Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пецифика различных видов социальных норм




¬ обществе, нар€ду с правом, действуют и другие виды соци≠альных норм Ч моральные, нравственные, корпоративные, эстети≠ческие, религиозные и т. д.

—оциальные нормы представл€ют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществл€етс€ регул€ци€ поведе≠ни€ и^общественных отношений людей. ќни в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упо≠р€дочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведени€ социально необходимым правилам. “ем самым соци≠альные нормы выступают в качестве мощного фактора сознатель≠ного и целенаправленного воздействи€ социальной общности на об≠раз, способ и формы жизнеде€тельности людей.

»сторическое развитие и смена различных типов и форм об≠щественной жизни сопровождались существенными изменени€ми также и в системе социальной регул€ции. ќтмирали одни и возни≠кали другие виды социальных норм, измен€лись соотношение, взаи≠мосв€зи и формы взаимодействи€ социальных норм (моральных,

1 ѕодробнее освещение этой темы дано в IV разделе.

√лава 8. ѕраво в системе социальных норм

религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.), их ре≠альное содержание, место, роль и значение в системе социальных регул€торов, механизмы их функционировани€, способы и средст≠ва их защиты и т. д.

¬ажную роль в системе социальной регул€ции со времени его по€влени€ стало играть право. ѕри всей своей относительной само≠сто€тельности право, как и другие виды социальных норм, осуще≠ствл€ет свои специфические регул€тивные функции не изолиро≠ванно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодейст≠вии с другими социальными регул€торами.

¬ы€вление специфики различных социальных норм €вл€етс€ вместе с тем необходимой предпосылкой дл€ у€снени€ смысла, со≠держани€ и характера соотношени€ правовых и неправовых норм в рамках выполн€емых ими функций социальной регул€ции, объ≠ективных оснований и критериев известного "разделени€ труда" и "сфер вли€ни€" между ними и т. д. —истемна€ целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих над≠лежащую регул€цию общественных отношений и нормальную жиз≠неде€тельность общества, Ч это определенный синтез их своеобра≠зи€, их особенных свойств и возможностей. ѕоэтому поиски опти≠мальных вариантов сочетани€ правовых форм воздействи€ с регу≠л€тивными возможност€ми других социальных норм €вл€ютс€ од≠ной из центральных задач всей социальной политики.

¬ процессе взаимодействи€ и взаимовли€ни€ различных ви≠дов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религи≠озных и т. д.) каждый из них, сохран€€ свою специфику, выступает в качестве регул€тора особого рода. Ќар€ду с общими чертами со≠циальные регул€торы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Ѕез таких особенностей нельз€ было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регул€ции.

“ак, отличительна€ особенность вс€кой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Ёта особенность религии как формы общественного сознани€ определ€ет специфику религи≠озных норм и их своеобразие в качестве социального регул€тора! ќтсюда и такие характеристики религиозных предписаний и за≠претов, как их божественное происхождение (их данность непо≠средственно богом или пророками, служител€ми культа и т. д.),1 религиозные средства их защиты (посредством сверхъестествен≠ных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. п.).

¬идовое отличие эстетических норм заключаетс€ в том, что' они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному). '

—ложившиес€ в данной культуре формы, типы и образы пре-* красного и безобразного (по преимуществу Ч в области искусства/ но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике/

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

морали, праве и т. д.), приобрета€ нормативное значение (в качест≠ве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспита≠тельное и регул€тивное воздействие на чувства, вкусы, представ-лени€, поступки и взаимоотношени€ людей, на весь строй и образ их личной и публичной жизни. Ёстетически одобренные вкусы, цен≠ности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включа€ и правовую) образуют в рамках сложившейс€ куль≠туры то "поле прекрасного", которое в качестве прит€гательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бы≠ти€ и реализации иных социальных норм, на способы функциони≠ровани€ других видов соционормативной регул€ции.

ќтличительна€ особенность морали состоит в том, что она вы≠ражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосоз≠нательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношени€х и делах.

¬ этических €влени€х присутствуют два момента: 1) личност≠ный момент (внутренн€€ свобода индивида и самосознательна€ мотиваци€ им правил морального поведени€ и моральных оценок); 2) объективный, внеличностный момент (сложившиес€ в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрени€, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). ѕер≠вый из отмеченных моментов относитс€ к характеристике морали, второй Ч нравственности.  огда говор€т о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравствен≠ности (о групповых и общесоциальных нравах, ценност€х, воззре≠ни€х, отношени€х, нормах и установлени€х).

¬ сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегул€тора поведени€ индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участи€ в социальной жизни и общественных отношени€х. Ќравственные нормы выступают в качестве внешних регул€торов поведени€. “ам, где индивид при≠н€л, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллектив≠ные нравственные представлени€, ценности, нормы и руководству≠етс€ ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласован≠ное действие обоих регул€торов Ч морального и нравственного.

ќсобым видом социальных норм €вл€ютс€ корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединени€ми и регулирующие отношени€ между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединени€х, которые состо€т из уча≠стников и не имеют членства).

«акрепленные в уставе и иных документах общественного объ≠единени€ (политической партии, профсоюза, органа общественной самоде€тельности и т. д.) нормы (о пор€дке формировани€ и полно≠мочи€х руковод€щих органов, пор€дке внесени€ изменений и до-полнений в устав, о правах и об€занност€х членов и участников

√лава 8. ѕраво в системе социальных норм

объединени€ и т. д.) распростран€ютс€ лишь на членов и участни≠ков данного общественного объединени€ и об€зательны только дл€ них. Ќарушение этих корпоративных норм влечет применение со≠ответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждени€, выговора до исключени€ из организации).

 орпоративные нормы (по своему регул€тивному значению, сфере действи€, кругу адресатов и т. д.) Ч это групповые нормы внутриорганизационного характера. ” них нет всеобщности и об≠щезначимости права и общеоб€зательности закона. ѕо своей сути, корпоративные нормы Ч это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использовани€ и реализации конституционных прав граждан на объединение, при≠чем создание и де€тельность общественных объединений, включа€ их нормотворчество, должны осуществл€тьс€ на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требовани€ми права и право≠вой формы общественных отношений (соблюдение принципа пра≠вового равенства, добровольности, взаимосв€зи прав и об€занно≠стей и т. д.).

ѕоказательно в этой св€зи, что, согласно ‘едеральному зако≠ну –оссийской ‘едерации "ќб общественных объединени€х" (при≠н€т √осударственной ƒумой 14 апрел€ 1995 г.), члены и участники общественных объединений Ч физические и юридические лицаЧ имеют равные права и несут равные об€занности. Ќарушение об≠щественным объединением этих и целого р€да иных требований закона может повлечь за собой (по решению суда) приостановление его де€тельности и даже его ликвидацию.

¬се эти социальные регул€торы (право, мораль, нравственность, религи€ и т. д.) нормативны, и все социальные нормы имеют свои специфические санкции. ѕричем специфика этих санкций обуслов≠лена объективной природой и особенност€ми этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) соци≠альной регул€ции.

“аким образом, не особенности санкций исходно определ€ют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различи€ разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

—пецифика права, его объективна€ природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной ре≠гул€ции представлены в принципе формального равенства. — пози≠ций такого юридического подхода, именно объективна€ специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определ€ет своеобразие санкции закона (его обще≠об€зательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальна€ принудительность обусловливает и порождает

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

–азвиваема€ нами теори€ различени€ права и закона (пози≠тивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешени€ права с моралью, нравст≠венностью и другими видами неправовых социальных норм. «десь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость Ч это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нрав≠ственности, религии и т. д. Ёто особенно важно подчеркнуть пото≠му, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учени€ о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, напри≠мер, считают требовани€ справедливости, свободы, равенства мо≠ральными, нравственными, религиозными требовани€ми.

»менно в русле такого подхода легисты свод€т право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличи≠тельную особенность. ѕо такой логике получаетс€, что посредством принуждени€ (принудительной санкции) официальна€ власть мо≠жет неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по сво≠ему усмотрению и произволу превратить в право. — помощью принуждени€ (приказа власти), согласно легизму, решаютс€, та≠ким образом, задачи не только субъективного характера (формули≠рование норм законодательства), но и объективного плана (форми≠рование, создание самого права), а также собственно научного про≠фил€ (установление и вы€снение специфики права, его отличи€ от иных социальных норм и т. д.).

ѕрошлые и современные приверженцы юридико-позитивист-ского подхода, отождествл€€ право и закон, свод€т проблему соци≠ального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регул€≠тивном значении норм законодательства. ѕраву при этом придает≠с€ узкое технико-инструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подход€щее средство дл€ осуществлени€ социального управлени€, регламентации и контро≠л€. ѕричем выбор тех или иных форм и направлений правовой регул€ции оказываетс€, согласно такому подходу, результатом во≠левого решени€ законодател€, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм Ч волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к цел€м той или иной концепции со≠циальной инженерии.

“акой односторонний инструментально-технический взгл€д на право, игнориру€ его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к вы€снению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общест≠венно необходимых св€зей с другими социальными нормами и т. д.

√лава 8. ѕраво в системе социальных норм

—убъективистска€ манипул€ци€ арсеналом социальных норм, сопровождаема€ искусственной поддержкой и активизацией одних регул€торов и произвольным подавлением или вытеснением дру≠гих, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегул€тивных потребностей и целей. Ќо по существу и в более или менее долгосрочной перспек≠тиве подобное субъективно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регул€тивно "сильные", силовые нормы, игно≠рирование социальной ценности, объективных границ и специфики различных видов норм, подмена регул€торов и перекладывание регул€тивных функций одних норм на другие и т. д.) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регул€тивных возможностей, к нарушению и бездействию системных св€зей и разрушению целостности различ≠ных видов социальных норм общества, к развалу единого механиз≠ма социальной регул€ции и постепенному распаду всего соционор-мативного пор€дка.

Ћишь с учетом объективной природы и своеобрази€ различ≠ных видов социальных норм, их специфических свойств и качеств возможно эффективное воздействие на процесс социальной регу≠л€ции. ќтсюда очевидно первостепенное значение проблемы спе≠цифики права (в соотношении с другими видами социальных норм) дл€ конкретизации представлений о его действительном месте в соционормативной системе и его подлинной роли как регул€тора особого вида.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 667 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2145 - | 1899 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.