Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—кептическа€ этика ћ. ћонтен€




 

Ќа данном этапе этика еще сохран€ет достаточно прочные преемственные св€зи со средневековым мировоззрением —воеобразным способом утверждени€ новых идеалов выстуЦпает при этом скептицизм. Ќаиболее интересным примером этого €вл€етс€ позици€ ћишел€ ћонтен€ (1533Ч1592 гг.), коЦторый сумел в образно-эмпирической форме отразить многие антиномии морального сознани€, дать позднейшим теоретиЦкам морали Ђтруднейшую проблему: каково может быть осноЦвание добродетели, если она не покоитс€ ни на личных, ни на общественных потребност€х человека, а вступает в противоЦречие с теми и другими?ї.ћонтень полагал, что человек не должен смир€тьс€ перед судьбой, Ѕогом, провидением, он способен полностью отвеЦчать за свои поступки. —тоицизм ћонтен€ ориентировалс€ прежде всего на природу, на естественное, носил эпикурейЦский характер; ему были чужды жертвенность, отречение во им€ потусторонних идеалов: Ђѕрезрение к жизни Ц нелепое чувство, ибо в конечном счете она Ц все, что у нас есть, она Ц все наше бытиеЕ∆изнь ведет нас за руку по отлогому, почти неприметному склону, потихоньку да полегоньку, пока не ввергнет в это жалЦкое состо€ние, заставив исподволь свыкнутьс€ с ним. ¬от поЦчему мы не ощущаем никаких потр€сений, когда наступает смерть нашей молодости, котора€, право же, по своей сущноЦсти гораздо более жестока, нежели кончина еле тепл€щейс€ жизни или кончина нашей старости.¬едь прыжок от быти€-проз€бани€ к небытию менее т€гоЦстен, чем от быти€-радости и процветани€ к бытию-скорби и мукеї. ”важение к природе как мировоззрение очень харакЦтерно и дл€ большинства мыслителей эпохи ¬озрождени€. ќсновна€ цель человека Ц вслушиватьс€ в природу.ј самое верное средство дл€ человека, которое помогает преодолевать ему трудности, Ц умеренность, только она поЦзвол€ет избегать ему уничтожающих личность излишеств, поЦзвол€ет ей находитьс€ в тех пределах, которые поставлены приЦродой. Ђћудрецы затратили немало усилий, чтобы предостеречь нас от ловушек наших страстей и научить отличать истинные, полновесные удовольстви€ от таких, к которым примешиваютЦс€ заботы и которые омрачены ими. »бо большинство удоЦвольствий, по их словам, щекочет и увлекает нас лишь дл€ тоЦго, чтобы задушить до смерти, как это делали те разбойники, которых египт€не называли филетами. » если бы головна€ боль начинала нас мучить раньше опь€нени€, мы остерегались бы пить через меру. Ќо наслаждение, чтобы нас обмануть, идет впереди, прикрыва€ собой своих спутников. ниги при€тны, но если, погрузившись в них, мы утрачиЦваем, в конце концов, здоровье и бодрость Ц самое ценное доЦсто€ние наше, Ц не лучше ли оставить и их?ї. “акже ћонтень полагал, что красоту и из€щество мы замечаем лишь в том слуЦчае, когда они предстают перед нами искусственно завышенЦными, напыщенными. ≈сли же они скрыты за простотой, то легко исчезают из пол€ нашего примитивного зрени€.

ѕрелесть их Ц потаенна€, только очень €сный и чистый взгл€д может уловить их си€ние. “аким образом, чтобы увиЦдеть их, нужен специальный настрой. “от, кто удовлетвор€етЦс€ поверхностным взгл€дом, конечно же, не заметит того, что внутри. ћонтень критиковал людей за то, что ни в чем они не умеют ограничитьс€ тем, что наиболее необходимо. ќни хот€т как можно больше любовных утех, богатства и власти. јлчЦность их не имеет границ. “о же самое налицо и в стремлени€х к знанию. »зменить же положение возможно волею разума.

ѕрирода, по мнению ћонтен€, должна быть также наставЦницей и в деле нравственного воспитани€. Ќа первое место при этом необходимо поставить не накопление знаний, а раЦзвитие мышлени€, способности суждени€. ¬оспитание челоЦвека €вл€етс€ средством обнаружить, раскрыть и усовершенЦствовать то, что дано ему от природы, заложено в натуре челоЦвека. ÷ель воспитани€ Ц создать естественных, честных, труЦдолюбивых людей.

ћонтень призывает ко всему в мире относитьс€ скептичеЦски. ЂЅезумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей осведомленностиї Ц это выражение одного из скептиЦков, ученика ѕиррона, ћонтень принимал и доказывал. Ђ—аЦмый мудрый человек в мире на вопрос, что он знает, ответил, что знает только то, что он ничего не знает. Ѕольша€ часть тоЦго, что мы знаем, представл€ет собой лишь ничтожную долю того, что мы знаемї. Ќо при этом нужно понимать, что скепЦтицизм ћонтен€ был направлен не против разума в целом, а против с...





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1334 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1302 - | 1253 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.