Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒуша, сознание и разум




“ема 3

 

ќбщее представление о душе

ƒуховный мир человека €вл€ет собой нечто едино-цельное. Ёта цельность испокон веков именуетс€ душой. Ѕудучи едино-цельным образованием, душа внутри себ€ есть нечто функционально дифференцированное.   душевным €влени€м относ€тс€ ум, вол€, характер, темперамент, пам€ть, тончайший мир эмоций и др.

 ак это ни абсурдно, но с приходом к власти большевиков душа оказалась под идеологическим подозрением. ќна была цензурно по≠ставлена под запрет. Ќе только философи€, но даже психологи€ ока≠зались без души. —читалось, что это религиозно-идеалистическое пон€тие. —лово Ђдушаї осталось лишь на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами Ђпсихикаї, Ђсознаниеї.

„еловек владеет прекрасным даром Ч разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в гр€дущее, миром мечты и фантазии, творческим воображением, умением решать практичес≠кие и теоретические проблемы, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Ќаше сознание обладает способнос≠тью понимать окружающий мир, процессы, происход€щие в нем, свои мысли и действи€, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Ќад тайной своего сознани€ человек начал задумыватьс€ еще в глубокой древности. » с тех пор вокруг сущности сознани€ никог≠да не смолкали гор€чие споры. ƒостижени€ человечества Ч искус≠ство, религи€, литература, философи€ и исторические науки Ч все это, по словам ».ѕ. ѕавлова, соедин€етс€, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознани€, разума.

—поры шли о сущности, возможности и о пут€х познани€ созна≠ни€. ќдни исходили из познаваемости природы души, сознани€, дру≠гие утверждали, что пон€ть сознание Ч столь же тщетна€ попытка, как и стремление утопающего вытащить себ€ за волосы из болота или увидеть из окна самого себ€ идущим по улице. ќдни отстаивают мысль о первичности сознани€ по отношению к материи, рассмат≠рива€ его как крохотную искру величественного пламени божест≠венного разума. ƒругие вер€т тому, что мир есть движуща€с€ мате≠ри€, сознание €вл€етс€ функцией мозга человека, а душа Ч это вы≠думка идеалистов и богословов. ќднако, по представлени€м гени≠альных и талантливых философов (во вс€ком случае их подавл€ю≠щего большинства) всех времен и народов, человек обладает душой.

ƒругое дело Ч как понимать феномен души? ¬ рамках учебника мы не можем вдаватьс€ в тонкости этой проблемы, а ограничимс€ утверждением, что, анализиру€ психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души, тем самым продолжа€ традицию всей истории философско-психологической мысли.

ƒуховный мир человека Ч прежде всего едино-цельный фено≠мен; он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагаетс€ или срастаетс€ из множества самосто€тельных образо≠ваний, скажем, интеллекта, воли, пам€ти, как из первичных монад, а в том смысле, что реальна€ ткань этого мира непрерывна и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование про€вл€ет себ€ по-разному Ч интеллектуаль≠но, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе.

ƒуша индивидуальна и субъективна. Ёта субъективность высту≠пает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духов≠ной физиономии человека. »ндивидуальные души отличаютс€ друг от друга. Ёто бесконечное множество модификаций. ќт природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благо≠дар€ своей де€тельности, а также благодар€ воспитанию и образо≠ванию. ѕриродные данные Ч это скорее возможности, дающие лишь направление нашего развити€. ¬оспитание и обучение совершенст≠вуют природные данные, придава€ им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных област€х знани€, тем самым шлифу€ природные способности, поднима€ их на более вы≠сокий уровень. ƒуша совершенствуетс€, обрета€ духовную силу и объем. ƒуша человека €вл€ет собой нечто совершенно уникальное. Ёта уникальность формируетс€ и природной данностью, и воспита≠нием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобща€сь к ќбщечеловеческим ценност€м культуры.

»так, душа каждого человека Ч сугубо индивидуальный феномен, она представл€ет и выражает собой уникальные особенности данной личности. ¬ этом выражаетс€ духовна€ определенность каждой индивидуаль≠ности. »ндивидуальна€ особенность души, разумеетс€, €вл€€сь но≠сителем и общих дл€ человека свойств, существует как модус раз≠личного темперамента, характера, меры одаренности, своеобрази€ выражени€ лица, манеры поведени€, того, как человек смеетс€, и т.п. ¬едь в сущности именно благодар€ своей душе € есть то, что € есть!

Ѕыть может, Ђчеловеческа€ душа Ч это сама€ дивна€ на свете сказ≠ка?  акой прекрасный мир заключен в нашей груди! Ќикака€ все≠ленна€ его не ограничивает, сокровища его превосход€т неизведан≠ные богатства всего зримого мира! ƒо чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота, была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в си€нии и блеске удивительное царство, ставшее нашим досто€нием. ¬ысоко одарены те, кто осознают в себе это богатство! ≈ще более одаренными и счастливыми должно по≠читать тех, кто не только умеет разгл€деть в себе эту залежь драго≠ценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиг≠рали дивным огнем!ї[15].

ƒуша и тело

ƒуша не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это Ч нечто посто€нно беспокойное, де€тельное. ћожно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себ€ отличающеес€. ƒуша Ч это не что-то готовое до своего про€влени€, не какое-то, как говорил √егель, Ђза горой €влений укрывающеес€ существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнару≠жени€ї. ƒуша Ч не только (как полагала психологи€) некотора€ Ђдуша-вещьї, сто€ща€ лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, св€занное с телом, образующее с ним нечто единое-цель≠ное Ч живой организм человека. “ело €вл€ет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. ƒуша без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот: тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни Ч оно Ђполучаетї ее животвор€щей силой души.

Ќо в то же врем€ бесспорно, что душа находитс€ в теле и осуществл€етс€ в нем. Ќаличие у нас души есть, таким образом, абсо≠лютное условие нашего быти€, самый неотъемлемый принцип нашей жизни, и в этом смысле знаменитый принцип –. ƒекарта Ђя мыслю, следовательно, существуюї совершенно неоспорим.

ƒуша €вл€ет собой ту часть духовной де€тельности человека, в которой, по √егелю, еще сильно сказываетс€ св€зь с телесностью человека. ¬ этом взгл€де содержитс€ глубока€ истина. ѕри рассмот≠рении души ни психологи€, ни философи€ не могут обойтись без рассмотрени€ св€зи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телес≠ного. ћожно сказать: душа таким образом физически организован≠ного человека, т.е. его определенной телесности, выражает себ€ в его реальном облике. ¬идимость телесного облика есть лишь внеш≠нее выражение нашей души. „еловек есть душевно-телесное, психо≠физическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенна€ душа.

ƒуша приобретает форму индивидуального субъекта, что выра≠жаетс€ в особенност€х темперамента, характера, таланта и иных предрасположений. ƒуши людей отличаютс€ друг от друга беско≠нечным множеством модификаций. —воеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определ€етс€ уникаль≠ность личности.

ƒуша, про€вл€€ в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее всегда остаетс€ сама собой и характер своего духовного един≠ства сообщает всей этой множественности про€влений, дела€ ее своей, одному данному человеку принадлежащей. Ќесомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущени€, представ≠лени€, волнени€ и составл€емые пон€ти€, суждени€, умозаключе≠ни€, решени€, волевые акты, целеполагание и другие духовные фе≠номены. ¬ психологии они, как правило, рассматриваютс€ отдель≠но, и это имеет свой дидактический смысл. Ќо в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.

 акие факты говор€т о том, что душа, сознание есть функци€ человеческого мозга? ƒуша, различные ее свойства, сознание раз≠виваютс€ с развитием именно человеческого мозга. ћозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь относительного примитивного сознани€. ” современного человека (Homo sapiens) сложно организованный мозг и подлинно челове≠ческое сознание. ¬се мы знаем, что сознание ребенка развиваетс€ в единстве с формированием его мозга и процессом усложнени€ различных видов детского, а потом подросткового поведени€, вос≠питани€ и образовани€.  огда же в силу тех или иных заболеваний или других причин нарушаетс€ функционирование мозга, в том или иной мере нарушаетс€ и сознание. ≈сли человек систематически от≠равл€ет свой мозг алкоголем, наркотиками, нередко происходит полна€ деградаци€ личности.

ќб органической св€зи сознани€ и мозга говор€т и приемы ле≠чени€ психических расстройств. “ак, психотерапевты Ђработают с душойї, например, при помощи психолингвистических средств, корректируют нарушение смысловых св€зей. √ипнологи врачуют душу с помощью гипноза. ѕсихиатры широко примен€ют лекарст≠венные средства лечени€ душевных недугов; с этой же целью ис≠пользуют биокоррекцию, электромагнитные средства. ¬идимо, воз≠можно и даже наиболее эффективно совмещение всех этих способов коррекции душевных состо€ний.

–ебенок рождаетс€ с определенными анатомофизиологическими задатками, которые €вл€ютс€ продуктом длительной биологической эволюции, отложившейс€ в наследственно закрепленных Ђкодахї. Ќо сами по себе эти задатки не могут привести к возникновению сложных психических способностей. Ѕиологическа€ наследствен≠ность вручает ребенку возможность к формированию способности мыслить по-человечески, котора€ не просто про€вл€етс€ в процессе индивидуального развити€ человека, а формируетс€. –ебенок учитс€ быть человеком в общении с людьми. ќн вводитс€ в мир обществом посредством воспитани€ и обучени€.

 

ƒуша и проблема единства духовно-идеального и материального

ћысль неотделима от мысл€щей материи и €вл€етс€ ее продуктом. ≈сли это так, то не есть ли она разновидность материи? »менно так полагали вульгарные материалисты (Ћ. Ѕюхнер, ќ. ‘огт, ћ. ћолешотт). ќни считали, будто мысль находитс€ примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. —ведение сознани€ к физическим реакци€м организма характерно и дл€ такого направлени€ в психологии, как бихевиоризм (–. ”отсон)[16].

».ћ. —еченов, ».ѕ. ѕавлов, Ќ.≈. ¬веденский, ј.ј. ”хтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и дали возможность пон€ть психику как сис≠тему активной де€тельности, котора€ развиваетс€ под вли€нием внешнего мира, как опережающее отражение. –ефлекторный про≠цесс начинаетс€ с воспри€ти€ раздражител€, продолжаетс€ нерв≠ными процессами коры мозга и заканчиваетс€ ответной де€тель≠ностью организма. ѕон€тие рефлекса отражает взаимосв€зь и вза≠имодействие организма с внешним миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира через посредство практичес≠ких действий организма. —ущественной функцией условного реф≠лекса €вл€етс€ Ђпредупредительностьї, или Ђсигнализаци€ї о пред≠сто€щих событи€х внешнего мира. ” человека временные св€зи образуютс€ от воздействи€ как реальных предметов окружающего мира, так и словесных раздражителей. –оль нервных мозговых ме≠ханизмов заключаетс€ прежде всего в анализе и синтезе раздра≠жений.

¬оздействие того или иного условного раздражител€, попада€ в кору мозга, включаетс€ в сложную систему образовавшихс€ в резуль≠тате прошлого опыта св€зей. ѕоэтому поведение организма обуслов≠лено не только данным воздействием, но и всей системой уже имею≠щихс€ св€зей, а также индивидуальностью человека.

¬ажным принципом осуществлени€ рефлекторной де€тельности мозга €вл€етс€ принцип подкреплени€: закрепл€етс€ та рефлектор≠на€ де€тельность, котора€ подкрепл€етс€ достижением результата. ѕодкрепление рефлексов осуществл€етс€ эффектом самих действий с помощью механизма обратной св€зи: когда каким-либо рефлексом приводитс€ в действие соответствующий эффекторный аппарат (мышцы, железы, целые системы органов), то импульсы, возникаю≠щие в нем вследствие его работы, возвращаютс€ в центральное звено рефлекса. ќни сигнализируют при этом не только о работе органа, но и о результатах этой работы, что дает возможность вно≠сить коррективы в протекающее действие и добиватьс€ адекватного выполнени€ намерени€. «адача обратной св€зи состоит в том, чтобы посто€нно ставить мозг в известность о происход€щем в управл€е≠мой им системе.

ќднако психическа€ де€тельность характеризуетс€ не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражаетс€ мозгом в реальной действительности.

ѕереживаемый мной внешний образ вещи есть нечто субъектив≠ное, идеальное, духовное; он не сводим ни к самому объекту, нахо≠д€щемус€ вне мен€, ни к тем физиологическим процессам, которые происход€т в мозгу и порождают этот образ: образ огн€ не жжет, а образ камн€ лишен веса и твердости. ¬ то же врем€, будучи отра≠жением ƒействительности, образ не существует и не может сущест≠вовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индиви≠дуальными особенност€ми. ќн зависит от развити€ нервной систе≠мы и мозга, от состо€ни€ организма в целом, от богатства или бед≠ности практического опыта людей, от уровн€ исторического разви≠ти€ знаний человечества.

 огда мы говорим, что содержание наших ощущений и воспри≠€тий объективно, то мы имеем в виду, что это содержание более или менее верно отражает предмет. Ђ¬ещьї в голове Ч это образ, а реальна€ вещь Ч это ее прообраз. —убъективность образа, за ис≠ключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не €вл€етс€ свидетельством слабости человеческого сознани€. »менно это обеспечивает возможность познани€ человеком объективного мира. ≈сли бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

ќбразы вещей могут быть чувственными, нагл€дными (напри≠мер, визуально сходными со своими оригиналами), но могут быть и пон€тийными, так что сходство носит уже не внешний, а внут≠ренний характер (сходство по содержанию, по типу св€зи компо≠нентов). »деальность образа состоит лишь в том, что он не сво≠дитс€ ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. »деальное Ч это данность объ≠екта субъекту. » подавл€ющее большинство людей осознает вещи, себ€, свои мысли, абсолютно не подозрева€, что творитс€ в самом мозгу. » это потому, что человеку (да и животному) даны не фи≠зиологические состо€ни€ его мозга, а внешний мир Ч объект. »наче, как отметил еще Ћ. ‘ейербах, кошка не бросалась бы на мышь, а царапала бы когт€ми свои собственные глаза. –азличие между материальным и идеальным выражаетс€ и в том, что законы мышлени€ не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые происход€т в это врем€ и в этой св€зи в мозгу и которые составл€ют материальную основу сознани€.

—ознание существует не только как нечто принадлежащее дан≠ному субъекту, но и в виде форм общественного сознани€, зафик≠сированных средствами €зыка. Ќапример, система научного знани€ существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. »сторически выработанные знани€ приобретают, таким образом, относительно самосто€тельный характер прежде всего за счет своего материального носител€ Ч €зыка.

Ќельз€ отрицать реальности сознани€: душа Ч это особа€ форма быти€ сущего. “акой реальностью €вл€ютс€ и вс€ духовна€ культура общества, и внутренний духовный мир каждого человека. ћысль действительна. Ќо ее действительность идеальна. ƒл€ вс€кого дру≠гого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружени€: поступки, слова, жесты, мимику.

„еловек, мозг которого €вл€ет собой управл€ющую систему высокой степени сложности, устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и формулировать план действий и осуществл€ть активное, творческое управление ими.

„еловек имеет возможность логически св€зывать и развивать в твоем сознании мысли таким образом, что они оказываютс€ не про≠сто копией воспринимаемых объектов и их св€зей, а творчески пре≠образованным отражением, в котором мысль предвосхищает есте≠ственный ход событий. » в этом смысле сознание может отрыватьс€ от непосредственного отражени€ действительности. “акое опере≠жающее отражение, если оно соответствует закономерност€м реального мира, €вл€етс€ субъективной предпосылкой преобразую≠щей практической де€тельности человека.

–азум человеческий, по словам √егел€, не только могуществен, но и хитер. ≈го хитрость состоит в том, что человек с помощью технических изобретений заставл€ет предметы природы взаимо≠действовать, осуществл€€ при этом свою собственную цель. —илы природы он превращает в средства реализации своей цели. „еловек создает то, что природа до него не производила. ¬едь природа не строит машин, самолетов и т.д. ¬се это овеществленные результаты знани€. ѕреобразованные человеком вещи, их конструкци€, масштабы, формы и свойства продиктованы потребност€ми людей, их цел€ми: в них воплощены идеи людей. »менно в творческой и регулирующей де€тельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состо€т ос≠новной жизненный смысл и историческа€ необходимость разви≠ти€ сознани€.

 

„то такое сознание

—ознание Ч одна из форм про€влени€ нашей души, при этом очень существенна€ форма, преисполненна€ глубокого содержани€. ¬ жизни мы часто употребл€ем эти пон€ти€ как синонимы. ќднако пон€тие Ђдушаї шире пон€ти€ Ђсознаниеї. Ќапример, чувства Ч это состо€ние души. »х нельз€ отождествл€ть с сознанием.  ак синоним пон€ти€ Ђдушаї мы можем употребл€ть пон€тие Ђпсихикаї.

 ак же можно определить сознание? —ознание Ч это высша€, свойственна€ только люд€м и св€занна€ с речью функци€ мозга, заключающа€с€ в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в пред≠варительном мысленном построении действий и предвидении их результа≠тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведени€ человека за счет рефлексии.

Ѕудучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализу≠етс€ в виде различного рода практической и теоретической де€тель≠ности. Ёта реализаци€ предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

ѕотребности, отража€сь в голове человека, приобретают харак≠тер цели. ÷ель Ч это идеализированна€ и нашедша€ свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета де€тельности, в идеальной форме которого предвосхищаетс€ результат этой де€≠тельности. ÷ели формируютс€ на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаютс€ до высших форм своего, про€влени€ в виде индивидуальных, социальных, этических и эстетических идеалов. —пособность к целеполаганию Ч специфически человеческа€ спо≠собность, составл€юща€ кардинальную характеристику сознани€. —о≠знание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагани€, т.е. способности мысленного преобразовани€ вещей в соответствии с потребност€ми. ¬ основе целеполагающей де€тель≠ности человека лежит потребность изменить мир, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. —ледовательно, и цели че≠ловека порождены личной и общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Ќо человеческа€ мысль способна не только отражать непосред≠ственно существующее, но и отрыватьс€ от него. Ѕесконечно много≠образный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светитс€, отража€сь в зеркале нашего я и образу€ не менее слож≠ный, многообразный и удивительно изменчивый мир. ¬ этом при≠чудливом царстве духа, собственном Ђдуховном пространствеї дви≠жетс€ и творит пытлива€ человеческа€ мысль. ¬ сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представлени€. ћысль и дви≠жетс€ по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, лома€ ус≠таревшие нормы. ќна обладает чудесной способностью новаторст≠ва, творчества.

—ознание неоднородно. ¬ широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществл€етс€ Ч биологическом или со≠циальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркива≠етс€ его отношение к материи без вы€влени€ специфики его струк≠турной организации.

¬ более узком и специальном значении под сознанием подразу≠мевают не просто психическое состо€ние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражени€ действительности. —ознание здесь структурно организовано, представл€ет собой це≠лостную систему, состо€щую из различных элементов, наход€щихс€ между собой в закономерных отношени€х. ¬ структуре сознани€ наиболее отчетливо выдел€ютс€ прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше≠ние к содержанию того, что отражаетс€. –азвитие сознани€ пред≠полагает прежде всего обогащение его новыми знани€ми об окру≠жающем мире и самом человеке. ѕознание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновени€ в объект и степень €с≠ности понимани€. ќтсюда обыденное, научное, философское, эсте≠тическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознани€. ќщущени€, воспри€ти€, представлени€, пон€ти€, мышление в целом образуют €дро сознани€. ќно включает в себ€ и акт внимани€ как свой необходимый компонент. »менно бла≠годар€ сосредоточенности внимани€ определенный круг объектов находитс€ в фокусе сознани€. ¬оздействующие на нас предметы, со≠быти€ вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные Ђбуриї, заставл€ющие нас трепетать, вол≠новатьс€, бо€тьс€, плакать, восхищатьс€, любить и ненавидеть. ѕознание и творчество Ч это не холодно-рассудочное, а страстное ис≠кание истины.

Ѕогатейша€ сфера эмоциональной жизни человеческой личнос≠ти включает в себ€ собственно чувства, представл€ющие собой от≠ношени€ к внешним воздействи€м (удовольствие, радость, горе и др.), настроени€, или эмоциональное самочувствие (веселое, по≠давленное и т.д.), и аффекты (€рость, ужас, отча€ние и т.п.). ¬ силу определенного отношени€ к объекту познани€ знани€ получают раз≠личную значимость дл€ личности, что находит свое наиболее €ркое выражение в убеждени€х, они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. ј это €вл€етс€ показателем особой ценности дл€ чело≠века знаний, ставших его жизненным ориентиром. „увства, эмоции суть компоненты структуры сознани€.

„еловеческие чувства Ч это факт сознани€, отражение мира и выражение отношени€ человека к удовлетворению или неудовле≠творению его потребностей, интересов, соответстви€ или несоот≠ветстви€ чего-либо его представлени€м и пон€ти€м. Ќичто в нашем сознании не совершаетс€ вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Ёмоциональный стимул определен≠ным образом организует наши мысли и действи€ дл€ достижени€ конкретной цели.

—ознание не ограничиваетс€ познавательными процессами и эмоциональной сферой. Ќаши намерени€ претвор€ютс€ в дело бла≠годар€ усили€м воли. —ознание Ч это не сумма множества составл€ющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

¬ основе всех психических процессов лежит пам€ть Ч способность мозга запечатлевать, сохран€ть и воспроизводить информацию.

ƒвижущей силой поведени€ и сознани€ людей €вл€етс€ потребность Ч состо€ние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. “акое состо€ние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие.  огда потребность находит свой предмет, то вле≠чение переходит в хотение, желание. ¬ол€ Ч это не только умение хо≠теть, желать, это психический процесс, выражающийс€ в действи€х, на≠правленных на удовлетворение потребности.  ачественные сдвиги в ха≠рактере потребностей Ч это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровн€ сознани€. ƒл€ регул€ции поведени€ у животных нет никаких оснований, кроме биологичес≠кой полезности. ” человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы Ч жажда познани€ истины, чувство прекрас≠ного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во им€ блага народа, человечества и др. ѕричина поступка лежит в потребност€х людей. ÷ель есть отраженна€ в сознании потребность. Ќо потребность Ч это не конечна€, а производна€ причина человечес≠ких поступков. ¬ возникновении потребностей, стремлений и желаний определ€ющую роль играет внешний мир. ќн обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно Ч через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

 

—ознание, самосознание и рефлекси€

„еловек есть не только сам в себе, он есть и дл€ себ€, что про€в≠л€етс€ в обращенности на самого себ€: он осознает себ€. „еловек мыслит и знает себ€. ќн отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. » исторически, и в ходе индивидуального развити€ че≠ловек первоначально осознает предметы и свои практические дей≠стви€, а на более высоком уровне развити€ Ч и свои мысли о пред≠метах и действи€х. ќн осознает себ€ как личность. —амосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себ€, своего я от всего, что его окружает. —амосознание Ч это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведени€, интересов, своего по≠ложени€ в обществе. ¬ формировании самосознани€ существенную роль играют ощущени€ человеком своего собственного тела, дви≠жений, действий.

„еловек может стать самим собой лишь во взаимодействии с дру≠гими людьми, с миром через свою практическую де€тельность, об≠щение. ќбщественна€ обусловленность формировани€ самосозна≠ни€ заключаетс€ не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношени€х, но и в формулировании тре≠бований общества, предъ€вл€емых к отдельному человеку, в осозна≠нии самих правил взаимоотношени€. „еловек осознает себ€ не толь≠ко посредством других людей, но и через созданную ими матери≠альную и духовную культуру. ѕродукты труда €вл€ютс€ как бы зер≠калами, из которых навстречу нам си€ют наши сущности: ребенок, говорит √егель, бросает камни в реку и восхищаетс€ расход€щимис€ на воде кругами как неким делом, в котором он получает возмож≠ность созерцать свое собственное творение.

ѕознава€ себ€, человек, по мысли “. ћанна, никогда не остаетс€ вполне таким же, каким он был прежде. —амосознание возникло не в качестве духовного зеркала дл€ праздного самолюбовани€ челове≠ка. ќно по€вилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умени€ оце≠нивать свои поступки, слова и мысли. ∆изнь своими строгими уро≠ками научила человека осуществл€ть самоконтроль и саморегулиро≠вание. –егулиру€ свои действи€ и предусматрива€ результаты этих действий, самосознающий человек берет на себ€ полную ответст≠венность за них.

—амосознание тесно св€зано с феноменом рефлексии, как бы рас≠шир€€ его смысловое поле. –ефлекси€ Ч размышление личности о самой себе, когда она вгл€дываетс€ в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Ќе рефлексиру€, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. «десь важны посто€нные подытоживани€ соде€нного. ѕоскольку че≠ловек понимает себ€ как разумное существо, рефлекси€ принадле≠жит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародитьс€ в недрах обособленной лич≠ности, вне коммуникации, вне приобщени€ к сокровищам цивили≠зации и культуры человечества.

”ровни рефлексии могут быть весьма разнообразными Ч от элементарного самосознани€ до глубоких раздумий над смыслом своего быти€, его нравственным содержанием. ќсмыслива€ собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает нега≠тивные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. ѕознава€ себ€, он никогда не остаетс€ таким же, каким был прежде.

√овор€ о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. „то значит сознательный поступок? ѕоступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть вы≠ражение замысла, намерени€, цели, предвосхищающих результат действи€. Ќет абсолютной меры сознательности. ћасштабы осозна≠ни€ субъектом своей психической де€тельности простираютс€ от смутного понимани€ того, что происходит в душе, до глубокого и €сного самосознани€. —ознательность суть нравственно-психологическа€ характеристика действий личности, котора€ основываетс€ на сознании и оценке себ€, своих возможностей, намерений и целей.

 

—ознание и сфера бессознательного

“ермины Ђбессознательноеї, Ђподсознательноеї, Ђнеосознанноеї часто встречаютс€ в научной и художественной литературе, в обы≠денной жизни. √овор€т: Ђќн сделал это неосознанної, Ђќн не хотел этого, но так получилосьї и пр.

јнализиру€ в своем романе состо€ние духа »вана  арамазова, ‘.ћ. ƒостоевский настойчиво подчеркивает, что »ван сам не знал причину своего скверного настроени€, подобно тому, как люди часто раздражаютс€ из-за какого-нибудь пуст€ка Ч уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф книги, не сознава€ этой причины.

 ак уже отмечалось, пон€тие психического значительно шире пон€ти€ сознани€, которое обладает не поддающимис€ практичес≠кому учету градаци€ми и уровн€ми, начина€ от высшей степени €с≠ности, доход€щей до удивительной силы прозорливости и глубины понимани€ сути вещей, и конча€ полусознательным состо€нием. ќдин ученый насчитал около двадцати ступеней сознани€. Ёто число, видимо, можно свободно удвоить или даже утроить.

Ќаша обычна€ де€тельность Ч практическа€ и теоретическа€ Ч сознательна в отношении тех результатов, которые сначала сущест≠вовали в замысле, намерении как цель. Ќо наши поступки могут со≠провождатьс€ и такими последстви€ми, которые не вытекают из сути самих действий и намерений.  аждому €сно, что далеко не все последстви€ своих поступков мы осознаем. ”тверждают, например, что знаменитый ученый ƒ.». »вановский, открывший неведомый мир вирусов и положивший начало вирусологии, не пон€л всего гро≠мадного перспективного значени€ того, что он сделал.

„еловеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составл€ет наличное бытие его собственного волени€. Ѕессознательное выражаетс€ в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаютс€ в течение всей жизни и оседают в пам€ти. »з всей суммы имеющихс€ знаний в каж≠дый данный момент в фокусе сознани€ светитс€ лишь небольша€ их дол€. ќ большом пласте хран€щихс€ в мозгу сведений люди даже и не подозревают.

Ќи одно произвольное действие человека не бывает на всех эта≠пах своего осуществлени€ одинаково €сно осознанным. ¬ поле со≠знани€ находитс€ прежде всего цель. Ѕессознательное про€вл€етс€ и в так называемых импульсивных действи€х, когда человек не дает себе отчета в последстви€х своих поступков. »звестно, что загип≠нотизированный какое-то врем€ удерживает под порогом своего со≠знани€ весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те объективные услови€, при которых они должны быть, по указа≠нию гипнотизера, выполнены. ¬о врем€ нормального сна, при от≠сутствии контрол€ сознани€, в голове человека пронос€тс€ картины действительности.

—ледует различать два вида неосознанных действий.   первому относ€тс€ действи€, никогда не осознававшиес€, а ко второму Ч ранее осознававшиес€. “ак, многие наши действи€, наход€сь в про≠цессе формировани€ под контролем сознани€, автоматизируютс€ и затем совершаютс€ уже неосознанно. —ама сознательна€ де€тель≠ность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой де€тельности осуществл€етс€ именно автома≠тически. ѕо мере развити€ ребенка происходит постепенна€ авто≠матизаци€ многих функций. » сознание освобождаетс€ от Ђзаботї о них.  огда же неосознанное или уже автоматизированное насиль≠ственно вторгаетс€ в сознание, последнее боретс€ с этим потоком Ђнепрошеных гостейї и нередко оказываетс€ бессильным справить≠с€ с ними. Ёто про€вл€етс€ при наличии разного рода психических расстройств Ч нав€зчивых и бредовых идей, состо€ний тревоги, не≠преодолимого, немотивированного страха и др. ѕривычка как нечто машинальное распростран€етс€ на все виды де€тельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. ѕарадокс заключаетс€ в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не удел€€, однако, пристального внимани€ всему, что совершаетс€ в глубинах духа, а на≠блюда€ лишь за общей картиной. ѕри этом сознание в большинстве случаев может вз€ть под контроль привычные действи€ и ускорить, замедлить или даже остановить их.

ќднако не все в бессознательном, как уже было сказано, €вл€етс€ ранее автоматизированным: определенна€ часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознани€. »менно за счет этих неподвластных сознанию психических €влений общее поле психики оказываетс€ шире сознани€ как такового.

–ассудок и разум

ѕо способу умственной де€тельности мысл€щее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. ѕервым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышлени€, был √ераклит, который показал, что, мысл€ одним способом, менее со≠вершенно, ограниченно, рассудочно, человек не поднимаетс€ до все≠общего. –азум же состоит в возможности восприн€ть природу це≠лостно, в ее движении и взаимосв€зи.

¬ философской и психологической литературе до последних лет пон€ти€ Ђрассудокї и Ђразумї специально не анализировались, употребл€лись не категориально, а как пон€ти€, пожалуй, синонимичные мышлению, интеллекту. » лишь в последнее врем€ пон€ти€ Ђрассу≠докї и Ђразумї стали интенсивно исследоватьс€. ѕо€вилось немало работ на эту тему, в которых утверждаетс€, что рассудок Ч низша€ сту≠пень логического понимани€. Ёто скорее житейское, расчетливое мышление, отличающеес€ конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Ѕольшинство представлений, пон€тий повседневной жизни состоит из того, что именуетс€ рассудком, или здравым смыслом.

–азум Ч высша€ ступень логического понимани€, теоретическое, рефлексирующее, философски мысл€щее сознание, оперирующее широкими обобще≠ни€ми и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. ћышление на уровне разума, по словам ≈.ѕ. Ќикитина, освобождаетс€ от застывших рассудочных форм и становитс€ осознанно сво≠бодным. Ќа уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности пони≠мани€, а также в смысле единства теоретического и практического мышлени€. Ќа этом уровне знани€ нос€т наиболее глубинный и обобщенный характер. –азумное сознание Ч глубоко диалектичес≠кий процесс.

Ёффективность мышлени€ зависит от прошлого опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мыш≠лени€, чувств и поведени€. „ем совершеннее така€ организаци€, тем совершеннее ум.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1965 - | 1929 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.048 с.