Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«доровье как ценность: валеологи€




—реди всех существ на нашей «емле человек Ч единствен≠ное, которое осознает неизбежность своей смерти. », может быть, эта печальна€ привилеги€ людей имеет некий потаенный смысл дл€ человека как космического феномена. ¬едь, в сущ≠ности, вс€ истори€ культуры Ч это бесконечно разнообразные попытки прикоснутьс€ к бессмертию. Ќе в этом ли кроетс€ на≠мек и знак?

ƒа, человеческа€ жизнь хрупка и быстротечна. Ќо траги≠ческий парадокс сообщества людей про€вл€етс€ в том, что этот факт, относ€щийс€ ко всем без исключени€, черным и белым, мужчинам и женщинам, бедным и богатым, великим и нич≠тожным,Ч и в этом смысле €вл€ющийс€ уникальным, не осоз≠нан как исходна€ экзистенциальна€ истина. ћежду тем обще≠ство, фундаментом аксиологических ориентации которого она €вл€лась бы, могло выстроить подлинно гуманистическую си≠стему ценностей и построить адекватный и достойный челове≠ка мир социума.

Ќо поистине человечество похоже на неразумного дит€-тю Ч задиристого и драчливого, с бездумной жестокостью уничтожающего бесценные дары (чего сто€т хот€ бы 300 видов животных и растений, исчезнувших в лица «емли по вине че≠ловека только за последнее столетие) и в то же врем€ загадоч≠ным образом уверенного в своей исключительности и претен≠дующего на любовь и поклонение. Ќо даже родители, обожа€ ненагл€дное чадо, лелеют в нем не сегодн€шние шалости, про≠казы и глупости, а ростки света, разумности, любви, которые обещают завтрашнюю зрелость и гармонию. ≈сли мы действи≠тельно дети божьи Ч не пора ли нам повзраслеть? ¬ечно по≠учителен нравственный урок, преподанный человечеству взо≠шедшим на √олгофу: даже Ѕога способны расп€ть беспечные и растер€вшие подлинные ценности жизни люди, убивающие как себе подобных, так и все живое на «емле. ћежду тем подлин-


ќсновной курс

ное становление зрелого человека начинаетс€ с уважени€ к жизни Ч своей и любой другой, с того, что ј. Ўвейцер назвал "благоговением перед жизнью".

«доровье Ч извечна€ проблема человека и неизбежна€ тема его мечтаний. »ндивид начинает болеть со дн€ по€влени€ на свет... и испытывает недомогание до последнего своего вздо≠ха. Ѕоле€, он грезит о здоровье. Ќо вот любопытный парадокс: философы с древнейших времен и вплоть до нашего столети€ удивительно мало предавались размышлени€м на эту тему. «десь может быть, пожалуй, только одной объ€снение: здоровье все≠гда было профессиональным делом врачей и врачевателей. Ќа прот€жении многих веков иде€ здоровь€ была неотделима от сферы медицины.

ќднако в последние столети€ медицина все меньше зани≠малась здоровьем как таковым и все больше Ч болезнью, точ≠нее Ч необъ€тным множеством человеческих болезней.

—делав сегодн€ проблему поддержани€ устойчивого здо≠ровь€ человека предметом специальных исследований и делом специальных практик и методик, наука, в сущности, совершает подлинную революцию в культурно-историческом бытии лю≠дей, мен€€ ценностные ориентации и смысложизненные уста≠новки. » как только свершилс€ первый шаг в этом направле≠нии, во весь рост встала проблема философского осмыслени€ всего этого процесса. ≈стественно, что в фокусе внимани€, прежде всего, оказалась категори€ здоровь€ в ее аксиологиче≠ском аспекте.

“радиционна€ медицина сводит пон€тие здоровь€ к чисто физическому благополучию, к отсутствию болезней, фиксиру≠емому неким прин€тым в науке способом. Ќо человек Ч это не "мешок с органами", это тончайшим образом сбалансирован≠на€ система, нека€ целостна€ психофизическа€ монада.

»з сказанного следует, во-первых, что здоровье в широ≠ком смысле Ч это всегда вопрос о целом, а не только о состо≠€нии отдельных органов и частей живой системы; во-вторых,


------------------------ ‘илософское учение о ценност€х ------------------------------

что данное пон€тие включает в себ€ как биологические и пси≠хологические аспекты, так и то, что относитс€ к социальной и духовной сущности человека. ѕри таком подходе становитс€ очевидным, что, например, любое заболевание, так или иначе, выступает как социальный феномен, хот€ и имеет об€затель≠ный физико-химический и физиологический коррел€т. ѕони≠мание этого обсто€тельства требует от нас более широкого взгл€да на проблему причин тех или иных заболеваний, вклю≠ча€ социальные, культурно-исторические и экологические фак≠торы. “аким образом, вы€сн€етс€, что пон€тие здоровь€ необ≠ходимо предполагает, помимо медицинского, и другие измере≠ни€ этого феномена. ¬ результате этот последний выступает как целостный и многогранный объект. “аков первый шаг на пути философского осмыслени€ этой проблемы.

Ќо многомерность феномена здоровь€ не сводитс€ к про≠блеме целостности и не исчерпываетс€ названными измерени≠€ми. «доровье есть способность человека к устойчивой гармо≠нии духа и тела, психического и физического, внутреннего и внешнего, индивида и среды, личности и общества. «доровье как устойчивость гармонии и как интегральный эффект мно≠гих составл€ющих предполагает обращение к такой проблеме, как здоровье окружающей природы и самого общества, в кото≠ром живет рассматриваемый индивид. »менно XX век с его экологическими катастрофами убедительно продемонстриро≠вал то обсто€тельство, что физическое благополучие людей на≠пр€мую св€зано с чистотой и сбалансированностью окружаю≠щей среды. –авным образом мы можем сказать, что многие за≠болевани€ в качестве общей причины имеют экономические, социальные и политические кризисы, или, как говоритс€, различные "€звы общества".

"¬ здоровом теле Ч здоровый дух",Ч говорили древние. —егодн€ мы должны пойти дальше и сказать: здоровое тело предполагает здоровую духовную жизнь, здоровый социальный климат и здоровую среду обитани€.


--------------------------------------- ќсновной курс ----------------------------------------- ■

«доровье: “есна€ св€зь телесного и духовного в человеке

аксиологичес- замечена давно. ‘илософы написали на эту кое измерение тему многие тома. Ќо речь шла в основном о метафизической стороне дела. ј вот вопрос вза≠имодействи€ нравственного духа и здорового тела исследован крайне слабо. Ќо в контексте валеофилософии Ч это одна из ключевых проблем. ≈сли вспомнить, что здоровье человека Ч это устойчива€ гармони€ телесного, социального и духовного уровн€, ведуща€ к живому, подвижному, самовоспроизвод€ще≠мус€ единству тела, души и разума, то становитс€ €сно, что в рассматриваемом отношении первостепенное внимание дол≠жно быть уделено той основе, котора€ обеспечивает существо≠вание такого единства. ќтмеченна€ основа Ч духовно-практи≠ческое, ценностное сознание человека, его "вселенна€ духа" с теми добродетел€ми, которые он формирует и культивирует в себе. ѕоэтому можно сказать, что с того момента, как ребенок начинает нравственно осознавать себ€, его здоровье начинает≠с€ с его добродетелей. Ќачинаетс€, но не заканчиваетс€, ибо добродетели нужны в жизни не только дл€ здоровь€, а дл€ здо≠ровь€ нужны не только добродетели.

«доровье Ч конечный, итоговый результат и интеграль≠ный эффект многих составл€ющих человеческой жизни. «десь важна и установка на здоровье как на ценность и "качество жизни", обеспечиваемое обществом. ¬месте с тем, если по≠дойти к пон€тию здоровь€ в широком общекультурном смыс≠ле, то станет очевидным, что оно выступает как некий интег≠ральный критерий дл€ оценки образа жизни человека, правиль≠ности или ошибочности выбранного пути в жизни. ƒругими словами, мы подходим здесь к проблеме подлинности челове≠ческого быти€.

—ледующий ракурс анализа данного феномена Ч попытка рассмотреть здоровье через призму категорий "цель Ч сред≠ство". ќчевидно, что в разных типах культуры здоровье может представать и как цель, и как средство, и как самоценность. ¬ современной цивилизации здоровье нередко становитс€


----- Х"----------------- ‘илософское учение о ценност€х ----------------------------------

объектом коммерциализации, когда люди рассматривают его как средство обогащени€, как способ зарабатывани€ на жизнь. “а≠кова, например, сфера профессионального спорта. ћы наблю≠даем в этом случае типичный пример отчужден€ здоровь€ от самого человека.

ƒругой аспект проблемы Ч здоровье как самоценность в этике эгоцентризма. ’от€ здоровье в этом контексте Ч как бы высша€ ценность, но в реальной жизненной практике мы, в сущности, имеем дело с ущербным, однобоким подходом, с аб≠солютизацией культа тела в противовес духовному самострои≠тельству личности. ћировоззренческа€ установка, исход€ща€ из примата витального над творческим, духовным началом в человеке, в конечном итоге заводит индивида в жизненный ту≠пик. Ќе случайно …. ’ейзенга, размышл€€ над судьбой совре≠менной культуры в целом, увидел истоки ее глобального кризиса в "подчинении жажды познани€ воле к жизни".

¬алеофилософи€, рассматрива€ здоровье как одну из клю≠чевых жизненных ценностей, преодолевает узкий горизонт эго≠центризма благодар€ тому, что предлагает принципиально иной подход к пониманию здоровь€ как сущностной характеристи≠ки человека. ¬ рамках такого подхода здоровье как самоцен≠ность и духовность не противосто€т друг другу, а образуют орга≠ническое единство.

¬алеоэтика »стори€ этики есть не что иное, как посто€н≠ное стремление обнаружить всеобщий принцип нравственной жизни в человеке. ¬ рамках валеологического мировоззрени€ основной принцип может быть сформулирован предельно просто: нравственно то, что способствует здоровью. Ќа первый взгл€д подобна€ формула представл€етс€ трюизмом. Ќо ключ к пониманию собственно валеологического подтек≠ста лежит в дополнении, которое следует за первым тезисом: подлинное здоровье достижимо лишь при соблюдении высших требований нравственности, вытекающих из принципа благого≠вени€ перед гармонией жизни.  руг как бы замкнулс€. Ќо круг раз≠мыкаетс€, если поставить два вопроса:


Ч--------------------------------- Ч ќсновной курс --------------------------------------- ■

Х что имеетс€ в виду под "высшими требовани€ми"?

Х каким образом здоровье, понимаемое обычно как физи≠ческое благополучие, реально св€зано с этими требовани€ми?

¬о второй половине XX века совпадение нескольких мощ≠ных линий социальной эволюции создает благопри€тные ус≠лови€ дл€ воспри€ти€ новой нравственной парадигмы, в кото≠рой перекрещиваютс€ и взаимодействуют ценностные ориен≠тации ¬остока и «апада. ¬алеологи€ дает благодатную основу дл€ построени€ одного из вариантов этической системы в рам≠ках указанной парадигмы. ѕон€тие "здоровь€", выступа€ как главна€, ключева€ категори€ новой науки, одновременно начи≠нает восприниматьс€ в качестве особой философской катего≠рии, имеющей как онтологические, так и Ч что особенно важ≠но Ч аксиологические аспекты. „тобы быть здоровым, утвер≠ждает валеолог, необходимо достичь гармонии души, тела и разума, что, в свою очередь, предполагает стремление к по≠строению гармоничных отношений с социумом (и в социуме), с природой (и в особенности с живой природой) и с космосом (зеркалом и эхом которого, согласно "антропному принципу", человек €вл€етс€). ѕри этом становитс€ €сно, что здоровье че≠ловека невозможно без здоровь€ окружающих его систем. ј поскольку нас окружают и люди, и звери, и травы, и скалы, и реки Ч проблемы собственно медицинские в валеологии са≠мым естественным образом пересекаютс€ с проблемами соци≠альными, экологическими, мировоззренческими, религиозными.

ќсновна€ иде€ валеологической этики, по нашему мнению, близка к центральной мысли концепции ј. Ўвейцера: это бла≠гоговение перед жизнью. Ќо конструктивность, установка на активное устранение деструкции в нашей индивидуальной и общественной жизни, котора€ составл€ет глубинный пафос валеологического движени€, позвол€ет сформулировать идею Ўвейцера в несколько ином сысловом поле: это благоговение перед гармонией жизни.

ƒостижение гармонии души, разума и тела возможно лишь в естественном, разумном и осознанном сосуществовании с природным и, в конечном счете, космическим миром, то есть


------------------------ ‘илософское учение о ценност€х ------------------------------

в синхронизации этих трех сфер быти€ в гармонии более высо≠ких пор€дков. Ётика "благоговени€ перед гармонией жизни" предполагает:

Х активный анализ того, где и на каких уровн€х и в силу каких причин структурна€ целостность системы "душа-разум-тело" нарушаетс€;

Х постепенное накопление (с учетом наработанного пред≠шествующими цивилизаци€ми опыта) практических рекомен≠даций по восстановлению данной целостности в человеке;

Х проектирование стратегии по глобальной гармонизации социума как промежуточной сферы между космическим и ин≠дивидуальным бытием.

¬алеологи€ обречена постепенно растворитьс€ в огром≠ном потоке возникших ныне инновационных лечебных мето≠дик и теоретических схем, если не осознает глубочайшим об≠разом и не разработает свои философские основани€, в кото≠рых уже сейчас прослеживаетс€ возможность оригинальной и современной онтологии, аксиологии и даже гносеологии.  о≠нечно, определенный возврат к медицине "доньютоновского" периода, так же как и к установкам древней философии меди≠цины, здесь очевиден. Ќо новое не только "хорошо забытое старое", а скорее Ч понимание наконец-то повзрослевшего сына истинной мудрости своего отца.

–аспространенный подход к болезни, как к заболеванию отдельных органов, Ч это, несомненно, отзвук господствую≠щей в европейской науке ньютоно-картезианской мировоззрен≠ческой модели, в которой причина и следствие св€заны пр€мо, линейно и однозначно. –ел€тивистский и веро€тностный мир современной физики, химии и биологии еще не ворвалс€ в медицину (по крайней мере в ее практику). ƒаже " л€тва √иппократа" современного студента Ч лишь элемент профес≠сионального обучени€, а не таинство, которое потр€сает душу и перестраивает всю систему ценностных ориентации.


ќсновной курс


ћировоззренческа€ и аксиологическа€ нагруженность ва-леологии не усложнит, а упростит ее как научную конструк≠цию. Ётот парадокс по€сн€етс€ очень просто: частности заме≠н€ютс€ алгоритмом, отдельные вкраплени€ новейших или не≠традиционных дл€ «апада методов Ч единой системой.

Ќапример, модное ныне обращение к древнекитайской и древнеиндийской медицине может быть профанацией и даже принести вред больному, если врач не пон€л, хот€ бы в общих чертах, сто€щее за ней мировоззрение и своеобразное воспри≠€тие человека.

»звестно выражение, что хирург на операционном столе видит в человеке "соединение рыбы, крокодила, обезь€ны в одном существе". ¬алеолог, может, добавит сюда "и боже≠ственного начала" Ч и не проиграет, ибо это означает внима≠ние к внутренним ресурсам организма, резервам, св€занным с ценностной ориентацией, учет уникальной индивидуально≠сти и т. д.

ћедицина, относ€ща€с€ к болезни как к локальному про≠цессу, уходит. Ќо медицина, готова€ всерьез прин€ть, что дл€ профилактики стенокардии необходимо пока€ние и исповедь, еще не пришла. Ќадеемс€, что такой медициной станет валео-логи€. ”же сейчас €сно, что она наиболее естественным обра≠зом соедин€ет профилактику заболеваний и их лечение, пропа≠ганду экологии духа и социоэкологию.

Ќа пороге XXI века: новый тип гуманизма

 рупнейшим духовным приобретением Ќового времени была иде€ гуманизма.  аждый век, каж≠дый новый этап в развитии культурного самосоз≠нани€ человечества пыталс€ дать свое толкова≠ние этой идеи. “ак, в XIX веке социалистическа€ доктрина выдвинула тезис о замене "абстрактного гуманизма" реальным, "исторически конкретным" гуманизмом, трансфор≠мированным в учение о коммунизме, цель которого Ч всесто≠роннее и гармоничное развитие всех способностей и сущност≠ных сил личности в услови€х бесклассового общества. ¬ XX


‘илософское учение о ценност€х

столетии идею гуманизма пытались по-новому осмыслить и концептуально обновить экзистенциализм, персонализм и не≠которые другие философские течени€. ¬ этом контексте перс≠пективным подходом сегодн€ представл€етс€ тот, который вы≠текает из особых посылок валеофилософии.

»звестно, что гуманизм означает человечность. Ќо что может служить критерием подлинной человечности? ѕусть, к примеру, мы скажем: процветание нации. Ќо каковы критерии такого процветани€? явл€етс€ ли подлинным гуманизмом, на≠пример, процветание искусства или экономики, науки, образо≠вани€ или, скажем, бурный научно-технический прогресс? ќдни скажут "да", другие будут непременно возражать. Ќапример, тот же научно-технический прогресс обнаружил в наше врем€ свою опасную дл€ людей антигуманистическую составл€ющую.

ƒругими словами, все существовавшие до сих пор при≠знаки и критерии гуманизма далеко не однозначны. ¬алеофи-лософи€ может выдвинуть свой Ч в известной степени абсо≠лютный Ч критерий: человечно все, что способствует здоро≠вью человека, общества, нации.



 

1. „то означает термин "аксиологи€"? 2.  аково соотношение потребности и Х ценности? 3.  акие ложные, иллюзорные ценности нав€зывает человеку современ≠на€ цивилизаци€? 4.  огда вещи стано≠в€тс€ "хищными"? 5. ќбозначьте основ≠ные направлени€ в решении центральной проблемы аксиологии: "смысл, ценность и цель жизни". 6. ќсобенности ценност≠ных ориентиров валеологии. 7. ќпреде≠л€ют ли ценностные установки судьбу человека? ќбоснуйте свой ответ. 8. яв≠л€етс€ ли ценностное измерение жизни более важным, чем другие Ч предметно-практическое, познавательное и др.?



—одержание

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈................................................................................ 3

‘»Ћќ—ќ‘— јя ѕ–ќѕ≈ƒ≈¬“» ј............................. 14

√лава I. ѕрирода мировоззрени€......................................... 14

І 1. ‘илософи€ и мировоззрение....................................... 14

І 2. ¬озможности человека в его отношении к миру...... 26

√лава 2. »сторические типы мировоззрени€................. 37

І 1. ќбыденное мировоззрение.......................................... 37

І 2. ћифологическое мировоззрение................................. 38

І 3. –елигиозное мировоззрение........................................ 44

І 4. Ќаучное мировоззрение................................................ 49

І 5. ‘илософское мировоззрение....................................... 59





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2040 - | 1831 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.