Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософские идеи —ократа




-антропологическое направление философии( —тремление философа к самопознанию (Ђпознай самого себ€ї), к познанию себ€ именно как Ђчеловека вообщеї через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счасть€ Ч способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. — —ократа начинаетс€ антропологический поворот в философии. –€дом с темой человека в его учении сто€ли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.)

 

-этические вопросы (‘илософ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершаетс€ от незнани€. —ократ не был пон€т официальными власт€ми и воспринималс€ ими как обычный софист (—офиты Ц философска€ школа в древней √реции, существовавша€ в V Ц первой половине IV вв. до н.э. ѕредставители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний —офистов называли мудрецами, а сами себ€ они называли учител€ми. »х целью было Ц дать знани€ (причем, как правило, это делалось за деньги) —офистами были ѕротагор, √оргий, ѕродик, √иппий.   софистам греческие мыслители относились отрицательно. “ак, Ђмудрейший из мудрецовї афин€нин —ократ (470-399 гг. до н. э.), сам испытавший вли€ние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутс€ обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность вс€кого знани€, вс€кой мудрости. ¬ противоположность этому —ократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости (Ђ€ знаю, что ничего не знаюї).) подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чт€щий богов. «а это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и прин€л чашу с €дом Ц цикутой.)

 

-майевтика с применением индуктивного доказательства (ќсновной метод, выработанной и примен€емый —ократом, получил название Ђмайевтикаї. —уть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодар€ логическим приемам, навод€щим вопросам подвести собеседника к самосто€тельному нахождению истины. —ократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площад€х, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность).

 

–одоначальник диалектики. —ократ прославилс€ как один из родоначальников диалектики в смысле нахождени€ истины при помощи бесед и споров. ћетод диалектических споров —ократа заключалс€ в обнаружении противоречий в рассуждени€х собеседника и приведени€ его к истине посредством вопросов и ответов. ќн первый увидел в отчетливости и €сности суждений основной признак их истинности. ¬ спорах —ократ стремилс€ доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. ќн совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствовани€ человека, его сущность, внутренние противоречи€ его души.

 

  сожалению, —ократ не оставил после себ€ письменных источников, поэтому больша€ часть его высказываний дошла до нас через его учеников - историка  сенофонта и философа ѕлатона.

‘илософи€ —ократа была €рким выражением антропологического поворота в античной философии. —ократ считал бесполезными зан€ти€ естествознанием, поскольку природа ничему не может научить. ƒаже если человек будет знать о причинах затмений, о рассто€нии от «емли до —олнца, это не сделает человека более нравственным или более справедливым. “е, кто слишком увлекаютс€ изучением природы, рискуют ничего не пон€ть и сойти с ума. „еловек - главный предмет философствовани€ —ократа. ¬ этом про€вл€лось противосто€ние —ократа предшествующей физической философии. Ќа первый план он выдвигает этическую проблематику. —ократ впервые высказал мысль о том, что наиболее точное знание есть знание, выраженное в пон€ти€х. ѕознать что-либо значит определить пон€тие. Ќапример, не столь важно знать, какие предметы бывают красивыми, и перечислить их, намного более надЄжным и достоверным €вл€етс€ знание того, что такое красота вообще (справедливость, мужество и т.д.).

”чение —ократа о нравственности называетс€ этическим рационализмом. ќн полагал, что нравственности можно научить, показав насто€щую суть блага и других этических ценностей.

 

 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2067 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

300 - | 273 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.