Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщее пон€тие о человеке




ћы проанализировали проблему быти€ в ее сущности, в динамике развити€ сущего. »з самого его определени€ следует, что высшее звено в цепи развивающегос€ быти€ (на уровне живых систем пла≠неты) Ч человек. ќн €вл€ет собой особый феномен. ¬от почему мы вполне логично посв€щаем эту тему рассмотрению именно человека как высшего звена в цепи земных живых систем. ќдин древний муд≠рец сказал, что дл€ человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

ѕроблема человека Ч одна из основных, если не центральна€, во всей мировой философской мысли. ѕротагор характеризовал че≠ловека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоз≠зренческих и методологических принципов науки, философии и по≠литики демократических государств. ƒ. ƒидро считал человека выс≠шей ценностью, единственным создателем всех достижений культу≠ры на «емле, разумным центром ¬селенной, тем пунктом, от кото≠рого все должно исходить и к которому все должно возвращатьс€. ‘ирдоуси писал:

 

¬ цепи человек стал последним звеном,

» лучшее все воплощаетс€ в нем,

 ак тополь, вознесс€ он гордой главой,

”мом одаренный и речью благой,

¬местилище духа и разума он,

» мир бессловесный ему подчинен.

 

”. Ўекспир устами √амлета говорит:

 

Ђ„то за мастерское создание Ч человек!  ак благороден разумом!  ак беспреде≠лен в своих способност€х, обличи€х и движени€х!  ак точен и чудесен в действии!  ак он похож на ангела глубоким постижением!  ак он похож на некоего Ѕога!  раса вселенной! ¬енец всего живущего!ї

 

ѕри размышлении о человеке на пам€ть приход€т и строки ¬.ј. ∆уковского:

 

ѕри мысли великой, что € человек,

¬сегда возвышаюсь душою.

 

 акими бы абстрактными, естественно-научными или практичес≠кими вопросами ни был зан€т человеческий ум, все эти размышле≠ни€ помимо своей внешней цели всегда сопровождаютс€ подспуд≠ной мыслью об их св€зи с самим человеком Ч с его внутренней сущ≠ностью или его потребност€ми. ¬ достижении свободы и блага че≠ловека заключен смысл социально-политического и научно-техни≠ческого прогресса, к постижению тайн человека стремитс€ искус≠ство, им вдохновл€етс€ любое и каждое человеческое де€ние. ≈сли изъ€ть из всего многообрази€ человеческой де€тельности ее ори≠ентированный на самого человека стержень, то исчезнут и цель вс€≠кой де€тельности, и ее движущие стимулы.

Ёто тем более относитс€ к наукам, специально посв€щенным че≠ловеку. „астные его про€влени€ изучают биологи€, медицина, пси≠хологи€, социологи€ и др. ‘илософи€ же всегда стремилась к по≠стижению его целостности, прекрасно понима€, что проста€ сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познани€ чело≠века и с их помощью вы€вить его место в мире. ‘илософскую про≠грамму можно повторить вслед за —ократом: Ђѕознай самого себ€ї.

Ќо что же такое человек? Ќа первый взгл€д, этот вопрос кажетс€ до смешного простым: кто же не знает (пусть интуитивно, хот€ бы поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! ќднако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказываетс€ на деле самым сложным объектом познани€. —ле≠дует пр€мо сказать, что, хот€ многое в человеке уже осмыслено (и конкретно-научно, и философски), еще немало остаетс€ загадоч≠ного и невы€сненного в самой его сущности (имеетс€ в виду сущ≠ность глубинного пор€дка). Ёто и пон€тно: человек Ч это вселенна€ во ¬селенной! » в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Ѕолее того, человек Ч это главна€ тайна мироздани€. » если мы говорим о неисчерпаемости дл€ познани€ материального мира, то тем более неисчерпаем человек Ч венец творчества природы. «агадочность этого феномена становитс€ тем большей, чем больше мы пытаемс€ проникнуть в нее. ќднако бездна этой проблемы не только не от≠пугивает от нее, а напротив, все сильнее прит€гивает к себе, как магнит.

„еловечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. „то же входит в состав философского знани€ о нем? ‘илософский подход к человеку предполагает вы€вление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его быти€. ‘илософи€ вы€вл€ет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертыва€ свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

ѕро€влени€ человеческой сущности крайне многообразны Ч это и разум, и вол€, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Ќо какое из них отличительное? „еловек думает, радуетс€, страдает, любит и ненавидит, посто€нно к чему-то стремитс€, достигает желаемого и, не удовлетвор€€сь им, устремл€етс€ к новым цел€м и идеалам.

ѕлатон в своих диалогах говорит: человек Ч это Ђдвуногое жи≠вотное без перьевї[39]. „еловек действительно, не име€ перьев, имеет две ноги. Ќо в этом шуточном определении упущено из виду основ≠ное Ч сущность человека.  ак заметил Ѕ. ѕаскаль, человек не тер€ет своей человеческой сущности, тер€€ две ноги, а петух не приобре≠тает человеческих свойств, когда он тер€ет перь€. «адумаемс€ над тем, какие признаки самые отличительные дл€ человека. ќдним из них €вл€етс€ сознание и способность мышлени€, другим Ч труд. Ёто Ч не просто отличительные, а сущностные признаки человека.

¬ труде человек посто€нно измен€ет услови€ своего существова≠ни€, сознательно преобразу€ их в соответствии со своими посто€н≠но развивающимис€ потребност€ми, создает мир материальной и духовной культуры, котора€ творитс€ человеком в той же мере, в какой сам человек формируетс€ культурой.  ультура Ч еще один от≠личительный признак человека.

“руд невозможен в единичном про€влении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. ». ‘ихте считал, например, что пон€тие человека относитс€ не к единичному человеку, ибо та≠кового нельз€ помыслить, а только к роду: невозможно анализиро≠вать свойства отдельного человека, вз€того самого по себе, вне от≠ношени€ с другими людьми, т.е. вне общества. —оциальность также отличает человека от всех других феноменов жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1498 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2371 - | 1957 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.