Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблемы быти€ и материи




ѕроблема быти€, реальности чего-либо Ч это фундаментальна€ мировоззренческа€ и методологическа€ проблема. ƒело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и €влени€х, мы не в состо€нии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее про€влени€.  ритерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

 

—уществование реальности трансцендентной, например бытие Ѕога, есть чрезвычайно сложный вопрос. Уќнтологическое доказательство быти€ ЅогаФ уже рассматривалось. ‘илософы придерживаютс€ разных мнений относительно того, возможно ли в принципе Ч с точки зрени€ логики Ч такое доказательство. ƒл€ религиозной веры здесь нет сомнений, дл€ нее это скорее Уопытный фактФ (где опыт понимаетс€ в специфическом смысле, не тождественном с обычной УэмпирическойФ). ¬опрос в том, можно ли доказать бытие Ѕога неверующему.

 

ѕроблема реальности имеет огромное значение дл€ науки..¬о-первых, это относитс€ к разнообразным Унеобычным €влени€мФ. ¬озьмем, например, экстрасенсорные феномены, св€занные с излучением живыми системами энергии и информации. ¬ силу своей крайней необычности эти €влени€ многим представл€ютс€ загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Ќо ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдени€, эти €влени€ существуют. —ледовательно, они естественны в своем реальном бытии. ѕоэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих €влений обусловливаетс€ не сущностью этих €влений, а ошибочным пониманием их сущности.

 

“очно так же мышление современного человека зан€то поисками внеземного разума, хот€ у некоторых это и вызывает насмешку. ¬ообще, естественным мы считаем (или склонны считать) то, что существует и действует согласно известным современной науке законам, т.е. то, что вписываетс€ в исторически сложившуюс€ на сегодн€шний день научную картину мира. ≈стественное в таком смысле не надо переоценивать, а УсверхъестественноеФЧ соответственно недооценивать.

 

¬о-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой ре-дальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.

 

–азличные научные пон€ти€ в ходе исторического развити€ переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали Уматериальный статусФ и наоборот. ƒолгое врем€ атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что Уих никто не видел и не увидитФ. Ќо достаточно быстро, под вли€нием ли поразительных экспериментов типа измерени€ зар€да одного-единственного электрона, или по€влени€ глубокой теоретической концепции Ч двойной спирали ƒЌ  (т.е. структуры гена) все эти пон€ти€ УовеществилисьФ, приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл. — другой стороны, весьма убедительное дл€ современников пон€тие эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же.быстро УразвеществилосьФ после создани€ теории относительности. Ќынешний онтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в параграфах, посв€щенных пространству и времени).

 

 ак говорил ћ.ј. Ѕулгаков: У„то такое официальное лицо или неофициальное? ¬се это зависит от того, с какой точки зрени€ смотреть на предмет. ¬се это... зыбко и условно. —егодн€ € неофициальное лицо, а завтра, гл€дишь, официальное! ј бывает и наоборот, и еще как бывает!Ф "2".

 

¬ этой св€зи уместно упом€нуть и проблему реальности художественного образа. ¬спомним, как Ѕальзак ругалс€ со своим героем, называ€ его подлецом, а ѕушкин говорил о “ать€не: У акую она штуку со мной учудила. ¬з€ла да замуж вышла!Ф

 

’удожественное реально совершенно по-особому, несводимо к физическому и вообще естественно-научному бытию. ≈стествознание не может объ€снить природу прекрасного. Ёто не физическа€, а эстетическа€ реальность, по сути своей объектно-субъектна€, человечески окрашенна€. ќчарование девственной природы, волнующие наше сердце переливы морских волн, багр€ный закат солнца, брызжущее всеми красками северное си€ние, величественное молчание гор или шум€щий лес. „то может сказать нам об этом физик Ч именно как физик? ќн опишет физическую суть звуковых колебаний, сообщит при этом, что багр€ность св€зана с излучением электромагнитных волн такой-то длины и частоты. Ќо исчерпываетс€ ли физической реальностью то чувство восхищени€, которое при этом испытывает человек, внемлющий всему этому?  онечно, нет. » вообще Ч что это за реальность: восхищение? “ут нужен иной €зык Ч €зык музыки и красок, €зык поэзии, мастерство художественного слова. јналитическому уму физика здесь вообще нечего делать. ƒл€ него Ч в рамках его физического мышлени€ Ч не существует ни цветов, ни звуков. —просите физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущени€ на свой физико-математический €зык, на котором звук уже не звучит, свет уже не искритс€ красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.

 

ћожно усилить это утверждение, назвав эстетический метод одним из важнейших и глубоких методов познани€ быти€, вплоть до доказательства быти€ других видов реальности.

 

«аверша€ наше обсуждение, отметим, наконец, что никакой самый изощренный эксперимент никогда не может доказать небытие какого-либо €влени€. ћожно лишь утверждать, что данное €вление не обнаружено Ч и не больше.  то может поручитьс€, что в бесконечном мире вообще чего-то нет, когда мы знаем лишь исчезающе малую его долю? (ƒа и в ней достоверность наших знаний простираетс€ лишь на сравнительно простые €влени€.)

 

ћатери€ Ч философска€ категори€ дл€ обозначени€ физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1463 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1937 - | 1866 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.