Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ јль-‘араби и »бн-—ины




 

јль-‘араби. —обрал и упор€дочил все трактаты јристотел€ Ц Ђќрганомї. √лавное Ц логика (инструмент дл€ познани€ истины). “еоретическа€ основа логики Ц метафизика. ¬ мире два вида быти€: Ђвозможно-сущиеї вещи Ц случайные, причина их вне них, Ђнеобходимо-сущиеї - Ѕог (из ≈го сущности вытекает ≈го существование, сущность определ€ет существование). «атем у »бн-—ины и ‘омы јквинского. ќ Ѕоге. ≈го невозможно определить, ќн есть лична€ вол€. »з него эманирует первый и второй разумы (второй создает мир и 4 стихии). Ёти разумы можно постичь чистым (не затемненным чувствами) человеческим разумом. ” человека 4 познавательные способности (разума): 1) пассивный (св€зан с чувственностью), 2) активный (чиста€ форма, способность к познанию форм), 3) приобретенный (познал формы), 4) де€тельный (постигает другие духовные формы и Ѕога).

 

»бн-—ина. ѕон€л јристотел€ когда прочитал толкование Ђћетафизикиї јль-‘араби. 4 вида быти€: 1) чисто духовное, 2) духовное св€занное с материальностью (небесные сферы), 3) предметы св€занные или не св€занные с телесностью (философские категории Ц субстанци€, свобода и т.д.) Ц составл€ют основу метафизики, 4) конкретные материальные вещи. ¬озможно-необходимое и возможно-сущие (см. выше). ”ниверсалии (позднее у ‘омы јквин.) Ц существуют в уме Ѕога (до вещей), в вещах (вещь причастна универсалии), после вещей (человек познава€ вещи вырабатывает универсалии в своем уме). ќ Ѕоге. ¬ол€ Ѕога подчинена ≈го разуму, Ѕог творит только то, что знает (позднее ‘ома). Ѕог мыслит только —ам —еб€ и некоторые общие вещи (роды), индивидуальные предметы Ѕог не познает (не ¬севедущ, нет промысла Ц мир развиваетс€ по законам разума и причинности). “ворение мира. Ѕог и совечна€ ≈му первоматери€. »з Ѕога эманирует 1-вый разум, из него 2-ой и т.д. до 10-го. 10-й сообщает телам форму и обеспечивает наше знание об этих телах. ќ душе. ≈е цель Ц освободитьс€ от чувств (мешают познанию Ѕога). ƒуша бессмертна в своей духовной сущности, нет воскресени€ тела.

 

 

16.јль-√азали (1059-1111 гг.) и его критика философии. –одилс€ и посто€нно жил в ѕерсии, на территории нынешнего »рана, в молодости изучал философию, стремилс€ к познанию истины, но со временем јль-√азали стал считать, что философи€ несовместима с истинной верой.

“руды:Ђ—амоопровержение философовї;Ђќживление религиозных наукї;автобиографи€ Ђ»збавл€ющий от заблуждени€ї.≈стественные науки (математика, физика, медицина) принос€т практическую пользу (а философи€ не приносит), поэтому јль-√азали портив них особенно не возражал. Ќо, пользу€сь полезностью и доказательностью таких наук, многие перенос€т их способ рассуждени€ на познание Ѕога, что, как раз отдал€ет от Ќего, искажает представление о Ќем, возникают ереси, безбожие, в конечном счете. ѕоэтому јль-√азали ставит главной своей задачей критику философии, ибо именно философи€ приводит людей к безбожию.¬сех философов јль-√азали делит на три группы: философы, утверждающие вечность мира и отрицающие существование “ворца (Ёмпедокл, јнаксагор и ƒемокрит); естествоиспытатели, которые перенос€т естественно-научный метод познани€ на философию и все объ€сн€ют при помощи естественных причин, Ч это полные еретики, которые отрицают загробную жизнь, отрицают Ѕога;

 онцепци€ причинности ј.:‘илософы-естествоиспытатели объ€сн€ли все естественными причинами и причинно-следственными св€з€ми. ¬ противовес им ј. говорит, что причина всему Ц Ѕог, и что ќн творит мир посто€нно, чего мы не замечаем: нам кажетс€, что ќн единожды сотворил его, а все остальное Ц изменени€, вызванные предыдущим его (мира) состо€нием. Ќа самом же деле каждое изменение состо€ни€ мира не имеет никакого отношени€ к предыдущему, а €вл€етс€ новым творением Ѕога. метафизики, с которыми больше всего спорит јль-√азали (—ократ, ѕлатон, јристотель, јль-‘араби и »бн-—ина). »х заблуждени€:ћир вечен, а не сотворен Ѕогом.јль-√азали: Ѕог всемогущ => ничего совечного ≈му нет => мир, а именно и в т.ч. матери€ (по јль-‘араби и »бн-—ине), творитс€ Ѕогом. Ѕог не всемогущ: ќн знает лишь всеобщее, универсальное, но всего многообрази€ не ведает.јль-√азали: Ѕог знает все вещи непосредственно, дл€ этого ≈му не нужно создавать какие-то универсалии, какие-то общие сущности, это излишне, ведь Ѕог может познавать вс€ких посредников.ѕоэтому јль-√азали можно назвать номиналистом: существуют лишь конкретные материальные тела, и Ѕог их творит непосредственно, мину€ посредников в виде универсалий. “.е. јль-√азали Ч бого.слов-мистик, отрицающий философию, утверждает номинализм дл€ того, чтобы утвердить всемогущество и всеведение Ѕога. ¬ то врем€ как реалисты-мусульмане (јль-‘араби и »бн-—ина) используют свой реализм дл€ ограничени€ воли Ѕога. ¬оскресени€ нет и нет личного бессмерти€. ƒуша вечна, но лишь как духовна€ сущность, а не как личность. (ѕо јль-‘араби и »бн-—ине, бессмертие души состоит в бессмертии ее разума. ƒуша после смерти лишаетс€ своих индивидуальных черт, особенно личностного начала, и бессмертен лишь разум.)

»тог: ‘илософи€, имеюща€ ограниченную область знани€, не имеет никакого отношени€ к Ѕогу, человек не может иметь разумного знани€ о Ѕоге.

 

17. ‘илософи€ »бн-–ушда (јверроэса). Ђјристотель объ€снил природу, а јверроэс объ€снил јристотел€ї: »бн-–ушд утверждал, что јристотель достиг пределов человеческой мудрости => осн. задача совр. философов Ч комментирование јристотел€ и истолкование его философии.ќсн. труд - Ђќпровержение опровержени€ї - опровержение работы јль-√азали Ђќпровержение философовї.—леду€ јристотелю, строит классификацию умозаключений:јподиктические - научные;ƒиалектические - более или менее веро€тные;–иторические - дающие лишь видимость объ€снени€.=>сущ. 3 класса людей: аподиктики: их меньшинство, это интеллектуальна€ элита, стрем€ща€с€ к истине, обладающа€ истинно научным методом познани€ истины (из арабского мира это јль-‘араби и »бн-—ина).‘илософи€ и религи€ непротиворечивы, предмет познани€ у них один - Ѕог, но противоречие между ними все-таки возникает в силу того, что люди не умеют пользоватьс€ правильным методом познани€ - путем чисто аподиктического научного знани€. ‘илософский способ познани€ более адекватен своему предмету. ƒругие способы также существуют, но они менее адекватны, дают лишь кажущуюс€ картину.»стина изложена в св€щ. книгах  орана, который имеет 2 смысла: внешний и внутренний. ¬нешний имеет лишь диалектическое и, часто, риторическое значение => куча противоречий, их надо решать и при помощи внутреннего смысла, который доступен только аподиктикам. »х толковани€м и следует внимать. диалектики: таковых побольше (современные »бн-–ушду теологи, в том числе и јль-√азали);риторики: таких большинство, это простые верующие, которые довольствуютс€ псевдо-объ€снени€ми.—пор с јль-√азали о вечности/сотворенности мира Ѕогом:»бн-–ушд: Ѕог творит мир => у Ѕога чего-то не достает, что умал€ет ≈го собственную природу. Ѕог вечен, и вол€ Ѕога также вечна => непон€тно, откуда беретс€ начало мира, откуда в мире изменени€? => истинное знание о Ѕоге наоборот, предполагает совечность мира Ѕогу.Ѕог - ѕерворазум и ѕерводвигатель (как и јристотель мыслил). Ѕог знает лишь —ам —еб€, мир от Ќего максимально независим, матери€ есть самосто€тельное начало и €вл€етс€ источником всех изменений.ќб универсали€х: »бн-–ушд не соглашалс€ с мнени€ми ни јль-√азали (который отрицал объективность материи и объективность формы), ни јвиценны (который утверждал пассивность материи и активность формы). јверроэс утверждает конкретность единичной формы и единичной материи, конкретность каждого единичного предмета, универсалии существуют только в материи и всегда, но потенциально, и актуализировать их может своим актом Ѕог.ќ причинности: причинно-следственные св€зи в мире нам не кажутс€. ћир существует в Ѕоге как единое целое, в котором каждые части св€заны друг с другом. Ѕог дает миру гармонию, пор€док, из которых и вытекает причинно-следственна€ св€зь в мире, а она исключает любую случайность и любое чудо. ќ бессмертии души: душа Ч это форма тела и поэтому душа вместе со смертью человека также умирает. ќднако умирает не вс€ душа, а лишь то, что было св€зано с телом, то есть растительна€ и животна€ души Ч то, что давало индивидуальность человеку. –азумна€ же душа не умирает, она вечна, чел. разум подобен божественному разуму => индивидуального бессмерти€ человека нет => общение человека c Ѕогом невозможно, т.к.1) Ѕог не видит человека, не может его познать как некоторую индивидуальность; 2) человек не может возвыситьс€ до Ѕога посредством своих собственных чувств, ибо эти чувства имеют другую сущность, небожественную, и св€заны лишь с человеческим телом.Ќесмотр€ на действительную ложность учени€ о бессмертии не нужно говорить народу об этом, ибо народ этого не поймет (они же риторики). –елиги€ истинна и нужна лишь дл€ того, чтобы держать народ в узде. »стинный философ, аподиктик, может возвыситьс€ над обычными религиозными представлени€ми до познани€ истины, поэтому пророки не выше философов, они помогают лишь держать народ в узде.

 

 

18. Ћатинский аверроизм. —игер Ѕрабантский. –одилс€ около 1240-го года и умер, точнее был убит, между 1281-84 годами, точной даты не установлено. ѕоследователь »бн-–ушда, основал школу Ћатинского аверроизма.“руды: Ђќ вечности мираї,Ђќ необходимости и взаимосв€зи причинї,Ђ¬опросы о разумной душеї.Ђ«аї вечность мира—оотношени€ философии и религии, соотношении веры и разума.  онцепци€ двух истин: истины философии и истины религии необходимо противоречат друг другу. » философи€ приводит к истине, и христианство говорит об истине, эти истины различны => истина существует в двух видах. ‘илософска€ истина: разум существует вечно, бессмертие невозможно, Ѕог мир не творит, €вл€етс€ просто первотолчком и т.д. ’ристианска€ истина: сущ. личное бессмертие, Ѕог-“ворца, и мир »м сотворен. —игер понимает, что человек слаб и не может своими силами дойти до всей истины. —игер €вно противосто€л католической церкви (отрицал 30, а потом 213 тезисов католичества):

ћир вечен, Ѕог не есть “ворец, творение можно понимать как эманацию, по-платоновски. Ѕог подчин€етс€ разуму, необходимости и, поэтому у Ќего нет абсолютной свободной воли => аверроисты отрицали и троичность Ѕога и воплощение Ѕога-—лова, отрицали искупление »исусом ’ристом человеческих грехов. Ѕог понимаетс€ как аристотелевский ”м; Ѕог может мыслить лишь самое достойное, т.е. —ам —еб€. ≈диничных чувственных предметов Ѕог не знает и не мысли => любое богослужение, люба€ молитва бессмысленны и бесполезны.

¬се в мире подчинено причинно-следственным св€з€м.

„еловек не бессмертен как личность, бессмертно лишь его разумное начало и притом не как личное, а как родова€ человеческа€ сущность. —о смертью человеческий разум сливаетс€ с Ѕожественным разумом.

Ѕлагодар€ массовому распространению латинского аверроизма в ≈вропе возникает отрицательное отношение к јристотелю. ¬начале аристотелевские работы были вообще под запретом, но потом монах ‘ома из города јквин разрешает этот вопрос.

P.S. ќправдатели —игера: Ётьен ∆ильсон и ƒанте јлигьери (в свой произведении ЂЅожественна€ комеди€ї, где р€дом с ‘омой јквинским в раю сто€л и —игер).

 

 

19.Ѕонавентура (1217-1274 гг.):объединение мистицизма и рационализма. Ѕонавентура: объединение мистицизма и рационализма - Ђсерафический докторї. Ђ омментарии к сентенци€м ѕетра Ћомбардскогої, Ђѕутеводитель души к Ѕогуї. ѕопытка иерархически соединить все возможные способы размышлени€ о Ѕоге (мистицизм, философию, естественные науки). Ѕога познать полностью нельз€ - человеческие способности (разум отличаетс€ от веры) отличаютс€ от божественных (вера и разум совпадают). 2 пути познани€ Ѕога. Ѕогословие - от ќткровени€ к тварному миру. ‘илософи€ Ц естественный разум исходит от вещей к Ѕогу, но разум пользуетс€ критерием истинности - божественный свет, исход€щий из ќткровени€ => разум пользуетс€ своими истинами лишь при помощи сверхъестественной помощи. «аслуга христианства - разум получил надлежащую опору на ќткровение. ƒо христианства два способа употреблени€ разума: опора только на разум (египетские жрецы); просили у Ѕога разум (—оломон). »де€ Ѕога врождена человеку (‘ома - врождена возможность идеи Ѕога), но не иде€ ≈го сущности (€влено существование Ѕога, но не €влена ≈го сущность) => философи€ - этап на пути к Ѕогу. “ри доказательства быти€ Ѕога. 1-ое - Ѕог есть истина, врожденна€ душе - разум стремитс€ к вечному знанию, обладанию вечной истины и любит эту истину (јвгустин), но невозможно любить то, чего не знаешь. 2-ое - из чувственного мира, вещи несамодостаточны (не могут существовать самосто€тельно - необходимо существование Ѕога). 3-е - модификаци€ онтологического доказательства быти€ Ѕога: если Ѕог есть Ѕог, то Ѕог существует. “ро€кое понимание Ѕога разумом: 1) в мире (мир - некий след Ѕога), 2) в человеческой душе (душа - образ Ѕога), 3) непосредственно => три этапа: мир, душа, Ѕог => 3-ное существование вещей: в Ѕоге, в материи, в уме => в душе существуют три начала: ощущение, ум и дух. “рем этапам соответствует три вида теологии - символическа€, собственна€ и мистическа€. —имволическа€ повествует о Ѕоге, существующем в мире; предметом собственной €вл€етс€ Ѕог, про€вл€ющийс€ в нашей душе, а мистическа€ говорит о Ѕоге —амом по —ебе. Ќо каждый из этих этапов можно рассматривать дво€ко: как сам по себе и как существующий по сравнению с другим => количество этапов удваиваетс€. ¬осхождение человека к Ѕогу происходит через шесть этапов, ступеней озарени€, соответствующих шести крыль€м серафима, шести дн€м творени€, шести ступен€ми храма —оломонова и т.д. Ўести этапам соответствуют и шесть способностей души: ощущение, воображение, смысл, понимание, ум и последн€€ способность - Ђсветоч синдерезыї (превосходит все наши способности, мистическое соединение, уподобление Ѕогу). ѕодъем начинаетс€ с тварного мира (Ѕог познаетс€ через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие Ѕога). Ќа 2-ой - человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Ѕог. 3-€ ступень - узрение Ѕога внутри себ€, в душе с помощью благодати. Ќа 4-ой - душа преображаетс€ (от ума к сердцу), благодар€ чему на 5-й ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Ѕога в ≈го непереход€щей славе. Ќа 6-ой - душа сливаетс€ с Ќим, но при этом остаетс€ личностью. ƒл€ души это наивысший из трех путей, которые различала средневекова€ мистика и которые Ѕонавентура представил в специальной работе Ђ“ро€кий путьї. ¬начале происходит освобождение души от зла, затем имеет место ее внутреннее просвещение и, наконец, соединение с Ѕогом.

 

 

20. Ђ≈стественна€ теологи€ї ‘омы јквинского (1225-1274 гг.) „еловеческий разум не изменилс€ после грехопадени€. ‘илософи€ Ц естественна€ теологи€, цель Ц доказать существование Ѕога из данных чувственного мира (богословие Ц из ќткровени€ Ц сверху вниз). Ёти доказательства формирует разум не просвещенный благодатью, они формулируют представлени€ о Ѕоге которое €вл€етс€ фундаментом дл€ прин€ти€ ќткровени€. ‘ома отвергает онтологическое доказательство быти€ Ѕога: бытие Ѕога отличаетс€ от нашего быти€ => человек не может судить о нем; Ѕог обладает бесконечным количеством атрибутов => разум должен быть бесконечным, но разум человека конечен => дл€ человека это не доказательство, онтологическое доказательство доступно лишь дл€ —амого Ѕога. ƒл€ доказательства использует 4 причины јристотел€, но модифицирует 4 (нет первоматерии, матери€ сотворена).  осмологические доказательства Ц от мира к Ѕогу (некий факт в мире Ц его метафизический анализ отсылает к трансцидентному Ѕогу.

 

ѕ€ть доказательств. 1 путь Ц от движени€. Ќечто движетс€ в этом мире, все что движетс€ приводитс€ в движение другим (этот процесс не может уходить в иерархическую бесконечность) => есть перводвигатель и это Ѕог. 2 путь Ц из смысла действующей причины (причинно-следственные св€зи в мире). Ќевозможно, чтобы действующее было причиной самого себ€. » невозможно, чтобы в действующих причинах процесс уходил в иерархическую бесконечность (не временную). —уществует определенный пор€док причин. —редних (вторичных) причин может быть много, может быть одна Ц неважно. √лавное Ц чтобы процесс не уходил в бесконечность. ≈сли исключить аспект причинности из мира Ц исчезнут и все следстви€. Ќо иде€ восход€щего р€да причин Ц противоречива. “огда надо признать, что вещь в мире не может быть причиной самой себ€. » р€д причин не может быть бесконечным, уберем причину Ц исчезнут следстви€. «начит, остаетс€ предположить первопричину всего, что совершаетс€ в мире Ц Ѕога. 3 путь Ц из возможного и необходимого. ¬озможна€ вещь Ц существует случайно (может быть и может не быть, возникать и разрушатьс€, но она не может быть вечной). ≈сли все случайно (может быть и не быть) => то об€зательно должен наступить момент когда ничего не будет (совпадут периоды небыти€ вещей) => если все вещи случайные, то ничего бы не было (все вещи исчезли, а из пустоты друга€ случайна€ вещь возникнуть не может), а это ложно => должна быть хот€ бы одна вещи котора€ должна не может не быть (что есть всегда, существует с необходимостью). ћир существует => существует хот€ бы одна вещь, существующа€ с необходимостью (вечно), т.е.не все вещи случайны => и это есть Ѕог (из этого доказательства не следует, что эта вещь одна, но невозможность многобожи€ была доказана философами уже ранее этого). Ѕог Ц √арант существовани€ мира. Ќеобходимость существовани€ мира в промысле Ѕожием о мире, а не в самих вещах (все вещи случайны). ¬рем€ в этом доказательстве подразумеваетс€ бесконечным Ц не имеет начала и конца. 4 путь Ц от степеней совершенства. ¬ вещах обнаруживаютс€ разные степени совершенства, но о более или менее совершенном можно говорить в сравнении с другим объектом сравнени€ (более или менее теплое говорим по отношению к теплу) => должно быть абсолютное совершенство, идеал, => этот идеал есть Ѕог (абсолютное совершенство Ц абсолютное благо и т.д.) Ц новое усложнение образа Ѕога. 5 путь Ц от управлени€ вещами (отличен от 4 выше приведенных (называют космологическими) доказательств, это физико-теологическое доказательство). »з рассмотрени€ природы можно сделать вывод, что вещи лишенные разума действует так, как если бы у них была определенна€ цель => достигают цели не случайно, а от намерени€, но не разумное, не одушевленное существо может стремитьс€ к цели, только направл€емое кем-то => этот кто-то Ц Ѕог. Ѕог - ѕромыслитель, направл€ющий природные вещи к цели их существовани€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3730 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

545 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.