Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—мысл человеческого существовани€




»ногда спрашивают: в чем смысл жизни? Ќо вопрос по≠ставлен неправильно, точнее, неинтервалыю. —мысл жизни существует только в целостности того или иного измерени€ человеческого быти€. „еловек существует во многих интерва≠лах, смысл его жизни поэтому многомерен. Ќапример, чело≠век живет в семье. » семь€, если она гармонична€ полно≠ценна€ целостность, удовлетвор€ет какие-то потребности че≠ловека, потребности иметь детей, внуков, передать им свой жизненный опыт, свое тепло и получить внимание, уважение. «десь Ч самореализаци€ человека через вековые ценности "мира близких". ƒети подрастают, взрослеют, влюбл€ютс€. Ћюбовь как общение "я" и "“ы", как приобщение к волнующе≠му человеческому теплу, трепету душевного внимани€ и ласки (’айдеггер), любовь как метафизическое начало, как бесконеч≠ность может наполнить жизнь смыслом. ƒругой уровень Ч человек в коллективе единомышленников. „еловек получает радость от общени€ с другими людьми (ј. Ўвейцер). ≈ще один уровень Ч духовность как трансцендирование, как обращен≠ность к надличностным смыслам, как общение с космосом, с “ворцом, через медитацию, молитву.

» нельз€ абсолютно определенно сказать, что дл€ мен€ смысл жизни Ч "в дет€х", "в науке" или "в любви" и т. д. ¬се это будут односторонние и, в силу этого, неполноценные сре≠зы. ’от€ в жизни бывает и так, что у человека практически ос≠талс€ какой-то один интервал, все остальные "не удались". Ќо надо помнить, что в принципе существуют и другие срезы бы≠ти€, надо пробовать свои возможности. Ќеобходимо знать, что смысл жизни всегда шире нас, нашего горизонта, что есть еще что-то "там, за горизонтом". ∆изнь всегда богаче наших пред≠ставлений о ней, богаче и глубже того "смысла жизни", кото≠рый мы спроектировали.

«десь мы подходим к проблеме экзистенциализма: жизнь бессмысленна с объективной точки зрени€, мы сами находим себе смысл существовани€, человек Ч свой собственный про-


 



--------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------------

ект. ¬ерно ли это?  ак постановка проблемы Ч да. Ќо интер≠вальный подход подчеркивает и объективный момент: дело в том, что смысл жизни не только во мне и дл€ мен€, он некото≠рым образом детерминирован обсто€тельствами, моими объек≠тивными возможност€ми, наличием некоторых данностей, воз≠можностью вхождени€ в те или иные социальные структуры.

 огда утверждаетс€, что существуют разные измерени€ че≠ловеческого быти€, то этим еще ничего конкретного не сказа≠но, мы только определили методологию подхода. ¬с€ же изю≠минка заключаетс€ в том, чтобы показать, что именно состав≠л€ет смысл жизни в том или ином измерении.

 онечно, можно считать, что смысл жизни абсолютно субъективен (как полагают экзистенциалисты); в этом случае люба€ фантази€, причуда может стать смыслом быти€. Ќо чаще, если мы задаем этот вопрос, мы хотим услышать в ответ что-то нетривиальное, подлинное, некий вывод "мудрости людской", чтобы нам не растранжирить врем€, не пойти по ложному пути, не упустить жизненных возможностей по незнанию.

—мысл человеческого существовани€, конечно, тесным образом св€зан с центральным вопросом "„то есть человек?". Ќо, как пишет –. ÷анер, когда € ставлю вопрос о бытии челове≠ка, то € тем самым ставлю под вопрос самого себ€. ќсмысли≠ва€ бытие человека, € тотчас оказываюсь рефлектирующим и над своим собственным бытием. я, задающий вопрос, есть тот, кто стоит под вопросом. я одновременно €вл€юсь и субъектом и объектом исследовани€ и, таким образом, сталкиваюсь с нео≠бычной "метапроблемой", которую нельз€ разрешить с помо≠щью способов, выработанных в эмпирических науках или в традиционной философии. ћы раскрываем себ€ как бытие, ко≠торое конкретно существует в поисках себ€, в тревоге за соб≠ственное бытие.

¬ истории духовных исканий человечества можно выде≠лить три главных направлени€ в решении центральной аксио≠логической проблемы: смысл жизни Ч


------------------------ ‘илософское учение о ценност€х ---------------------------------

Х находитс€ за пределами жизни Ч в объективных пор€д≠ках быти€, в Ѕоге, абсолюте, в надличностных ценност€х, в служении человечеству, в торжестве коммунизма и т. п.;

Х изначально присущ жизни в ее глубинных основани€х, иными словами, ценность и смысл жизни Ч в самой жизни (как говорил √ете: с годами € убеждаюсь, что смысл жизни в том, чтобы ее прожить);

Х задаетс€, полагаетс€ самим человеком благодар€ усили≠€м по самореализации (экзистенциализм и др.).

ѕо —артру, человек проектирует, формирует свою собствен≠ную сущность, свой собственный смысл. ’аидеггер полагает, что хот€ субъективность и конструирует саму себ€, но происхо≠дит это через посредство св€занных с реальностью трансцен≠дентных актов. ѕромежуточную позицию занимает ћерло-ѕон-ти: "я" и мир взаимно определ€ют друг друга, ибо человек есть потому, что есть мир, но мир есть дл€ человека.

–ефлектирующий индивид, конечно, может проектировать свой способ быти€ и свой стиль, но при этом он сознательно или бессознательно исходит из неких допущений о подлинно≠сти определенных, корен€щихс€ в самой жизни ценностей.

Ћичность и —вобода самореализации противостоит отчуж-
проблема дению.
—мысл жизни Ч в свободной и духов-

отчуждени€ но полноценной самореализации, в творческом вы€влении всех потенциальных возможностей. ¬рем€ челове≠ческой жизни должно превращатьс€ не в средство, но лишь в самоцель. ¬озможно ли, чтобы каждый миг жизни был шагом к самореализации теб€ как человека, выражал бы гармонию между тобой и миром, всел€л в теб€ радость жизни и порож≠дал бы ощущение наслаждени€? –азумеетс€, нет. Ћюди живут в сложном мире, в котором могут быть различные формы отчуж≠дени€: были эпохи насильственного рабства, есть эпохи доб≠ровольного рабства, есть диктат страсти, а есть диктат денег, голода, болезни, есть диктат неверно выбранного жизненного пути, ложных ценностных ориентации, личность может быть


--------------------------------------- ќсновной курс -----------------------------------------

рабом своих пороков. ≈сть обсто€тельства, которое "сильнее нас", но есть и такие, которые завис€т от нас, от наших усилий, воли, знаний и желаний. ƒиалектика в том, что часто даже тог≠да, когда все зависит от нас, мы превращаем свою жизнь в сред≠ство, а не в самоцель. Ёто Ч во-первых. ј во-вторых, даже тогда, когда, казалось бы ничего от нас не зависит, например, неизлечима€ болезнь, всегда можно расширить пространство наших возможностей. ¬ этом отношении интересен духовный опыт €понского мыслител€ —игэру јбэ, о котором он рассказал в своей книге "–елиги€ материалиста". ¬ книге повествуетс€ о том, как актер, не веривший в Ѕога, пришел к осознанию свое≠го единства со ¬селенной и, как следствие, к постижению со≠кровенных истин, поведанных ’ристом и Ѕуддой. ќтправной точкой стала дл€ автора многолетн€€ борьба с туберкулезом, закончивша€с€ полной победой над болезнью.

ѕривычка жизнь превращать в средство дл€ достижени€ неких, часто весьма мелких, целей настолько укоренилась в нашем сознании, что мы нередко становимс€ несчастными по своей собственной воле. ћы сами профанируем нашу жизнь. “ак что умение наслаждатьс€ живым течением повседневнос≠ти стало редким даром.  ак боротьс€ с отчуждением?

 ак вернутьс€ к самому себе, как обрести мир в своей душе, как найти гармонию? ≈сли иде€ самореализации Ч ключева€ смысложизненна€ стратегема Ч верна, то она должна найти подтверждение в истории культуры, в духовных практиках про≠шлых эпох, в религиозных и философских учени€х.  ультура нашла различные способы, технологии, процедуры, рецепты самореализации. ¬с€кое философское открытие такого типа со≠провождалось рецептом, некой процедурой. ‘рейд предложил психоанализ, экзистенциалисты предлагают мысленную ситу≠ацию "лицом к смерти", существуют также разные формы ме≠дитации. ясно вместе с тем, что в вопросах миро-воззрени€ человеку недостаточно только пон€ть некую идею "умом", чи≠сто теоретически, он должен пережить ее как порыв, как веру, как озарение (пример того же —игэру јбэ). поэтому мировоз-


‘илософское учение о ценност€х

зрение как предмет постижени€ отличаетс€ от изучени€ тех или иных наук. «десь нужен некий духовно-практический опыт, пе≠реживание истины, экстаз открыти€ и озарение веры. “олько тогда мировоззренческа€ истина войдет в ваше сердце как жиз≠ненное убеждение, как повелевающий имератив.

√овор€ о фундаментальных измерени€х человеческого быти€, ћ. Ѕубер отмечал: "“ройное жизненное отношение че≠ловека Ч это его отношение к миру и вещам, его отношение к люд€м Ч к отдельному человеку и к человеческому множеству и его отношение к той тайне быти€, котора€ хоть и просвечива≠ет в вышеназванных отношени€х, но бесконечно превосходит их,Ч к той тайне, которую философ называет абсолютом, а верующий Ѕогом..." (ћ. Ѕубер. я и “ы. ћ., 1993, с.130). ќче≠видно, что каждое из этих отношений €вл€етс€ сущностным, т. е. задающим соответствующий интервал быти€ человека, в каждом из которых человеческое существование выступает именно как данна€ сущность. “ак, в первом интервале человек относитс€ к другому, как к вещи, независимо от того, матери≠альна€ ли вещь перед ним или другой человек, ибо в данном взаимодействии осуществл€етс€ "субъект-объектный" тип от≠ношений. Ѕолее того, человек в рамках "вещного" мира и сам выступает как объект манипулировани€ со стороны других лю≠дей. ѕоэтому можно сказать, что это Ч мир неподлинного, от≠чужденного быти€, в котором человек утрачивает свои соб≠ственно человеческие свойства.

¬о втором случае мы имеет реализацию "субъект-субъект≠ного" отношени€, когда человек относитс€ к другому не как к вещи, "говор€щему орудию", не как к средству дл€ достиже≠ни€ своих субъективных целей, а как к самоценности, как к цели. ¬ рамках данного среза человеческих отношений преодолева≠етс€ отчуждение человека от своей собственной сущности. «десь восстанавливаетс€ гармони€ истины, добра и красоты, принципы свободы и справедливости. Ёто Ч начало духовно≠сти, но в ее единичном выражении (на уровне семьи, малой социальной группы). «десь еще нет осознани€ единства и гармо-


---------------------------------- Ч ќсновной курс -------------------------------------------

нии с целым. „еловек еще не подн€лс€ до понимани€ универ≠сального масштаба духовности, ее трансперсональной сущно≠сти.

ќ третьем интервале мы уже говорили ранее, когда рас≠сматривали "метафизический" уровень существовани€ челове≠ка. ¬ современной технократической цивилизации этот уровень нередко воспринимаетс€ как третьестепенный, малозначимый, почти как отклонение от нормы. ћежду тем, в истории челове≠чества известны эпохи и страны, где космическое измерение быти€ служило основой мироощущени€ и отправной точкой человеческой экзистенции.

»так, есть три уровн€ существовани€ индивида Ч орга≠нический, социальный, духовный. ѕервый уровень Ч это пара "я Ч ќно". „еловек познает мир. ќн обследует поверхность вещей и знакомитс€ с ними. ќн добывает сведени€ об их струк≠туре. “аким образом, "я" познает Ќечто. Ќо, познава€ Ќечто как объект, как вещь среди других вещей, человек остаетс€ не причастен миру. ƒело в том, что мир не сопричастен процессу познани€. ћир позвол€ет изучать себ€, но он не откликаетс€, не сочувствует, а если как-то и реагирует, то лишь как на чуж≠дое вторжение, насилие.

¬ этом интервале вещь имеет практически-целевой смысл. ќднако техническое отношение к вещи включает в себ€ не всю сущность вещи, не все многообразие ее реального быти€, а толь≠ко ее приспособленность дл€ определенной цели. ≈стествен≠но, что может существовать другой срез, св€занный с внеуги-литарным отношением. Ёто те отношени€, которые Ѕубер оп≠редел€ет как пара "я Ч “ы". " то произносит "“ы ", не имеет никакого нечто в качестве объекта". "“ы " безгранично. Ёто це≠лый мир, но он неразъемен с "я".

“у же самую идею можно выразить в других терминах, а именно: как два типа отношений Ч духовности и бездухов≠ности. ћы видим здесь самую глубинную пол€рность, самую глубокую антитезу в бытии человека.


------------------------ ‘илософское учение о ценност€х --------------------------------





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 662 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

433 - | 448 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.