Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные черты философии неотомизма




Ќеотомизм Ч официальна€ философи€ католицизма с 1879, современна€ верси€ томизма, который представл€ет собой христианскую адаптацию философии јристотел€. Ѕог воспринимаетс€ как первопричина, вещи Ч как соединение материи и формы, процессы Ч как переход потенции в актуальность.

Ќ. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. ќн претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрени€ и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Ёто объединение осуществл€етс€ в Ќ. на жЄстко фиксированной догматич. основе, определ€емой непререкаемостью и общеоб€зательностью дл€ философии божеств. откровени€: неотомистска€ философи€ €вл€етс€ служанкой богослови€. ќсновна€ задача философии усматриваетс€ в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. ¬ соответствии с этим мир предстаЄт в Ќ. как сотворЄнный богом и иерархически расчленЄнный на р€д ступеней, соотношение между которыми описываетс€ на основе преобразованных ‘омой аристотелианских моделей.

¬ рамках томистской классификации форм знани€ выдел€етс€ метафизика Ч перва€ философи€. ќбъектом еЄ и осн. принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), которое отличаетс€ от сущего (ens): метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. —ознава€, что из пон€ти€ чистого быти€ невозможно вывести содержат. представление о реальном бытии и его законах и что необходимо устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счЄте Ч между богом и сотворЄнным им миром, неотомисты пытаютс€ найти выход из этого противоречи€ в постулировании т. н. трансцендентальных пон€тий (единство, истина, благо, прекрасное), которые полагаютс€ вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не св€заны с опытом. ƒр. формой устранени€ этого противоречи€ выступает в Ќ. учение об аналогии сущего (или аналогии быти€), обосновывающее возможность познани€ быти€ бога из быти€ мира, несмотр€ на принципиальное различие их природ (путЄм аналогии).

¬ основе онтологии Ќ.Ч учение об акте и потенции, согласно которому процессы возникновени€ тех или иных вещей или €влений трактуютс€ как осуществление, актуализаци€ потенций. ѕоскольку потенци€ рассматриваетс€ как чисто абстрактна€ возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Ќ. может быть пон€то лишь как Ђучастиеї в бесконечном бытии бога, который €вл€етс€ актуальным началом всего сущего.

ќснову натурфилософии Ќ. составл€ет гилемор-физм Ч восход€щее к аристотелизму учение о форме и материи, согласно которому матери€ €вл€етс€ чисто пассивным началом и приобретает определ. вид благодар€ нематериальной форме. ‘ормы, актуализиру€ косную материю, создают всЄ многообразие материальных способов и видов быти€ Ч от неорганич. мира до высшей ступени природного быти€ Ч человека, формой и сущностью которого €вл€етс€ нематериальна€ и потому бессмертна€ душа. ¬ысша€ форма (форма форм), согласно Ќ., не св€зана с материей. ќна создаЄт и первичную материю, и всЄ конкретное многообразие форм. Ётой высшей формой €вл€етс€ бог.

–асчлен€€ бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанци€, всеобщее бытие,

имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. —мысл и назначение человеч. сознани€ Ч обнаружить трансцендентое в чувственно воспринимаемом. ¬ отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логич., рационального познани€. √раницей науч. познани€ Ќ. объ€вл€ет вопросы о сущности быти€, которые относит к сфере философии и теологии. Ќаука постигает вторичные причины и раскрывает лишь последовательность и внеш. св€зь событий, тогда как конечные лричины всего существующего относ€тс€ к свсрхъес-теств. пор€дку быти€, т. е. к богу. „еловеч. интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовыватьс€ с божеств. интеллектом.

Ћичность в Ќ. есть незыблема€ и самоде€т. духовна€ субстанци€. јтрибуты личности Ч свобода, самосознание, способность про€влени€ в духовном акте, творч. возможности Ч получают, однако, своЄ ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.

„еловеч. общество в социально-политич. философии Ќ. понимаетс€ как естеств. общество; его осн. формы Ч семь€, община, професси€, родина, государство. „астна€ собственность отождествл€етс€ в Ќ. с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. –азличие между классами выводитс€ из разделени€ труда и представл€етс€ в основе своей различием между професси€ми. —огласно Ќ., существуют три типа отношений личности к обществу, св€занных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. ќтверга€ индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Ќ. пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. Ќа практике зто выливаетс€ в проповедь социального мира между классами.

Ќеотомисты активно выступают против диалектич. и историч. материализма, издают огромное количество Ђкритич.ї опусов, полемизирующих с философией марксизма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2743 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

519 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.