Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Марксизм и прагматизм




Марксистский взгляд на природу человека ос­новывался на нескольких фундаментальных принципах, характерных для стиля мышления XIX века вообще. К их числу можно отнести сле­дующие:


• принцип диалектической текучести, изменчивости бы­тия и человека;


принцип активизма ("деятельный подход");


 


• принцип социально-исторической детерминирован­ности человеческой природы,

• примат материального над идеальным.

Принятие в качестве исходных предпосылок первых двух принципов роднит марксизм с прагматизмом и некоторыми учениями конца XIX — начала XX в. Марксизм, как и прагма­тизм, отвергает какую бы то ни было вневременную, внеисто-рическую сущность человека. Человек в ходе истории сам со­здает материальные и духовные предпосылки и условия своей жизни. Это происходит в ходе активного взаимодействия лю­дей с окружающей природой, в ходе деятельно-практического формирования человеком самого себя и своей среды.

В истолковании природы человека марксизм выступил против механицизма и натурализма, с одной стороны, и против идеализма, с другой. Жизнь любого индивида всегда встроена в конкретно-историческую ситуацию и реальную социальную структуру. Общественное бытие людей определяет их созна­ние, их мораль, их политические, религиозные и философские і взгляды. Человек исторически изменчив, но эта изменчивость 1 диктуется теми процессами и теми отношениями, которые на-| блюдаются в материальной жизни людей. Но человек вовсе не іарионетка в руках анонимных социальных сил и институтов,


-------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

он способен и должен быть творцом истории, преобразующим мир посредством творческого труда. Направление этой преоб­разующей деятельности задано неумолимыми законами исто­рии, социально-экономическим прогрессом. Если активность личности совпадает с "вектором движения передовых сил ис­тории", то она оказывается способной к историческому твор­честву и революционно-преобразующей деятельности. В ито­ге история выступает как бы в двух измерениях — как объек­тивный, естественно-исторический процесс и как социокуль­турное творчество масс, как самодеятельность народа. В усло­виях эксплуататорского общества массы просыпаются к соци­альному творчеству в моменты крупных социальных потрясе­ний. Восхоищаясь парижскими коммунарами, К. Маркс писал, что "коммуна творила чутьем гениально проснувшихся масс". Однако настоящее историческое творчество народа возможно лишь тогда, когда он сбрасывает с себя оковы капитализма и начинает созидать бесклассовое общество.

Прогресс человеческой свободы связан с накоплением материальных и духовных предпосылок. По мере того, как люди ставят под свой контроль силы природы и стихийные процес­сы в обществе, расширяется и человеческая свобода. Свобода не противостоит необходимости, миру вещей и объективиро-ваннных социальных отношений, ибо свобода есть способность человека к целеполаганию в соответствии с познанной необхо­димостью.

Хотя Маркс, Энгельс и Ленин постоянно подчеркивали обусловленность бытия человека социальными условиями, тем не менее понятие свободы индивида играет в марксизме ис­ключительную роль. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что марксизм отрицает абсолютную, вневремен­ную сущность человека, во-вторых, с тем, что он призывает к активной борьбе против всех форм отчуждения человека. Марк­сов анализ сущности отчуждения в условиях капиталистиче­ского общества до сих пор не утратил своей актуальности. 266


---------------------------- Философская антропология -------------------------------

Тезис Маркса о том, что сущность человека не есть аб­стракт, присущий отдельному индивиду, в своей действи­тельности она есть совокупность всех общественных отноше­ний, — этот тезис следует понимать с учетом того, что система общественных отношений, в свою очередь, не есть нечто за­стывшее, раз и навсегда данное и абсолютно неподвластное человеку. И если социальная система уродует, деформирует лич­ность, если она порабощает ее, лишает доступа к творчеству и самореализации, то такая система подлежит революционному преобразованию. В своем анализе существовавшей в XIX в. социальной системы Маркс пришел к выводу, что ей свойствен­но состояние отчуждения конкретного индивидуума во всех сферах его жизнедеятельности — отчуждение человека от тру­да, от продуктов его деятельности, от своей собственной родо­вой сущности, от государства, от других политических, рели­гиозных и социальных институтов. Средства производства и производственные отношения довлеют над производителем. Труд человека перестает быть свободным, творческим само­выражением, игрой его физических и духовных сил.

Человек оказывается перед опасностью потерять свою независимость и свободу по отношению к государству, церкви, концернам, организациям и т. п., которые, выступая в своей абстрактной всеобщности, лишь насилуют отдельного инди­вида, если тот активно не защищается. Вершиной всей этой аргументации является тезис о том, что конечная фаза револю­ционно-преобразующего процесса — это переход к объектив­ной свободе и что всеобщая необходимость диалектического развития превращается в индивидуальную свободу конкретно­го человека. Ф. Энгельс писал: "Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпа­дают под власть и контроль людей, которые впервые становят­ся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своего собственного


Основной курс

объединения в обществе... То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным сво­бодным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих лю­дей. И только с этого момента люди начнут вполне сознатель­но сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преоблада­ющей и все возрастающей мере те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимо­сти в царство свободы" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20. С. 294—295).

Человек—существо социальное, ибо именно социум фор­мирует человеческие качества (в отличие от природно-биоло-гических). Вместе с тем люди включены в поток историческо­го времени и в силу этого являются существами исторически­ми, изменяющимися вместе с историей. Но человек — не толь­ко объект социально-исторического прогресса, в нем заложена возможность быть субъектом истории, деятельно производя­щим себя самого и свой мир. Активность и творческая мощь человека возрастают по мере того, как люди становятся все больше реальными субъектами истории. От чего зависит и чем обусловливается преобразующий потенциал личности? Его источник — в природе труда, в сущности практически-крити­ческой деятельности людей.


       
   
 
 

Прагмати­ческие кон­цепции чело века

В русле прагматизма философская антрополо­гия в основном представлена в учениях У. Джем­са (1842—1910 гг.) и Дж. Дьюи (1859—1952 гг). С точки зрения Джемса, действительность — это лишь поток становления. В мире господствует абсолютный динамизм, нет ничего застывшего, постоянного, инвариантного. Мир постоянно обновляется, открывая чело­веку безграничные возможности для преобразующей и фор-


———^——— Философская антропология ----------------------------------------

мирующей деятельности. Все существующее не может быть представлено как единый универсум, скорее, речь должна идти о "мульти-универсуме", о множественности. Джемс отвергает теории, в которых действительность толкуется с точки зрения рационализма и детерминизма. На тех же предпосылках осно­вывается и его взгляд на человеческое бытие. Психическая, духовная жизнь человека — это тоже непрерывный поток. Не существует никакой духовной субстанции, есть лишь поток со­знания. Человек не детерминирован объективными закономер­ностями, у него нет заранее заданной сущности.

Свобода — центральное понятие в рассуждениях филосо­фа. Человек не просто пассивно воспринимает живое много­образие мира и собственную недетерминированность. Напро­тив, он формирует себя в процессе творческой деятельности. Именно тот факт, что мир оказывается незавершенным, и по­рождает в человеке способность к конституированию в ходе практической деятельности. Таким образом, человек в актив­ном действии проектирует свою собственную структуру и сре­ду, формирует их.

Джон Дыои, как и Джемс, не признает какого-либо устой­чивого и неизменного миростроя или вневременного абсолют­ного разума. Природа — это живая история, чреда событий, драма. Человек всегда находится посреди жизненного процес­са и оказывается подвластен ему, если активно не противобор­ствовать этому. В борьбе с природной стихией индивид стре­мится преодолеть проблемные ситуации, разгадать их, спра­виться с ними. Он создает и осваивает орудия, инструменты, средства для преодоления трудностей, для практического овла­дения действительностью. Мир — это бесконечное богатство возможностей, которые настойчиво требуют своей реализации.

Понятие действия стоит в центре концепции человече­ского субъекта у Дьюи. Сущность субъекта — в активности. Следует изучать не состояние сознания личности, ^способы ее



Основной курс

реагирования на мир, ибо смысл всякой реакции — стремле­ние к покорению окружающей среды. Психология — это сис­тематика человеческого поведения, она должна изучать пове­дение, а не сознание как таковое. Первоначальной данностью выступает не картезианское "я мыслю", а "я веду себя в мире". Эта формула, по мысли философа, позволяет избежать проти­вопоставления психического и физического. У Дьюи "Я" веду­щее себя в мире", никоим образом не является изолированным от других. Наоборот, оно в своей жизненной деятельности включено в многообразные социальные отношения.

Главная посылка другого философа прагматической ори­ентации — А. Гелена (1904—1976 гг.) состоит в том, что чело­век — существо незавершенное. Будучи одним из основателей философской антропологии, Гелен в своих взглядах на челове­ка отталкивается от тезиса Ницше, согласно которому человек есть "неопределившееся животное". Человека ни в коем слу­чае нельзя мерить мерками животного: их разделяет пропасть. Отличие человека от животного определяет "сквозной" струк­турный закон, пронизывающий все его бытие и деятельность от низших до высших уровней. Индивидуум должен пониматься как особый проект не только на основании его духовных свойств, но и на основании свойств его организма. Такую ин­терпретацию можно последовательно осуществить, лишь оп­ределяя человека как "действующее существо".

Так, уже по морфологии органов можно признать, что че­ловек, в противоположность высшим млекопитающим, опре­деляется, главным образом, недостатками: неприспособленно­стью, неспециализированностью. Человек лишен надежной "природной" приспособленности к естественной среде обита­ния. У него нет своей экологической ниши. Положительная сторона в этом — "открытость мира" человека. Если животное привязано к определенной среде обитания, то человек обнару­живает некую универсальность, он характеризуется значитель­ной пластичностью и обучаемостью.


---------------------------- Философская антропология -------------------------------

Отсутствие "твердой определенности" обусловливает ос­новные черты бытия людей. Существо, не обладающее опреде­ленностью изначально, должно определять себя само, должно искать для себя положение в мире и занимать его. Если у тако­го существа нет заранее определенной окружающей среды, то оно должно создать себе свою особую искусственную среду, так называемую "вторую природу". Таким образом, человек просто вынужден стать деятельным существом — ведь в про­тивном случае он погибнет. Перед ним стоит задача — сориен­тироваться в мире таким образом, чтобы появилась возмож­ность распоряжаться этим миром. И человек научается поко­рять мир в необходимой степени. Он находит все новые и новые ответы на вызовы бытия и творчески строит миры, ко­торые сами постоянно развиваются, будучи мирами культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 643 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2255 - | 2025 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.