Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕико делла ћирандола




(1463-1494) Ђ900 тезисовї. ¬ своих тезисах создал свою философскую систему, котора€ претендовала на объединение различных философий на основе античного платонизма. ћир имеет три уровн€: ангельский, небесный и элементарный. Ёти миры соподчин€ютс€, они вечны, ибо Ѕог, твор€щий его, вечен. „еловек, по мысли ѕико, представл€ет собой четвертый мир. Ётот четвертый мир не находитс€ ни на каком из этих уровней, человек абсолютно свободен и потому может поместить себ€ сам на любой из уровней этого мира. »менно поэтому человек и €вл€етс€ образом Ѕожиим, но дл€ того, чтобы стать действительно образом Ѕожиим.

ѕико отвергает и отрицает наличие красоты в Ѕоге, ибо красота, по его утверждению, предполагает в себе некоторую асимметрию.

¬есь мир есть то, в чем находитс€ Ѕог, т.е. Ѕог есть все во всем; Ѕог Ч это совершенство вещей, их сущность. ѕоэтому ѕико делает вывод: вещь, избавленна€ от несовершенства, есть Ѕог. ќкружающий нас мир построен по этим же математическим законам.

ѕико не отрицал наличи€ истинности и в других религи€х, хот€ и считал христианство высшей, наиболее совершенной формой религии.

 

27.Ђ”ченое незнаниеї Ќикола€  узанского. √ермани€, (1401Ц1464). ѕосле выхода работы Ђќб ученом незнанииї ≈го оппонентом был католический св€щенник ¬енк, работа которого называлась ЂЌевежественна€ ученостьї. ѕосле выхода ее в свет Ќиколай  узанский выпускает Ђјпологию ученого незнани€ї, где пытаетс€ защитить свои взгл€ды. ѕознать Ѕога можно лишь на пут€х апофатического богослови€. »стину познать мы не можем. „ем больше мы познаем ее, тем больше убеждаемс€ в собственном незнании Ч именно в этом состоит основна€ мысль трактата. ¬ начале книги Ќиколай  узанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Ќо если максимум таков, то он не может быть меньше сам себ€. ≈сли максимум становитс€ меньше максимума, он уже не €вл€етс€ максимумом. ѕоэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, Ч следовательно, максимум совпадает с минимумом. Ќо самое минимальное число Ч это единица; следовательно, максимум есть единица.Ётот максимум и есть Ѕог. ѕознать Ѕога можно лишь на пут€х амтематичемких аналогий. ѕоскольку Ѕог есть ≈динство, –авенство и —в€зь, то лучше всего представить себе Ѕога в виде треугольника, стороны которого стрем€тс€ к бесконечности, т.е. это треугольник о трех пр€мых углах.  роме того, Ѕог есть и бесконечна€ пр€ма€ лини€, бесконечна€ окружность. ÷ентр такой окружности находитс€ везде, а граница Ч нигде.=> в каждой части мира Ѕог присутствует весь целиком.

≈сть относительный максимум Ч это мир. Ѕудучи бесконечным, Ѕог бесконечно содержитс€ в каждой конкретной вещи, поэтому и мир €вл€етс€ бесконечным.

ќн утверждает, что мир есть развертывание Ѕога Ч экспликаци€. ѕоэтому Ѕог представл€ет —обой весь мир в свернутом виде; то, что получаетс€ в результате развертывани€, уже не есть Ѕог. ѕочти ѕантеизм, только в Ђсвернутом видеї.

„еловек есть часть сотворенного Ѕогом мира, причем часть наиболее совершенна€, потому что человек включает в себ€ не только материальную, телесную природу, но и духовную, умственную. ѕоэтому человек действительно целиком включает в себ€ все; человек, по выражению античных мыслителей, есть микрокосм. ќднако нельз€ сказать, что каждый человек есть микрокосм. √овор€ это, мы говорим лишь о сущности человека. „еловек есть существо, пораженное грехом. Ћишь один „еловек включал в —еб€ весь мир Ч »исус ’ристос. ¬оплотившись, прин€в в —еб€ весь мир духовно и материально, став совершенным „еловеком, Ѕог показал люд€м путь не только к спасению, но и к совершенствованию, к человеческой сущности. ѕоэтому каждый человек, по выражению  узанского, есть Ѕог, но не абсолютно.

„увства и воображение Ч это низший уровень познани€. –ассудок Ч следующий уровень. –ассудок имеет в себе идеи (или формы, говор€ аристотелевским €зыком), которые вложены в нас при рождении Ѕогом. ¬ысший уровень познани€ Ч интеллект, или разум, который соедин€ет воедино все данные. –ассудок, сопоставл€€ и сравнива€, действует на основании закона исключенного третьего и закона непротиворечи€. –азум же действует на основании других законов Ч он как бы видит истину целиком, он схватывает ее во всех ее противоположност€х. Ёто интуитивное схватывание истины.

–ассудок не может познать бесконечность Ч а разум может. “аким образом, стрем€сь к бесконечности (а мы помним, что бесконечность есть Ѕог, максимум, обнимающий собою все противоположности), разум видит все противоположности. ¬ результате такой де€тельности ум созерцает все как бы в одной точке, так что все есть одно и одно есть все. Ёто Ќиколай  узанский называет интеллектуальной интуицией.

 

 

28. Ёпоха ¬озрождени€ была дл€ »талии и ‘ранции временем становлени€ нации. “олько сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.

 

— Ќикколо ћакиавелли (1469-1527) начинаетс€ нова€ эпоха политического мышлени€. ѕолитическа€ мысль стремитс€ отделитьс€ от спекул€тивного мышлени€, этики и религии и принимает в качестве методологического принципа автономию. ѕозици€ ћакиавелли собирательно и гибко выражает концепцию автономии в принципе "политика дл€ политики".

 

Ёто был резкий поворот от гуманизма, но он имел объ€снение: кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то должно сообразовыватьс€ с моральными ценност€ми. Ётот принцип помещалс€ в принцип автономии и стал основой нового видени€ фактов политики.

 

Ќикколо ћакиавелли был секретарем ‘лорентийской республики, видным дипломатом, трезвым и осторожным политиком. ќсновные моменты философии ћакиавелли таковы: политический реализм, нова€ концепци€ добродетели государ€, возвращение к началам, как условие восстановлени€ и обновлени€ политической жизни.

 

—амыми попул€рными работами Ќикколо ћакиавелли €вл€ютс€: "√осударь", "–ассуждени€ на первые дес€ть книг “ита Ћиви€".

 

–еализм - это принцип жестокой трезвости. ћонарх может оказатьс€ в таких услови€х, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер.  райнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны.

 

„еловек сам по себе ни хорош, ни плох. —ледовательно, политик не может полагатьс€ на положительное в человеке, но должен, принима€ во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Ќе нужно бо€тьс€ показатьс€ устрашающим.  онечно, идеальный государь должен в одно и то же врем€ быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

 

√осударь должен быть добродетельным, но добродетель политическа€, по ћакиавелли, совсем не то, что добродетель христианска€.

 

"ƒобродетель - это сила и здоровье, хитрость и энерги€, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейша€ вол€, котора€ ставит плотину полному разливу событий..., людьми управл€ет малодушие, неверность, алчность, безумие, непосто€нство в намерени€х, невыдержанность, неумение страдать ради достижени€ цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелител€, тотчас же пор€док нарушаетс€, подданные бросают и предают своего государ€.

 

Ќо политическим идеалом ћакиавелли был все-таки принцип организации государства по типу –имской республики, основанной на свободе и добрых обыча€х.

 

ƒоктрину Ќикколо ћакиавелли часто свод€т к формуле "цель оправдывает средства". ќна вр€д ли справедлива по отношению к автору "√осударства". Ётот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. ћакиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1612 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

826 - | 748 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.