Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Познания




Введение принципа практики и творческой активности субъекта в решение гносеологических проблем позволяет на качественно новом уровне понять подлинную природу субъек­та и объекта познания, с одной стороны, и конкретный меха­низм их опосредования в целостной структуре познавательно­го акта — с другой.

В современной гносеологии субъект рассматривается не только как система, получающая, хранящая и перерабатываю­щая информацию (подобно любой живой системе). Субъ­ектэто прежде всего общественно-историческое существо, наделенное сознанием, способное к целеполагающей, предмет­ной, творчески преобразующей деятельности.

Информационно-теоретический способ освоения реально­сти формируется культурой той или иной исторической эпохи. Это значит, что субъект вырабатывает в своем сознании обра-


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------- ■

зы, абстракции, гипотезы, теории не "один на один с приро­дой", а на базе уже сформировавшихся универсальных схем деятельности. Последние и задают те механизмы, в соответ­ствии с которыми человек абстрагирует, понимает и оценивает объекты познания. Независимо от того, творит ли отдельный индивид сам новые способы прочтения и объяснения реально­сти или бессознательно перенимает уже готовые умственные клише и стереотипы эпохи, в любом случае он действует на основе навязанных ему смыслообразующих данностей культу­ры своего времени. Даже любой элементарный с точки зрения познания случай, как например, визуальное восприятие таких небесных тел, как Луна или Солнце, показывает: несмотря на то, что перцептуальный образ этих тел в физиологическом плане у современного человека такой же, как и у первобытного, смыс­ловой акт восприятия принципиально различен.

Качественно по-новому подходит современная гносеоло­гия и к рассмотрению объекта, познаваемого в многообраз­ных формах человеческой социальной деятельности. Для субъекта не безразлично, является ли нечто актуально объек­том познания или нет. С гносеологической точки зрения это различие представляет специальный интерес.

В связи со сказанным можно сформулировать общий за­кон: степень предметного освоения реальности в практике людей вычленяет ту совокупность измерений объекта, кото­рая выступает в каждую данную эпоху основой его отобра­жения в сознании людей. В любом своем отношении человек не вступает в контакт с объектами (вещами, явлениями, про­цессами) природного и общественного бытия вообще, во всей их бесконечной сложности. Побуждаемый к деятельности сво­ими материальными и духовными потребностями, ставя те или иные цели, он всегда берет их как некоторый "частный объект", или "предмет".


Теория познания

Природа, действительность должны рассматриваться, та­ким образом, в особой абстракций, т. е. в той мере, в какой они являются актуально выявленными предметами познания. Прак­тика, позволяющая человеку летать в космос и опускаться на дно океана, обеспечивающая исследование мира с помощью синхрофазотрона и лазера, рентгеновского телескопа и элект­ронного микроскопа, выявляет в объективной реальности все новые и новые предметы познания, новые сущности, уровни и грани материального мира.

Из приведенной схемы видно, что в качестве реальности, с которой сопоставляется мысленный образ, вырабатываемый в процессе познания, выделяется не объект с его бесконечны­ми свойствами, связями и отношениями, а некоторый вполне определенный набор свойств, сторон, структур и т. п., т. е. предмет. Поэтому один и тот же объект может быть отобра­жен во множестве различных по содержанию абстракций.


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------- ■—.

Многокачественный, многомерный и многоуровневый характер любого объекта обусловливает то, что практическое выявление одних аспектов реальности влечет за собой переход к новым ее сферам, образуя направленный процесс "втягива­ния" природы в мир человеческой цивилизации. Расширяюще­еся многообразие форм этой природы для человека в познава­тельном отношении выступает как все большее раскрытие сущ­ности самой природы, процесс все большего согласования наших знаний о мире с самим этим миром. Познание, таким образом, обладает отчетливо выраженным историческим ха­рактером.

Субъектно-объектное отношение, как любое другое, раз­вивается лишь на основе возникновения и усложнения систе­мы опосредствующих звеньев. Чем разнообразнее и совершен­нее эта система, тем более развито и то целое, которое связано с этими звеньями.

Субъект не может воздействовать на объект иначе, как пред­метным образом. Это значит, что в своем распоряжении он должен иметь систему материальных посредников своих воз­действий на познаваемый объект — руки, орудия труда, изме­рительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т. д. Прогресс позна­ния был бы невозможен без постоянного расширения и услож­нения этого "мира посредников". Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников — сенсорная информация, различные знаковые системы, и прежде всего человеческий язык. Во второй поло­вине XX в. мир посредников гигантски расширился за счет ис­пользования компьютерной техники, системы Интернет и т. п.

 
 

:


Теория познания





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.