Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√носеологи€ юридического правопонимани€




ѕредметна€ сфера правовой гносеологии Ч это теоретические проблемы познани€ права как специфического социального объекта. ќсновна€ задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познани€ права, в достижении истинного знани€ о праве и правовых €влени€х.

¬ рамках освещаемой в данной работе концепции философии права обща€ основа и тесна€ св€зь правовой гносеологии с онтологией и аксиологией права обусловлены тем, что они выражают различные аспекты одного юридико-либертарного правопонимани€.

ќсновополагающее значение также и в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношени€ права и закона (позитивного права). » два противоположных типа правопонимани€ (юридический и легистский) включают в себ€ и две принципиально различные концепции правовой гносеологии.

3 Ќерсес€нц Ђ‘илософи€ праваї

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

÷елый р€д положений, существенных дл€ характеристики этих двух различных теоретико-познавательных подходов к праву, уже фактически рассматривалс€ в ходе предшествующего изложени€Ђосновных моментов двух типов правопонимани€, проблем пон€ти€ права, его онтологии и аксиологии. ¬ развитие и в дополнение к \ уже сказанному здесь необходимо сопоставить и охарактеризовать собственно гносеологические аспекты (исходные позиции, прин- ципы, идеи и познавательные итоги) названных типов правопонимани€.

»сходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии (гносеологии юридического правопонимани€) €вл€етс€ познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического (философско-правового, научного) осмыслени€ его объективной природы, у€снени€ его роли и назначени€, постижени€ его истины. Ётот путь познани€, как убедительно свидетельствуют истори€ и теори€ правовых учений, приводит к различению естественного и позитивного права в качестве необходимой мыслительной предпосылки и исходной познавательной схемы в сфере теоретического понимани€ и изучени€ права.

–азличение естественного и позитивного права (а в дальнейшем и более развитые формы выражени€ такого различени€ в виде соотношени€ философской идеи права и позитивного права, права и закона) выступает в истории правовой мысли как гносеологически- необходима€ форма теоретической рефлексии о фактически данном позитивном праве и адекватный способ фиксации итогов такой рефлексии. ¬едь вс€кое теоретическое познание закона (позитивного права), не останавлива€сь на его официальной данности и эмпирическом содержании, в поисках его объективных основ и качеств, его правового смысла и разума, его правовой природы и сущности неизбежно абстрагируетс€ от познаваемого объекта (закона) и мысленно конструирует его разумно-смысловую модель (в форме естественного права, идеи права, права) как следствие и результат его теоретического постижени€ и изучени€.

¬ онтологическом плане концепци€ различени€ права и закона (в различных ее вариантах), отвеча€ на вопрос о том, что есть право, позвол€ет раскрыть объективные сущностные свойства права, лишь наличие которых в законе (позитивном праве) позвол€ет характеризовать его как правовое €вление, т. е. как €вление, соответствующее сущности права, как внешнее про€вление и осуществление правовой сущности.

¬ аксиологическом плане данна€ концепци€ раскрывает объективную природу и специфику ценностей права, которое как особа€ форма долженствовани€, цель и ценностное начало определ€ет ценностно-правовое значение фактически данного закона (позитивного права) и государства.

¬ теоретико-познавательном плане эта концепци€ выступает как необходима€ гносеологическа€ модель теоретического пости-

√лава 6. ѕравова€ гносеологи€

жени€ и выражени€ знани€ и истины о законе (позитивном праве) в виде определенного пон€ти€ права (естественного права, идеи права, правильного права и т. д.).

“аким образом, данна€ концепци€ выражает процесс познавательного перехода от простого мнени€ о праве (как некой субъективной властной его данности в виде фактического закона) к истинному знанию Ч к знанию истины о праве, к пон€тию права, т. е. к теоретическому (пон€тийному) знанию об объективных (независ€щих от воли и произвола властей) свойствах, природе, сущности права и формах (адекватных и неадекватных) ее про€влени€. ¬ этом смысле разные версии и варианты различени€ и соотношени€ права и закона (от традиционных естественноправовых до современных, более развитых вариантов подобного различени€ и соотношени€) как определенные гносеологические формы правопонима-ни€ представл€ют собой этапы и ступени возникновени€, углублени€ и развити€ теоретического подхода к праву, исторического прогресса в области теоретико-правовой мысли.

¬ рамках юридической гносеологии различение права и закона (позитивного права) предполагает (и включает в себ€) все возможные формы их соотношени€ Ч от разрыва и противосто€ни€ между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадени€ (в случае правового закона). “а же логика действует и применительно к отношени€м между правом и государством, которое с позиций юридической гносеологии трактуетс€ во всем диапазоне его правовых и антиправовых про€влений (от правонарушающего до правового государства).

¬ этих общих рамках юридической гносеологии разные концепции различени€ права и закона (позитивного права) имеют свои специфические особенности также и в гносеологическом плане.

“ак, в концепци€х юснатурализма основные гносеологические усили€ направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противосто€нии (в качестве исходного, безусловного образца) действующему позитивному праву.

ѕри таком подходе вне пол€ внимани€ остаютс€ сама иде€ правового закона (как мы ее понимаем и трактуем с позиций ли-бертарного правопонимани€ и общей теории различени€ права и закона) и в целом аспекты взаимосв€зи естественного и позитивного права, проблемы приведени€ действующего права в соответствие с положени€ми и требовани€ми естественного права и т. д. ¬ этом смысле можно сказать, что представителей юснатурализма интересует не столько действующее право и его совершенствование в соответствии с требовани€ми естественного права, сколько само естественное право и его утверждение в качестве исходно данного природой (божественной, космической, физической, человеческой и т. д.) "истинного права", которое, по такой логике, также и действует естественно.

–аздел I. ќбщие проблемы философии права

ќтсюда и присущее юснатурализму представление о двух одновременно и параллельно действующих и конкурирующих между собой системах права Ч подлинного, истинного, естественного права и неподлинного, неистинного, официального (позитивного) права.

Ётот дуализм и параллелизм двух одновременно действующих (хот€, конечно, действующих по-разному) систем права в основном преодолеваетс€ в тех философско-правовых концепци€х, которые в целом остаютс€ в рамках естественноправовых представлений, но под естественным правом имеют в виду идею, смысл права, сущность права и т. д. ѕравда, и в этих философских концепци€х различени€ права и закона хот€ иде€ права не выступает в качестве действующего права, как в юснатурализме, но и не доводитс€ до пон€ти€ правового закона (правовой концепции и конструкции действующего позитивного права).

»наче обстоит дело в концепции либертарного правопонима-ни€, где в центре исследовательского внимани€ сто€т как раз проблемы св€зи права и закона, понимани€ и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критери€ правового качества закона, вопросы разработки пон€ти€ правового закона (и законного права, т. е. права, наделенного законной силой) и т. д.

— позиций данного юридико-гносеологического подхода искомой истиной о праве и законе €вл€етс€ объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и услови€х его утверждени€ в качестве действующего права.

“акой юридико-гносеологический подход позвол€ет вы€вить различие и соотношение объективного по своей природе процесса формировани€ права и субъективного (властно-волевого) процесса формулировани€ закона (актов позитивного права) и проанилизи-ровать позитивацию права как творческий процесс нормативной конкретизации правового принципа формального равенства применительно к конкретным сферам и отношени€м правовой регул€ции. » лишь в таком смысле уместно говорить о законодательстве как о законотворчестве, как о творческом выражении (в результате творческих усилий законодател€, учитывающего положени€ и выводы науки) начал и требований права в конкретных нормах общеоб€зательного закона (позитивного права).

ѕонимание закона (позитивного права) в качестве правового €влени€ включает в себ€ и соответствующую трактовку проблемы общеоб€зательности закона, его обеспеченности государственной защитой, возможности применени€ принудительных мер к правонарушител€м и т. д. “ака€ специфика санкций закона (позитивного права), согласно юридической гносеологии, обусловлена объективной природой права (его общезначимостью и т. д.), а не волей (или произволом) законодател€. ј это означает, что подобна€ санкци€ (обеспеченность государственной защитой и т. д.) правомерна и юридически обоснованна только в случае правового закона.

√лава 6. ѕравова€ гносеологи€ 65

Ќеобходимость того, чтобы объективна€ общезначимость права была признана, нормативно конкретизирована и защищена государством (т. е. дополнена его официально-властной общеоб€зательностью), выражает вместе с тем необходимую св€зь права и государства в услови€х государственно-организованной жизни общества. √осударство, по смыслу такого юридико-гносеологического толковани€, выступает как правовой институт, как институт, необходимый дл€ возведени€ общезначимого права в общеоб€зательный закон с надлежащей санкцией, дл€ установлени€ и защиты правового закона. Ќасилие, согласно такому подходу, правомерно лишь в форме государственной санкции правового закона.

ёридико-познавательна€ модель различени€ и соотношени€ права и закона (позитивного права) лежит в основе всех существенных достижений в сфере правовой теории и практики. »менно с этих гносеологических позиций были сформулированы (а затем Ч официально признаны и законодательно закреплены в развитых системах национального права и в международно-правовых актах) идеи и принципы неотчуждаемых прав и свобод человека, господства (правлени€) права, правового закона, правового государства и т. д. — таким юридическим правопониманием необходимым образом св€зана и сама постановка вопроса о человеческом (гуманитарном) измерении права, о правовых ценност€х, об антиправовой сущности произвольного, насильственно-приказного закона и насильственных форм правлени€, силового типа организации и осуществлени€ политической власти (от старого деспотизма до современного тоталитаризма).

” легизма подобных установок, ориентиров и достижений нет.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1416 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

448 - | 473 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.