Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ пут€х к новой школе




ƒети Ц работники будущего (1908)

¬ насто€щее врем€ детска€ жизнь, детское образование и воспитание начинают занимать очень большое место в мысл€х людей, и часто бывает, что те, кто стоит близко к дет€м, мало-помалу приход€т к сознанию, что не все в жизни детей дл€ них €сно и определенно и что многое нужно пересмотреть, передумать вновь и создать общими усили€ми новое отношение взрослого общества к дет€м, счита€сь с их запросами и требовани€ми.

ѕо€вл€ютс€ откуда-то неизвестные до сих пор права слабых, почти незаметных существ; создаетс€ огромное социальное движение, стрем€щеес€ внести в детскую жизнь элементы свободы, самосто€тельности, труда и солидарности.

≈сли дети что-либо думают, желают, мечтают, то надо сделать так, чтобы многое, наход€щеес€ внутри их, вылилось наружу, вошло в их текущую жизнь. Ќужно помочь им: ведь им некуда уйти, нечем защититьс€.

Ќа пути к организации трудовой школы сто€т два глубоко укоренившихс€ общественных предрассудка; это, во-первых, иде€ необходимости подготовки детей к будущей жизни, де€тельности, карьере (социально-воспитательный предрассудок) и, во-вторых, вера в непреложность существовани€ законченного цикла знаний, строго определенного дл€ каждой ступени жизни, цикла, контролируемого экзаменом и награждаемого дипломом (учебный предрассудок).

ћы привыкли готовитьс€ к жизни и очень редко живем по-насто€щему. Ёлементарна€ школа готовит в гимназии, гимназии в университеты, университеты к службе, жизни, положению в обществе. ќтсюда и идет вредоносный утилитарный взгл€д на науку как способ процветать в обществе. ¬с€ система подготовки штемпелюетс€ дипломом. Ёто то, что талантливейший педагог проф. јл. ‘ортунатов назвал папирократией Ц властью бумажки, на которой написаны ложные достижени€ и заслуги человека.

ј между тем передовыми мыслител€ми-педагогами всегда утверждалось осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее. ƒолжна быть поставлена така€ задача педагога: Ђ¬ернуть детство дет€мї. √розный призрак будущего устран€етс€, и перед нами развертываетс€ реальна€ детска€ жизнь с ее неимоверно богатым содержанием и целесообразностью.

¬ самом деле, становитс€ несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себ€.

–аз мне пришлось наблюдать, как в течение трех дней маленькие дети промывали в теплой воде песок из аквариума. ћне показалось неестественным, что дети так долго не могут достигнуть результата, и € посоветовал поставить банку с песком под кран, где песок промоетс€ в полчаса.

Ђј почем ты знаешь? Ц заметил мне один маленький философ, Ц может, нам при€тно полоскатьс€ в воде. ќна тепла€ї.

ƒа, € не пон€л простой вещи. Ќе пон€л, что в этом случае процесс имеет большее значение, чем результат, что у детей была игра с водой и им нравилось зимой ощущение теплой воды.

ќсновное отличие между детьми и нами состоит в том, что они растут, развиваютс€, Ц у нас же рост закончен. Ќеустойчивость €вл€етс€ законом у детей и недостатком у взрослых. ѕоэтому нам трудно пон€ть детей.

—ама€ важна€ работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в дет€х. „тобы можно было построить идею разумной школы Ц назовем ее трудовой, творческой, школой жизни, новой школой, школой игры, школой-общиной, школой радости, школой детства, свободной школой, школой будущего, домом свободного ребенка, социальной школой, Ц она должна самым тщательным образом оперетьс€ на ребенка.

Ўкола дл€ детей, а не дети дл€ школы.

¬се, чему нужно учить в такой школе, Ц это учить работать. — этой точки зрени€ пон€тие о разумной школе может быть таково: школа есть место, где обрабатываютс€, систематизируютс€ результаты своего личного опыта и привод€тс€ в св€зь с результатами чужого. ћо€ педагогическа€ вера выросла из отрицательной оценки педагогики (1924).

—равнительно поздно мен€ стала увлекать педагогика, и с нею пришли ко мне живое дело, товарищи по работе и широкие идеи. ќгл€дыва€сь на прожитые годы, € не могу не спросить себ€, что же толкнуло мен€ на это дело, толкнуло так, что приходитс€ отдавать ему все силы?

ќхваченный сильным педагогическим устремлением, € все-таки не читал почти никаких педагогических книг. ј если и читал, то оставалс€ к ним равнодушным. ћне казалось, что €рко живший в душе личный, испытанный на себе в школе опыт применени€ педагогических приемов дает мне право определенно судить о том, как не надо заниматьс€ педагогикой, и хотелось поэтому поскорее начать действовать самому. “аким образом, можно найти, откуда пошли толчки, давшие начало определенному педагогическому интересу, Ц это т€жкие психические раны, нанесенные уму годами учени€ в средней и высшей школе.  огда € училс€, то посто€нно чувствовал, что так, как мен€ учили, не надо ни учитьс€, ни учить. » мо€ педагогическа€ вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

762 - | 588 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.