Тождество мышления и бытия как исходные пункт философии Гегеля.
Диалектика Гегеля. Его система и метод, их противоречие.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1837) Эпоха, схваченная в мысли. Объективный идеалист. Закончил Гюбенгерский университет (там учатся Гете, Шеллинг). Не смотря на то, что там учились такие талантливые люди, преподы там были не демократы. Первая философская работа в теологическом свете – «Жизнь Иисуса». Выступает глашатаем философии Канта. Только на рубеже веков Гегель обращается к философии – «Различия между системой философии Фихте и Шеллинга». «Феноменология духа» - т.е. явление духа – названо тайным истоком всей философии Гегеля; учение об истории человеческого духа – единство индивидуального познания и духовного развития человека Из личных качеств: не лишен снобизма, ценил свой труд. Гегель – четкий рационалист: логики, разум, система. Истина существует не в художественном творчестве, как у Шеллинга, а в системе, проникнутой логикой. Следующая работа – «Наука логики». Само название очень показательно, так как логика занимает значительное место, так как предметом логики является то духовное начало, которое Гегель кладет в основу философской системы – это понятие абсолютной идеи. Задача Гегеля – показать пути самопознания абсолютной идеи. То есть Гегель пытался развернуть первое исходное положение абсолютной идеи, а затем показать пути ее насыщения, процесс самопознания. Абсолютная идея разворачивает себя через категории, которые составляют основу действительности. Что-то можно сформулировать как тождество бытия и мышления (совпадения бытия и мышления). Логика - основа действительности, а то, как идет самопознание соответствует логике. Действительность – сфера приложения логики. Гегель выстраивает систему категорий, которая дает возможность познать мир как единое целое и в отдельности. Субординация категорий, т. е. движение от абстрактного (не полного, не содержательного) к конкретному (развернуто, полно). Логика Гегель рассматривает соотношение логического и исторического: логическое – развитие познания, а историческое – развитие самого объекта, то есть что-то внешнее по отношению к человеку.
Тут Гегель впервые разрабатывает законы диалектики. Диалектика – это наука о развитии, динамичности мира. Основные элементы диалектики: принципы, законы, категории. законы диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития 2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, вскрывает механизм развития 3. отрицание отрицания – показывает направленность развития Принципы – ведущие положения · развитие – переход от простого к сложному, направленное вперед движение · всеобщие связи и взаимодействия Законы – устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Категории – наиболее фундаментальные понятия (например, причина и следствие, содержание и форма) Гегель исследует процесс логического мышления, анализирует понятие, суждение, умозаключение. Колоссальное значение Гегель относит понятию истины. Истина – это развивающееся знание, истина выступает как процесс. Истина – единство теории и практики, поэтому она не одна и она развивается. Чистые логические основы составляют основу. Система триад: тезис – антитезис - синтез. Тезис – чистые логические сущности, где идея находит многие сущностные характеристики. Антитезис – инобытие идей. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицание и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения:»Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». В «Науке логики» (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена»абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея». Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии»отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
2.Механистический детерминизм П Гольбаха (по работе «Система природы»). Квантовая механика и детерминизм.
Гольбах Поль Анри (1723— 1789) — один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник «Энциклопедии», автор знаменитой книги «Система природы», в которой ярко выступает связь французского материализма с передовым естествознанием, и ряда антирелигиозных памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, о Гольбаху, — это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичные свойства материи — протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть и т. п., производные свойства — плотность, вес, фигура цвет и т. п. Серьёзной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. Однако, будучи метафизическим и механическим материалистом, он понимает движение как простое перемещение тел в пространстве.. Созданная им классификация видов движения — чисто механистическая теория. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма, против субъективного идеализма Беркли (см.). Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. «Материя,— учит Гольбах, — действует по своим собственным силам и не нуждается нив каком внешнем толчке, чтобы быть приведённой в движение». С точки зрения Гольбаха рассуждения о бестелесных духах — нелепая фантазия, противоречащая здравому смыслу. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи. В «Системе природы» Гольбах резко критикует религиозный взгляд на человека, как на подобие бога: «Человек — дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам, он не может освободиться от неё; он не может — даже в мысли —выйти из природы». Человек —часть природы, подчинённая её законам, как и все физические тела. Попытка философов-идеалистов делить человека на физическое и духовное существо объявляется Гольбахом несостоятельной. «Человек есть организованное целое, составленное из различных веществ». Отвергая взгляды идеалистов, их веру в существование бессмертной души, Гольбах доказывает, что умственные способности человека зависят от организации человеческого тела. Способность ощущать даёт нам возможность познать мир и его закономерности. Никаких врождённых идей нет. Человек черпает свои идеи из внешнего мира, а не из своей души. Телеологии Гольбах противопоставляет свой механистический детерминизм. Явления, причин которых мы не знаем, он называет случайными. Он не понимал объективного характера случайности. Развитие общества он понимал как фатальный процесс. К человеческому обществу Гольбах подходит с позиций идеализма, буржуазного просветительства. Признавая влияние общественной среды на формирование человеческой личности, Гольбах в то же время приходит к неверному, идеалистическому выводу, будто бы «мнения правят миром». Он утверждает, что человечество может избавиться от феодального гнёта в результате распространения просвещения и торжества разума над средневековым мракобесием. Идеолог французской буржуазии, Гольбах боится революционного движения масс; он предпочитает революцию «сверху», т. е. мирный переход от сословно-феодального строя к буржуазному при помощи «совершенного» законодательства — монархии конституционной или даже «просвещённой». Критикуя религию, Гольбах видит в ней только результат невежества, он не в состоянии дать исторической критики религии, раскрыть классовую сущность религиозного мировоззрения. Однако его атеистические трактаты сыграли огромную роль в борьбе против религиозного мракобесия и суеверия. Современные агенты Ватикана (Маритэн, Гаррингтон и др.) до сих пор занимаются «опровержением» Квантовая механика (волновая механика) - теория, которая устанавливает способ описания и законы движения микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми на опыте.
Квантовая механика описывает законы движения микрочастиц. Однако поскольку свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием частиц, из которых они состоят, постольку квантовая механика применяется для объяснения многих макроскопических явлений. Например, квантовая механика позволила понять многие свойства твердых тел, последовательно объяснить такие явления, как ферромагнетизм, сверхтекучесть, сверхпроводимость, понять природу таких астрофизических объектов, как белые карлики, нейтронные звезды, выяснить механизм протекания термоядерных реакций в Солнце и звездах. Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Процессуальная сторона Д. выражается понятием "детерминация". Термин Д. происходит от лат. determino (определяю). Антиподом этого понятия считают индетерминизм. К числу всеобщих категорий Д. относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др. Д. в философии так же древен как и она сама. Можно выделить: 1) Д. философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий Д. в сфере технических приложений; 4) социальный Д., который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Заметим, что в мировой литературе сложилось две точки зрения на сущность Д. вообще.