Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√носеологи€ легизма




¬ основе лигистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признани€ (и знани€) в качестве права лишь того, что €вл€етс€ приказанием, принудительно-об€зательным установлением официальной власти.

¬ силу такой позитивистско-прагматической ориентированности легистска€ гносеологи€ зан€та у€снением и рассмотрением двух основных эмпирических фактов: 1) вы€влением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-об€зательных установлений) официальной власти, т. е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона) и 2) вы€снением мнени€ (позиции) законодател€, т. е. нормативно-регул€тивного содержани€ соответствующих приказаний власти как источников (форм) действующего права.

Ћегизм (во всех его вариантах Ч от старого легизма и этатистского толковани€ права до современных аналитических и нормати-

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

вистских концепций юридического позитивизма) отождествл€ет право и закон (позитивное право), сводит право к закону, отрывает закон как правовое €вление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливаю-щей власти. ѕоэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон (позитивное право), неизбежно сводитс€ при таком правопонимании к принудительному характеру права. ѕричем эта принудительность трактуетс€ не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный правооб-разующий и правоопредел€ющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. —ила власти здесь рождает насильственное, приказное право.

»стина о праве, согласно легистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодател€ (суверена, государства). ѕоэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер мнени€, хот€ и официально-властного мнени€.

ѕо логике такого правопонимани€, одна только власть, создающа€ право, действительно знает, что такое право и чем оно отличаетс€ от неправа. Ќаука же в лучшем случае может адекватно постигнуть и выразить это воплощенное в законе (действующем праве) властно-приказное мнение.

“еоретико-познавательный интерес юридического позитивизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. ¬се, что выходит за рамки эмпирически данного позитивного права, все рассуждени€ о сущности права, идее права, ценности права и т. д. позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значени€.

ќсобо остро позитивисты критикуют естественноправовые учени€. ѕричем к естественноправовым они чохом относ€т все концепции различени€ права и закона, все теоретические рассуждени€ о праве, расход€щиес€ с положени€ми закона. ѕозитивистска€ гносеологи€ тем самым по существу отвергает теорию права и признает лишь учение о законе, предметом которого €вл€етс€ позитивное право, а целью и ориентиром Ч догма права, т. е. совокупность непреложных основных положений (усто€вшихс€ авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем (позитивном) праве, о способах, правилах и приемах его изучени€, толковани€, классификации, систематизации, комментировани€ и т. д.

 онечно, изучение, комментирование, классификаци€ и иерар-хизаци€ источников позитивного права, вы€вление их нормативного содержани€, систематизаци€ этих норм, разработка вопросов юридической техники, приемов и методов юридического анализа и т. д., т. е. все то, что традиционно именуетс€ юридической догматикой (догмой права) и относитс€ к особой сфере профессиональной компетентности, мастерства и "ремесла" юриста, представл€ют со-

√лава 6. ѕравова€ гносеологи€

бой важную составную часть познани€ права и знани€ о действующем праве. Ќо позитивистское ограничение теории права разработкой догмы права по существу означает подмену собственно научного исследовани€ права его профессионально-техническим описательством, сведение правоведени€ к законоведению.

ѕозитивистска€ гносеологи€ закона (действующего права) при этом ориентирована не на познание сущности закона, не на получение какого-то нового (отсутствующего в самом фактически данном законе) знани€ о действующем праве, а на адекватное (в юри-дико-догматическом смысле) описание его как собственно уже познанного и знаемого объекта. ¬се знание о праве, согласно такому правопониманию, уже официально дано в самом позитивном праве, в его тексте, и основна€ проблема позитивистского учени€ о праве состоит в правильном толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегос€ в этом тексте официально-правового знани€, мнени€ и позиции законодател€.

— этим св€зан и повышенный интерес позитивистов (особенно представителей аналитической юриспруденции) к лингвистическим и текстологическим трактовкам закона при €вном игнорировании его правового смысла и содержани€. ѕри таком подходе юридическа€ гносеологи€ подмен€етс€ легистекой лингвистикой, согласно которой разного рода непозитивистские пон€ти€, идеи и концепции (типа сущность права, иде€ права, естественное право, неотчуждаемые права человека и т. д.) Ч это лишь ложные слова, €зыковые иллюзии и софизмы, результат неверного словоупотреблени€.

ѕодобные взгл€ды развивал уже €рый позитивист ». Ѕентам, оказавший заметное вли€ние на становление аналитической юриспруденции (ƒ. ќстин и др.). ≈стественное право Ч это, согласно его оценке, словесна€ фикци€, метафора, а неотчуждаемые права человека Ч химера воображени€.

Ќачатое Ѕентамом "очищение" €зыка юриспруденции от подобных "обманных" слов было продолжено последующими позитивистами, особенно последовательно Ч в кельзеновском "чистом" учении о праве.

ƒальше всех в этом направлении пошел русский дореволюционный юрист ¬.ƒ.  атков. –еформиру€ юриспруденцию с помощью "общего €зыковедени€", он даже предлагал вовсе отказатьс€ от слова "право" и пользоватьс€ вместо него словом "закон", поскольку, как утверждал он, в реальности "нет особого €влени€ "право"1".

ёридическое правопонимание признает теоретико-познавательное и практическое значение лингвистического, текстологического (герменевтического), структуралистического, логико-аналити-

1  атков ¬.ƒ. –еформированна€ общим €зыковедением логика и юриспруденци€. ќдесса, 1913. —. 391, 407.

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

ческого, юридико-догматического направлений, приемов и средств исследований проблем права и закона. Ќо в рамках юридического подхода к праву речь идет не о сведении права к закону и теории права к учению о законе и догме позитивного права, а об использовании всей совокупности гносеологических приемов, средств и возможностей в процессе всестороннего познани€ права дл€ получени€ достоверного и истинного знани€ о праве и законе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1304 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

308 - | 300 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.