Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬альдорфские школы –. Ўтейнера




 

¬едущие принципы и ценностное €дро вальдорфских школ сформулировал и внедрил в практику выдающийс€ мыслитель, философ и педагог –удольф Ўтейнер. ¬ основании разработанного им философско-педагогического учени€ Ц антропософии Ц лежали идеи ».¬. √ете и ‘. Ўиллера о самопознании природы через познание человека. —ам же человек рассматривалс€ как единство трех ипостасей: души, тела и духа (Ўиллер). Ўтейнер предложил обогатить данное триединство психологическими и физическими характеристиками человека, в результате чего выстроилось следующее соответствие пон€тий:

Ј ћозг и нервна€ система Ц интеллектуальна€ сфера Ц дух.

Ј —ердце и дыхательна€ система Ц сфера эмоций Ц душа.

Ј ќбмен веществ и опорно-двигательна€ система Ц действенно-волева€ сфера Ц тело.

ѕри этом задача педагога сводилась к тому, чтобы привести все названные, часто разбалансированные аспекты к гармонии и единству. “а же трехчленность закладывалась и в основание организации вальдорфской школы:

первые семь лет жизни Ц Ђраннее детствої,

следующие семь лет (от 7 до 14) Ц Ђдетствої,

последний этап (до 21 года) Ц Ђотрочество и юностьї.

√лавной целью воспитани€, по –. Ўтейнеру, €вл€етс€ развитие ребенка, а потому школа об€зана внести свой весомый вклад как в физическое развитие (раннее детство), так и в эмоциональное развитие (детство), и в духовное становление учащихс€ (отрочество). ѕри этом пр€мое воздействие на волю ученика отрицалось, а взамен предполагалось медленное и постепенное формирование его эмоций и интеллекта, что должно было в результате привести к нормальному развитию и укреплению характера. —оответственно повышалась роль художественного воспитани€, которое на начальном этапе пронизывало собой весь процесс обучени€ и опережало интеллектуальное.

»значально в дихотомии пон€тий Ђобучение Ц воспитаниеї
–. Ўтейнер акцентировал роль воспитани€, создани€ в школе всех необходимых условий дл€ полноценного развити€ личности каждого ребенка, обеспечени€ ему эффективной и радостной Ђвстречиї с миром ƒобра,  расоты и ѕравды. »менно эти платоновские добродетели легли в основание нравственного воспитани€ вальдорфских школ, став профессионально-ценностными ориентирами де€тельности школы в целом. ≈сли культивировать названные качества в детстве и юности, то во взрослом возрасте они могут стать основой твердых нравственных убеждений, интеллектуальной мудрости и способности к творчеству. ѕри этом одной из специальных задач школы было воспитание у детей эстетического чувства удовольстви€ и симпатии к доброму, равно как и отвращени€, и антипатии к злому.

 ак и многие другие гуманисты XX века, –. Ўтейнер категорически возражал против искусственной, на его взгл€д, градации: дети Ц взрослые. ќн считал, что такого делени€ просто не существует, а Ђесть деление знаний: то, что нужно ребенку и что нужно взрослому.  аким образом в течение жизни человек совершает переход от Ђпервых ко вторым Ц вот о чем надо больше всего думать педагогуї.
¬ этой св€зи пон€тно, какое большое значение он придавал обучению, хот€ не уставал повтор€ть, что по сравнению с воспитанием роль обучени€ вторична, что оно всегда должно служить цел€м воспитани€. ќбучение есть прежде всего средство воспитани€.

ѕроцесс воспитани€ в вальдорфской школе должен был носить индивидуально-личностный характер, всегда подразумева€ особенности конкретного ребенка и конкретного воспитател€. ¬от почему среди главных условий эффективности этого процесса –. Ўтейнер называл знание человеческой природы и возрастных этапов развити€ ребенка, что в свою очередь диктовало необходимость выбора соответствующих этим этапам методов воспитани€. ¬ раннем детстве особенно сильна роль имитации.

Ђ¬с€ жизнь ребенка до 7-летнего возраста есть непрерывное подражание тому, что происходит вокруг негої; в детстве велика роль примера самого воспитател€; Ђдл€ ребенка в возрасте от 7 до 14 лет самое важное не столько то, что ему даетс€, сколько то, как это даетс€ї. Ќаконец, в отрочестве и юности возрастает роль логики, в этом периоде подросток Ђпрежде всего воспринимает элементы разума, логики; их он стремитс€ пон€тьї. ќтсюда вытекают и формы поведени€ педагога, которые –. Ўтейнер распредел€л следующим образом: интуици€, инспираци€ (внушение Ц ¬. —.), имагинаци€ (воображение, продуцирование образов Ц ¬. —.).

¬ соответствии с разработанной –. Ўтейнером концепцией главным человеком в любой вальдорфской школе €вл€етс€ классный учитель, т.е. педагог, который работает с классом первые 8 лет. ¬ круг его об€занностей входит преподавание всех основных уроков в первой половине дн€, забота об интеллектуальном и духовном становлении личности каждого ученика, а также установление прочных и дружеских св€зей школы с родител€ми. –оль классного учител€ усложн€етс€ еще и потому, что в первые годы обучени€ содержание образовани€ не делитс€ на отдельные предметы. ќно ведетс€ по так называемым Ђэпохамї, без учебников и строгих учебных программ, а это предполагает самосто€тельность разработки программы действий каждым учителем, наличие у него умени€ Ђувидетьї и Ђпрочитатьї эту программу в душе своего ученика. ѕоследнее в свою очередь требует особого Ђдуховно-душевногої состо€ни€ педагога. Ќе случайно Ўтейнер утверждал, что Ђпроблема воспитани€ Ц это прежде всего проблема воспитател€ї.

ћного отличий от традиционной школы наблюдаетс€ и в организации учебного процесса. Ќапример, основные предметы изучаютс€ здесь только в утренние часы, причем обычно первые два урока (в течение 5Ц6 недель) посв€щаютс€ Ђпогружениюї в один конкретный предмет. »сключение в силу своей специфики составл€ют лишь иностранные €зыки. ¬рем€ после обеда заполнено пением, музыкой и эвритмией, представл€ющей собой Ђслово, ставшее видимым в жестеї. Ёвритми€, по мнению Ўтейнера, Ђспособна оказывать благотворное вли€ние не только на физическое тело, но и на духовную и душевную жизнь человека, ибо она обладает дво€кой ценностью: педагогической и художественнойї.

“аковы кратко основные ценности и ведущие принципы концепции –. Ўтейнера, основные шаги по реализации которой можно проиллюстрировать на примере первой вальдорфской школы. ¬ ее создании Ўтейнеру удалось быстро и четко (в силу предварительной разработки и технологичности) пройти путь от концепции до проекта и утвердить его в авторской школе как феномене.

Ќачнем со знаменательной даты Ц 23 апрел€ 1919 года. »менно в тот день состо€лась встреча –. Ўтейнера с рабочими сигаретной фабрики Ђ¬альдорф-јстори€ї в Ўтутгарте. ќн выступал там по приглашению руководител€ предпри€ти€ Ёмил€ ћольта, который с самого начала благосклонно относилс€ к проекту педагога. Ёто было первым шагом на пути к успешному осуществлению замысла –. Ўтейнера. Ѕеседу€ с рабочими, Ўтейнер добилс€, что поначалу сдержанна€ аудитори€ стала про€вл€ть большой интерес, как только речь зашла о проблемах обучени€ и воспитани€, о контурах новой школы, способной развить духовные силы учащихс€. ”же на следующий день многие родители обратились к Ўтейнеру с просьбой организовать такую школу дл€ их детей. Ёто стало вторым серьезным достижением Ўтейнера: он добилс€ расположени€ и уважени€ родителей. “ретье €вилось логическим продолжением первых двух: понима€ всю важность происход€щего и чувству€ ответственность за это, Ё. ћольт купил здание ресторана и соответствующим образом перестроил его. ќднако все еще не хватало самого главного Ц педагогов, способных воплотить задуманное в жизнь.

¬ажнейшим условием нормального функционировани€ детского учреждени€ Ўтейнер считал наличие права самим подбирать себе учителей. Ђ...¬ своих взаимоотношени€х с южно-немецкими власт€ми, [руководител€ми Ц ¬. —. ] народного образовани€ и в ходе своей дальнейшей де€тельности он шел на компромиссы в вопросах об учебных планах, организации экзаменов, но никогда не поступалс€ принципом подбора учителей. » когда его замыслы в этом отношении осуществились, Ўтейнер пон€л, что путь к созданию школы свободенї.

Ѕудущие педагоги вальдорфской школы имели педагогический стаж, но при этом ощущали естественную потребность в ознакомлении с принципами разработанной –. Ўтейнером концепции. Ќачалс€ курс, правда, весьма сокращенного обучени€. » это можно считать четвертым завоеванием ученого: он не просто открывал школу, основанную на своих иде€х, но уже с самого начала готовил команду единомышленников. ѕозже –. Ўтейнер неоднократно подчеркивал: Ђя считаю особой милостью судьбы, что мне не пришлось руководить школьным учреждением до 1919 года... я не мог бы тогда Ц как € это сделал теперь Ц собрать коллегию преподавателей, состо€щую из лиц, обладающих уже некоторыми знани€ми духовной природы человека, а тем самым и природы ребенка. ј это как раз Ц самое существенное, ибо... вс€ истинна€ педагогика должна основыватьс€ на углубленном знании человеческой природы. Ёти предварительные знани€ необходимыї.

–азработанный им первый курс Ђвальдорфской педагогики дл€ учителейї состо€л из трех взаимосв€занных частей: лекций по вопросам педагогики (Ђобщей науки о воспитанииї), зан€тий по проблемам дидактики, методов и средств обучени€, а также семинаров, где отрабатывались отдельные упражнени€, формировались практические умени€ и навыки. ѕравда, ввиду минимального срока обучени€ (сегодн€ он составл€ет не меньше года дл€ лиц, окончивших педагогические учебные заведени€) многие премудрости вальдорфской педагогики учител€м этой первой школы пришлось постигать уже в процессе работы с детьми. Ќо зато р€дом с ними всегда был ћастер и автор Ц сам –. Ўтейнер.

7 сент€бр€ 1919 года стало днем рождени€ Ўтутгартской школы. ¬ своей речи перед педагогами, учащимис€ и их родител€ми
–. Ўтейнер обрисовал основные перспективы, сформулировал ведущие цели и задачи, указал направление движени€. ѕри этом он неоднократно подчеркивал: Ђ“от, кто скажет, что вальдорфска€ школа ориентируетс€ на антропософскую науку о духе и что в ней будет внедр€тьс€ только это мировоззрение Ц € говорю это в день открыти€ школы Ц глубоко ошибаетс€. ћы совсем не собираемс€ прививать наши принципы, содержание нашего мировоззрени€ молодым люд€м в период их становлени€. ћы совсем не стремимс€ к тому, чтобы осуществл€ть догматическое воспитание. ћы стремимс€ к тому, чтобы все, что может дать духовна€ наука, стало живым делом воспитани€ї.

Ўкола начала функционировать, име€ в своем составе восемь классов и около двухсот учеников из рабочих семей и семей антропософов из Ўтутгарта и его окрестностей.  ак прин€то на «ападе, школе было присвоено конкретное им€, и вполне логично, что им стало им€ фабрики, где работало большинство родителей, Ц Ђ—вободна€ вальдорфска€ школаї. „то же касаетс€ –. Ўтейнера, то, несмотр€ на необходимость посто€нно ездить в Ўтутгарт (он жил в ƒорнахе) и перегруженность работой, ученый все же находил врем€, чтобы принимать активное участие в де€тельности этой своей первой авторской школы.

‘ормально передав руководство школой опытному и высококвалифицированному педагогу, директору Ўуберту, –. Ўтейнер сосредоточил свое внимание на работе с учител€ми. ќн регул€рно проводил учительские конференции, часто беседовал с ними с глазу на глаз, вс€кий раз подсказыва€, помога€ и совету€. Ђќн учил учителей прежде всего тому, чтобы они в каждом ребенке могли увидеть вопрос, ту божественную загадку, которую воспитатель, благодар€ искусству воспитани€, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себ€ї.

ѕодготовленные таким образом педагоги сумели создать в школе теплую, доброжелательную и радостную дл€ детей атмосферу. » естественно, что подобное поведение учителей не могло не вызвать благодарного отклика в детских сердцах. ѕервые выпускники, Ђвыпорхнувї из школьного гнезда, стремились сохранить контакты с учител€ми и со Ўтейнером, продолжа€ испытывать глубокую потребность в беседах, советах по выбору профессии и в целом в решении сложных жизненных ситуаций.

¬се сказанное вовсе не означает, что в школе не возникало никаких проблем. »х было немало, особенно в период становлени€. ¬от как описывает сложности этого периода учительница  аролина фон ’ейдебранд: Ђ¬ начале работы вальдорфской школы учител€ и ученики испытывали множество трудностей. ƒл€ детей все было совершенно новым. ƒаже в самых старших классах дети из разных сословий жили вместе. ¬альдорфска€ школа была первой единой школой в √ермании, в которой этот принцип соблюдалс€ до старших классов. √имназисты, ученики средних и народных школ учились в одном классе; вместе мальчики и девочки. Ёто было дл€ них непривычно. ”чител€м тоже. ќчень трудно было жить вместеї.

¬ообще с самых первых шагов в Ўтутгарте –. Ўтейнер рассматривал школу как сложный живой организм, состо€щий из не менее сложных организмов Ц учителей, учащихс€ и их родителей. Ќа наш взгл€д, блест€щее открытие ученого, во многом предопределившее последующие достижени€, заключалось в том, что он адаптировал учебную программу вначале к индивидуальным особенност€м учителей (!), а затем уже и учащихс€ школы.

Ђ¬ действительности каждый из учителей нашей школы Ц это личность, и мы прин€ли его с теми качествами, которыми он обладает, Ц писал –. Ўтайнер. ѕриступа€ к делу, надо было, прежде всего, тщательно ознакомитьс€ с этими личными качествами, распознать, кто больше подходит дл€ преподавани€ в младших классах, а кому лучше поручить старшие. ѕонимать индивидуальность учителей Ц это то же самое, что в организме найти место дл€ носа, уха и т. д. ƒело не в том, чтобы устанавливать теории и правила: мы должны исходить из реальности, какова она есть. ≈сли бы можно было отливать учителей по предсказанным формам, тогда можно было бы и предписывать им программы. Ќо это невозможно! »так, первый шаг реализации школы Ц образование коллегии преподавателей. » надо очень близко ее узнать, потому что это и есть духовна€ основа организации. ѕоэтому первое, что € должен был сделать, поскольку € €вл€юсь духовным руководителем школы, Ц как можно ближе и лучше узнать каждого из членов этой коллегииї.

»менно коллеги€ преподавателей стала центром созданной в Ўтутгарте школы. “радиционно проводились общие педагогические совещани€, в ходе которых каждый учитель делилс€ своим Ђопытом любви к каждому ребенкуї. –ечь шла, конечно, не об эмоциональной любви к дет€м, а скорее о любви автора, художника, творца к своему произведению. “ака€ любовь предполагала уважительное и внимательное отношение как к достоинствам, так и к недостаткам детей. ќсобенно много внимани€ удел€лось трудным случа€м, Ђибо нет лучшей помощи в воспитании нормальных детей, чем наблюдение за детьми с отклонени€миї.

—овещани€ коллегии преподавателей принципиально отличались от привычных педсоветов прежде всего в силу добровольности их посещени€ и выступлени€. ќднако при этом уровень требований, предъ€вл€емых к педагогам, был очень высоким. ”читель, по мнению –. Ўтейнера, должен понимать природу ребенка, обладать чувством юмора и избегать Ђскверных настроений Ц угрюмостиї. Ђќчень важно, чтобы общение между учителем и учеником посто€нно протекало атмосфере искусства. “огда учитель в нужный момент интуитивно, почти инстинктивно, найдет, что сделать...ї Ђќтношени€ учител€ к ученику Ц это радостна€ дружба, полна€ фантазии и юмораї.

—толь большое внимание к личности педагогов и адаптаци€ учебных программ к их индивидуальным особенност€м, конечно, не исключала, а, напротив, предполагала адаптацию к индивидуальным особенност€м детей. Ёто было особенно сложно на этапе становлени€ школы, ибо там собрались учащиес€ разного возраста, разной подготовки, разной социальной принадлежности. Ќадо отдать должное –. Ўтейнеру: он сумел трезво оценить контингент школьников и не стремилс€ слепо и догматически внедр€ть разработанные на бумаге педагогические идеалы, хот€ дл€ автора отказ от собственных идей может быть чрезвычайно болезненным. » все же много больше его занимала проблема соответстви€ школьного воспитани€ той среде, в которой ребенок непосредственно формировалс€. Ђ≈сли вы захотите воспитать ребенка в строгом соответствии с вашим личным идеалом, Ц говорил Ўтейнер, Ц вы, может быть, сделаете из него образцового индивидуума. Ќо вы рискуете, что он не найдет своего места в жизни и будет чувствовать себ€ пловцом в открытом море... “ак перед нами встала чрезвычайно трудна€ задача: мы хотим, с одной стороны, осуществл€ть наши педагогические идеалы, а с другой стороны Ц сохранить тесную св€зь с жизнью такой, какова она естьї.

«десь возникает очень серьезна€ по значимости дл€ каждого творца педагогической концепции проблема Ц проблема соотнесени€ собственных идей и принципов с реальной ситуацией жизни, проблема адаптируемости концептуальных положений к конкретным пространственно-временным и культурным параметрам среды. –. Ўтейнер образцово справл€лс€ с такого рода ситуаци€ми.

» наконец, о результатах. ¬ этой первой вальдорфской школе, в наибольшей степени находившейс€ под вли€нием личности своего создател€, –. Ўтейнеру удалось многое, но прежде всего удалось сформировать подлинных педагогов. ѕо оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейс€ осенью 1925 года, учительский коллектив отличалс€ Ђвысочайшим духовным и моральным уровнемї, что Ђпридает школе своеобразие и поднимает ее на большую высотуї. ќдновременно Ўтейнер сумел подчинить решению воспитательных задач практически все, что происходило в стенах школы, сумел так организовать ее жизнеде€тельность, что Ђлюба€ деталь школьной практики служила совершенствованию человеческой природыї, и может быть, что самое главное,
–. Ўтейнеру удалось создать атмосферу подлинного содружества и климат довери€ в среде педагогов, что неизбежно плодотворно повли€ло на их взаимоотношени€ с учащимис€. ¬ целом обща€ культура школы отличалась духом общинности и подлинным самоуправлением в виде коллегии преподавателей.

»так, разработанна€ и теоретически выверенна€ концепци€
–. Ўтейнера нашла свое реальное воплощение в де€тельности первой вальдорфской школы. Ќепосредственное участие автора в процессе ее реализации позволило, с одной стороны, сохранить концептуальное €дро (ориентацию на антропософию, приоритет воспитани€, акцент на духовно-душевном развитии личности, обучение по эпохам, особые требовани€ к педагогам), с другой, гибко адаптировать его к особенност€м социальной среды, не догматизиру€ основани€, а творчески воплоща€ их в жизнь. ѕервый опыт реализации вы€вил (при всей значимости личности –. Ўтейнера) высокую степень автономности Ђценностного €драї, наличие всех механизмов его воплощени€ и отсутствие необходимости участи€ в этом процессе самого автора. ¬се сказанное послужило важным основанием превращени€ ее в авторскую школу-модель уже в конце 20-х годов, а затем и преобразованию в авторское направление Ц в 60Ц70-е гг.

јнализ де€тельности школы в Ўтутгарте преследовал цель показать в динамике основные шаги по ее организации, раскрыть проблемы и сложности первоначального этапа становлени€. ѕереход€ к рассмотрению современного варианта школы, попытаемс€ произвести Ђгоризонтальный срезї и подробнее описать и оценить его результаты, что само по себе, конечно, не исключает обращени€ к ведущим педагогическим принципам и цел€м вальдорфской школы в ёжном ƒевоне (јнгли€).

Ёта школа была открыта в 1980 году, став самой молодой из
25 вальдорфских школ, в разное врем€ созданных на Ѕританских островах. Ќа сегодн€шний день в школе трудитс€ 20 педагогов и обучаетс€ 180 детей. Ўкола относитс€ к числу независимых учебно-воспитательных учреждений, полностью автономных в своей де€тельности, и существует на взносы родителей и пожертвовани€ спонсоров. ¬се взрослые члены ƒевона получили не только педагогическое образование, но и специальную подготовку в области вальдорфской педагогики, все раздел€ют ведущие принципы и положени€ антропософии Ўтейнера. ќсобое внимание удел€етс€ формированию у детей чувства единени€ с духовной основой ¬селенной,

¬ школе сохран€етс€ полное самоуправление, т. е. наиболее важные решени€, касающиес€ жизни школы и отдельных учащихс€, принимаютс€ здесь коллегиально, а должность директора вообще отсутствует. —обира€сь вместе, педагоги обсуждают возникающие проблемы, вырабатывают единую линию поведени€ по отношению к так называемым Ђтруднымї подросткам. ј поскольку таких проблем множество, как, впрочем, и в любом детском учреждении, то совещани€ Ђучительской коллегииї провод€тс€ довольно часто. ѕричем в ее состав вход€т далеко не все, а лишь те педагоги, которые достаточное врем€ проработали в данной школе и своим поведением и отношением к дет€м доказали действительно большую заинтересованность в эффективном решении поставленных задач.

¬ неменьшей степени школа заинтересована во включении родителей своих учащихс€ в процесс организации жизнеде€тельности детского учреждени€. “ак же как и педагоги, многие родители получают специальный мандат, позвол€ющий им заниматьс€ какой-то одной конкретной областью де€тельности, скажем, установлением контактов с учащимис€, организацией культурных меропри€тий, работой по изысканию финансовых средств и т. п. ќбладатели мандатов несут полную ответственность перед школьным сообществом за доверенный им участок работы и обычно не покидают его до конца учебного года.

“аким образом, и педагоги, и родители практически в равной степени станов€тс€ не только заинтересованными лицами, но и активными субъектами реализации концепции.

— течением времени совместными усили€ми учителей и родителей были выработаны основные цели воспитани€ в школе. — одной стороны, они полностью укладывались в традиционное русло авторской концепции –. Ўтейнера, с другой Ц все же отвечали потребност€м сегодн€шнего дн€. »так, было признано, что школа должна способствовать формированию у детей двух наиболее значимых качеств Ц благоговени€ и энтузиазма. ѕервое рассматриваетс€ как способность воспринимать мир, все окружающее открыто и непредвз€то, способность глубоко и всесторонне изучать любое природное или социальное €вление без присущих современному человеку скептицизма и недовери€. „то же касаетс€ энтузиазма, то он трактуетс€ как желание Ђвойти в мирї, погрузитьс€ в глубины жизни и обрести свое место в ней. ≈сли у детей, считают педагоги этой школы, сформированы названные качества, то им легче высто€ть в услови€х сложного сегодн€шнего общества с его цинизмом, погоней за материальными благами, жестокостью и аморальностью.

¬ соответствии с основными цел€ми воспитани€ сформулирована и основна€ Ђмисси€ школыї, выраженна€ в нескольких постулатах:

Ц содержание и организаци€ учебно-воспитательного процесса должны соответствовать логике внутреннего развити€ детей;

Ц обучение и воспитание должны строитьс€ на широкой основе межличностных контактов, особенно в классах, где учатс€ дети разного уровн€ способностей и из разных социальных слоев;

Ц вс€ организуема€ школой де€тельность должна способствовать полноценному развитию интеллектуальных и художественных задатков, формированию практических умений и навыков.

¬ результате Ђнаш ребенок, Ц утверждают в ƒевоне, Ц испытывает больше уверенности в себе, свободнее общаетс€ с другими реб€тами и взрослыми, с большим энтузиазмом относитс€ к своему учителю, урокам и новым друзь€мї.

Ўкола в ёжном ƒевоне включает в себ€ несколько детских учреждений, объедин€ющих детей не только по возрасту, но и по разным Ђпедагогическим акцентамї Ц формированию либо интеллектуальной, либо эмоциональной, либо волевой сферы. ¬ пор€дке увеличени€ возраста назовем €сельную (3Ц4-летние дети) и детсадовскую (4Ц6-летние) группы, а также нижнюю (6Ц14 лет) и верхнюю (14Ц
16 лет) школы. ¬ основе их де€тельности лежит основной принцип воспитани€, сформулированный самим Ўтейнером: Ђ”меть давать каждому возрасту то, что ему от нас нужно, мерами воспитани€ и обучени€ї.

—амые маленькие (до четырех лет) могут посещать школу дважды в неделю. ѕроводимые с ними игры подготавливают их к полноценному воспри€тию штейнеровского образовани€.

јтмосфера детского сада максимально приближена к атмосфере люб€щего и теплого дома. Ёто тем более достижимо в услови€х, когда кажда€ детсадовска€ группа имеет пусть небольшое, но свое собственное помещение, и один и тот же воспитатель посто€нно находитс€ там вместе с реб€тами. «десь же и кухн€, Ђздесь же на виду у детей (как часто бывает в семь€х) готовитс€ еда... ƒень заполнен песн€ми, танцами, спортом, разучиванием новых игр, всем, что так или иначе будит воображение и развивает любовь к окружающему миру, к литературе. ћного времени (в зависимости от погодных условий) отводитс€ работе в саду и на огороде, изготовлению поделок из природных материалов и рисованию.

 ак известно, по –. Ўтейнеру, ребенок в возрасте до семи лет способен лишь подражать окружающим. ¬ этот период у него особенно развита потребность верить Ц верить взрослому, который р€дом и который играет роль своеобразного Ђпосредника между миром и мноюї. ¬от почему, так же как и в Ўтутгарте, главным методом обучени€ в детском саду остаетс€ имитаци€ детьми поведени€ взрослых. «десь не услышишь авторитарное: Ђƒелай, как € сказалї, здесь чаще повтор€ют: Ђѕосмотри, € делаю это такї.

¬ообще всЄ в помещении, приспособленном дл€ детсадовской группы, начина€ от высоты двери и конча€ специальной детской мебелью, соответствует возрасту и росту обитателей этого жилища. ¬ этой св€зи возникает аналоги€ с мысл€ми современника –. Ўтейнера, великого польского гуманиста януша  орчака, который писал, что детей нет, а есть люди, но с иным масштабом пон€тий... ѕредставл€етс€, что именно этот масштаб, Ђмасштаб детстваї, в школе ƒевона соблюден в полной мере.

ѕереход в нижнюю школу означает принципиальный скачок в развитии детей и, похоже, здесь это хорошо понимают, помн€ о том, какое значение придавал –. Ўтейнер этому периоду в жизни каждого растущего человека. Ђ≈сли в его обучение мы вкладываем душу Ц это гораздо важнее, чем если мы вкладываем логику. –ебенок еще не нуждаетс€ в логике, он нуждаетс€ в нашей душевности, в нашей человечности. ¬от почему, Ц отмечал Ўтейнер, Ц в вальдорфской школе мы придаем наибольшее значение тому, чтобы учитель, принимающий 6Ц7-летних-детей и ведущий класс до 14 лет, все свое преподавание пропитывал словами, рождающими любовь к искусству, художественными формами, полными любви и красотыї.

Ўкола в ёжном ƒевоне организована таким образом, что практически все Ђзолотые годыї развити€ ребЄнка р€дом с ним находитс€ один и тот же классный учитель, выбираемый из числа наиболее уважаемых и опытных педагогов. ќднако в эффективной организации процесса обучени€ ему помогают несколько специалистов по конкретным предметам. ¬ажнейшее значение здесь приобретают воображение и ритм, а также артистизм самого учител€. Ёто не значит, что детей об€зательно обучают какому-то конкретному виду искусства. Ќаоборот, все внешне далекие от искусства дисциплины (историю, математику и т. п.) преподают так €рко, эмоционально и артистично, что они надолго запоминаютс€ реб€там. Ќапример, в процессе изучени€ жизни и де€тельности ћартина Ћютера педагоги больше внимани€ удел€ют тому, чтобы учащиес€ постигли его муки и переживани€ по поводу упадка церкви, нежели запомнили важнейшие даты и факты его биографии. “ак же и в обучении географии Ц главна€ забота учител€ сводитс€ к формированию €ркого образа изучаемого €влени€, будь то душна€ и засушлива€ —ахара, дождлива€ √вине€ или цветуща€  алифорни€. ¬ообще в обучении естественным наукам упор делаетс€ на культивирование чувства трепетного восторга и благоговени€ перед необыкновенной сложностью и гармонией природы. » такое обращение к чувствам детей осуществл€етс€ практически на каждом уроке.

¬от как строитс€ обычный рабочий день в нижней школе ƒевона. ”тро, как правило, начинаетс€ с главного урока, который длитс€ около двух часов и который всегда проводит классный учитель данной группы. “акой урок может быть посв€щен любому из основных изучаемых предметов, причем, повтор€€сь изо дн€ в день в течение нескольких недель, он позвол€ет достигнуть максимальной концентрации внимани€ на данном предмете. ≈го изучению способствуют уже сформированные у учащихс€ навыки рисовани€, лепки, поэзии. ј после перемены начинаютс€ ежедневные зан€ти€ по английскому €зыку, математике, двум иностранным €зыкам, пению, спорту, эвритмии.  стати, последн€€ занимает очень существенное место в жизни школы. ¬рем€ после обеда, в зависимости от конкретных погодных и иных условий, посв€щаетс€ зан€ти€м искусством, разными прикладными ремеслами и спортивными играми. ¬ыполнение домашних заданий (в силу небольшого объема) не отнимает у учащихс€ много времени.

«аканчива€ краткий анализ де€тельности девонской школы, еще раз подчеркнем, что, с одной стороны, она традиционно вальдорфска€, с портретом –удольфа Ўтейнера на видном месте, с преподаванием предметов классными учител€ми по эпохам, с ежемес€чными праздниками и насто€щей, умной коллегией преподавателей, способной функционировать в режиме подлинного самоуправлени€. — другой стороны, это современна€ школа, отдающа€ себе отчет в том, что со времени создани€ антропософской концепции прошло более семидес€ти лет, а значит, и педагогика, и мир, и дети в этом мире претерпели существенные изменени€. ¬от почему, остава€сь в русле принципиальных положений концепции –. Ўтейнера, здесь пытаютс€ видоизменить и цели воспитани€, применительно к сегодн€шнему дню, и формы и отдельные методы их реализации, оставл€€ при этом неизменным концептуальное €дро. ќбеспечива€ развитие технологических приемов и методик, тем самым вальдорфские педагоги укрепл€ют жизнеспособность своей школы в целом.

«аключа€, сделаем р€д выводов более общего характера.

¬о-первых, воспитательна€ система –. Ўтейнера началась с создани€ четко разработанной и научно обоснованной концепции, котора€ при наличии р€да благопри€тных условий (поддержка со стороны родителей будущих учеников, финансова€ состо€тельность, отдельное здание, подготовленные и отобранные педагоги) быстро прошло путь от авторского проекта до первой авторской школы как феномена педагогической культуры.

¬о-вторых, динамика движени€ школы как единичного €влени€ к модели воспитательной системы обусловлена разработанностью ценностного €дра, включающего в себ€ комплекс технологичных и поликультурных черт:

Ц антропософска€ трактовка человека, как состо€щего из трех ипостасей: тела, души и духа;

Ц отработанна€ схема воспитани€, основанна€ на возрастной периодизации и соответствующего этим периодам содержани€ и методов воспитани€;

Ц выделение особой роли классного учител€ как главного педагога-воспитател€ ребенка и одновременный учет индивидуальных особенностей педагогов и учащихс€;

Ц педагогическое самоуправление в виде коллегии преподавателей;

Ц ориентаци€ на искусство и создание творческой атмосферы.

¬-третьих, в числе условий, наиболее благопри€тных дл€ распространени€ вальдорфских школ, можно назвать отсутствие жесткой Ђприв€зкиї к личности ее творца, а также необходимости приобщать педагогов к конкретной системе ценностей, ибо сюда приход€т люди, по определению, готовые и способные к работе в заданной педагогической культуре.

¬-четвертых, фактором, во многом определившим множественность и адаптивность вальдорфской педагогики, стал ее личностно ориентированный, антропоцентрированный характер, отвечающий особенност€м культуры последней четверти XX века. Ёто обсто€тельство обеспечило этим школам возможность вступать в резонанс с нарождающейс€ педагогической парадигмой и нар€ду с другими личностно ориентированными воспитательными системами готовить ее приход в качестве доминирующей дл€ своего времени[23].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 758 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

319 - | 298 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.