимости от замысла авторов.

—аммерхилльцы про€вл€ли прекрасные актерские способности. јбсолютно отсутствовала кака€-либо робость и скованность. ќсобенно искренне играли малыши.

ƒевочки обычно выступали охотнее, чем мальчики, причем последние до дес€ти лет предпочитали играть только в гангстерских спектакл€х. »нтересно, отмечает Ќейлл, что наиболее плохими актерами были те, кто играл в жизни; на сцене же они смущались и не находили себе места.

ƒетский театр Ќейлл считал важным средством нравственного воспитани€.  аждый маленький актер должен уметь поставить себ€ на место другого человека, а это учит его понимать других, их чувства и переживани€, что весьма немаловажно в установлении добрых межличностных отношений. “еатр также решал задачу укреплени€ веры в себ€, а те дети, которые отказывались играть, находили себ€ в какой-либо другой де€тельности. ¬ любовных сценах отказывались выступать четырнадцатилетние, тогда как малыши с удовольствием и без вс€кого смущени€ принимали в них участие.

—таршие интересовались сценической техникой и имели в этом плане свой оригинальный подход. ≈сли, например, в обычной драматургии актер, уход€ со сцены, говорит вслух, куда и зачем он пошел, дети находили это неестественным. ќни говорили, что в реальной жизни никто так не делает, и потому старались приблизить свою игру к жизни.

Ѕольшой попул€рностью среди жителей —аммерхилла пользовались своеобразные мини-представлени€, упражнени€ в театральной технике, которые назывались спонтанной игрой. Ќапример, надо было выполнить задани€ типа Ђ¬озьми в руки букет цветов и обнаружь среди цветов чертополохї, Ђ“ы обедаешь в ресторане на железнодорожном вокзале и сидишь, как на иголках, так как боишьс€, что поезд уйдет без теб€ї, и др. »ногда упражнени€ носили характер спонтанной реакции в одной общей предложенной сцене. Ќапример, Ќейлл играл роль чиновника эмиграционной службы, а все дети с Ђпаспортамиї в руках должны были быть готовы ответить на любой его вопрос; или он становилс€ бизнесменом, ищущим секретар€, или продюсером, которому нужен актер на роль.

—понтанна€ игра была существенной творческой частью школьного театра в —аммерхилле. —ам театр сыграл наибольшую роль в развитии детского творчествапо сравнению со всеми другими видами де€тельности.

—реди этих видов де€тельности Ц танец и музыка. “анцу в —аммерхилле посв€щалс€ особый день Ц среда. ƒети с удовольствием и на хорошем уровне танцевали. Ќейлл считал, что танец Ц великолепное средство самовыражени€, и человек, который так и не осмелилс€ выйти в круг и сделать свои собственные па в танце, никогда не сможет найти себ€ ни в учении, ни в политике, ни в религии. ѕоэтому люба€ программа в —аммерхилле включала в себ€ танцы, которые неплохо ставила одна из девушек. „аще всего это были танцы не классического характера, а под джазовую музыку. Ќапример, Ќейлл написал либретто на музыку √ершвина Ђјмериканец в ѕарижеї, и девушки дали его интерпретацию в танце. ѕочти ежедневно дети приходили в квартиру Ќейлла слушать пластинки ƒика Ёллингтона, Ё. ѕресли, –авел€ и —травинского.

“ворческому самовыражению детей в —аммерхилле в немалой степени содействовали мастерские искусств, где дети рисовали, лепили из глины, вырезали, шили, делали различные поделки. √лавным было то, что ничего никому не нав€зывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе.

¬ конечном счете, свобода выбора давала возможность каждому раскрытьс€, ощутить свою силу, свои возможности, самоутвердитьс€ в реб€чьей среде. ј это основа дл€ достижени€ счасть€, которое и было целью, —аммерхилла[22].

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

742 - | 679 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.083 с.