Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 атегории сущность и €вление




—”ўЌќ—“№ » я¬Ћ≈Ќ»≈ Ч категории философского дискурса, которые характеризуют устойчивое, инвариантное в отличие от изменчивого, вариативного. —ущность Ч это внутреннее содержание предмета, выражающеес€ в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его быти€; €вление Ч то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существовани€. ¬ мышлении эти категории выражают переход от многообрази€ изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству Ч к пон€тию. ѕостижение сущности предмета и содержание пон€ти€ о нем составл€ют задачи науки. ¬ античной философии сущность мыслилась как УначалоФ понимани€ вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а €вление Ч как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь Упо мнениюФ. —огласно ƒемокриту, сущность веши неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. ѕо ѕлатону, сущность (Уиде€Ф) несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. јристотель понимает под сущностью вечный принцип быти€ вещей. —ущность постигаетс€ в пон€тии.” јристотел€, в отличие от ѕлатона, сущность (Уформа вещейФ) не существует отдельно, помимо единичных вещей. ¬ средневековой схоластике проводитс€ различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia).  ажда€ вещь Ч это существо сущности и существовани€. —ущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. “ак, согласно ‘оме јквинекому, сущность Ч то, что выражаетс€ в дефиниции, котора€ объемлет родовые основани€ (Summatheol., I, q.29). —ущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основани€ми. ¬месте с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определ€етс€ через ипостась и через лицо, т. е. наполн€етс€ теологическо-креационистским содержанием. ¬ новой философии сущность св€зываетс€ с акциденци€ми, которые дают телу определенное им€ (√оббс “. »збр. произв., т. 1. M., 1964, с. 148). Ѕ. —пиноза рассматривал сущность как Уто, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представленоФ (Ётика, II, определение 2). ƒ. Ћокк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой завис€т познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Ћейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Ќовые опыты, III, 3 І 15). ƒл€ X. ¬ольфа сущность Ч то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составл€ет основу вещи. ¬ философии Ќового времени противопоставление сущности и €влени€ приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств.  ант, признава€ объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; €вление, согласно  анту, вызванное сущностью субъективное представление. ѕреодолева€ противопоставление сущности и €влени€, √егель утверждал, что сущность €вл€етс€, а €вление есть €вление сущности, рассматрива€ их как рефлексивные определени€, как заключающее пон€тие, как абсолютное, выразимое в существовании. Ќеопозитивизм отвергает объективность сущности, признава€ реальными только €влени€, Учувственно данныеФ; феноменологи€ рассматривает €вление как самообнаруживающеес€ бытие, а сущность Ч как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категори€ сущности вытесн€етс€ пон€тием существовани€. ¬ марксистской философии сущность и €вление Ч универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познани€ они выступают как ступени постижени€ объекта. ќни неразрывно св€заны: €вление представл€ет собой форму про€влени€ сущности, последн€€ раскрываетс€ в €влени€х. ќднако их единство не означает их тождества: У...если бы форма про€влени€ и сущность вещей непосредственно совпадали, то вс€ка€ наука была бы излишн€...Ф ( . ћаркс, см. ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 25, ч. 2. с. 384). явление богаче сущности, ибо оно включает в себ€ не только обнаружение внутреннего содержани€, существенных св€зей объекта, но и всевозможные случайные отношени€. явлени€ динамичны, изменчивы, в то врем€ как сущность образует нечто сохран€ющеес€ во всех изменени€х. Ќо будучи устойчивой по отношению к €влению, сущность также измен€етс€. “еоретическое познание сущности объекта св€зано с раскрытием законов его функционировани€ и развити€. ’арактеризу€ развитие человеческого познани€, ¬. ». Ћенин писал: Ућысль человека бесконечно углубл€етс€ от €влени€ к сущности, от сущности первого, так сказать, пор€дка, к сущности второго пор€дка и т. д. без концаФ (Ћенин ¬. ». ѕолн. собр. соч., т. 29, с. 227).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1677 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2235 - | 2086 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.