Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрирода человека: интервальный подход




¬ рамках интервального учени€ человек рассматриваетс€ как многомерный и многоуровневый феномен. Ќи одна отдель≠но вз€та€ концепци€, имеюща€с€ в истории философской мыс≠ли, не может оцениватьс€ как универсальна€. јбсолютизаци€ того или иного аспекта, того или иного измерени€ человече≠ской сущности не позвол€ет пон€ть человека во всей полноте его быти€. –азличные картины необходимо представить в виде единой теории. ѕри этом все эти отдельные картины отнюдь не сливаютс€ в каком-то одном обобщенном полотне, а образу≠ют сложно иерархизированную "голографическую" модель, в которой каждый интервал рассмотрени€ претендует на свою, хот€ и ограниченную, но "законченную в себе" истину о чело≠веке. ќтдельные "образы человека" не исключают, а дополн€≠ют друг друга, если мы научились фиксировать границы их адек≠ватной применимости, а также способы перехода от одного об≠раза к другому.

“акой подход к проблеме позвол€ет обраружить все то вер≠ное и ценное, что имеетс€ в различных философско-антропо-логических верси€х, начина€ от натурализма и конча€ персо-


-------------------------------------- ќсновной курс -

нализмом и экзистенциализмом.  лассические философские концепции потому и могут называтьс€ "классическими", что выражают Ч кажда€ в своих пределах Ч различные аспекты, стороны, "ипостаси" человеческого быти€ в мире. » в этом смысле кажда€ из них представл€ет собой "частицу истины". »нтервальный подход, однако, вовсе не сводитс€ к оправда≠нию всех "точек зрени€" как имеющих равное право на истину, ибо, во-первых, люба€ классическа€ концепци€ справедлива не вообще, а лишь в узких границах интервалов исходных аб≠стракций, во-вторых, между различными картинами человека должна быть установлена обоснованна€ логическа€ взаимосв€зь и соподчиненность. ¬ результате люба€ частна€ перспектива видени€ в такой же степени оправдываетс€, в какой и отверга≠етс€ в силу неизбежной дл€ них абсолютизации своего ракурса рассмотрени€.

“ак, марксистский взгл€д на человека как на сугубо "соци≠альное существо" в основных чертах остаетс€ справедливым и до сих пор, ибо и в наше врем€ люди, приспосаблива€сь к жиз≠ни в услови€х социума, вынуждены действовать в соответ≠ствии с жесткими законами борьбы за свои материальные ин≠тересы. ¬ этой сфере общественное бытие определ€ет созна≠ние людей, здесь "свободна€ пресса", искусство, политика, философи€ служат тем, кто больше платит, а государство не≠редко становитс€ послушным инструментом национальных и транснациональных элит. ќграниченность доктрины ћаркса заключаетс€, однако, в том, что он вольно или невольно реду≠цирует сущность человека до совокупности общественных от≠ношений, до "социального" качества. “о, что социум пытаетс€ приспособить все сферы человеческого быти€ к своей логике, пытаетс€ заставить служить себе человеческий разум, культу≠ру, духовность, религию, это общеизвестный факт, но это вов≠се не значит, что все сферы культурного быти€ выводимы из экономического уклада, из материальной жизни людей. ƒухов-


‘илософска€ антропологи€

ные пласты быти€ человека в принципе несводимы к матери≠альным. —уществует тонка€ диалектика взаимосв€зи матери≠ального и духовного, социального и культурного в истории.

ѕодобным же образом было бы глубоко ошибочно реду≠цировать человека к витальным, природным, биологическим началам, как это пытались сделать представители натурализма, материализма и отчасти фрейдизма. »нтервальный подход не≠изменно выступает против любых попыток сведени€ одних интервалов быти€ к другим Ч ни высших к низшим, ни низ≠ших к высшим. ¬месте с тем, этот подход настаивает на том, чтобы при изучении человека его сущность рассматривалась не как некий абсолют, не как неизменна€ вневременна€ дан≠ность, а как "системное качество", как то, что порождаетс€ той системой, в которую погружен индивид и котора€ детермини≠рует по€вление тех или иных сущностных характеристик. ¬аж≠но однако иметь в виду, что в рамках человеческой жизнеде€≠тельности таких "систем погружени€" достаточно много. ѕо крайней мере, можно выделить такие важные интервалы бы≠ти€ личности, как витальный, социальный, культурный, экзис≠тенциальный и др.  аждый из таких интервалов имеет свою внутреннюю логику функционировани€ и развити€, свою си≠стему ценностей и предполагает свой пон€тийный аппарат дл€ адекватного отображени€ в теории. ƒл€ одних людей, напри≠мер, искусство или наука могут быть предметом коммерции, а дл€ других Ч делом жизни, высшими смысложизненными цен≠ност€ми.

—ледует иметь в виду и еще одну важную сторону дела. –едуцирование человеческой сущности к тем или иным отдель≠ным сферам встречаетс€ не только на уровне философской реф≠лексии, не только "в теории", но и на практике. ѕечально изве≠стна€ практика тоталитарных режимов XX века, когда соци≠альна€ природа абсолютизировалась, когда личность сводилась


ќсновной курс ------------------------------------- -.

до "человеческого материала", до общественного "винтика" в большой социальной машине. —амоценность индивидуума не признавалась ни в теории, ни в социальной и политической практике. ѕозднее это было названо "вульгарным социологиз≠мом", социологизаторским подходом к личности. «а индиви≠дом не признавалось ничего сверхсоциального, вс€кое откло≠нение от господствующего социального стандарта рассматри≠валось как "пережиток прошлого", как деформаци€ или как ошибка воспитани€. ѕотребовалось врем€, чтобы мы пон€ли, что с точки зрени€ подлинного гуманизма личностное бытие первично и изначально, в то врем€ как встроенность в какие бы то ни было пор€дки быти€, его прив€занность к социальным, государственным, этническим и прочим общност€м, его при≠верженность к моральным, религиозным или художественным ценност€м вторичны, производны и всецело определ€емы са≠мим человеком. »ндивид должен иметь право сам решать, ка≠кие узы дл€ него нужны и важны, какие ценности организуют и направл€ют его существование. » не случайно ќќЌ декла≠рирует в современных исторических услови€х принцип при≠оритета прав личности над правами народов и наций.

„еловек выстраивает свое бытие не в одномерном, а в многовариантном и веро€тностно реализуемом мире. ѕоэтому индивид всегда стоит перед выбором. ≈сть мир строгой при≠чинности, где все поддаетс€ логическому объ€снению, но р€≠дом с ним и параллельно ему Ч мир несказуемого, потаенно≠го, лишь интуитивно постигаемого. ≈сть мир, где господству≠ют законы тождества и неразличимости, но есть и такие интер≠валы быти€, где на первый план выступает единичное, инди≠видуальное, неповторимое. » именно такой мир Ч многоин≠тервальный и многовариантный, Ч и позвол€ет человеку раз≠вить в себе подлинную индивидуальность, пробудить сп€щие в нем творческие способности, самоосуществитьс€ как личность. —ущность человеческой свободы коренитс€ в многовариант-


---------------------------- ‘илософска€ антропологи€ -------------------------------

ности, в способности индивида Ч благодар€ интеллекту, инту≠иции и воле Ч осуществл€ть удовлетвор€ющий его выбор того или иного варианта, измерени€ быти€.

— интервальной точки зрени€ принципиально важно раз≠личать два способа быти€ человека Ч "извне" и "изнутри". ¬ первом случае индивид выступает как субъект самодетерми≠нации, как носитель индивидуального начала и как возможность экзистенции. ¬о втором случае он посто€нно оказываетс€ "про≠дуктом" исторических и социальных обсто€тельств, "жертвой среды", заложником "неумолимых законов истории" и т. п. √о≠вор€ словами Ќ. Ѕерд€ева, перед нами "мир объективации", така€ сфера быти€ человека, в которой он неизбежно выступа≠ет как объект внешних детерминаций Ч социально-экономи≠ческих, психофизических и т.п. „еловеческое существование поэтому есть посто€нное сопротивление "внешнему давлению", есть попытка найти компромисс между свободой и принужде≠нием, между творческим порывом и адаптацией к социальным услови€м, между самоутверждением и самоутратой. ¬месте с тем бытие "изнутри" вовсе не есть нека€ чиста€ субъектив≠ность, ибо оно раскрываетс€ лишь навстречу трансценденции, лишь сопр€га€сь с высшими смыслами и пор€дками ”ниверсу≠ма. “аким образом, сущность человека не есть нечто раз и на≠всегда заданное, она относительна и контекстуальна. Ќо это не означает, что она текуча, расплывчата, иррациональна, ибо ин≠тервальна€ структура реальности, в которую вписано существо≠вание индивида, представл€ет собой некий стабильный каркас ”ниверсума.

 ак перейти от обычного существовани€ к максимальной полноте жизни, к актуализации скрытых и дремлющих в каж≠дом возможностей и способностей? Ќужно ли дл€ этого пред≠варительно изменить окружающую социальную среду, может быть, даже экономическое и политическое устройство обще≠ства, или следует в первую очередь изменить самого себ€? „то


ќсновной курс

в конечном счете означает актуальна€ самореализаци€ личнос≠ти? —в€зана ли она в основном с поиском новых человеческих ценностей?  ак найти собственное личностное пространство дл€ про€влени€ свободы и ответственности, дл€ свободного и достойного самоосуществлени€?

ѕрежде всего следует иметь в виду, что человеческое су≠ществование ситуативно, контекстуально, интервально. ¬ каж≠дый данный момент мы находимс€ в каких-то конкретных ус≠лови€х Ч бытовых, природных, социальных, культурно-исто≠рических и т. п. Ёти услови€ воздействуют на нас и в опреде≠ленной степени определ€ют течение нашей жизни: диктуют цели, подсказывают средства, нав€зывают знакомых, оказыва≠ют вли€ние при выборе жизненных ценностей. »ногда обсто€≠тельства жизни складываютс€ так, что человек становитс€ за≠ложником текущего момента, который властно задает ему на≠правление и характер де€тельности. ¬ других случа€х у него открываютс€ возможности свободного выбора одного из ва≠риантов.

‘ундаментальной чертой человеческого быти€ €вл€етс€, однако, то, что он Ч по своей природе Ч никогда не закреплен намертво ни с одним из конкретных контекстов, интервалов; у него существует принципиальна€ возможность перехода от одного измерени€ к другому. Ѕолее того, он может одновре≠менно существовать во множестве интервалов, и все зависит от того, который из них в данный момент ценностно или сен≠сорно актуализирован. ѕорой в жизни очень много значит ак≠туализаци€ более широкого и эмоционального, более значимо≠го измерени€, позвол€ющего более полно и гармонично реа≠лизовать личности свое индивидуальное "я".

¬ажна, однако, не только актуализаци€ подход€щего кон≠текста из множества имеющихс€ "возможных миров", но и твор≠ческое проектирование собственного жизненного пространства,


---------------------------- ‘илософска€ антропологи€ -------------------------------

свободного от факторов давлени€ на индивида. »скусство жить в "своем мире", не вступа€ в опасное столкновение с "чужими мирами", конечно, не каждому даетс€. ѕоэтому-то человеку и нужна мудрость, нужно понимание и осознание того, как в каж≠дом конкретном случае протекают процессы нашей адаптации к миру, к обществу, к люд€м. “акое осознание выступает усло≠вием выработки способов творческого приспособлени€ инди≠вида к окружающей среде.

“ворческое приспособление к миру ни в коем случае не сводитс€ только к открытию новых срезов быти€, оно означает также обнаружение новых смыслов и ценностей в том, что дано "здесь" и "теперь". ƒл€ этого важна способность взгл€нуть на мир повседневного глазами "постороннего наблюдател€", в том, что примелькалось, увидеть сокровенное, некие высшие знаки и смыслы.

“аким образом, контекстуальна€ природа человеческого существовани€ отнюдь не исключает способность личности осознавать свое "глобальное" бытие-в-мире, факт своей экзи≠стенции "поверх любых интервалов", свою свободу от каких бы то ни было отдельных жизненных обсто€тельств. Ќе менее важно и другое: человек одновременно может "пребывать" во многих сенсорных и ценностно-смысловых контекстах, актуа≠лизиру€ при необходимости то одни, то другие. —вобода выбо≠ра своего "жизненного мира" Ч фундаментальна€ черта чело≠веческого быти€.

—уществовать в бытийном смысле слова человек может глобально Ч в мире вообще, но присутствовать он может только локально Ч в той или иной конкретной ситуации, в том или ином "возможном мире". ¬ своих бытийных формах суще≠ствовани€ индивид ничем не отличаетс€ от быти€ вещей, фе≠номен же присутстви€ характерен только дл€ существа, наде≠ленного экзистенцией. ƒругими словами, человеческое суще-


ќсновной курс

ствование как присутствие всегда интервально и экзистенци≠ально. ¬месте с тем, присутствие не означает абсолютную при≠в€занность индивида к "месту", ибо он свободен выбирать Ч если он свободен Ч свой духовный небосвод.

Ч


?


1. явл€етс€ ли философска€ антропологи€ основополагающей нау≠кой о человеке? 2.  аковы фундаментальные характеристики челове≠ческого быти€" 3. –аскройте основные концепции традиционной мо≠дели человека. 4. ¬ чем специфика индивидуалистской, персоналист-ской и экзистенциалистской моделей? 5. ¬ чем сходство и различие марксистского и прагматистского подходов в истолковании сущности человека? 6. Ќазовите основные тезисы интервального подхода к по≠ниманию природы человеческой личности.


 


 


 



 


 


 


 



 


 


√лава 9. ‘илософи€ истории

»звестно нам, что час невозвратим, „то нет ни дн€м, ни мес€цам возврата Ќо круг календар€ и циферблата ћешает нам пон€ть, что мы летим.

—. ћаршак





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

435 - | 401 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.