Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аксиология: исходные понятия




В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. С легкой руки французского философа П. Лапи она получила название аксио­логия (от греч. "ценность"), В качестве философской катего­рии ценностьто, что "чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением" (П. Мен-цер). Многие философы полагали, что "царство ценностей" про­тивостоит эмпиричности данной нам действительности, нахо­дясь по ту сторону субъекта и объекта. Проблемой ценностей занимались такие мыслители, как Р. Лотце, Н. Гартман, Г. Рик-керт, В. Виндельбанд и др.

Как мы уже видели, любые коренные смысложизненные ориентации людей не могут носить устойчивый характер в куль­туре, если они сознательно или бессознательно не встроены в определенную картину мира. Это не отменяет, однако, факта, что именно эти жизненные ориентации образуют ядро миро­воззрения, выступая в качества ведущей стратегемы человече­ского поведения.

Что такое С первых минут своего появления на свет чело-
потреб- век испытывает разнообразные потребности

ность? в воздухе, пище, тепле, движении. Их можно

назвать витальными (от лат. "vita" —жизнь), или биологичес­кими потребности. Однако уже в младенческом возрасте ребе-


------------------------ Философское учение о ценностях -------------------------------

нок испытывает желание человеческого тепла, ласки, общения. Круг этих социокультурных потребностей довольно быстро рас­ширяется. Ребенок просит рассказать ему сказку, купить игруш­ку, посмотреть телепередачу. Позднее возникает склонность к тому или иному творчеству, к учебе, развлечениям, к труду. На­ряду с нуждами, которые способствуют биологическому или психологическому развитию, возникают привычки, склоннос­ти негативного порядка, т. е. такие, которые ведут к моральной или физической деградации личности (курение, алкоголь, нарко­мания, безделие, садизм, немотивированная преступность и т. п.).

Особенно опасна для индивида алкогольная и наркотиче­ская зависимость. Круг такого рода зависимостей с развитием цивилизации может быть весьма разнообразным. В чем при­чины появления неразумных, вредных, асоциальных потреб­ностей? Какова здесь роль общества, семьи, социальных групп, с одной стороны, и роль врожденных факторов (тип нервной системы, тип психофизиологической структуры личности — шизоид, истероид и т. п.), с другой? Это — специальный воп­рос. Ясно, что надо учитывать все линии детерминации про­цесса формирования личности.

Следует обратить внимание на то, что прогресс человека исторически был связан с ростом его потребностей. Богатство человеческих желаний — важный стимул развития и произ­водства самого человека. Смысл всякой разбуженной потреб­ности в том, что она требует своего удовлетворения и тем са­мым становится стимулом, движущей силой человеческой де­ятельности, человеческой активности. Разумеется, не всякая живущая в людях нужда имеет равную силу — одни выходят на первый план, становятся доминирующими, другие остаются как бы потенциальными, они срабатывают лишь при благоприят­ных обстоятельствах. Эта объективная или субъективная, че­ловеком контролируемая отсрочка в удовлетворении потреб­ности имеет в культуре интересные последствия. В литературе, например, отмечалось, что чувство любви, процесс кристал­лизации этого чувства есть как раз результат "отсрочки", суще-


Основной курс

ствования социальной, моральной или психологической дис­танции. Отсрочка обычно имеет два последствия: 1) может произойти угасание потребности в результате постоянной ее неудовлетворенности, 2) может произойти усиление доминан­ты, ведущее к активным действиям вовне или глубокому внут­реннему сосредоточению.

Потребление и ^ИР человеческих нужд и желаний связан с по-

А требительской деятельностью. Исторически че-

їїТУОїізаоосїїї&о

ловек вышел из природного, животного мира.

Но он, в отличие от животного, не способен к потреблению чего бы то ни было (за известными исключениями) в той фор­ме, которая дана самой природой. Как пчела перерабатывает цветочный нектар в мед, так и люди, для того чтобы потреб­лять, перерабатывают природный материал в пригодный для них вид, т. е. придают веществу природы человеческую форму, и лишь в таком виде естественное, природное становится пред­метом потребления. Так возникает общественное богатство — мир материальных и духовных благ. Даже тогда, когда человек пользуется "дарами природы" — воздухом, водой, солнечным теплом и светом, форма их потребления обусловлена простран­ством культуры, в которое помещен потребитель этих благ.

Поскольку люди могут существовать, лишь потребляя блага в их человеческой форме, т. е. в мире вещей и символов, ими же самими воссозданном, то, следовательно, воспроизводство "человеческого мира" есть необходимая предпосылка самого существования человеческого рода. Такое воспроизводство, устойчивое, постоянное и прогрессирующее, и есть содержа­ние человеческой деятельности. Через деятельность человек сам порождает и формирует свои потребности и благодаря про­дуктам деятельности удовлетворяет их. Но если люди способ­ны потреблять в основном лишь такие блага, которые имеют особую, человеческую, в самой природе не встречающуюся фор­му, то ясно, что производство благ есть процесс "очеловечива­ния" природы, создание "второй реальности". Человечество творит эту вторую реальность в результате активного взаимо­действия субъекта и объекта.

 


------------------------ Философское учение о ценностях ------------------------------

Деятельность есть фундаментальная сторона сущности человека, реакция на человеческие потребности, а потреб­ность — источник многообразной активности, двигатель жиз­ни и повелитель волевых устремлений, начинаний, инициатив.

Подобно тому, как человеческая активность в сфере труда имеет свои закономерности, так и потребление благ как мате­риального и духовного богатства общества имеет свои законы. Потребление человеческих продуктов деятельности само дол­жно быть человеческим. Это значит, что оно должно быть не чем иным, как практическим и теоретическим освоением, рас­предмечиванием предметов кульутры, расшифровкой отложе­ний в мире культуры. Потребление, следовательно, само есть специфически человеческая деятельность, особая форма актив­ности. Но научиться распредмечивать мертвый сам по себе вещ­ный мир культуры нельзя в полной мере, если субъект культу­ры не усвоил противоположную форму деятельности — про­цесс опредмечивания, очеловечивания природы в результате проектирования новых форм предметности. Следовательно, тип человека как "потребителя по преимуществу" отражает проти­воречивость социального бытия, ведет к одностороннему и ущербному развитию личности, к неспособности осваивать смысловое богатство мира культуры.

У Стругацких есть замечательная фантастическая повесть "Хищные вещи века". Это — повесть-предупреждение: "потре­бительская" цивилизация может заплатить за свое существова­ние не только духовным вырождением, но и вырождением фи­зическим. Проблема эта давно волнует философов и социоло­гов. Футуролог О. Тоффлер в ставшей сенсацией книге "Шок от будущего" утверждает, что стремительный рост предметов потребления и неизбежность их постоянного обновления из­меняют традиционное отношение человека к вещам, выраба­тывают бездушный психологический механизм "потребил — выбросил", который в конце концов переносится и на челове­ческие контакты. Кризис личности (и цивилизации) можно пре­дотвратить, если перестроить систему мотиваций и иерархию


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

ценностей, вернуться к осознанию подлинной роли того, что не имеет цены: чистому воздуху, здоровой пище, общению с природой, простым естественным потребностям и радостям.

Без многообразия форм потребления, без многосторонне­го освоения мира культуры, без постоянной включенности в структуры социокультурной реальности человек не может стать полноценным представителем рода человеческого. Вместе с тем, очевидно, что подлинное освоение предметного мира пред­полагает вовлеченность людей в процесс воспроизводства это­го мира. При этом существует, по-видимому, некий социокуль­турный закон взаимоотношения этих двух процессов: нормаль­ный человек производит и отдает обществу больше, чем по­требляет. Природа человеческого бытия в культуре такова, что он способен создавать "культурную негэнтропию" (упорядочен­ность). Активность животного равна его потреблению, актив­ность человека всегда дает некий "прибавочный продукт", его активность связана не только с поддержанием своего личного биологического существования, но включает в себя универсаль­ный смысл, предполагающий создание общезначимых ценно­стей. В реальной жизни, конечно, могут возникать условия, когда те или иные социальные группы могут брать больше у общества, чем ему отдавать, но это в конце концов ведет к вырождению носителей потребительского сознания.

Понятие Благо, которое необходимо индивиду для под-

иенности держания его физического и социального суще­ствования, может находиться в распоряжении этого индивида как "естественное условие бытия". Индивид не может прожить и минуты, не потребляя воздуха. Но посколь­ку воздух (до самого последнего времени) всегда выступал в качестве естественного и постоянного "дара природы", то люди, привыкая к этой ситуации, не обращают на него внимание. Вме­сте с тем существуют и такие блага, потребление которых или "присвоение"которых является проблемой. Благо, которое не дано "естественным образом" (это могут быть и материальные блага культуры, а не только природы, например, игрушки, ко-


------------------------ Философское учение о ценностях ------------------------------

торыми располагают дети в семье), и которое становится объек­том желания, вожделения; мечты, требует, чтобы оно было осоз­нано как "благо", как нечто вполне конкретное, и как то, в чем я нуждаюсь. Этот акт осознания и выделения некоторой вещи, явления в качестве потребного мне или другим блага есть оценка. Благо, которое предстает перед человеком или об­ществом через призму оценки, есть ценность.

Аксиология определяет ценность как значение объекта (или его значимость), в отличие от его существования. Различаются ценности:

• материальные и духовные,

• производственно-потребительские,.

• социально-политические,

• познавательно-информационные.

Духовные ценности, в свою очередь, включают в себя цен­ности нравственные, религиозные, художественные (или эсте­тические), мировоззренческие. Фундаментальным с теорети­ческой точки зрения является разделение ценностей на пред­метные и субъектные, образующие два полюса всей сферы цен­ностного отношения человека к миру.

Предметные Ценности определяются как предметные в том ценности случае, если они лишь внешне выражают дей­ствительную потребность человека и являют­ся лишь "знаками " желаний, векторами потребительских воз­можностей, получивших социальную санкцию. Полезность, достоинства, "нужность" предметных ценностей обычно во многом зависят от диктата рекламы и моды, от сложившихся стереотипов поведения, господствующих норм культуры.

Разумеется, предметные ценности более или менее тесно связаны с истинными потребностями, но всегда их значение определяется социальной оценкой, культурными установками. Например, мне нужна обувь, но какую конкретно я выберу —


-------------------------------------- Основной курс ----------------------------------------- ■

зависит не только от ее удобства и надежности, но и от моды, от престижности выпускающей фирмы, мнений и вкусов окру­жающих людей. В предметном мире ценностей дело нередко доходит до абсурда: мы по дорогой цене покупаем иной раз вещь, заведомо для нас бесполезную, поддавшись того или иного рода общественным иллюзиям; чтобы сделать лак для волос, производители готовы рисковать разрушением озоно­вого слоя планеты, обеспечивающего защиту всего живого от жесткой космической радиации; чтобы разбогатеть или с це­лью устрашения соседних народов во многих странах на про­изводство вооружений тратится в десятки раз больше денег, чем на здравоохранение.

Современное общество не только подменяет предмет, ко­торый мог бы полностью удовлетворить ту или иную потреб­ность человека, но и придает ценность тому, что не имеет пользы и даже вредно людям. Так, жажду могла бы утолить чистая родниковая вода, но как часто некогда святой источник засорен, ибо рядом построен завод по производству лимонада и прочих химически насыщенных напитков. Потребность че­ловека в расслаблении соответственно удовлетворило бы об­щение с природой, прогулки, медитации, старинная музыка; цивилизация предлагает ему сигареты, наркотики, игорные дома...

Вообще феномен подмены смыслов и ценностей, осущест­вляемой социумом, играет в жизни человека исключительную роль. Удивительно, что люди могут жить, руководствуясь лож­ными, иллюзорными ценностями. Этим в полной мере пользу­ются тоталитарные государства, паразитические классы, рели­гиозные секты, политические партии. Они стремятся внедрить в сознание масс выгодные им мировоззренческие установки, политические мифы, религиозные взгляды и т. п. Если идеи, реализуемые во внешнем мире, принято называть проектами, то идеальные конструкции, которые внедряются в сознание людей, можно обозначить как интроекты. Современное обще­ство благодаря мощной и разветвленной информационной


Философское учение о ценностях

индустрии выработало весьма эффективные методы внедрения идеологических интроектов в умы людей. Манипулирование сознанием приобретает все более массовый характер. В этих условиях возникает исключительно важный вопрос: как чело­веку разобраться в том, где подлинные ценности, а где испод­воль навязываемые ему псевдоценности? Первейший критерий здесь таков: подмена там, где самореализация ведет к разруше­нию личности, к нравственному распаду, к физиологическому увяданию человеческого организма, другими словами — к бо­лезни в широком смысле слова.

Субъектные ценности — это нормативная фор­ма ориентации человека в социальной и природ­ ной среде, такая форма, которая, еще не раскры­вая человеку предметного содержания правил его жизнедея­тельности, "кодирует" это содержание в виде готовых норм и оценок ("так принято", "так должно", "Настоящий мужчина поступает так, а не иначе" и т. п.). На первых порах стереотип­ные формулы и ценностные установки позволяют индивиду ориентироваться и действовать в сложной действительности. В дальнейшем человек либо остается в рамках устоявшейся си­стемы ценностных ориентации, либо пересматривает ее, вы­рабатывая свой собственный взгляд на мир.

Как показывает исторический опыт, для многих людей субъектные ценности являются стержнем их жизни, фундамен­том личности. Известно немало случаев, когда люди сознатель­но шли на смерть, не желая изменить своим представлениям о чести, достоинстве, нравственных принципах. Жизнь как цен­ность оказывалась в этих случаях менее значимой, чем важ­нейшие субъектные ценности. Нередко подобные поступки вы­зывают уважение окружающих и сохраняются в памяти потом­ков (Сократ, Муций Сцевола, Пушкин, протопоп Аввакум и др.). Если же человек жертвует своей жизнью ради предметных цен­ностей, то это скорее вызывает удивление, недоумение и даже насмешку.


--------------------------------------- Основной курс --------------------------------------------

§ 2. Ценностное отношение к миру

Любое благо, служащее средством удовлетворения какой-то человеческой потребности, с одной стороны, есть нечто объективное или опредмеченное (пища, одежда, книга, кино­фильм, ласка, уважение окружающих людей, престиж и т. п.), с другой, есть нечто субъективное, ибо любое благо таковым становится лишь по отношению к конкретной человеческой по­требности. Благо не существует само по семье, без того, кто в нем нуждается (так сказать, "потенциальное благо"). Отсюда, то, что для одного выступает как благо, для другого может та­ковым не быть.

Ценность является единством объективного и субъектив­ного. Диалектика этих двух противоположных сторон единого целого в случае с феноменом ценности носит сложный, опос­редованный характер (и прежде всего в связи с усилением че­ловеческого фактора, человеческого измерения ценностных от­ношений). Это видно хотя бы уже из того, что в категорию цен­ности входит оценка, а также соответственно рефлексия, целе-полагание, выбор, переоценка, ревизия ценностей и т. п.

Не только ребенок, но и взрослые люди могут не видеть, не замечать, не осознавать подлинные ценности жизни и, на­против, жить в погоне за ложными, иллюзорными, например, ценностями моды, диктата окружающей социальной среды и т. д. Ценность может сместиться и к другому, субъективному, концу, т. е. ценностью для человека может выступать нечто число иллюзорное, надуманное, не имеющее никакой матери­альной или духовной значимости с точки зрения каких бы то ни было объективных критериев. Это смещение ценностей к субъективной стороне в жизни отдельных индивидов, соци­альных групп и даже целых эпох бывает столь очевидно, что само понятие "ценности" первоначально появляется как ха­рактеристика субъективной сферы, аксиологического сознания и т. п.


------------------------- Философское учение о ценностях -------------------------------

В философско-мировоззренческом плане интерес к про­блеме ценностей явственно пробудился только во второй по­ловине XIX в. В сущности это была реакция на господствовав­ший в то время позитивистский стиль мышления, на сциенти­стский подход к вопросам миропонимания. Ницше, Гартман, Лотце, неокантианцы в Европе, Толстой, Достоевский, Соло­вьев в России обратились с разных философских позиций к проблеме ценностей, исходя из того убеждения, что в структу­ре миропонимания есть нечто, что не может быть компетенци­ей науки, а именно: сфера ценностей. Ценности рассматрива­лись как идеальные по своей природе. Ценности как высшие установки, в которых человек видит смысл и оправдание свое­го существования, присутствуют в виде объективных момен­тов содержания ценностного сознания. Ценности охватывают сферу духовных императивов индивида, мир идеалов, стимулы деятельности, определяющие мотивационные механизмы лю­дей. Приобщение к ценностям культуры — это не просто по­требление, а это процесс, рождающий в душе человека особое эмоциональное состояние, катарсис.

С философской точки зрения принципиальное зна­чение имеет вопрос о бытии ценностей. Како­ во соотношение ценности и оценки? Некоторые авторы, указывая на неотрывность этих двух феноменов, прак­тически отождествляют их. Другие видят между ними принци­пиальную разницу: ценности относится к бытию, а оценка — к сфере сознания. Если ценности человек осознает через оценку, то как найти объективный критерий по отношению к той или иной ценности? Видимо, уже в самом акте оценки проявляет­ся не только субъективная и индивидуальная сторона, но и объективная, социальная. Оценка имеет как внутреннюю, так и внешнюю, объективную детерминацию.

Сфера ценностей образует особую культурно-историче­скую реальность. Сама по себе ценность, подобно стоимости как экономического свойства товара, конечно, не есть просто вещь, но вместе с тем она функционирует в обществе как нечто


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

объективное, как "чувственно-сверхчувственная вещь". Способ ее существования задан не природой, а обществом, культурой, историей. В этом своем объективном качестве ценность, та­ким образом, есть единство природного и социокультурного. Однако ценность выступает и как единство объективного и субъективного, материального и идеального, личного и обще­ственного, социального и биологического.

В отличие от понятия стоимости, которое выражает лишь объективный аспект бытия товара в сфере товарно-денежных отношений, понятие ценности охватывает и объективную, и субъективную сторону. В этом смысле данное понятие в чем-то аналогично понятию информации, выражающему единство знаковой и смысловой сторон. Ценность выступает как "субъек­тивная объективность" — в том смысле, что общественные реалии задают те или иные смысложизненные ориентации каж­дой личности; но это в то же время и "объективированная субъек­тивность", ибо природа человека, в конечном счете, определяет то, что становится ценностью для всех и для каждого.

Потребность — понятие эмпирическое, оно фиксирует то, что нам дано в опыте или может быть зафиксировано эмпири­ческими средствами. Ценность отражает сущностный уровень бытия человека. Не случайно социологи говорят: скажи мне, что ты ценишь в жизни больше всего, и я скажу, кто ты. Иерар­хия ценностей (так называемая "аксиологическая лестница") — ярчайший критерий ориентации человека в мире, социуме, своей семье и своей душе.

Ценностное отношение человека к миру (наряду с практи­ческим и познавательным) входит в число фундаментальных измерений человеческого бытия. Практическое отношение рас­крывает человеку, может ли и если "да", то что может изме­нить человек в мире. Познавательное отношение показывает, каковы возможности понимания и познания мира. Аксиологи­ческое отношение позволяет решить, стоит ли изменять и по­знавать мир, стоит ли вообще жить, что человек может полу­чить от мира и на что он может надеяться.


Философское учение о ценностях

Человек таков, каковы его ценности, устремления, инте­ресы, мотивы поведения. Ценностное отношение поэтому вы­ражает саму суть бытия человека в мире, оно раскрывает, что есть для меня мир и, следовательно, что есть я. Человек может успешно трудиться и быстро продвигаться в познании, но его индивидуальная сущность при этом будет скрыта за множеством опосредствующих звеньев. И только в своем ценностном от­ношении к миру, к людям, к природе и культуре человек обна­руживается адекватным своей сути образом. Здесь спадают все покрывала, срываются маски, здесь оголенный нерв жизни со­прикасается с самой реальностью. Это есть пространство встре­чи субъекта (индивида или социальной группы) с миром, взя­тым как интегральное целое. Ценностное отношение — это предельное основание не какого-то отдельного вида деятель­ности, а самой человеческой жизни вообще. Отсюда ценност­ный (аксиологический) подход есть важнейший способ раскры­тия природы человека.

Ценностное отношение к миру исключительно избирательно. Человек смотрит на окружающую его действительность через призму своих смыс- ложизненных установок, благодаря этому одни свойства и стороны мира как бы укрупняются, становятся бо­лее яркими, притягательными, другие, напротив, уходят в тень. Тот срез социокультурной реальности, который высвечивает­ся в восприятии и переживании мира посредством названных установок, представляет собой своего рода ценностную нишу, в которой живет та или иная человеческая личность или соци­альная группа. Ценности определенным образом структуриру­ют, организуют наше восприятие мира, задают способ его пе­реживания. Ниша — определенный род единства ценностей и тех проявлений, аспектов мира, с которыми он вступает во вза­имодействие и которые раскрываются перед человеком благо­даря имеющимся у него "ценностным перспективам" видения реальности. Выбрав себе нишу, человек перестает обращать внимание на другие проявления жизни, скрытые в ней воз-


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

можности: все остальное становится "посторонним", размы­тым, неинтересным, невидимым, деформированным, лишен­ным четкой перспективы. Человек — это "мир человека", пос­ледний же есть мир его ценностей, спроецированных на дей­ствительность. Одни видят мир "не выше сапога", другие на всю жизнь очарованы "звездным небом над нами".

В человеческом сознании те или иные ценности существу­ют не сами по себе, а образуют устойчивую систему норм, це­лей, идеалов, и т. п. Эту систему можно назвать ценностной парадигмой. У одних людей парадигма носит исключительно жесткий, закостенелый характер, у других, напротив, парадиг­ма подвижна, релятивна, подвержена деформациям, коррозии. Слишком жесткий характер парадигмы ведет к фанатизму и духовному застою. Излишне подвижная, неустойчивая ценно­стная парадигма делает человека конформистом, соглашателем, этакой чеховской "душечкой".

В жизни отдельных людей, социальных групп, поколений, целых эпох наступает такой момент, когда происходит резкая смена парадигмы, переоценка всех ценностей. Нравственный, духовный кризис ведет к разочарованию в традиционных цен­ностях и к поиску новых смысложизненных горизонтов. Сме­на парадигмы как мгновенный сдвиг в видении и пережива­нии мира часто проявляется в виде нравственного потрясения.

Человеческое поведение подвержено воздействию со сто­роны социальной среды. Но это влияние всегда опосредовано установками личности. Человека можно заставить действовать так, а не иначе, силой, логикой сложившихся обстоятельств, но если мы хотим, чтобы желательное нам поведение опира­лось на надежный фундамент, необходимо, чтобы оно имело внутреннюю детерминацию, а это значит, что следует "доко­паться" до глубинных тайников человеческой души. (Вспом­ним сказочный образ Кащея Бессмертного, на которого нельзя было воздействовать иначе, чем через тайну его жизни и смерти.)

Ценность — инвариант, лежащий в основе бесконечного разнообразия проявлений жизни личности, в основе целей, интересов, поступков, мотивов. Ценность есть структура, ко-


------------------------ Философское учение о ценностях-------------------------------

торая, разумеется, включает в себя цель, эмоциональную на­правленность, заинтересованность, но каждый из этих психи­ческих феноменов сам по себе может и не быть связан с ценно­стью непосредственно. Цель может быть случайной, заинтере­сованность — чисто внешней. Ценность возникает тогда, ког­да все это освещено глубинным личностным смыслом. Таким смыслом может быть творчество, слава, чувство социальной справедливости, честь, стремление к власти, чувственные на­слаждения, материальное богатство и т. п.

Идеальна или материальна ценность? Каково отношение между ценностью и объектом? Бесспорно, что все ценности — из мира, из контакта с ним. Но, как уже отмечалось, ни одна вещь сама по себе еще не может рассматриваться как ценность. Феномен ценности предполагает еще и личностную установку. Как та или иная вещь, событие становится ценностью? С точ­ки зрения каждой отдельной личности, ценность прежде всего выступает в виде некоторого масштаба, шкалы, своего рода "весов", с помощью которых безошибочно определяется весо­мость, значимость каждого объекта, явления, события, челове­ка, что встречаются на жизненном пути. В результате возника­ет возможность судить, что человеку надо, а что нет. В этом случае парадигма выступает как матрица, в которую мы под­ставляем те или иные "значения". Каждая клеточка этой мат­рицы имеет "область значений", т. е. функционирует как обоб­щенный смысл. Значит, ценность — это два слоя: 1) слой обоб­щенных установок, мировоззренческих и социальных ориен­тации; 2) слой конкретных значений, которые становятся ре­альными ценностями, как только мы взглянули на них через призму нашей матрицы.

§ 3. Типы ценностного сознания

 

У каждого человека с детства, под влиянием окружающей среды и на основе психологи­ческого типа личности, складывается опреде­ленная система жизненно важных ценностей. Как правило, они носят неявный характер, т. е. функционируют на подсознательном уровне.


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

Жизненно важные ценности можно назвать приоритет­ными. По своему предметному содержанию они могут быть са­мой различной природы — от почти физиологически задан­ных до высших духовных. Жизненными ценностями их делает не предметное содержание, а их реальная роль и значимость в системе смысложизненных предпочтений индивида. Как пра­вило, таких ценностей у человека немного, и они группируют­ся вокруг одного центра. Например, для вещистского сознания характерна тяга к престижным предметам. В последние годы нередко можно встретить группы молодежи, для которых тяга к модным вещам и потребительское отношение к предметному миру культуры составляет глубинную основу жизненных уст­ремлений и помыслов.

Устойчивость ценностных установок, по-видимому, не за­висит от ранга ценностей — высшие они или низшие. А вот механизмы и условия формирования их более тесно связаны с тем, каковы эти ценности. Примитивные или даже нравствен­но деформированные ценности формируются в условиях сти­хийного процесса развития ребенка быстрее и легче, высшие же ценности возникают при наличии определенных условий (например, общение с учителем, наставником, приобщение к искусству, к творческому труду и др.). Знаменитый русский пси­холог Л. Выгодский говорил: в основе развития ребенка лежит указующий перст взрослого.

Устойчивость ценностей обусловливает то, что они, од­нажды возникнув, затем трудно поддаются корректировке или переделке со стороны воспитателя или коллектива. Как часто воспитатель говорит воспитуемому о важности учения, добро­совестного труда, доброты к людям, здорового образа жизни и т. п. Но воспитуемый все это воспринимает сквозь призму сво­их установок: все, что не совпадает или противоречит его цен­ностям, рассматривается как пустое нравоучение, докука, сло­воизвержение, которое надо молча выслушать и продолжать делать свое дело. Иногда педагоги спрашивают в таких случа­ях: как достучасться до ума и сердца ребенка или подростка? Как заставить его не только слушать, но и вникать в смысл


------------------------ Философское учение о ценностях —---------------------------

сказанного? Есть, по-видимому, только один путь — задеть "за живое", т. е. суметь затронуть интимные струны души — жиз­ненные ориентации данного конкретного индивида. Другими словами, если мы хотим формировать здоровые потребности, интересы и идеалы, то надо отталкиваться от тех жизненных ценностей, которые сформировались у ребенка на уровне обы­денного сознания.

Огромную роль в формировании устойчивых ценностных ориентации, связанных с глубинными мировоззренческими принципами, играют традиции (народа, группы, семьи). Во-первых, традиции обычно мифологизированы, т. е. погружены естественным образом в мировоззренческую, а не только со­бытийную ткань бытия. Во-вторых, они не просто "слово", а обычно — "слово и дело", т. е. ритуал, игра по правилам, что облегчает их усвоение ребенком. В-третьих, это такая воспита­тельная система, в которой воспитатель и воспитуемый игра­ют равно активную роль. И, наконец, традиции повторяемы, воссоздаются ежегодно, еженедельно, ежедневно, т. е. способ­ны быть для становящейся, формирующейся личности точка­ми опоры, стабильности в хаотически меняющемся, неимовер­но подвижном (для нее) мире.

Жизненные ценности потому и являются фундаменталь­ными и ведущими, что они пробуждают в человеке в опреде­ленные моменты невиданную энергию, упорство и настойчи­вость в их достижении, великую силу воли, сметающую на сво­ем пути все преграды. Влюбленный ли это, добивающийся пред­мета своей любви, великий ли ученый, готовый обойти пеш­ком всю Землю в поисках нужного материала исследования, или это любитель острых ощущений, рискующий своей голо­вой... Великая, необоримая страсть движет человеком.

Большое значение для понимания того, как складываются ценностные установки в жизни отдельного индивида, имеет не только структура личностного сознания, но и характер че­ловека. Особый интерес представляет то, что в психологиче­ской литературе получило название "акцентуация характера", т. е. такое его свойство, когда отдельные черты характера


--------------------------------------- Основной курс -------------------------------------------

чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уяз­вимость в отношении определенного рода психогенных воз­действий. В связи с этим принципиальное значение имеет по­пытка ответить на вопрос: предопределены ли акцентуации ха­рактера человека биопсихическими детерминантами индиви­дуального развития или они являются результатом тех или иных условий социализации? На сегодня имеются серьезные клини­ческие данные, говорящие о существовании определенных на­следственных предпосылок формирования характера. Детерми­нанту, исходящую из природной основы личности, принято обо­значать как "характерологический радикал". Сформировавший­ся характер может быть соотнесен со своим биопсихическим ра­дикалом примерно так же, как способности с задатками (См.: По­лис А. Ф. Современная характерология и практика воспитания.— Вопросы философии, 1986, № 10, с. 90).

Таким образом, можно говорить о двух линиях детерми­нации, определяющих процесс становления индивидуально­сти с ее системой жизненных ценностей: от характера — к лич­ности и от личности — к характеру. "Если иметь в виду первую линию детерминации, в качестве весьма типичных иллюстра­ций можно указать на добросовестность и чувство долга, час­то присущие, например, психастенику; на склонность шизоида к следованию твердым принципам, иногда и весьма абстракт­ным; на противоположную тенденцию, наблюдаемую у цикло­ида, который легко переступает границу между дозволенным и недозволенным, но без злого умысла; можно указать на злопа­мятность и коварство, а вместе с тем угодливость и ханжество эпилептоида" (Там же). При этом речь идет именно об акцен­туациях характера, т. е. своеобразных и весьма распространен­ных вариантах нормы, а вовсе не о патологии. Вопрос о том, как биопсихическая основа характера влияет на формирование жизненно важных ценностей индивида, исследован крайне не­удовлетворительно. Между тем, влияние это имеет место, осо­бенно на уровне обыденного мировоззрения. Большой вклад в разработку проблем характерологии внес П. Б. Ганнушкин (См: Ганнушкин П. Б. йзбр. труды.М., 1964).


Философское учение о ценностях

Для человека — существа деятельного, социально-актив­ного — наиболее важна, конечно, линия детерминации, иду­щая от личности к характеру. Личность в своем становлении, развитии и трансформации опосредует характер, в той или иной мере преобразует его (что-то вбирая в себя, что-то отбрасы­вая), формируя в конечном счете собственную индивидуаль­ность в зависимости от господствующих в обществе ценност­ных ориентации. В диалектическом опосредовании характера личностью во многом заключается смысл того, что принято называть воспитанием и самовоспитанием.

Мифологическое сознание. Миф — особая фор­ма сознания и одновременно форма жизнедея­тельности человека. Это — сложное социокуль­турное явление, включающее в себя соответ­ ствующую картину мира, жизненные ориенти­ры, механизмы и формы эстетического освоения природного и социального бытия. Особенность мифа — в неразложимости, целостности всех его составных компонентов. Он органичес­ки вплетен в практическую и бытовую жизнедеятельность пер­вобытного коллектива. Здесь человек слит с природой, инди­вид с родовым коллективом, искусство — с жизнью.

Мысль находится еще на бессознательном уровне, при ко­тором идеальное сливается с реальным. В результате человек живет в прозрачном для понимания, однозначном и стабиль­ном мире. В этих условиях формируется ценностное сознание родового типа: сугь его в том, что возникает идентификация индивида и рода. В своих нравственных установках человек не отличает и не выделяет себя из ряда других окружающих его людей. У индивида нет других ценностей, кроме ценностей рода, радости и беды коллектива есть одновременно радости и беды индивида.

В рамках родового сознания оценка, ценность и соответ­ствующий конкретный предмет образовывали одно целое. Та­ким был, например, тотем, выступавший одновременно и как вещь, и как символ, и как жизненная установка.


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

В религиозном сознании резко меняется соотношение пред­мета, ценности и символа. Формируется новое, запредельное, сверхъестественное измерение мира, в котором помещаются некие идеализированные предметности. Ценность и предмет сливаются, но не в эмпирически данном опыте, а в "умопости­гаемом" мире. В эмпирическом наблюдении дан лишь символ, отдаленный и противостоящий предмету. Для функционирова­ния религиозных институтов и закрепления верования в мас­совом сознании абстрактной идеи бога как высшей цен­ности недостаточно; необходимо, чтобы эта идея была эмоци­онально пережита верующими, чтобы она перешла в глубокую убежденность, стала феноменом веры, сознательно формируе­мой и поощряемой. Вера в Бога как в высшую ценность стано­вится инструментом истолкования смысла существования человека. В результате меняется статус самой категории цен­ности. Ценность как социокультурный феномен теперь вклю­чает в себя не только эмоциональный компонент, но и осозна­ваемую веру в высшее существо, тождественное с самим нрав­ственным существованием человека, неотделимым от смысла человеческого бытия.

В рамках философского сознания ценности выступают как абстрактные понятия (образы, модели, символы), имеющие обо­йденный смысл, — благо, добродетель, истина, справедливость и т. п. Этим понятиям может быть приписан и объективный смысл. Так, Платон рассматривает "благо" как идеальную, объективно существующую сущность. Убежденность в суще­ствовании мира идеальных сущностей покоилась не на вере, а на попытках рациональной выводимости, рационального оп­равдания такого мира.

Ценности науки — истина, обоснованность, доказатель­ность, интеллектуальная честность, творческий гений, ясность, преданность истине и др. Если в философии ценность предпо­лагает соединение идеальных образов с жизнью, с образом жизни и стилем поведения человека, то в науке ценности, ско­рее, носят рассудочный характер, приобретают статус теорети­ческих конструктов.


------------------------ Философское учение о ценностях -------------------------------





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 684 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2524 - | 2223 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.