Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология конфликтов по критерию предмета: конфликты интересов, ценностей, норм, позиций, взглядов




 

Конфликты интересов. Непосредственный предмет социального интереса — это не только само благо, материальное или духовное, но и статусные позиции индивида или социального слоя, которые обеспечива­ют возможность получения этого блага. А поскольку эти по­зиции неравны, постольку интересы крайне конфликтогены. Интересы гораздо чаще обусловлены социальным положени­ем, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обще ством. Именно социальное положение в обществе очерчивает границы доступного и возможного как для индивида, так в социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реальных желаний истремлений.

Со стороны общества на формирование интересов наиболь­шее воздействие оказывают институты и системы распределе­ния жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе, через системы распределения решается наиболее существен­ная задача организации любой социальной общности: соотне­сения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. В качестве вознаграждения может ис­пользоваться весьма широкий спектр не только имуществен­ных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. Денежное вознаграждение в условиях рыночной эко­номики выступает в качестве «обобщенного» средства, посколь­ку оно предоставляет человеку большую свободу выбора в расходовании полученных средств. В рамках бюрократической системы гораздо большее значение в качестве средства воз­награждения имеет, например, продвижение по службе.

Любые социальные институты, особенно институты рас­пределения, теснейшим образом связаны с организацией эко­номической жизни, но вместе с тем они имеют продолжение в сфере политических, т.е. властных, отношений, поэтому и экономические интересы имеют тенденцию к превращению в политические. Это происходит в тех случаях, когда напряжен­ность, возникающая на основе неудовлетворенных экономи­ческих притязаний, не получает разрешения в своей сфере, когда становится очевидным, что политическая власть направ­лена на сохранение прежде существовавших экономических институтов, и прежде всего институтов распределения.

На Западе в социальных конфликтах фигурирует противо­речие между системами благосостояния и труда. В России же раздел борьбы идет не только по линии «работники-пред­приниматели», но и «трудовые коллективы - правительство». Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспреде­ления собственности являются органы государственной влас­ти, а сама собственность сосредоточена в их руках, то соци­ально-экономические выступления своим острием направлены против политики правительства в центре и на местах.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мел­кими предпринимателями, с одной стороны, и властными структурами — с другой. Российская специфика этих отноше­ний следующая: незаинтересованность бюрократии в наличии даже относительной независимости от нее мелкого и среднего бизнеса, с богатым и сверхбогатым бизнесом она договаривается. Тотальная зависимость от бюрократии производства и потребления — форма и способ ее существования, которые она воспроизводит всеми доступными ей методами. Далее — кор­рупция, неопределенность функций многих государственных служащих, неоднозначность толкования законов. Возрастает значение характера отношений по линии «предприниматели — основная масса населения».

Фактором, способствующим обострению ситуации, явля­ется многократное различие расходов между самыми богаты­ми и самыми бедными.

Конфликты ценностей. В отличие от конфликтов, развитие которых побуждается социально-политическими и социально-экономическими по­требностями и интересами, ценностный конфликт имеет бо­лее выраженный морально-нравственный и идеологический ха­рактер. Здесь сталкиваются различные, в том числе противо­положные, интерпретации целей общественного развития.

Известно, что хаос и порядок — понятия относительные. И все же необ­ходимой предпосылкой порядка является признание опреде­ленной системы ценностей. Речь идет не о единственной сис­теме ценностей. Признание допустимости светского мировоз­зрения не означает требования его полного доминирования, равно как и наоборот. Современная культура предполагает до­статочно широкие рамки терпимости, т.е. возможности обще­ния и совместного действия людей или групп, приверженных различным системам мировоззрения и ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками.

Достаточно часто системы ценностей выступают в каче­стве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих» и «чу­жих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный кон­фликт. Различия между «своими» и «чужими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим факто­ром индивидуальной и групповой мотивации.

В российских условиях мы наблюдали на протяжении XX в. мощные ценностные противостояния эксплуататоров и трудо­вой массы, белых и красных, ортодоксальных марксистов и отступников-ревизионистов, демократов и представителей но­менклатуры, сторонников и противников реформ. Все эти по­литические противостояния связаны с конфликтами полити­ческих интересов. Но дело в том, что политические и эконо­мические интересы получают определенное ценностное обрамление, связанное с интерпретацией коренных вопросов мировоззрения, взаимоотношением человека и общества, про­блемами личной свободы, роли государства и т.д.

В российской культурной традиции актуальным является вопрос об отношении к государственной власти, который ока­зывается общественно значимым благом или ценностью.
Но эта ценность может рассматриваться в качестве инструментальной, т.е. в качестве средства для достижения тех или иных целей, или же в качестве самодовлеющей и приоритетной ценности.
В условиях слома одной политической системы и замены ее другой широкое распространение в массовом со­знании приобретает негативное отношение к власти вообще. Как свидетельствуют многочисленные опросы, существует склонность именно во власти видеть главный источник зла. Такое восприятие власти, как правило, сопряжено с иллюзор­ной самооценкой, представлением о том, что можно сохра­нить нравственную чистоту, порядочность и иные личностные добродетели, обеспечив себе наиболее удаленную дистанцию от власти.

Властные отношения пронизывают все обществен­ные структуры не только в тоталитарном обществе, но и в демократической общественной системе. Разница заключается лишь в том, как именно и какая часть этих отношений осозна­ется. В условиях демократии человек не может быть незави­симым от источников существования. Свободным на самом деле может быть лишь патриархальный крестьянин, произво­дящий большую часть потребляемой им продукции и не нуждающийся в современной системе связей, информации, сред­ствах передвижения и общения.
В рамках демократического выбора важно, в какой мере мотивация социального поведе­ния является саморегулируемой и самоопределяемой, а в ка­кой задается и управляется средствами массовой информации и социального контроля.

Истина состоит в том, что человек тем более ощущает себя свободным, чем в меньшей степени испытывает настойчивое давление властных структур. Всякое принуждение ущемляет права личности, ограничивает возмож­ности индивидуального выбора. Так как именно власть, как институт, располагает реальными средствами принуждения и поддерживает их в состоянии готовности, то каждый отдель­ный человек воспринимает ее как источник угрозы.

Принципиальным с точки зрения демократических ценно­стей и общечеловеческой нравственности является вопрос о способах и средствах, которые использует власть в качестве инструментов мобилизации и социального контроля. В какой мере эти средства оказываются общими, т.е. распространяют­ся на всех одинаково, а в какой носят избирательный харак­тер? Если они носят избирательный характер, то каковы кри­терии избирательности? Наконец, каковы формы участия во власти для граждан, способы воздействия на нее со стороны тех, кто оказывается в подчиненном положении? В ответах на эти вопросы и проходит водораздел между ценностями демо­кратического общества и демократически ориентированной лич­ности и личности недемократической, авторитарной, антиде­мократической и, следовательно, как источника социальных кон­фликтов.

Еще один уровень ценностного конфликта проявляется в сфере духовной жизни — это соотношение веры и знания. Оппозиция веры и знания в истории человеческой культуры проявляется с разной степенью напряженности, и синтез эмо­циональной и рациональной мотивации также может осуще­ствляться в многообразных формах духовного творчества
по-разному. Во всяком случае, в духовной жизни и культурном пространстве заключается неисчерпаемый и вечно существую­щий источник мотивации социального поведения личности, определяющий бесконечно многообразные переходы сугубо ин­дивидуальной мотивации к общественно значимой — социаль­но одобряемой или отвергаемой системе действий и поступ­ков. Это означает, что источники расхождений и конфликтов между людьми в этой сфере бесконечно многообразны. Но здесь же находятся и огромные ресурсы регулирования конф­ликтов, так как ценности не только разъединяют, но и соеди­няют людей.

Конфликты потребностей. Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресур­сов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Как известно, имеются различные оценки состояния экономи­ческих и демографических ресурсов применительно к миру в целом и отдельным регионам, странам и народам. Эти оценки распадаются на две группы — пессимистические и оптимисти­ческие.

Конфликты потребностей могут быть подразделены на два типа:

— из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов;

— из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных по­требностей.

Несомненно, к числу наиболее существенных долгосроч­ных потребностей человечества относится освоение околозем­ного космического пространства. Однако реализация такой про­граммы — дело чрезвычайно дорогостоящее.

Примерно таким же образом обстоит дело и с вопросами финансирования фундаментальных научных исследований, ко­торые не могут дать непосредственной отдачи в краткосроч­ной перспективе. Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш с точки зрения ближайшей перспективы и проигрыш в долгосрочном варианте.

Исследование конфликта в сфере удовлетворения потреб­ностей людей (питание, жилье, медицинское обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслужива­ние, семейная политика, решение экологических проблем) пред­полагает пересмотр нормативистского подхода, длительное вре­мя доминировавшего при разработке основных проблем соци­альной политики. Суть этого подхода состояла в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизнен­ных потребностей (например, метража жилой площади на че­ловека или нормативов потребления мяса, овощей и т.д.) и в сравнении с ними достигнутого на этот год уровня реального потребления, опять же в среднедушевом измерении.

Данный подход был положен в основу социальной статис­тики. По сути дела он исходил из уравнительной трактовки потребностей. Он не учитывал реальных механизмов распре­деления и потребления.

Теоретическая модель удовлетворения потребностей насе­ления и реальный процесс до сих пор находятся в глубоком противоречии. Согласно теоретической модели в экономике должен был действовать принцип материальной заинтересо­ванности работника в результате труда, однако на практике преимущества в области потребления доставались тем слоям общества, которые контролировали процесс распределения жиз­ненных благ. Именно на этой основе формировалась теневая экономика советского периода как результат сращивания ма­фии в сфере торговли с партийно-бюрократическими структу­рами. Этот слой в большей мере овладевал механизмами при­своения общественного богатства и становился стержнем но менклатуры, обеспечивающей себе наиболее высокий жизнен­ный уровень, основанный на использовании гласных и не­гласных привилегий.

Именно этот фактор, наряду с милитаризацией экономи­ки, стал главной причиной падения эффективности производ­ства и вхождения в фазу экономического кризиса. Связи меж­ду производителем и потребителем оказались разорванными именно в распределительном механизме.

Если обратиться к анализу практики проведения экономи­ческой реформы в 1992-1993 гг., следует отметить следующие наиболее важные тенденции в развитии потребностей населе­ния, ставшие источником острейших конфликтов в социаль­но-экономической сфере.

На первом этапе экономической реформы проведено мас­совое снижение жизненного уровня основной части населе­ния, сопровождающееся быстрым ростом дифференциации со­циального положения. Богатство, с одной стороны, неравен­ство в имущественном положении — с другой, признаются вполне законными, что фиксируется эмпирически в появле­нии клуба миллионеров и миллиардеров, с одной стороны, и восстановлением профессионального нищенства (в том числе нищенства от нужды) — с другой. Соответственно и сами по­требности резко дифференцируются. На одном полюсе накап­ливается спрос на жизненные блага исключительного характе­ра, предметы роскоши и атрибуты комфортной жизни, на дру­гом - происходят примитивизация потребностей и формирование замкнутых циклов потребления, обеспечивающих простое «вы­живание».

В этих условиях вполне понятно стремление опереться на «средние слои», которые могли бы обеспечить развитие массо­вого спроса на предметы жизненной необходимости и задать определенные стандарты потребления, которые оказались бы «нормальными», т.е. не впадающими в крайности неуемной и демонстративной роскоши, с одной стороны, и повальной ни­щеты — с другой. Однако создание такого слоя предполагает формирование потребителя, который смог бы обеспечить себе определенный достаток.

Этот поворот в социальной политике меняет отношение, прежде всего, к деньгам, которые становятся мерой индивиду­ального богатства и формируют новую психологию, централь­ным пунктом которой является успех в сфере рыночных отно­шений.

В результате реформа проникла, прежде всего, в область торговли и распределительных отношений и почти не задела интересы, связанные с расширением производства, новыми инвестициями и технологиями.

Сложнейшей проблемой реформирования российской эко­номики стала увязка интересов быстрорастущего торгового капитала и производственного капитала. Важнейшей характеристикой рос­сийской экономики стала компрадорская буржуазия, вывозя­щая за границу или за пределы страны капиталы, добытые коммерческим предпринимательством.

Отказ от государственного вмешательства в ход реформы стал важнейшим источником криминализации экономической деятельности. Там, где возникали проблемы с взаиморасчета­ми в условиях полного паралича судебных властей, экономи­ческого арбитража, органов охраны правопорядка, появлялась потребность в охране имущественных интересов с помощью вооруженных группировок, применения насилия и постоянной угрозы насильственной расправы с должником, нарушителем партнерских отношений и т.д. В широкую практику вошло совершенно новое для России экономическое явление — рейдерство, т.е. силовой захват предприятий и иных коммерчес­ких структур.

2.3 Типология конфликтов по критерию «субъекта»

Внутриличностный конфликт — один из наиболее акту­альных в морально-психологической сфере — выражается борь­бой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоцио­нальной напряженностью. Здесь участниками являются не столько люди, сколько различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющие­ся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Этот конфликт также может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек.

Внутриличностный конфликт оказывает глубокое воздей­ствие на всю систему взаимодействия и взаимоотношений индивида с социумом. Можно с уверенностью сказать, что нет ни одного межличностного конфликта, в основе которого не находился бы конфликт внутриличностный.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в орга­низации, в том числе в сфере социальной работы, могут при­нимать различные формы. Наиболее распространенный — ро­левой конфликт, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, являясь хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т.п.), человек должен был бы вечера проводить дома, одна­ко положение руководителя обязывает его задерживаться на работе. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства.

Внутриличностные конфликты могут возникать на произ­водстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Анализ значительного количества конфликтов показыва­ет, что в основе практически любого конфликта находятся нереализован­ные потребности и интересы конкретной личности. К основным характеристикам личности, определяющим ее поведение в конфликте, относятся:

— природные свойства личности, индивидуально-психоло­гические особенности;

— система потребностей, мотивов и интересов;

— внутреннее представление личности о себе, «Я-образ».

Важной характеристикой, определяющей специфику внутриличностного конфликта, является внутреннее представление личности о себе («Я-образ»).

«Я-концещия» была предложена американским психоло­гом Карлом Роджерсом (1902-1987). Она формируется в про­цессе взаимодействия личности с окружающей средой и явля­ется интегральным механизмом саморегуляции ее поведения, определяет относительно устойчивую, в большей или мень­шей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании кото­рой он строит взаимоотношения с людьми.

Данное понятие включает представление личности о себе, интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверен­ности в себе.

Практический смысл данного понятия состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром, в том числе и конфликтные, строятся, исходя из видения своего «Я», из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида.

В конфликтологии данное понятие используется для опре­деления причин поведения личности, которые привели к кон­фликту.

Кратко остановимся на составляющих данной концепции.

«Я-реальное» является синтезом установок самовосприя­тия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения или неуважения.

«Я-идеальное» — некоторая совокупность качеств и харак­теристик, которые индивид хотел бы видеть у себя. «Я-иде­альное» может подменять «Я-реальное», и тогда человек жи­вет иллюзиями самолюбования. Общаться с таким человеком крайне сложно, его нужно все время хвалить, возражений он не вос­принимает. Противоречие между реальным и идеальным «Я» составляет одно из важных условий саморазвития личности, с одной стороны, и источников внутренних, а также межлич­ностных конфликтов — с другой.

«Я-конструктивное» — наше видение будущего — транс­формирует элементы идеального «Я» в цель деятельности: вы­учить иностранный язык, чтобы в будущем быть конкуренто­способным на рынке труда, получить интересную работу.

Каждое из этих «Я», в свою очередь, включает в себя не­сколько составляющих.

«Я-физическое» фиксирует общее представление о телесных параметрах личности, привлекательности. Оно распространя­ется на вещи, дом, жилище и т.д.

«Я-социальное» — отношение к себе в настоящем с точки зрения места в социальных отношениях.

«Я-эмоциональное» отражает то, насколько люди доволь­ны собой, считают себя умными, развитыми.

Неадекватное представление о себе создает многие психо­логические барьеры (общения, игнорирования информации, чу­жого мнения) и конфликтность поведения, тип которого определяется характером конфликта социальных ролей, отражае­мых в соответствующем
«Я-образе».

Изучая проблемы внутриличностного конфликта, ис­следователи много внимания уделяют вопросам нали­чия потребностей и степени их удовлетворения. В на­стоящее время предложены различные варианты клас­сификации потребностей человека. Общепризнанной и получившей широкое распространение является класси­фикация А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, человек мотивируется удовлетворением потребностей, выстроенных в пирамиду из пяти уровней:

— физиологические (базовые) потребности (жилье, пища, одежда и т.д.);

— потребности в безопасности (порядок, защита);

— социальные потребности (дружба, принадлежность к какой-либо группе — социальной идентичности);

— потребности в уважении (самоуважении и уважении со стороны других);

— потребности в самореализации (творческие результаты, социальный престиж, собственные достижения, карьера).

Учитывая, что проблема социального конфликта рассматривается в контексте социальной работы, особое внимание необходимо уделить проблеме потребности в социальной идентичности. Преобразования, происходя­щие в настоящее время в российском обществе, обусло­вили не только изменение содержания процесса поиска и обретения индивидом социальной идентичности, но и само ее содержание.

Многие исследователи рассматри­вают социальную идентичность как одну из первосте­пенных и жизненных человеческих потребностей. Одна­ко глубинные качественные изменения российского об­щества не могли не повлечь серьезных, порой приобре­тающих кризисный характер, изменений в процессе приобретения социальной идентичности, а также ее со­держания. В рамках социальной психологии развивает­ся теория социальной идентичности, содержательными компонентами которой являются анализ и определение трех основных процессов: индивидуальная самооценка (Я-концепция), приобретение и переживание соци­альной идентичности и социальное сравнение.

Внутриличностный конфликт обусловлен самой пси­хикой человека, ее развитием и изменениями, а также наличием взаимосвязи внутреннего мира человека и внешней среды, в которой он реализует свои потребно­сти. Разрешение внутриличностного конфликта возмож­но различными способами на основе психоанализа в за­висимости от содержания конфликта. Особое значение приобретает коррекция «Я-концепции» индивида в направлении на достижение им адекватного представ­ления о себе, реальности и той ситуации, в которой он находится.

В «Я-концепцию» включены и представле­ния индивида о самом себе, образе собственного Я, включающем когнитивный компонент — образ способ­ностей, внешности, качеств, социальной роли и значи­мости индивида; эмоциональный компонент — самолю­бие, самоуважение, самоуничижение и т.д.; оценочно-во­левой — энергия и сила по сохранению и повышению самооценки, самоуважения и др. «Я-концепция» так­же содержит реальный, идеальный, динамический образ Я. Нарушение внутренней гармонии «Я-концепции» ведет к возникновению и развитию внутриличностного конфликта. Последний, как было показано выше, воз­никает в результате неудовлетворения потребностей, испытания трудностей при их реализации.

Внутриличностный конфликт имеет определенную классификацию. К. Левин предложил следующую клас­сификацию. Первый этап — эквивалентный (приближе­ние-приближение). Конфликт возникает, когда субъект должен выполнить два или более важных для него де­ла. Обычная модель разрешения конфликта — компро­мисс, частичное замещение. Второй тип — витальный (избегание—избегание). Субъект вынужден принимать решения в равной мере для него непривлекательные, например, уволиться с работы, начать длительные по­иски новой, либо продолжать выполнять неинтересную и малооплачиваемую работу.

Третий тип внутриличностного конфликта — амбива­лентный (приближение-удаление) возникает в услови­ях, когда одни и те же действия, результат и привлекают, и отталкивают, например, признание высокого профес­сионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Разрешение подобного внутри­личностного конфликта возможно на основе компро­мисса. Четвертый тип — фрустрирующий (приближе­ние—избегание), когда желаемый результат, действия не одобряются обществом, его нормами, правилами. Разрешение внутриличностных конфликтов подобного типа осуществляется различными способами: агресси­ей, замещением, переориентацией, компромиссом, ухо­дом от решения.

Внутриличностный конфликт разрешается открытым или скрытым (латентным) способом. Открытый способ означает, что индивид принял решение, прекратил коле­бания, приступил к решению проблемы. Латентные спо­собы разрешения конфликта следующие:

— истерия, симуляция, страдания;

— сублимация — перевод психической энергии в другие области деятельности;

— компенсация и сверхкомпенсация — возмещение утраченного путем обретения других целей и результатов;

— уход от действительности — предание мечтам, фантазиям, раздумьям;

— номадизм — изменение места жительства, работы, семейного положения;

— неврастения;

— рационализация — самооправдание с помощью логических рассуждений, целенаправ-ленного отбора фактов, аргументов;

— идеализация — абстрагирование — отрыв от реальности;

— регрессия — подавление чувств, устремлений, желаний;

— эйфория — показное веселье, радостное и удовлетворенное состояние;

— регрессия — обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности;

— проекция — стремление освободиться от негативных качеств путем приписывания их другому;

— дифференциация — мысленное разделение оппонента (мыслей от автора).

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, всегда включается в решение сложных конфликтных проблем. Его клиент чаще всего испытывает внутриличностный конфликт. Понимание состояния клиента, его поведение и реакция часто зависят от того, насколько понят его внутриличностный конфликт. Знание общих проблем внутриличностного конфликта — непременное условие дальнейшего освоения навыков общения, регу­лирования и разрешения конфликтных ситуаций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2398 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.