Схоластика - дословно, школьная философия. Под ней в IX-XIII вв. понималась конкретная практика преподавания в зап. университетах и школах. Наиболее знаменитая - школа Алкуина в Британии. «Диалектика» Алкуина - считается первым схоластическим произведением. При Алкуине 3-ступенчатая система образования, вначале общие дисциплины (чтение, письмо, латынь, литургические тексты, общее представление о Св. Писании), затем 7 свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). После - более глубоко Св. Писание. В дальнейшем диалектика стала главенствующей среди 7 свободных искусств, все остальные науки, в т.ч. изучение Св. Писания, стали считаться возможными только при изучении диалектики. Философское мышление стало все более распространяться на область богословия; этот синтез получил название схоластической философии (философия определенного временного промежутка (XI-XIV вв.), основанная на положении, что при нашем познании Божественных истин определенная роль принадлежит и вере, и разуму). Важное достижение схоластики - кто хорошо разделяет, тот хорошо мыслит. Человек учился рассуждать, стремится как можно точнее разделять, чтобы не было смешения понятий, чтобы ничто не было забыто, определить все, что можно определить, и вычленить все, что определить невозможно. Беренгарий. В споре между верой и разумом - приоритет разума. В вопросах веры разум так же авторитетен, как и в вопросах, где этот авторитет не подвергается сомнению. Считает, что возможно исследовать таинство причащения с точки зрения разума. Утверждает: невозможно помыслить, чтобы субстанция хлеба превратилась в субстанцию Тела Христова, ибо субстанция сама по себе неизменна по определению => смысл таинства причащения в том, что к субстанции хлеба чудесным образом добавляется субстанция Тела Христова, а к субстанции вина - субстанция Крови Спасителя => это является таинством, т.к. происходит чудесным образом. Причащаясь, мы ощущаем вкус вина и хлеба, потому что субстанция вина и хлеба не исчезла. Концепция Беренгария осуждена католической Церковью. Петр Дамиани. В споре между верой и разумом - познать Бога можно лишь верой, разум полезен лишь в качестве служки. Благодаря ему классической формулой схоластики - фраза Филона Александрийского: «Философия - служанка богословия». Философия не в рамках церковного учения - вымысел диавола, логика - источник всех ересей. Философии должны быть поставлены определенные пределы (догматы и таинства). Она не должна их анализировать, т.к. они выше нашего разума. Божественное всемогущество превосходит наше понимание. Популярный вопросов схоластической философии: «Может ли Бог сделать бывшее не бывшим?». Утверждает, что в силу Своего всемогущества Бог может даже уничтожить прошлое. Божественная воля ничем не ограничена, в отличие от нашего разума, имеющего свои пределы. Мирское должно подчиняться церковному, ибо мирское есть тело, а Церковь - душа. Как в человеке тело подчиняется душе, так и светская власть должна подчиняться церковной власти папы
11. Ансельм Кентерберийский: онтологическое доказательство бытия Бога.
Ансельм Кентерберийский пользуется катафотическим методом в своем богословии.Он рассматривал множество доказательств бытия Бога, но важным, с точки зрения Ансельма, является доказательство априорное, которое получило впоследствии название онтологического. Смысл онтологического доказательства достаточно прост: Бог, «по определению», есть наиболее совершенное Существо и поэтому обладает всеми положительными характеристиками. Существование есть одна из положительных характеристик, поэтому Бог обладает существованием. Невозможно представить себе Бога несуществующим, ибо это противоречит самому понятию Бога. Если мы мыслим себе Бога, то мы мыслим Его Всесовершенным, а значит существующим. То есть понятие существования Бога выводится из самого понятия Бога. Это наиболее известная формулировка онтологического доказательства. Но у Ансельма Кентерберийского оно фигурирует в несколько другом контексте. Он анализирует псалом 13 (52), в котором говорится: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Почему, спрашивает Ансельм, автор псалма сказал «безумец»? Почему нормальный разумный человек не может сказать: нет Бога. В чем безумство? Отвечая на этот вопрос, Ансельм говорит: безумство состоит в том, что тот, кто говорит эту фразу, противоречит сам себе. Ибо в самой этой фразе скрыто противоречие: Бог всегда мыслится как существующий; несуществующий Бог лишен одного из важнейших Своих атрибутов, что невозможно. Поэтому сказать «нет Бога» значит высказать противоречие, а логических противоречий быть не может. Следовательно, Бог существует. Но Ансельм говорил, что такого рода доказательства применимы только к одному существу — к Богу, Который обладает всеми положительными характеристиками. Никакой остров всеми характеристиками не обладает, поэтому при помощи этого примера опровергать онтологическое доказательство нельзя. Но еще во времена Ансельма Кентерберийского это доказательство стало подвергаться сомнению. В частности, некий монах Гаунилон возразил Ансельму: можно помыслить все что угодно, но это еще не значит, что оно тут же станет существующим. Поэтому нельзя сказать, что от представления о некотором понятии можно тут же делать вывод о существовании вещи, обозначаемой этим понятием. Можно представить себе существующим некий вымышленный остров, но это не значит, что он действительно будет существовать.
Аргумент Гаунилона кажется разумным, но он бьет мимо цели. Потому что сам Ансельм говорил, что такого рода доказательства применимы только к одному существу — к Богу, Который обладает всеми положительными характеристиками. Никакой остров всеми характеристиками не обладает, поэтому при помощи этого примера опровергать онтологическое доказательство нельзя. Но все же в рассуждениях Ансельма действительно кроется некоторое противоречие. Если безумец говорит, что нет Бога, значит можно вообразить себе Бога несуществующим, а это противоречит тому, что, представляя Бога несуществующим, мы в своем воображении лишаем Бога одного из этих атрибутов. На это в «Прослогионе» Ансельм добавляет в качестве возражения Гаунилону следующее соображение. Во-первых, существуют два вида мышления: адекватное и символическое. Человек весьма часто путает области применения адекватного и символического мышления. Символическое мышление действительно может воображать все, что человеку заблагорассудится, но адекватное мышление может анализировать символическое мышление и находит в нем противоречия. И если таковые находятся, то это значит, что символическое мышление оказывается ложным. Адекватное мышление, таким образом, показывает нам действительно факт существования или несуществования того объекта, который был воображен в символическом мышлении.
12.Спор об универсалиях. Росцелин,Гильом из Шампо. Пьер Абеляр.
Универсалия – общее логическое понятие. Они существуют в мышлении.
Ансельм вслед за Августином разработал концепцию, которая получила название концепции реализма понятий. В средние века существовало множество проблем, привлекавших огромное внимание. Среди них был и спор реализма и номинализма. Этот спор восходит к Платону и Аристотелю: существуют ли идеи реально вне предметов или только в самих предметах?
Термин «идея» в средние века не был распространен, поэтому говорили об общих понятиях, универсалиях.
Концептуалисты говорили, что человек объединяет вещи в определённые классы для своего удобства, но делает это в мышлении. (Представитель Пьер Абеляр).
Реалисты утверждали, что реально существуют лишь идеи, а единичные предметы существуют случайно, в силу причастности этим идеям.
Тем самым реалисты продолжали линию, идущую от Платона (Мир идей: идея – начало и предел становления вещи, вещь – тень идеи) и Августина.
А номиналисты считали, что реально существуют лишь единичные вещи, а понятия — лишь имена (nomen) этих вещей и существуют лишь в языке. (Начинал Аристотель).
«Бритва» Уильяма Оккама – «не надо без надобности придумывать новые сущности», на этой основе стали развиваться современные науки. Минимализм – наиболее простое и правильное решение: «краткость сестра таланта».
Одним из первых сторонников реализма в эпоху схоластики был Ансельм Кентерберийский, утверждавший, что реально существуют только понятия, идеи, а единичные вещи существуют в силу причастности им. Иначе невозможно понять большинство христианских догматов и таинств.
К примеру, нельзя понять ни первородного греха Адама, ни таинства причащения, ни искупления Иисусом Христом человеческих грехов и т.д. Действительно, как понять, что каждый конкретный человек несет на себе печать первородного греха? Это невозможно, если мы не представим себе, что первородный грех существует в качестве некоторой идеи, существующей самостоятельно и отдельно в Божественном уме, и все люди причастны этой идее. Ведь абсурдно то, что каждый человек является носителем того первородного греха, который совершили наши прародители, в том смысле, что этот грех передался нам по наследству.
Так же понимается и догмат искупления Иисусом Христом наших грехов: Иисус Христос искупил грехи всех людей, которые родились и еще родятся, потому что идея существует в Божественном уме, а для Божественного ума не существует понятие времени — это вечность, которая распространяется на всех людей. И в таинстве человек приобщается идее; невозможно представить себе, чтобы каждый раз в каждом храме присутствовало тело Христово как отдельный конкретный предмет. Естественно, каждый раз причащение возможно, потому что хлеб и вино становятся причастными идее Тела и Крови Иисуса Христа.