Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности эллинской философии:стоики,скептики,эпикурейцы




Стоицизм (III – II век до н.э.)Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Призывали к терпению, мужеству, спокойствию.

Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию (а – не, патос – страсть) - терпение, сдержанность, душевный покой.

Человек не полностью свободен, он зависит от судьбы, Фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).

Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней!

Нравственный идеал – в неуклонном осуществлении добродетели и избегании пороков.

Четыре основных добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и муже-ство.

Четыре основных порока: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость.

Стоицизм дает человеку психологическую защиту от превратностей нестабильного и несправедливого мира.

- весь мир – единое тело, насквозь пронизанное активным началом (Бог);

- каждое событие – необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований;

- благодаря «творческому огню» (Бог) в мире властвует фатум – неумолимый закон судьбы, судьба явл. предначертанной, чел. не следует сопротивляться фатуму;

- чел. должен сознательно, разумно познать свое место в мироустройстве, должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе;

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели.

Скептицизм (гр. - взвешивать, быть в нерешительности)Основатель - Пиррон (360-270).

Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощу-щения субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значе-ния. Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них.

Указывали на относительность чел. познания. Истина только субъективна. Ф. индивидуализма. 3 вопроса-ответа:

- какими есть все вещи? – каждая вещь явл. не более такой, чем какой-либо иной;

- как чел. должен относиться к предметам мира? – зная, что противоп. суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый чел. будет воздерживаться от любых суждений о них;

- какую выгоду получает чел. от своего отношения к предметам мира? см. выше => достигается высшее блаженство;

Скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: “Это кажется мне горьким или сладким”. Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Главная цель ф. – счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. – чувств. существо; главная жизненная задача чел. – достижение счастья и душевной невозмутимости.

Лукреций. Основ. цель ф. – избавление чел. от страха загробного наказание (через познание природы). 2 вопроса: смертность души, невозможности богов повлиять на жизнедеятельность чел. Отрицал влияние богов на природу. Наименьшие частицы природы вечны, явл. первоосновой мира. Душа также телесна: отлич. от других физич. тел лишь формой атомов.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания.

Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: “мудрец должен преклонять колена перед богами”.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.