Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщее благо как категори€ права




ѕон€тие "общего блага" относитс€ к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. —ам термин "bonum сотгфте" (общее благо), утвердившийс€ в средние века, встречаетс€ впервые у —енеки, однако данное пон€тие по существу разрабатывалось уже древнегреческими авторами (ƒемокрит, ѕлатон, јристотель и др.), а затем ÷ицероном и римскими юристами. Ѕольшое внимание идее общего блага удел€ли мыслители средневековь€ и нового времени (‘ома јквинский, √роций и др.).

–€д содержательных положений, сыгравших важную роль в формировании пон€ти€ "общее благо", был разработан древнегреческими мыслител€ми, особенно јристотелем. “ак, в своем учении о политике јристотель отмечал, что политика Ч наука о высшем благе человека и государства Ч полиса (Ётика, I, 1). ѕри этом под "высшим благом" в телеологическом подходе јристотел€ по существу имеетс€ в виду во многом то же самое, что в дальнейшем стали называть "общим благом". √осударство (полис), по јристотелю, Ч высша€ форма общени€, и в этой политической форме общени€ и организации жизни людей все остальные формы общени€ (семь€, селение) достигают своего завершени€. ¬ государстве (политической форме общени€) завершаетс€ генезис политической природы человека, и человек, согласно јристотелю, достигает своей высшей цели (благой жизни). √осударство (полис) и представленные в нем высшее благо и справедливость €вл€ютс€ выражени€ми политической природы человека и тем самым нос€т естест-венноправовой характер.

"ќбщее благо" у римских авторов (у ÷ицерона, —енеки, римских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у јристотел€, коренитс€ в естественном праве и €вл€етс€ выражением естественно-правовой справедливости. –еальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера Ч объективна€ природа человека, поскольку человек по природе своей Ч существо политическое (јристотель), социальное (римские авторы). ѕричем эти характеристики природы человека как политиче-

√лава 7. ёридическа€ концепци€ общего блага

ской или социальной в данном контексте имеют идентичный смысл, поскольку в обоих случа€х речь идет о справедливом способе (с позиций естественного права) выражени€ и защиты блага всех членов социума (сообщества) в услови€х его политической (государственной) формы организации.

ќбщее благо членов данного социально-политического сообщества Ч это благо всех его членов на основе естественноправового (и, следовательно, общесправедливого) признани€ блага каждого. ѕо своей естественноправовой сути общее благо всех и благо каждого Ч это одно и то же. ƒл€ признани€, реализации и защиты такой концепции общего блага объективно необходимы (в силу объективной социально-политической природы человека) обща€ власть (государство) и общеоб€зательные законы, соответствующие тем же всеобщим требовани€м естественного права и естественноправовой справедливости. ѕри этом государство, выражающее и защищающее общее благо, представл€ет собой "дело народа" (res populi) и одновременно "общий правопор€док" (÷ицерон). јналогично обстоит дело и в естественноправовой концепции государства (полиса) јристотел€.

— позиций естественноправовой трактовки общее благо, государство и законы Ч это необходимые формы выражени€ объективной природы человека как существа социального (политического) и разумного. «десь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. –азумно пон€та€ социальность (политичность) человека Ч это общее благо, государство и законы, соответствующие требовани€м естественного права.

ќбща€ социальность (политичность) и разумность людей, лежаща€ в основе концепции общего блага, предполагает свободу и равенство людей как членов данного социального (и политического) целого, как субъектов этого "общего правопор€дка". ѕри этом антична€ концепци€ общего блага исходит из делени€ людей на свободных и несвободных. Ќесвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопор€дка" и субъектов права вообще. ’ристианство как религи€ свободы сыграла всемирно-историческую роль в преодолении этого коренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Ёто принципиальное обсто€тельство нашло свое отражение и в соответствующих христианских доктринах естественного права, общего блага, справедливости, государства.

ќбщее благо Ч это признание и результат естественноправового равенства индивидуальных благ. ¬ концепции общего блага, таким образом, представлена правова€ модель вы€влени€, согласовани€, признани€ и защиты различных, во многом противоречащих-друг другу интересов, прит€заний, воль членов данного сообщества

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

в качестве их блага, возможного и допустимого с точки зрени€ единой и равной дл€ всех правовой нормы. Ћишь согласуемые, с позиций такой общей правовой нормы, различные интересы разных лиц могут быть квалифицированы как благо индивидов и общее благо. ѕон€тие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себ€, таким образом, различные интересы, прит€зани€, воли различных субъектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите- -ри€м правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в: рамках общего правопор€дка. ¬ этом смысле можно сказать, что пон€тие "благо" Ч это юридически квалифицированный интерес (прит€зание, вол€ и т. д.).

—огласно концепции общего блага, в многообразии сталкивающихс€ между собой различных целей, интересов, прит€заний, воль членов данного сообщества правовой путь к общему согласию состоит в нахождении, утверждении и действии соответствующей регулируемой ситуации всеобщей правовой нормы Ч конкретизации принципа естественноправовой справедливости.

÷енность права как объективно необходимой всеобщей формы свободы (математики свободы людей) про€вл€етс€, в частности, в том, что правовой тип регул€ции, правова€ общность и правовое единство (в отличие от многих других регул€торов и способов достижени€ единства и согласи€) означают сохранение, а не отрицание и устранение различий интересов, прит€заний, воль отдельных субъектов, этого необходимого свойства свободной и развивающейс€ жизни, ее творческого начала, богатства и потенциала.

¬сеобщее правовое начало, представленное в общем благе, Ч это формальное единство различий, то общее, что объедин€ет различи€, т. е. та всеобща€ правова€ форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществовани€ этих различий по общей дл€ всех них (и их носителей Ч субъектов) норме равной свободы. ќбщее благо тем самым Ч это не отрицание различий интересов, прит€заний, воль, целей и т. д. отдельных субъектов, а общее условие их возможности. ѕраво не подчин€ет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т. д., а лишь представл€ет и выражаетнеобходимый пор€док (нормы, формы, масштабы, институты, процедуры) дл€ равного, одинаково свободного дл€ всех внеш-. него про€влени€ этих различий.

ƒействительное согласие различных, неизбежно противоречащих друг другу и конфликтующих целей, интересов, воль, прит€заний и т. д. Ч при условии признани€ и сохранени€ как самих этих различий, так и свободы и правосубъектности их носителей Ч -возможно лишь на почве права и в рамках определенного правопор€дка.

√лава 7. ёридическа€ концепци€ общего блага

ѕравовой компромисс при этом достигаетс€ не за счет отказа от различий в частных интересах, вол€х и т. д., не путем подчинени€ одних частных интересов другим частным интересам или всех частных интересов и воль какому-то особому интересу или особой воле общества и государства, а посредством соучасти€ всех этих частных интересов и воль в формировании той общей правовой нормы (т. е. действительно общей воли и общих интересов всех носителей частных интересов и воль), котора€ своими дозволени€ми и запретами выражает равную дл€ всех меру свободы.

ќбщий интерес и обща€ вол€ носителей различных частных интересов и воль Ч если они хот€т быть свободными Ч состо€т в формировании, утверждении и действии всеобщей правовой нормы, общеоб€зательного дл€ всех права. „тобы частные воли были свободны, нужна обща€ норма о равных услови€х их свободы, Ч в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концепции общего блага. ¬ данной концепции выражено то принципиальное обсто€тельство, что право Ч это минимально необходимое всеобщее нормативное условие дл€ максимально возможной свободы. ѕри этом имеетс€ в виду свобода дл€ всех участников отношений, подпадающих под действие соответствующей правовой нормы, независимо от того, идет ли речь о сфере действи€ внутреннего или международного права.

ќбщее благо выражает объективно необходимые всеобщие услови€ дл€ возможного совместного быти€ и согласованного сосуществовани€ всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно Ч всеобщие услови€ дл€ выражени€ и защиты блага каждого. ¬ данной концепции общее благо не отделено и не противопоставлено благу каждого. Ќосител€ми общего блага €вл€ютс€, сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе), а не те или иные институты (общество, государство, союзы и т. д.) в качестве неких автономных и независимых субъектов, отчужденных от членов этого сообщества и господствующих над ними.

 руг свободных и равных лиц, охватываемых концепцией общего блага, исторически измен€лс€ (от древности до современности), но в любом своем варианте данна€ концепци€ предполагает общий дл€ всех членов этого круга принцип правовой справедливости, их правовое равенство (в правоспособности и правосубъектности), единство правопор€дка, правовую основу государства и законов.

¬ русле именно такого подхода в христианской ≈вропе развились и утвердились идеи всеобщей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, правового закона и правового государства, господства права и т. д. ≈стественноправова€ концепци€ общего блага оказала существен-

–аздел I. ќбщие проблемы философии права!

ное вли€ние также на становление и развитие международного правопор€дка и мирового сообщества государств Ч вплоть до современных идей и реалий государственно-правовой интеграции. ѕоказательны в этой св€зи интеграционные процессы в ≈вропе на базе! идей общего блага.

¬ целом можно сказать, что общее благо Ч это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политическо--го сообщества людей как свободных и равноправных субъектов. »сторический опыт и теори€ свидетельствуют, что только такой тип организации сообщества людей и согласовани€ интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинства и ценности человеческой личности. –ечь по существу идет об организации социума, частных и публичных отношений людей на основе и в соответствии с требовани€ми принципа права и правовой справедливости.

¬се остальные (неправовые) типы организации жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей, на насилии и произволе. ѕраво и есть принцип и пор€док человеческого блага Ч индивидуального и общего.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1233 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

411 - | 424 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.