Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблемы мировоззрени€ и методологии




ћировоззрение - общее понимание человеком окружаю≠щего мира и своего места в нем, его отношение к окружа≠ющей действительности и самому себе.  ак сложное ду≠ховное €вление оно включает в себ€: убеждени€, идеалы, цели, мотивы поведени€, интересы, ценностные ориентации, принципы познани€, нравственные нормы, эстети≠ческие воззрени€ и др. ¬се эти элементы мировоззрени€ в своей совокупности определ€ют духовный облик и жиз≠ненную позицию не только отдельных личностей, но и со≠циальных групп, классов, наций, общества в целом. ћи≠ровоззрение Ч исходный пункт и активный духовный фак≠тор освоени€ и изменени€ человеком окружающего мира3.

ћировоззрение формируетс€ не только философией, но и научными (естественными, техническими, обществен≠ными) дисциплинами, а также различными формами об≠щественного сознани€ Ч политическим, религиозным и др. ќднако целостный и завершенный вид ему придает только философи€, котора€ интегрально объедин€ет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующи≠ес€ в сознании человека из различных источников. ћиро≠воззрение существует на двух уровн€х: 1) чувственном как мироощущение, стихийное воспри€тие окружающей дей≠ствительности и 2) рациональном Ч на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и €в≠лений. ћировоззрение на рациональном уровне €вл€етс€ самым глубоким пониманием мира. ќно основываетс€ на теоретическом обосновании законов развити€ объектив≠ных процессов. Ќо оно может осуществл€тьс€ только на основе их чувственного воспри€ти€ (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понима≠ние мира необходимо рассматривать в единстве и взаимо≠действии чувственного и рационального уровней.

‘илософское мировоззрение формировалось истори≠чески в св€зи с развитием самих философских знаний. ћи≠ровоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме ми≠фов, преданий, сказаний и т. д. ¬ поздний период перво≠бытного общества возникает религи€, котора€ со своих по≠зиций формировала мировоззренческие установки в св€≠зи с представлени€ми о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т. д. » мифы, и ре≠лиги€ не ушли в историю вместе с первобытным обще≠ством, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представлени€ о них. ћифологическо-религиозное мировоззрение продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его после≠дующих этапах, но уже в качестве не единственных форм мировоззрени€, а как оставшиес€ от прошлого воззрени€, сосуществующие нар€ду с философской формой.

¬ современном обществе существуют различные типы мировоззрени€: материалистическое, идеалистическое, научное, религиозное, утилитарное, нигилистическое и др. ѕо своей сущности они подраздел€ютс€ на прогрес≠сивные, способствующие созидательному процессу; повсед≠невно-утилитарные, св€занные с обыденной жизнью; и реакционные, направленные на разрушение социальных начал. —одержание мировоззрени€ определ€етс€ практи≠ческими результатами де€тельности людей на его основе. ћировоззрение неразрывно св€зано с практикой. ѕракти≠ка формирует мировоззрение, определ€ет его содержание в св€зи с целевыми установками личности, социальной группы, класса и т. д. Ќо, если оно не соответствует объек≠тивным реали€м, то требуетс€ его корректировка. ‘орми≠рующейс€ ныне информационной цивилизации может со≠ответствовать только научно-материалистическое миро≠воззрение, опирающеес€ на современную научную картину мира и учитывающее содержание и направленность новых социальных процессов. “олько оно способно обеспечить организацию

ћетодологическа€ проблематика, возникающа€ в ходе развити€ специально-научного познани€, требует дл€ своего изучени€ и разрешени€ не только тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываютс€ философией и науковедением.

ѕроблемы философской методологии €вл€ютс€ базовым философским знанием. “олько на их основе можно показать систематичность, дисциплинарную организацию и даже дидактичность философской теории. »менно в рамках данного раздела студенты могут познакомитьс€ с важнейшими принципами, законами и категори€ми, составл€ющими суть философского мышлени€, а значит и мировоззрени€.

8.‘. Ѕэкон ЂЌовый ќрганонї (—труктура и основные идеи)

÷ель Ц теоретическое обоснование экспериментального пути познани€ природы и освобождение наук от пережитков схоластики. ѕрирода познаваема, но на пути ее познани€ лежит множество преп€тствий Ц засоренность сознани€ людей так называемыми Ђидоламиї или Ђпризракамиї Ц искаженными образами действительности, ложными пон€ти€ми и представлени€ми. Ѕэкон ставит задачу сформулировать правильный метод исследовани€ природы, чтобы достичь царства человека на земле ѕриродой можно овладеть лишь подчин€€сь ей, не искажа€ ее образ, а постига€ причины и и законы, действующие в ней ƒостичь объективного знани€ трудно, поскольку человек, познающий может ошибитьс€ »сточником ошибок €вл€ютс€ особенности субъекта, который стремитс€ познавать ѕоэтому следует найти средства дл€ усу ни€ субъективных преп€тствий, которые ‘ Ѕэкон называл \"идолами\", или \"призраками\" »долы - это различного рода предрассудки или склонности, которыми обременена сознание человека ‘ Ѕэкон выдел€ет четыре вида идоловокремлюЇ чотири види ≥дол≥в:- »долы рода ќни св€заны с верой в истинность лучшего Ёти идолы корен€тс€ в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно, в уме человека, и избавитьс€ от них чрезвычайно трудно „еловеческий разум, за ‘ Ѕэконом, подобный кривом зеркалу, которое искажает все то, что отражаетс€ в немьому.- »долы пещеры св€заны с индивидуальными особенност€ми людей, с их психологическим складом, склонност€ми и пристрасти€ми, воспитанием и т.д. ¬ этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей п пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины миру.- »долы площади их источник - общение людей с помощью €зыка ¬месте с использованием €зыка человек бессознательно усваивает все предрассудки предыдущих поколений, содержащиес€ в €зыковых выражени€х, и вследствие Ётому ого попадает в плен ложных взгл€де≥в.- »долы театра €вл€етс€ следствием веры в авторитеты, что мешает человеку самосто€тельно, без предубеждени€, исследовать природуѕротиводействием этим идолом служат мудрый сомнение и методологически правильное исследовани€ »стинным \"орудием\" познани€ называют индукцию, котора€ €вл€етс€ рациональной методологии анализа исследовательских данных —труктуру индукции составл€ют \"таблицы открыти€\" —ущность их в том, что: собираетс€ достаточное количество различных случаев €влени€, причина или \"форма\" которого отыскиваетс€ (\"таблица присутстви€\"), затем под дбираетьс€ максимальное количество случаев, наиболее схожи с предыдущими и в которых это €вление отсутствует (\"таблица отсутстви€\"), затем подбираютс€ случаи, в которых наблюдаетс€ изменение интенсивности пе вного €влени€ (\"таблица степеней\") —равнение этих таблиц позвол€ет исключить факторы, которые не сопровождают посто€нно €вление, исследуетс€ ¬ результате можно вы€вить его причину, закон или \"формуультат≥ можна ви€вити його причину, закон або "форму".ѕроцесса индуктивного анализа способствуют ситуации в которых природа €влени€, исследуетс€, оказываетс€ более очевидной, чем обычно ‘ Ѕэкон называет их примерами преимущества ƒействие индуктивного метода иллюстрирую ют на примере нахождени€ \"формы\" тепли" тепла. ‘ Ѕэкон - противник как схоластической методологии, так и узкого эмпиризма ѕоказательно его аллегорическое изображение трех возможных путей познани€: - путь паука, есть попытка разума выводить истины с самого себ€ Ётот путь отражает абстрактный рационализм; - путь муравь€ Ётот путь отражает односторонний эмпиризм, который сводит познани€ к накоплению чистых фактов; - путь пчелы  ак пчела перерабатывает нектар в мед, так и насто€щий ученый превращает эмпирические факты с помощью рациональных методов в научную истину¬ работе ‘ Ѕэкона приобретает нового направлени€ и представление о цели и назначении познани€ »звестный афоризм ‘ Ѕэкона \"знание - сила\" отражает идею экспериментальной науки, котора€ приносит человеку практическую ко ористь ѕолучение знани€ ориентируетс€ на его практическое применениее застосуванн€.

–одоначальником английского материализма и эмпиризма Ќового времени был ‘ренсис Ѕэкон (1561-1626). Ѕэкон имел намерение написать большой труд "¬еликое восстановление наук", который бы излагал основы понимани€, но успел закончить лишь две части труда "ќ достоинстве и приумножении наук" и знаменитый "Ќовый ќрганон", в котором излагаютс€ и обосновываютс€ принципы новой дл€ этого времени индуктивной логики

Ѕэкон насчитывает четыре "идола", преп€тствующих достоверному познанию: 1 - "идолы рода", наход€щие своЄ основание в самой природе человека, или в самом роде людей "»бо можно утверждать.

2 - "идолы" или "призраки пещеры", которые представл€ют собой заблуждени€ отдельного человека, происход€т от индивидуальных, прирожденных свойств каждого или полученных вследствие воспитани€. 3 - "идолы площади", представл€ющие собой заблуждени€, основанные на взаимной св€занности людей, выражающиес€ в неверном понимании речи "Ћюди объедин€ютс€ речью.
4 - "идолы театра" или "призраки театра" - заблуждени€, основанные на преклонении перед авторитетами, в частности, авторитетами общеприн€тых философских учений.
 ритика Ѕэконом человеческих заблуждений направлена была против схоластики

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2893 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2219 - | 1959 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.