Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Там же. С. 57, сноска 14




5 Побволоцкий И. Марксистская теория права. М. — Пг., 1923. С. 156.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

Пашуканис верно квалифицировал подобные определения права как позитивистские, но отвергал их не с позиций признания объек­тивного смысла и ценности права, а в духе марксистского отрица­ния всякого права, в перспективе преодоления права, правоведе­ния и философии права как явлений буржуазной действительно­сти и буржуазной идеологии. "Все эти определения, — писал он о позитивистских подходах к праву, — подчеркивают связь между конкретным содержанием правового регулирования и экономикой. Однако в то же время право как форму они стремятся исчерпать признаком внешней, государственно-организованной принудитель­ности, т. е. по сути дела не идут дальше грубоэмпирических прие­мов той самой практической или догматической юриспруденции, преодоление которой должно составить задачу марксизма"1.

Критически относился Пашуканис и к позиции Стучки, хотя и усматривал в ней ряд достоинств. "Тов. П.И. Стучка, с нашей точки зрения, — писал он, — совершенно правильно поставил проблему права как проблему общественного отношения. Но вместо того что­бы начать поиски специфической социальной объективности этого отношения, он возвращается к обычному формальному определе­нию, хотя и ограниченному классовым признаком. В той общей фор­муле, которую дает т. Стучка, право фигурирует уже не как специ­фическое социальное отношение, но как все вообще отношения, как система отношений, отвечающая интересам господствующего класса и обеспеченная его организованной силой. Следовательно, в этих классовых рамках право как отношение неотличимо от соци­альных отношений вообще, и т. Стучка уже не в состоянии отве­тить на ядовитый вопрос проф. Рейснера, каким образом социаль­ные отношения превращаются в юридические институты или ка­ким образом право превращается в самого себя"2.

В определении Стучки действительно не выделена специфика права. Говоря о классовом содержании правовой формы, данное определение не объясняет, почему это содержание принимает именно правовую, а не какую-то иную форму. Для доказательства юридич-ности, правового характера этой формы (системы, порядка) отно­шений Стучке не остается ничего другого, как от своего классового социологизма обратиться, подобно другим (отвергаемым им) пози­тивистам, к государственной власти как правосозидающему источ­нику и правоопределяющей силе. Настойчивые при этом ссылки Стучки (в отличие от других позитивистов) на классовый характер государственной власти лишь демонстрируют, что классовый со­циологизм в его подходе довольно эклектически сочетается с клас­совым позитивизмом при трактовке вопросов экономики, права, закона, государства и т. д.

1 Пашуканис Е.В. Избранные произведения. С. 57—58, сноска 14. z Там же. С. 75.

8*

224 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Пашуканис же стремится удержаться на позициях того клас­сового социологизма, согласно которому право и государство — это соответствующие (правовая, публично-политическая) формы эко­номико-стоимостных, товарно-меновых, т. е. по сути и классовому характеру — буржуазных отношений. Классовость права и госу­дарства для Пашуканиса (как и у Маркса), концептуально говоря, это их буржуазность, отсюда и необходимость их отрицания, "от­мирания" и т. д., и принципиальная невозможность "пролетарского права", "пролетарского государства" как каких-то новых (после-буржуазных) типов права и государства.

Более или менее последовательное развитие этой позиции в книге "Общая теория права и марксизм" удается Пашуканису лишь постольку, поскольку он (как и Маркс в "Капитале") остается там, по его словам, на "территории врага"1, критикует буржуазные об­щественные отношения и буржуазное право, конкретно не анали­зирует проблемы послебуржуазного, пролетарского строя. Как только он переходит к этой советской тематике (уже в самой этой книге, но особенно сильно — в последующих выступлениях и публикациях), в его суждениях начинается заметный крен в сторону классового позитивизма, приспособления своей позиции к целям оправдания отношений, институтов и норм диктатуры пролетариата и его зако­нодательства.

Так, в статье 1927 г. "Марксистская теория права" Пашука­нис, отвечая на критику Стучки2, признает, что целый ряд право­вых проблем остались в его книге вне поля зрения. "Такова, напри­мер, — отмечает Пашуканис, — проблема права переходного вре­мени, или советского права, которую поставил во весь рост т. Стуч-ка, что и принадлежит к числу его крупных заслуг в теории пра­ва"3. И еще шаг в сторону классового (советско-правового) позити­визма: "Повторяю, что большой заслугой т. Стучки является неус­танное подчеркивание им особой, специфической природы совет­ского права, вытекающей из его революционного происхождения, в противовес всяким попыткам рассматривать наше советское право как наиболее полное завершение неких "социальных" тенденций, наблюдающихся в буржуазном правопорядке"4.

Пашуканис, таким образом, переходит здесь к признанию на­личия нового (послереволюционного и послебуржуазного) "совет­ского права" с "особой, специфической природой". Вместе с тем это "советское право" он — для сохранения хотя бы внешней, словес­ной видимости своей концептуальной последовательности — не на-

1 Там же. С. 56.

2 См.: Стучка П.И. Государство и право в период социалистического строительства // Революция права, 1927, № 2.

3 Пашуканис Е.Б. Избранные произведения. С. 188—189.

4 Там же. С. 189.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

зывает "пролетарским правом". Но эти словесные ухищрения сути дела не меняют: согласно концепции Пашуканиса, всякое право по своей природе — буржуазное право, и если за "советским правом" теперь им признается "особая, специфическая природа", это по существу означает и отход от данной концепции, и признание "про­летарского права". Ведь для Стучки и других авторов "советское право" это и есть "пролетарское право".

Признание особого "советского права" требует от Пашуканиса корректировки и в вопросе об "отмирании права". Открещиваясь от не без оснований приписывавшихся ему представлений о непосред­ственном переходе от "буржуазного права к неправу" и подчерки­вая принципиальную противоположность между подлинным (при капитализме) и неподлинным (после пролетарской революции) бур­жуазным правом, между буржуазным правом без кавычек и в ка­вычках (все дело, оказывается, в кавычках!), Пашуканис пишет: "Отмирать может только это не подлинное буржуазное право, "бур­жуазное право" в кавычках. Право же буржуазного государства, защищаемое силой последнего, может быть только уничтожено ре­волюцией пролетариата"1.

Во-первых, Пашуканис здесь явно подменяет проблему: речь должна идти не о "праве буржуазного государства" (т. е. не о позитивном законодательстве, об актах свергнутых правительств и т. д.), а о том буржуазном праве как форме экономико-стоимост­ных, меновых отношений, после которого (по Марксу, Ленину и Па­шуканису) не может и не должно быть никакого другого типа, ни­какой другой формы права. Нельзя же иметь одно правопонима­ние (одно понятие права) "на территории врага", другое — на своей территории, специально для диктатуры пролетариата.

Во-вторых, Пашуканис, признавая "советское право", оконча­тельно запутывает пресловутую проблему "отмирания" права, по­скольку "современное советское право" оказывается у него отлич­ным и от "неподлинного буржуазного права". "Классовая, функ­циональная характеристика этого права, — пишет Пашуканис, имея в виду это неподлинное буржуазное право без буржуазии, — и не только этого, но и нашего современного советского права, отвечаю­щего более низкой ступени развития, чем та, которую Маркс имел в виду в "Критике Готской программы", принципиально отлична, противоположна такой же характеристике подлинного буржуазно­го права"2.

Выходит, что "современное советское право" с особой, специ­фической природой разовьется затем в то неподлинное буржуазное право (в буржуазное "равное право", по Марксу и Ленину), которое и "отомрет". Вся эта путаная и искусственная конструкция призва-

1 Там же.

2 Там же.

226 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

на соединить несоединимое: признание "советского права" правом (т. е., по Марксу и Пашуканису, буржуазным феноменом) и вместе с тем отрицание его буржуазной природы, его подлинности и т. д.

Если "советское право" является правом, имеет свою особую, специфическую природу, принципиально отлично от буржуазного права по своим функциям и т. д., то зачем в таком случае вообще именовать его буржуазным правом (в кавычках или без кавычек)? Разве что для видимости, будто все идет "по Марксу" и именно там, где это явно не так. Если же под "современным советским правом" имеется в виду нэповское право, т. е. допущенное в совет­ское время урезанное, ограниченное, подконтрольное, но все же подлинное буржуазное право (а вовсе не предсказанное Марксом буржуазное "равное право"), то говорить о какой-то особой приро­де "советского права" нет никаких оснований.

Применительно ко всему послереволюционному (советскому, пролетарскому) периоду речь должна идти о разграничении, прин­ципиальной противоположности и т. д. не между подлинным и не­подлинным буржуазным правом, не между буржуазным правом в кавычках и без кавычек, а между подлинным правом и правом не­подлинным, между правом без кавычек и правом в кавычках, сло­вом — между правом и неправом, которое советскими идеологами выдавалось за право по тем или иным практическим, политиче­ским, идеологическим и доктринальным соображениям и мотивам.

По существу так же речь должна идти о принципиальном раз­личии между двумя противоположными типами организации по­литической власти в стране — в правовой или неправовой формах, в виде публичной (публично-правовой), государственной власти или в виде внеправового, непосредственного классового господства, дик­татуры пролетариата с монополизацией политической власти в руках коммунистической партии.

Или право и государство (публично-политическая, государст­венная власть), или неправо и негосударство (диктатура класса, классово-политическая, партийно-коммунистическая власть). "По­лугосударство" так же невозможно, как и "полуправо". Это (и теоретически, и реально-исторически, по логике и по опыту) лишь вербальные идеологические кентавры, слова-метафоры, за кото­рыми скрываются неправовые и негосударственные властные ин­ституты и приказные нормы прямого классового господства, дикта­туры пролетариата, монопольного политического правления ком­мунистической партии.

Поскольку для Пашуканиса (вслед за Марксом) государство, право, мораль и т. д. — "суть формы буржуазного общества"1, то ясно, что в послереволюционном, небуржуазном, пролетарском, со­циалистическом обществе для них нет места и условий. Но там, где

Там же. С. 152.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

эти буржуазные формы были все-таки вынужденно допущены при нэпе, там мы имеем дело с подлинными буржуазными феноменами в их неподлинном существовании, функционировании, использовании.

Действительно в условиях социализации и диктатуры проле­тариата всякое правовое (равным образом и публично-властное, государственное) начало неизбежно оказывается и может быть по сути лишь чем-то буржуазным, антипролетарским, антисоциали­стическим, антидиктатурным, антипартийным, антисоветским.

Отсутствие подлинного права и государства при диктатуре пролетариата Пашуканис (как и другие марксистские авторы) по существу пытался изобразить как наличие нового, "неподлинного", советского права и государства. Причем это фактическое отсутст­вие права и государства посредством идеологической филологии (с помощью кавычек и чисто словесных конструкций вроде "непод­линного" права, "права" и "государства" в кавычках, "полугосу­дарства", "буржуазного" права в кавычках и т. д.) выдается за их "отмирание".

Весь этот идеологический туман с мнимым "отмиранием" от­сутствующих феноменов постоянно витал над всем марксистским подходом к судьбам права и государства после пролетарской рево­люции и определял тот неизменный горизонт советского правове­дения и государствоведения, под сводами которого все зависело от изменчивой политической конъюнктуры.

В этой системе координат логически последовательная теория просто невозможна, и пример Пашуканиса в этом плане весьма показателен. Признание им наличия "советского права" и "проле­тарского государства"1, с одной стороны, искажало реалии дикта­туры пролетариата, позитивистски и примиренчески этатизирова-ло и юридизировало их, а с другой стороны, прямо противоречило тому его марксистско-социологическому подходу, положения кото­рого (в той или иной конъюнктурной модификации) он продолжал повторять и отстаивать. Все это еще больше запутывало обсуждае­мые вопросы, поскольку повторяемые им общеконцептуальные по­ложения (заимствованные у Маркса), представляя собой пролетар-ско-идеологическую критику буржуазного права и государства, коммунистическое отрицание права и государства вообще как бур­жуазных явлений и категорий, вовсе не годились в качестве теории (или компонентов теории) нового послебуржуазного, пролетарского государства и права, каковых как раз и не было ни в марксистском прогнозе, ни в реальной действительности.

Для двойственности, внутренней противоречивости позиции Пашуканиса очень характерно то обстоятельство, что признание "советского права" сочетается у него с отрицанием в нем собствен­но правовых (т. е. подлинно буржуазно-правовых) элементов в ус-

1 Там же. С. 184.

I

228 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ловиях частичного и временного допущения буржуазного права вместе с буржуазным укладом при нэпе.

В духе ленинского положения ("мы ничего частного не призна­ем") Пашуканис, обосновывая ограничительное толкование статей 1 и 4 ГК РСФСР в вопросе о субъективной правоспособности (т. е. по сути — антиправовое толкование этих общих статей), в упомя­нутой публикации 1927 г. подчеркивал: "... Мы не признаем ника­кой абсолютной правоспособности, никаких неприкосновенных субъективных частных прав. Ибо эта неприкосновенность есть не­прикосновенность капиталистической эксплуатации, а наша Ок­тябрьская революция подрубила корни этой эксплуатации (нацио­нализация земли, банков, крупной промышленности, транспорта, внешней торговли и т. д.) и оставила в наследство задачу выкорче­вать капитализм окончательно. Закон того государства, которое ставит себе эту задачу, не может признавать абсолютных и не­прикосновенных частных прав, — это не может вызывать никаких сомнений"1.

Все это действительно не вызывает никаких сомнений в отно­шении и частных прав, и тем более — публичных прав индивидов. Но если это так даже в ситуации нэповской рецепции элементов подлинного (буржуазного) права, то о каком "советском праве" (о "праве" без реального субъекта права, правоспособности, право-субъектности и т. д.) и о каком "пролетарском государстве" (о "по­лугосударстве" без публично-правовой власти) может идти речь?

Не вызывает сомнений и неправовой характер велений и уста­новлений диктатуры пролетариата — "закона того государства", цель которого — выкорчевывание капитализма и права. Правовое значение закона "пролетарского государства", а вместе с тем и пра­вовое содержание "советского права" в предлагаемом Пашукани-сом толковании ГК РСФСР носят чисто негативный (антиправовой, правоотрицающий) характер. Об этом свидетельствует и тот поли­тико-идеологический принцип (интересы победы социализма), ко­торый он обосновывает в качестве высшего критерия при толкова­нии допущенных при нэпе гражданских прав. "За истекшее с 1921 г. время, — отмечал он в 1927 г., — наше "продвижение к социализму на рельсах нэпа" как-никак сделало значительный шаг вперед, и теперь уже давно пришла пора для советского юриста сделать вер­ховным критерием в своей догматической и правно-политической установке не развитие производительных сил само по себе, но пер­спективу победы социалистических элементов нашего хозяйства над капиталистическими"2.

Получается абракадабра, не лишенная, однако, сходства с ре­альностью: советский закон при нэпе предоставляет частнохозяй-

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

1 Там же. С. 184.

2 Там же. С. 186.

ствующим индивидам гражданские права, которыми они, однако, должны пользоваться не в своих интересах и даже не для развития производительных сил, а для победы социализма над самими эти­ми индивидами как "капиталистическими элементами". И такую обязанность действовать "себе в убыток", вопреки смыслу граж­данской правосубъектности и вообще гражданского права, Пашу­канис (не говоря уже о других авторах — убежденных позитиви­стах), сторонник правосубъектной концепции права (правда, толь­ко для ненавистного ему буржуазного права), характеризует как право, как "наше советское право"!

Не проще ли в таком случае считать новым (пролетарским, советским) "правом" наличный классовый порядок (Стучка и его сторонники) или веления, законы, нормы (Козловский, Подволоц-кий и другие откровенные советские легисты), устанавливаемые представителями диктатуры пролетариата? К чему все тонкости о праве как форме экономико-стоимостных отношений, если все, что прикажут (в виде декрета, закона, инструкции или другого акта), — это и есть право? Никакого, ведь, критерия не остается (не только у Стучки или Подволоцкого, но и у Пашуканиса) для того, чтобы от­личить право от неправа, государство от диктатуры, публичную власть от партийного правления, закон "пролетарского государст­ва" от правового закона, наличие советского права от отсутствия права вообще, "отмирание" права от его прямого отрицания и на­сильственной ликвидации.

Основной недостаток всего подхода Пашуканиса к собственно­сти, праву, государству, морали и т. д. состоит в том, что он, строго говоря (подобно другим "марксистам-правовикам"), не теоретик, а идеологический критик, и он, следовательно, развивает не теорию (в собственном смысле этого понятия) собственности, права, госу­дарства, морали и т. д., а лишь марксистскую, классово-пролетар­скую идеологическую критику этих объектов как лишь классово чуждых феноменов, абсолютно лишенных какой-то самостоятель­ной ценности, объективных свойств, внеклассового значения, како­го-то общечеловеческого и социально-культурного смысла. Причем эта критика носит радикально-негативный характер и нацелена на полное отрицание соответствующих явлений, позитивное содержа­ние и значение которых полностью игнорируются и остаются вне поля видения такого идеологического подхода. И даже там, где, согласно данной идеологии, на время (до полного "отмирания") что-то и допускается из "старого", то лишь как неизбежное зло, ис­пользуемое к тому же для целей ускорения процесса его полного отмирания.

Правопонимание при таком негативном подходе к праву вооб­ще с позиций коммунистического отрицания его как буржуазного феномена по сути дела предстает как правоотрицание. Познание права подчинено здесь целиком целям его дискредитации и пре-

230 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

одоления. Это антиюридическое мировоззрение нашло свое вопло­щение и реализацию в правовом нигилизме всей послереволюцион­ной теории и практики социальной регуляции.

Отмеченный недостаток было бы, конечно, некорректно адре­совать в виде личного упрека Пашуканису или какому-то другому марксистскому, коммунистическому автору. Весь этот антиюри-дизм, внутренне присущий в целом марксистскому подходу к пра­ву, социально-исторически и идеологически обусловлен тем, что социалистическое отрицание капитализма действительно включа­ет в себя преодоление вместе с буржуазным правом всякого пра­ва вообще. И марксизм верно отразил этот момент. Но историче­ская (и вместе с ней и идеологическая) иллюзия состояла в маркси­стском представлении, будто социализм — это первая, низшая фаза коммунизма, за которой последует высшая фаза — полный комму­низм, будто социализм как переходный период поведет к комму­низму как новому строю, будто после социализма как переходного строя с обобществленными средствами производства реально воз­можен еще и другой, не переходный, а постоянный и даже вечный коммунистический строй, словом, будто реально возможен комму­низм как нечто иное, чем социализм (т. е. отрицание капитализма, уничтожение частной собственности на средства производства, их обобществление в политизованной форме "огосударствления" и т. д.).

Сегодня можно сказать, что действительное историческое раз­витие социализма развеяло эти иллюзии. Исторические реалии свидетельствуют об объективной невозможности на базе обобщест­вления средств производства какого-то другого строя, нежели тот реальный социализм, который исторически был построен. Преж­ние, априорные представления о коммунистическом продолжении и совершенствовании социализма, о коммунистической перспекти­ве развития социализма в свете опыта реальной истории предста­ли как простая оптимистическая версия идеологов коммунизма о дальнейшем прогрессирующем улучшении идеализированного со­циализма и его самодвижении в направлении к утверждению, на­конец-то, всеобщего и полного счастья на земле.

Как идеал грядущего счастья, как нечто сверхсоциалистиче­ское коммунизм оказался очередной великой утопией. Но как строй с верифицируемыми земными, социально-экономическими харак­теристиками (отрицание частной собственности, обобществление средств производства, всеобщность труда, коллективизм и т. д.) ком­мунизм, можно сказать, уже практически осуществлен вместе с социализмом, поскольку ничего другого (кроме детских фантазий о всеобщем и полном счастье), объективно реализуемого в социаль­ной действительности, в идее коммунизма по существу нет. Так что реально-исторически говоря, практически возможный коммунизм (вместе с социализмом) уже позади, а не впереди. Социализм стро­ился коммунистический, коммунизм оказался социалистическим.

Глава 1. "Новое право": основные направления интерпретаций

Но все стало проясняться лишь после строительства социа­лизма и десятилетий упорнейших и безуспешных попыток заста­вить реальный (и практически единственно возможный антикапи­талистический) социализм двигаться к идеальному коммунизму. Социализм (а вместе с ним и реально возможный на земле комму­низм) действительно оказался переходным строем — временем ли­квидации частной собственности, обобществления средств произ­водства, практической проверки идеологической гипотезы об иде­альном коммунизме и настойчивых поисков несуществующих пу­тей к нему.

Но как исторически переходный строй социализм (и весь по­рыв к коммунизму) может иметь лишь такую будущность, которая объективно подготовлена им и настоятельно диктуется обществен­ными потребностями движения к настоящему праву, свободе, соб­ственности и государственности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 543 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.