Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ јристотел€




-материализм

-в основании вещей лежит материальна€,формальна€,движуща€,целева€ причина(—огласно јристотелю, существует четыре рода причин, которые соответственно называютс€ материальной, формальной, движущей и целевой причиной. ќбратимс€ оп€ть к человеку, который создает статую. ћатериальной причиной статуи €вл€етс€ мрамор, формальной причиной €вл€етс€ сущность статуи, котора€ должна быть произведена, движущей причиной €вл€етс€ соприкосновение резца с мрамором и целевой причиной €вл€етс€ цель, которую скульптор имеет в виду. ¬ соответствии с современной терминологией слово "причина" ограничивалось бы движущей причиной. Ќеподвижный двигатель можно рассматривать как целевую причину: он дает цель дл€ изменени€, которое, по существу, €вл€етс€ эволюцией в направлении достижени€ подоби€ с Ѕогом.)

-деизм(Ч неортодоксальна€ религиозно-философска€ доктрина, согласно которой Ѕог есть разумна€ первопричина мира, наход€ща€с€ вне его, но не участвующа€ в жизни природы и человека.)

јристотель Ч ученик ѕлатона, но по р€ду принципиальных вопросов он расходилс€ со своим учителем. ¬ частности, он считал, что платоновска€ теори€ идей совершенно недостаточна дл€ объ€снени€ эмпирической реальности. »менно јристотелю принадлежит изречение: Уѕлатон мне друг, но истина дороже!Ф ќн стремилс€ преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

—читал, что философи€ должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развити€ матер. и дух. миров:

- наука изучает материальное, ф. Ц одновременно и материальное, и идеальное;

- изучение идеального Ц конечна€ цель ф.;

- ф. становитс€ теологией, т.к. идеальное есть Ѕог;

 ритиковал ѕлатона: идеи Ц лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах.

ƒуалистическое учение о бытии: дл€ сущ-€ мира необходимы 2 первоначала Ц материальное и идеальное:

- матери€ Ц пассивное начало;

- форма Ц активное начало, перва€ сущность, а конечной формой всех форм €вл. Ѕог;

ƒуша Ц причина и начало чел. тела.

√носеологи€:

- возможность познани€ мира;

- противоп. рациональное чувственному;

- различал пассивный разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир);

ћатери€ и форма (эйдос). ѕотенци€ и акт. »сход€ из признани€ объективного существовани€ материи, јристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. ћатери€ не может возникнуть из ничего, не может также увеличитьс€ или уменьшитьс€ в своем количестве. ќднако сама по себе матери€, по јристотелю, инертна, пассивна. ќна содержит лишь возможность возникновени€ действительного многообрази€ вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. „тобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. ѕод формой јристотель разумел активный творческий фактор, благодар€ которому вещь становитс€ действительной. ‘орма Ч это стимул и цель, причина становлени€ многообразных вещей из однообразной материи: матери€ Ч своего рода глина. ƒл€ того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар Ч бог (или ум-перводвигатель). ‘орма и матери€ неразрывно св€заны между собой, так что кажда€ вещь в возможности уже содержитс€ в материи и путем естественного развити€ получает свою форму. ¬есь мир представл€ет собой р€д форм, наход€щихс€ в св€зи друг с другом и расположенных в пор€дке все большего совершенства. “аким образом јристотель подходит к идее единичного быти€ вещи, €влени€: они представл€ют собой сли€нность материи и эйдоса (формы). ћатери€ выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. ћрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченна€ из него стату€ Ч это уже единство материи и формы. ќсновным двигателем мира €вл€етс€ бог, определ€емый как форма всех форм, как вершина мироздани€.

 

јристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была УсущностьФ и Усубстанци€Ф, а остальные считались ее признаками. —трем€сь к упрощению категориальной системы, јристотель затем признал основными только три категории: сущность, состо€ние, отношение.

 

Ѕог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. ѕо утверждению јристотел€, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигател€. ƒалее, исход€ из пон€ти€ причинности, он приходит к пон€тию о первой причине. ј это так называемое космологическое доказательства быти€ Ѕожи€. Ѕог есть перва€ причина движени€, начало всех начал. » в самом деле: ведь р€д причин не может быть бесконечным или безначальным. ≈сть причина, сама себ€ обусловливающа€, ни от чего не завис€ща€: причина всех причин! ¬едь р€д причин никогда бы не закончилс€, если не допустить абсолютного начала вс€кого движени€. Ётим началом €вл€етс€ божество как общемирова€ сверхчувственна€ субстанци€. јристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства  осмоса. ѕо јристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познани€, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чиста€ форма и перва€ сущность. Ѕог јристотел€, однако, не есть личный бог.

 

»де€ души. ќпуска€сь в своих философских размышлени€х из бездны  осмоса к миру одушевленных существ, јристотель считал, что душа, обладающа€ целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регул€ции организма, его объективно наблюдаемого поведени€. ƒуша Ч энтелехи€(целеустремленна€ энерги€, движуща€ сила, превращающа€ возможность в действительность) тела. ѕоэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. “о, благодар€ чему мы живем, ощущаем и размышл€ем, Ч это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не матери€, не субстрат: У»менно душа придает смысл и цель жизниФ. “елу присуще жизненное состо€ние, образующее его упор€доченность и гармонию. Ёто и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного ”ма. јристотель дал анализ различных УчастейФ души: пам€ти, эмоций, перехода от ощущений к общему воспри€тию, а от него Ч к обобщенному представлению; от мнени€ через пон€тие Ч к знанию, а от непосредственно ощущаемого желани€ Ч к разумной воле. ƒуша различает и познает сущее, но она Унемало времени' проводит в ошибкахФ. Уƒобитьс€ о душе чего-нибудь достоверного во всех отношени€х безусловно труднее всегоФ.—огласно јристотелю, смерть тела освобождает душу дл€ ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1448 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1978 - | 1757 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.