Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ сообществах сотрудников




ќбщество Ђ—етлементї в ћоскве (1910)

—ама жизнь вылила в определенные формы те идеи, которые были положены в основу работы нового общества. –абота эта поддерживалась главным образом доверчивыми, глубокочеловеческими отношени€ми сотрудников с детьми и их семь€ми. –абота эта должна была ободр€ть, давать толчки к развитию сил ребенка, приучать его помогать себе и старатьс€ достигнуть хот€ бы и маленькой цели, но своим трудом, своими мысл€ми. ќна должна была создавать у детей привычку думать о других, укрепл€€ в них чувства человечности.

¬ажно было видеть в дет€х не просто учеников, пришедших в Ђ—етлементї поучитьс€ читать, писать, пилить, строгать или шить, но и близких знакомых, и если возможно, то и друзей. Ёту неуловимую, тонкую, но €сно понимаемую чуткими людьми черточку хотелось передать и дет€м, и только это заставл€ло участников Ђ—етлементаї так дорожить дружностью и бодростью работы в нем, пренебречь ради этого многими удобствами жизни и, поселившись там же, где шла их работа, устроить дл€ нее культурную, человеческую обстановку. ¬ новом, специально отстроенном доме, благодар€ удобствам помещени€, детские зан€ти€ пошли особенно успешно; развертывались детские силы и способности, и три группы сотрудников Ђ—етлементаї могли теперь с новыми силами прин€тьс€ за работу.

ќдна группа создавала экспериментальную народную школу и детский сад. –уководители школы, не удовлетвор€€сь той постановкой школьного дела, при которой дети, главным образом пассивно, воспринимают школьную науку, работа€ почти исключительно пам€тью, что не свойственно натуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую и художественную работу. –ебенок приобретает познани€ прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те €влени€ или делает те предметы, о которых ему говор€т; таким образом, у него систематически упражн€ютс€ и зрение, и слух, и мускулы, приобретаетс€ некоторый навык к работе и развиваютс€ творческие способности.

ƒетский сад служил подготовительной ступенью к школе. Ѕлагодар€ одинаковым методам работы дети, переход€ от детского сада к школе, не чувствовали никакой разницы.

¬тора€ группа с ј. ”. «еленко во главе зан€лась устройством ремесленных курсов дл€ подростков-учеников, наход€щихс€ Ђв ученьеї у мелких хоз€ев-ремесленников. ¬ доме Ђ—етлементаї открылись мастерские Ц переплетна€, слесарна€ и стол€рна€ дл€ мальчиков и швейна€ Ц дл€ девочек. Ћюбопытно было видеть, с каким ожесточением набросились, и притом еще после своего трудового дн€, эти подростки на работу в новой, свежей, человеческой обстановке.

“реть€ группа руководила детскими клубами в приюте.

Ёто была нова€ детска€ жизнь, поддерживаема€ самыми здоровыми настроени€ми.

—тали намечатьс€ новые группы детей.

ќдной из первых образовалась группа любителей земледели€. ќна обосновалась в маленькой комнатке, приспособленной дл€ зан€тий по естествознанию. «десь же приютилась смешанна€ группа мальчиков и девочек, жаждущих образовани€. ќни очень интересовались химией, физикой, географией.

ƒруга€ комната чаще всего видела у себ€ две группы: фотографов и астрономов. ‘отографы были очень де€тельны. ѕрежде всего они поставили себе практическую цель Ц сделать каждому по аппарату. Ќекоторым это и удалось.

јстрономи€ всегда нравилась дет€м. Ќо теперь по€вилс€ в Ђ—етлементеї насто€щий телескоп, п€тидюймовый рефрактор. ƒл€ него была построена башн€.

—амым оживленным помещением в доме была больша€ комната дл€ ручного труда. «десь сто€ли верстаки, стол со слесарными тисками, па€льна€ лампа, было много досок, лежали всевозможные инструменты и материалы. ѕо утрам эта комната была зан€та школой или детским садом, по вечерам в разных углах кипела насто€ща€ работа: здесь мастерили электрические элементы, компасы, машины, звонки, которые затем ставились реб€тами в своих квартирах; тут же делали модели разных построек, лепили из глины. ¬се шкафы и полки были загромождены вс€кими вещами, созданными неутомимыми детскими руками. ѕри том значении, которое Ђ—етлементї придавал детскому творчеству, само собой разумеетс€, что искусство должно было зан€ть в нем большое место. ’удожник, скульптор и музыкант были любимыми гост€ми Ђ—етлементаї.

¬ новом доме создалс€ целый хор серьезно относ€щихс€ к музыке реб€т.   концу года дело настолько наладилось, что хористы вз€лись за разучивание маленькой оперы. ≈е намеревались поставить на маленькой сцене в общем зале Ђ—етлементаї. ƒекорации вз€лс€ писать художник —имов, сотрудник ’удожественного театра. “еатральное искусство, пон€тно, было дл€ детей одним из самых любимых. —пектакли имели ту хорошую сторону, что они очень объедин€ли детей.

Ќаиболее тихим местечком была небольша€ комната, уютна€ по настроению, обыкновенно создававшемус€ в ней, Ц читальн€ вместе с библиотекой. «десь сто€ло два стола. » обыкновенно можно было застать там кружок детских головок, наклонившихс€ над большой книгой с картинами, и среди них сотрудника, который тихо ведет какой-нибудь рассказ; тишина тут была законом.

“акова в общих чертах была умственна€, художественна€ и трудова€ жизнь детского Ђ—етлементаї. ¬ли€ние его не ограничивалось детьми. ќно переходило и на их родителей, которые заинтересовывались рассказами детей и приходили в Ђ—етлементї познакомитьс€ с сотрудниками. ћатери особенно часто посещали женщину-врача, котора€ с величайшей охотой шла навстречу материнским заботам и их желанию посоветоватьс€ о дет€х.

Ќекоторые из родителей, несмотр€ на свой трудовой день, предлагали свое участие в работе сотрудников: с их помощью велись рукоделие, черчение и фотографи€.

Ќачало общественности, складного человеческого общежити€, совместной работы, взаимопомощи, заботы об общих нуждах были предметом гор€чих забот Ђ—етлементаї. ƒет€м уже привычно было заботитьс€ о пор€дках в тех помещени€х, которые были зан€ты ими. ќни самосто€тельно предложили сотрудникам устроить хоз€йственную комиссию из детей и сотрудников. Ёта комисси€ должна была заботитьс€ о пор€дке по всему дому и составл€ть правила, об€зательные дл€ всех.

¬ Ђ—етлементеї дети не были Ђотдельными посетител€миї, это было живое детское общество, сознававшее себ€ участником общего дела, общей жизни. »ногда это сознание выражалось особенно €рко.  ак-то раз в воскресный день произошла драка на дворе Ђ—етлементаї между стол€ром, работавшим посто€нно в мастерской, и каким-то кресть€нином, привезшим дрова. Ёто узнали трое подростков. ќни попросили собрать всех детей и на собрании высказали свое негодование на стол€ра. ќн стал бить мужика и этим опозорил Ђ—етлементї. —тол€ра позвали дл€ объ€снений. “от пришел и стал оправдыватьс€. ƒети чрезвычайно внимательно отнеслись ко всему происшедшему, но нашли, что нет оправдани€ человеку, побившему другого, и предложили стол€ру извинитьс€ перед всем Ђ—етлементомї. —тол€ру передалось настроение детей, он перестал оправдыватьс€, сказал: Ђѕрошу прощени€ у Ђ—етлементаї Ц и ушел, заметно сконфуженный. ¬ этот момент было отрадно наблюдать серьезность детей, пон€вших, что в Ђ—етлементеї есть нечто такое, с чем грубость и непри€знь не в€жутс€.

ќбщество Ђƒетский труд и отдыхї (1909)

ќбщество Ђƒетский труд и отдыхї ставит целью своей де€тельности культурно-просветительную работу среди подрастающего поколени€ ћосквы. —трого говор€, все неудачи работы с детьми завис€т от пренебрежени€ природными свойствами каждого ребенка. ј между тем людьми потрачено немало усилий не изучение особенностей детского склада. » то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести к п€ти положени€м:

1) ” детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знаком€тс€ друг с другом Ц игры, рассказы, неугомонна€ болтовн€ служат признаками этого инстинкта.

2) ƒети Ц настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать.

3) ƒети люб€т созидать, устраивать часто из ничего, дополн€€ недостающее воображением.

4) ƒет€м необходимо про€вл€ть себ€, говорить о себе, о своих впечатлени€х. ќтсюда посто€нное выдвигание своего Ђ€ї и огромное развитие фантазии и воображени€ Ц это инстинкт детского творчества.

5) ќгромную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

«адача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупл€€ никакого из них. Ќужно призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать дл€ них интересным.

÷ентром, основой нашей работы €вл€етс€ детский труд, существенно отличающийс€ от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. ƒети будут работать в слесарной, стол€рной, ткацкой, гончарной комнатах. Ќам нужна будет кухн€, где могли бы дети учитьс€ готовить самые обычные кушань€ дл€ тех, кто недоедает дома. Ќеобходимо устроить комнаты дл€ скульптуры, рисовани€, дл€ работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение дл€ таких детских работ, дл€ которых потребовалс€ бы самый разнообразный материал, где широко и свободно про€вл€лось бы детское творчество.

“акие комнаты-мастерские должны иметь огромное общеобразовательное значение, тем более что в св€зи с ними будут экскурсии, посещение музеев.

¬се, с чем дети познаком€тс€ при помощи рук, глаз, слуха, переработаетс€ еще раз при помощи книжки. ѕоэтому библиотека должна зан€ть в нашей работе большое место. ћы отводим ей и отдельным читальн€м несколько комнат. ѕусть дети приход€т к книге! ќни должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Ќо будут комнаты, где все захватывающее будет прочитыватьс€ вслух, где будут задаватьс€ вопросы, где польютс€ рассказы и чтени€ взрослых и детей.

Ќо мало дать дет€м работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, св€зыва€ в их представлении прошлое и насто€щее. ¬ажно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современна€ жизнь. ќтсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи ћосквы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город.

ћысль о деревне, о природе приводит к сознанию необходимости дополнить городскую работу общества. ћы должны иметь в виду существование посто€нной детской сельскохоз€йственной колонии недалеко от города, котора€ ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой де€тельности, поддерживающей фактически жизнь и вход€щей в близкое соприкосновение с природой.

Ѕольшое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвитьс€ и поиграть, где будут ставитьс€ детьми спектакли, где будут происходить общие чтени€ с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Ћетом же все оживление перенесетс€ на площадку дл€ игр тут же при доме.

“ак рисуетс€ нам де€тельность нашего общества. ≈го основные идеи €вл€ютс€, в сущности, расширением идеи музе€ как собрани€ результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музе€, сто€щего р€дом с жизнью, посто€нно движущегос€, где основой всего будут не неподвижные предметы, а живые люди, с одной стороны, стрем€щиес€ передать дет€м все лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны Ц посетители музе€, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способност€ми каждого. Ќаше общество надеетс€ боротьс€ с улицей при помощи самих же детей. ≈сли дети приучатс€ к созидающей де€тельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами создадут дл€ себ€ прочный оплот против того, что т€нет их назад, что ожесточает, притупл€ет, отдает во власть диких инстинктов, создава€ из них грозную опасность дл€ культуры.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

518 - | 530 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.