Международное право является достоянием мировой цивилизации. Возникло оно с появлением государств и их функций. На раннем этапе своего становления международное право начало функционировать в виде региональных международно-правовых систем. Впервые в истории общества международное право зародилось на территориях древнего Китая и Индии, позднее — в Древней Греции и Древнем Риме.
Законы Ману в древней Индии содержали правила об установлении посольских отношений между странами, о неприкосновенности послов иностранных государств. Эти законы требовали гуманного отношения к военнопленным и раненым, неистребления мирных жителей по достижении победы над вооруженными противниками. Гуманные нормы войны были зафиксированы в древнейшем документе Китая — в трактате о военном искусстве (XVII в. до н. э.). Послы, устанавливающие дипломатические отношения между государствами древнего Китая, пользовались неприкосновенностью.
Государствам этого периода был знаком институт международного суда, разрешавший между ними споры. В других государствах международного права как науки не было, были отдельные высказывания древних мыслителей, философов, ораторов по тем или иным аспектам международно-правовых отношений. Платон, Аристотель, Цицерон и другие выступали с осуждением несправедливых войн. В заслугу древнеримским юристам можно поставить то, что они первыми разработали «право народа» В древности центры международной жизни лишь начинали складываться. Международно-правовые нормы часто имели религиозную окраску. Истоки современного дипломатического права, права международных договоров и вооруженных конфликтов зародились в древнем государстве.
В средние века феодальная раздробленность была характерной чертой развития человеческого общества. Договоры были многочисленными, трудно было отличить публично-правовые от частноправовых. Субъектами договора часто выступали феодалы города. Римская католическая церковь оказала существенное влияние на развитие европейского феодального международного права. Ею издавались правила по поводу ограничения так называемых частных войн. Она считала необходимым запрещать военные действия в те или иные дни недели, предоставляла в церквах убежища.
Практика этого периода выработала различные гарантии соблюдения международного договора. Клятва на Библии и на Коране была гарантией тех или иных международных договоров. Римские папы могли выступать в качестве гарантов договора, издавая по этому поводу специальные буллы. Как гаранты обеспечения международного договора использовались заложники. Как правило, договоры в средние века были двусторонними. Вместе с тем начинают появляться и многосторонние договоры. Таким был Вестфальский трактат 1648 г., который юридически оформил окончание Тридцатилетней войны. По нему была признана независимость Швейцарии и Голландии.
Многие княжества Германии провозгласили свободу плавания по Рейну для государств. Конечное развитие получило посольское право. Обмен посольствами стал более регулярным, в XV-XVII вв. появились институты консулов. В период империи консулы имели только почетное звание, позднее консулом стало именоваться должностное лицо, чиновник, отправляемый правительством за границу для защиты правовых, торговых и иных интересов своих подданных.
С развитием мореплавания и международной торговли признается принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах, для всех государств закрепляется обычай морского права. В частности, можно сослаться на изданный в XIV в. «консалатодельмаре» - кодекс морских обычаев. Международно-правовые воззрения в условиях феодализма получили дальнейшее развитие, хотя не было еще науки международного права. Тем не менее рассуждения мыслителей представляют ценность для современной международно-правовой науки. Августин Блаженный (1054—1430) утверждал, что люди и государства должны руководствоваться нормами справедливости. Средневековый поэт Данте (1266—1321) в труде о монархии затрагивал вопросы международного права. Чешский король Иржи Подебрат в XV в. выдвигал идею общего Европейского союза (ЕС) с целью обеспечения мира.
Зарождение международно-правовой науки приходится на период позднего феодализма. В 1625 г. появился первый систематизированный труд «О праве войны и мира», написанный голландским юристом Гуго Гроцием, которого справедливо называют отцом науки международного права. Он отстаивал свободу плавания в открытом море, а также решительно осуждал войны и их жестокость.
В науке международного права получили развитие три направления:
• естественно-правовое;
• позитивистское;
• гроцианское.
Представители первого направления считали, что международное право основывается только на божьей воли, а договоры лишь закрепляют эту волю.
Позитивисты считали, что только закрепленные в положениях международных договоров нормы можно отнести к международному праву.
Последователи Греция старались совместить естественно-правовое и позитивистское направления. Труды Гуго Гроция и его последователей в XVII в. привели к созданию науки международного права Развитие капитализма в Европе, создание мирового рынка, расширение и углубление международной торговли привели к заключению многосторонних соглашений и к образованию межгосударственных организаций. В числе первых появились такие международные организации, как Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.). Все это вызвало качественное и ускоренное развитие международного права.
Появляются кодифицированные и гуманные законы и обычаи войны, нашедшие выражение в Женевской конвенции о режиме раненых и больных (1867 г.), Гаагских конвенциях 1899-1907 гг. В Гаагских конвенциях 1899-1907 гг. прогрессивным было положение о том, что война не ведется против мирных жителей, она ведется между сражающимся. Гаагские конвенции ввели целую систему средств мирного разрешения споров между государствами. В Европе исчезают такие прежние способы осуществления международных договоров, как клятва, предоставление заложников, поручительство Папы Римского.