Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ и политическа€ экономи€




Ќа общественную жизнь распростран€ютс€ все уже рассмотрен≠ные общефилософские положени€. ¬ то же врем€ они здесь кон≠кретизируютс€ и имеют значительную специфику, обусловленную объектом своего приложени€. Ётот объект Ч общество Ч настолько важен и всеобъемлющ, что даже относительно частное примене≠ние общефилософских законов имеет принципиальное значение может быть не столько дл€ науки, сколько дл€ практики, дл€ каждого из нас. ¬едь каждый из нас живет в обществе. — другой стороны, видение относительно частных €влений с общефилософских позиций имеет решающее мировоззренческое и смысложизненное зна≠чение.

Ќачина€ изложение социальной философии с экономики и политики, мы отнюдь не следуем марксистским догмам об их непре≠ход€щей всеобъемлющей роли. Ќо, нравитс€ нам это или нет, счи≠таем ли мы сегодн€шнее положение экономики и политики в жизни общества преход€щим или перманентным, Ч мы должны признать объективную значимость этих €влений в современной жизни миро≠вого сообщества. ј признав ее, необходимо признать и необходи≠мость их изучени€ Ч дл€ поддержки ли концепции политической и экономической основы развити€ общества или дл€ ее отрицани€.

ѕолитика и экономика имеют свою специфику, но в то же врем€ их очень многое объедин€ет. ѕрежде всего их объедин€ет то, что именно они практически определ€ют сегодн€шнюю жизнь общест≠ва.  роме того, они в значительной степени ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику у нас называют политической, а основным видом политики считаетс€ политика экономическа€. ¬прочем, и тенденции к их разделению отчетливы и достаточно сильны, особенно на «ападе.

«десь мы постараемс€ подчеркнуть как объедин€ющие, так и раздел€ющие их моменты и обозначить перспективы экономики и по≠литики в будущем мировом сообществе.

Ќеобходимо подчеркнуть, что в паре Ђэкономика Ч политикаї экономику следует рассматривать в первую очередь.  онечно, эти сферы неразрывны и едины, но если подходить к делу исторически, то можно сказать, что в дремучие времена первобытности эконо≠мическа€ жизнь Ч труд, обмен продуктами труда и т.п. Ч существо≠вала, политики же в ее насто€щем смысле тогда еще не было. ѕри≠веду один пример Ђполитическогої решени€ Ђвыборовї вожд€ пле≠мени. ¬зрослые члены племени производили этот выбор по такому критерию: со всей силы тр€сли дерево, а претендент на самом верху кроны держалс€ за ветви. ≈сли он не сваливалс€ оттуда, то считалс€ Ђизбраннымї Ч за ним признавалось право вожд€. ѕусть читатель сам решит, можно ли такое Ђизбраниеї считать политическим...

Ёкономическа€ де€тельность имеет характер борьбы за жизнь, точнее, за определенный уровень жизни. ’оз€йственна€ нужда на≠двигаетс€ на нас как неумолима€ необходимость, от которой нельз€ уйти, не уход€ от самой жизни. Ёкономика изначально т€готеет над человеком и человечеством.

—ветлые перспективы цивилизации во многом определ€ютс€ тем, насколько успешно функционируют общественные системы в их взаимной св€зи, как единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует жизнеутверждающую силу частей. „то же можно вы€вить в тончайшей паутине социально-экономических св€зей с философско-экономической точки зрени€?  акова методо≠логическа€ роль философской культуры в осмыслении социально-экономической реальности?

Ѕез экономического образовани€ ныне вообще вр€д ли возможно управл€ть делами государства. –ечь идет не о профессиональном знании современной экономики во всех ее узкоспециальных про≠блемах, а хот€ бы об общем знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.

Ёкономическа€ философи€ входит в систему социальной фило≠софии, составл€€ ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем, или угол зрени€ на экономическую жизнь общества. „тобы ответить на вопрос, что такое экономическа€ философи€ как философское учение, следует прежде пон€ть, что такое полити≠ческа€ экономи€.

ѕо словам  . ћаркса, анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. ¬ этом заключаетс€ глубока€ ис≠тина, если ее не абсолютизировать, не возводить во все определ€ю≠щий, все детерминирующий фактор, в особое бытие, которое опре≠дел€ет всю духовную жизнь общества по принципу Ђбытие опреде≠л€ет сознаниеї. Ёто неверно. —ознание изначально и органично включено во все звень€ экономической жизни общества: ведь субъ≠ектом экономических отношений €вл€етс€ человек, обладающий со≠знанием. ќн сознательно производит и осуществл€ет обмен, куплю и продажу. ¬се его действи€ определенным образом мотивированы и включены в нескончаемую цепь потребностей, целеполаганий, во≠левых действий, ответственности, правосознани€ и т.д. ќбщество во всем его объеме Ч это субъектно-объектна€ реальность, и было бы неверным искать тут пресловутую Ђпервичность и вторичностьї, за≠путыва€сь в паутине загадки Ђкурицы и €йцаї.

Ёкономическа€ жизнь есть социальный процесс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных де€телей конкретного хоз€йства, и опосредованно в качестве Ђчастейї общехоз€йствен≠ного организма.

—в€зи людей, складывающиес€ между ними в процессе производ≠ства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархичес≠ки-соподчиненную систему; эта система образует то, что называют производственными отношени€ми. ќна охватывает и отношени€ к средствам производства, т.е. форму собственности, и св€зи между людьми в процессе обмена, распределени€ и потреблени€ создава≠емых благ, и отношени€ людей, обусловленные их производствен≠ной социализацией, т.е. выражающие разделение труда, и отноше≠ни€ сотрудничества и соподчинени€ Ч управленческие отношени€, и все другие отношени€, в которые вступают люди.

¬ современном производстве, в котором все большую роль игра≠ет система управлени€, немалое значение приобретают отношени€, складывающиес€ в результате подбора и расстановки кадров с уче≠том их способностей, опыта, интересов и нужд самого производства, кадрова€ политика в целом. “аким образом, система экономических отношений чрезвычайно обширна Ч от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношени€ к средствам производства. ѕоскольку экономические отношени€ сегодн€ нос€т политический характер и управл€ютс€ политическими методами, учение об экономике называетс€ политической экономией.

»сключительна€ значимость политической экономии определ€≠етс€ тем, что она и сегодн€ обладает всемирно-объедин€ющей силой в жизни всего человечества. ј жизнь человечества Ч это предмет философии. ѕоэтому философы изучали, анализировали и писали о политической экономии, участву€ в ее углубленно-обобщающем осмыслении.

 

‘илософи€ и психологи€ труда

ѕотребность в жилье, в пище и ее приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не толь≠ко простой желательности, но и необходимости, привод€т к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. ѕри этом человек при≠вносит многообразие в свои потребности, а по мере того как вкус и полезность станов€тс€ критери€ми оценки, и сами потребности оказываютс€ подчинены вкусам. ”довлетворение потребности в ко≠нечном счете нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утонченности, характерные дл€ культуры и даже моды, что в свою очередь порождает особые желани€, а их великое множество.  огда люди привыкают к тому, чтобы пользоватьс€ многим, у них это многообразие желаемого стремитс€ куда-то в бесконечность. ÷ели переплетаютс€ со средствами. —ами средства станов€тс€ це≠л€ми. ѕо словам √егел€, каждое удобство обнаруживает и свое не≠удобство, и этим изобретени€м нет конца. —амо неудобство стано≠витс€ потребностью, но не дл€ тех, кто непосредственно пользуетс€ им, а дл€ тех, кто ищет выгоды от его возникновени€ у других.

“ак разрастаетс€ сфера услуг дл€ удовлетворени€ всевозможных желаний и прихотей. ѕотребности и средства их удовлетворени€ станов€тс€ бытием дл€ каждого. ¬се это порождает определенную сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ори≠ентироватьс€ на других, которые могут доставить им средства дл€ удовлетворени€ их потребностей. ѕолуча€ нужное мне от других, € должен производить нечто, что нужно им. “ак ткетс€ паутина хо≠з€йственной жизни, где нити одних переход€т к другим и наоборот, зав€зываютс€ узелки экономической жизни общества, а ее стержнем €вл€ютс€ потребности и труд.

“аким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать, как посто€нную де€тельность людей, ориентированную на достиже≠ние материальных и духовных благ. ¬с€кий нравственно оправдан≠ный успех в жизни есть успех труда. ¬ —в€щенном ѕисании сказано: Ђ»бо, когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудитьс€, тот и не ешьї (2 ‘ес. 3, 10). «ан€тие земледелием или промышленным производством, научным, художественным творче≠ством или каким-либо иным трудом формирует богатство и предпо≠лагает добывание средств к существованию от своего труда, от прак≠тической хватки, от ума, а также от опосредовани€ потребност€ми и трудом других. ¬ конечном счете всем, что человек потребл€ет, он об€зан самому себе, своей собственной де€тельности. “руд че≠ловека, направленный на удовлетворение его потребностей и инте≠ресов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и инте≠ресов других, как и своих собственных, и удовлетворени€ своих по≠требностей он достигает лишь благодар€ труду других. ≈ще в древ≠ности јрхилох сказал: Ђ¬се созидает дл€ смертных забота и труд человекаї.

“руд Ч это целесообразна€ де€тельность людей, имеюща€ своим содер≠жанием преобразование, освоение природных и социальных сил дл€ удов≠летворени€ исторически сложившихс€ потребностей человека и общест≠ва; труд Ч это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества. ќн порождает мир культуры, ее ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена куль≠туры.

–азличают труд умственный и физический: чисто мыслительное решение какой-нибудь проблемы Ч труд умственный, а вспашка земли Ч физический.   умственному труду относ€тс€ научна€ ра≠бота, де€тельность композитора, поэта и т.п. Ёто, конечно, весь≠ма различные виды де€тельности. Ќо при всем этом их различие не абсолютно, ибо вс€ка€ физическа€ работа содержит интеллек≠туальную составл€ющую: без определенной Ђсмекалкиї не обходит≠с€ никакой физический труд. “руд одаренного человека, насто€≠щего мастера своего дела характеризуетс€ не только своей резуль≠тативностью, но и эстетическим началом: с каким искусством тво≠рит мастер.

“руд, особенно на его творческом уровне, есть выражение вы≠сокого предназначени€ человека, образ Ѕожий в человеке. ƒаже под≠невольный труд не уничтожает свободы человека, ибо осознание неволи и рабства доступно лишь свободному по природе существу, знающему, помн€щему и цен€щему свою свободу. ѕожалуй, только бессмысленный труд вызывает у человека непри€знь, символом чего €вл€етс€ безнадежное брем€ вкатывать сизифов камень на гору, чтобы позволить ему скатитьс€ вниз.

 аждое человеческое существо как центр личной энергии и как духовный индивидуум имеет прит€зание и право испытать свои силы в труде и Ђоправдатьс€ї своими достижени€ми в нем, ибо тот, кто оправдалс€, кто Ђпоказалї себ€ с лучшей стороны и доказал всем свою положительную силу, тот привлекает к себе общее уважение и сам установит свой жизненный вес. ј дл€ этого есть только один путь Ч трудитьс€ и трудом своим создавать новое и благое. ¬ этом и состоит жизненное испытание; именно этим человек Ђоправды≠ваетї свое земное бытие. «десь мало Ђмочьї, здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова Ђ€ мог бы, если бы захотелї, надо захотеть и осуществить, Ђпоказать себ€ на делеї. ј дл€ этого необходимо мастерство. Ќеумелый человек, по словам √егел€, всег≠да производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной де€тельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной де€тель≠ности противодействи€ цели[43]. ¬ этом-то человек и находит призна≠ние со стороны других и самопризнание: он законно гордитс€ своим делом в виде его результатов. ¬ этом и заключаетс€ суть феномена вложенного труда.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1901 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

681 - | 687 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.