Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие гносеологического образа. „увственна€ и рациональна€ ступени познани€




ќсновным познавательным отношением €вл€Їтес€ отно≠шение "образ Ч предмет". ¬ самом широком смысле слова об≠разом можно назвать то состо€ние сознани€, которое в процес≠се познани€ тем или иным способом св€зано с объектом; при≠мером образа может служить ощущение, абстракци€, теори€, картина мира.  ак именно св€зан образ с объектом? ¬ истории философии известны три основных варианта решени€: 1) мы познаем (описываем, упор€дочиваем) наши ощущени€ (субъек≠тивный идеализм); 2) образы есть результаты постижени€ с по≠мощью разума объективно существующих идей, идеальных сущ≠ностей, структур, которые сто€т за материальными чувствен≠ными €влени€ми (объективный идеализм), 3) образы отража≠ют объективную реальность, природу, вещи, процессы и т. д. (материализм).

ѕо отношению к ступен€м познани€ образы дел€тс€ на чувственные (ощущени€, воспри€ти€, представлени€) и раци≠ональные (пон€ти€, теории и др.). ѕо отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знани€, отража≠ющие объективную реальность, 2) образы-проекты, представ≠л€ющие мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике, 3) образы-ценности, вы≠ражающие потребности и идеалы субъекта.

„увственное познание содержит в себе те обра≠зы, которые дают нам наши органы чувств. ќс≠новные формы чувственной ступени познани€: ощущени€, воспри€ти€, представлени€. ¬ ощу≠щени€х каждый из органов чувств (органы зрени€, ос€зани€, слуха, обон€ни€, вкуса) специфическим дл€ него способом от≠ражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т. д.). ¬оспри€тие Ч это отражение свойств пред-


ќсновной курс

мета, вз€тых как целое. ѕредставление Ч это нагл€дный це≠лостный образ вещи, возникающий на основе воображени€' и прошлого чувственного опыта, сохран€ющийс€ и воспроизво≠димый в пам€ти в обобщенной форме.

Ѕазовой формой чувственного познани€ €вл€ютс€ ощуще≠ни€. — гносеологической точки зрени€ они представл€ют по≠этому особый интерес. ќщущени€ обеспечивают непосред≠ственную св€зь сознани€ с объективной реальностью, €вл€ют≠с€ единственным внешним каналом, по которому мы можем получать информацию о мире. —ама исходна€ посылка матери≠ализма включает в себ€ утверждение о том, что в ощущени€х нам дана объективна€ реальность. »менно вопрос о природе ощущений стал ареной непримиримой конфронтации между материализмом, с одной стороны, субъективным идеализмом и агностицизмом, с другой.

„то касаетс€ других форм чувственной ступени, то их роль в познании определ€етс€, во-первых, тем, что они €вл€ютс€ более богатыми по своим познавательным возможност€м фор≠мами (по сравнению с ощущением), во-вторых, тем, что они включают в себ€ не только отображение, но и воображение (на основе восприн€того в нашем сознании способны рождатьс€ новые образы Ч элементы фантазии, мечты, художественного творчества), в-третьих, тем, что развитые формы чувствен≠ного познани€ €вл€ютс€ предпосылкой дл€ перехода к рацио≠нальной ступени познани€.

 ак уже отмечалось выше, ценность образа в по≠знавательном отношении заключаетс€ в том, что он обладает объективным содержанием, т. е. €в≠л€етс€ более или менее верным отражением предмета. ¬ св€зи с этим уместно задать во≠ прос: как объективное содержание предмета пе≠реноситс€ в человеческую голову и преобразуетс€ в ней в объек-


.----------------------------------- “еори€ познани€ Ч------------------------------------

тивное содержание идеального образа? каков механизм воздей≠стви€ объекта на субъект, в результате которого в человеческом сознании возникает отражение объекта?

–ассмотрим пример с визуальным воспри€тием. ќт наблю≠даемого объекта отражаютс€ кванты света, которые, попада€ на сетчатку глаза, вызывают физические и биохимические про≠цессы внутри соответствующих рецепторов. »дущие от рецеп≠торов первичные нейроны представл€ют собой первое звено перекодировки внешних сигналов в цепи последовательного кодировани€. Ќа конце этой цепи возникает зрительное ощу≠щение. “аким образом, перед нами взаимодействие двух каче≠ственно различных материальных систем: внешних агентов сен≠сорного раздражени€ и органов чувств человека.

Ћюбой материальный объектЧ неисчерпаемый источник информации. ќднако идущий от объектов поток материальных агентов (например, в виде электромагнитных или звуковых волн) может стать переносчиком информации от объекта к субъекту лишь при условии, что эти агенты способны воспри≠ниматьс€ органами чувств. ѕоток сигналов, устанавливающих названную св€зь, называетс€ информационным потоком. „ув≠ственное отражение объекта возможно лишь тогда, когда от него идут сигналы, перенос€щие информацию. ¬оздействует на органы чувств не сам объект как таковой, а идущий от него информационный поток. —казанное в полной мере справедли≠во как в отношении так называемых дистантных ощущений (зрительных, слуховых), так и контактных (ос€зательных, вку≠совых). »нформационный поток, таким образом, выполн€ет роль гносеологического посредника между воздействующим объектом и воспринимающим воздействие субъектом.

ќбъект, субъект и информационный посредник, вз€тые вместе, образуют исходную гносеологическую ситуацию. Ќе≠обходимым услови€ем конкретного акта отражени€ €вл€етс€


--------------------------------------- ќсновной курс ---------------------------------------- -

наличие материальной по своему бытию информационной св€≠зи между объектом и субъектом. ”становление данной св€зи предполагает, что все три элемента гносеологической ситуа≠ции так тонко "подогнаны" друг к другу, что образуют некото≠рую целостную систему. ”казанные элементы способны соста≠вить реально функционирующую систему, если они удовлетво≠р€ют специфическим дл€ каждого из них требовани€м.

–ассмотрим вначале требовани€, которым должен удовлет≠вор€ть объект. ѕрежде всего, это требование принципиальной наблюдаемости. ¬ данном случае предполагаетс€, что объект обладает способностью воздействовать на субъект через инфор≠мационный посредник. ¬ современной науке сплошь и р€дом ученый сталкиваетс€ с тем, что получение информации от объекта затруднего либо в силу большой удаленности его, либо в силу особенностей среды, в которой движетс€ сигнал, и т. п. »з этого вытекает необходимость в создании специальных ус≠ловий наблюдени€ (создание экспериментальных установок, применение приборов и т. д.).

¬торое требование Ч это редукци€ от бесконечного к ко≠нечному; поскольку любой объект в информационном отноше≠нии неисчерпаем, то включение его в актуально функциониру≠ющую систему предполагает информационное ограничение, т. е. представление его как некоторой конечной структуры.

“ребовани€ к посреднику вытекают из его функции св€зу≠ющего звена. ѕервое требование заключаетс€ в том, что ин≠формаци€, которую несет посредник потребителю, должна быть адекватна объекту.  ак оно реализуетс€? √оворить об инфор≠мации, заключенной в объекте, имеет смысл лишь постольку, поскольку тем или иным образом задано некоторое разнообра≠зие "первичной структуры" объекта. ƒалее следует фиксиро≠вать наличие изоморфного (или гомоморфного) перехода от первичной структуры объекта (источника) ко вторичной


_____________________ “еори€ познани€ ------------------------------------------

структуре информационного посредника. ¬торое условие, ко≠торое предъ€вл€етс€ посреднику, состоит в том, что он должен оказывать на субъект такое воздействие, в котором физическое бытие самого отражаемого объекта как действующего агента было бы элиминировано. (¬едь во многих случа€х пр€мое воз≠действие объекта может привести к опасным последстви€м дл€ наблюдател€.) ѕосредник потому и удовлетвор€ет этому усло≠вию, что он, осуществл€€ материальную св€зь объекта с субъек≠том, не предполагает в то же врем€ выделени€ и переноса ве≠щества и энергии от самого объекта к субъекту, а может рас≠сматриватьс€ в известном смысле как поток нейтральных сигналов.

–ассмотрим, наконец, требовани€ к субъекту. ѕрежде все≠го субъект должен обладать способностью воспринимать те сиг≠налы, которые поступают от источника. »звестно, что особен≠ности человека как приемника информации таковы, что он в принципе не может воспринимать многие типы сигналов. Ќа≠пример, зрительна€ система человека реагирует лишь на не≠большую часть спектра электромагнитного излучени€.

—овременные исследовани€ по психологии показали, что отражение человеком окружающего мира предполагает не толь≠ко процесс воспри€ти€ поступающей извне информации, но и процесс активного преобразовани€ ее в осмысленные перцеп≠тивные впечатлени€ и концептуальные структуры. »деальный образ никогда не бывает тождествен сенсорным данным. „ув≠ственна€ (перцептивна€) структура, таким образом, €вл€етс€, с одной стороны, результатом воздействи€ внешних стимулов, с другой Ч результатом того вклада, который идет от субъекта. »звестно, что рецепторные аппараты человека представл€ют собой кодирующие узлы, осуществл€ющие перевод поступаю≠щих на вход сигналов в серию нервных импульсов. ¬ результа≠те сенсорного кодировани€ сигнал передаетс€ по нервным ка-


--------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------------

налам св€зи от периферических рецепторов через промежуточ≠ные нейроны к корковому звену анализаторов. ƒостаточно ли одних только сенсорных данных, чтобы в конечном звене воз≠ник перцептивный образ? »з теории св€зи известно, что сиг≠нал может нести потребителю какую-либо значимую инфор≠мацию лишь тогда, когда этот сигнал позвол€ет осуществить выбор из уже имеющихс€ у адресата сообщений. ѕоследние при этом должны быть выражены на €зыке, семантика которо≠го заведомо известна. «начит, применительно к нашему слу≠чаю, в сознании субъекта должна существовать некотора€ сис≠тема усложн€ющихс€ интерпретативных матриц, позвол€ющих дешифровать поступающие нервные сигналы.

ќчевидно, что на интерпретации, осмыслении поступаю≠щих данных процесс познани€ не заканчиваетс€. ƒл€ продук≠тивного функционировани€ мышлени€ нужен блок оператив≠ной и долговременной пам€ти и, наконец, разнообразные про≠граммы переработки информации. ќднако наличие программ знаменует собой уже переход от чувственной ступени позна≠ни€ к рациональной. »так, познавательный образ представл€≠ет собой результат наложени€ двух противоположных процес≠сов Ч процесса поступлени€ информации о внешнем объекте и процесса переработки данных на основе имеющихс€ у субъек≠та перцептуальных и пон€тийных средств (интерпретативных матриц и программ). —пособы интерпретации входных данных и формировани€ новых смыслов не €вл€ютс€ врожденной спо≠собностью субъекта (за исключением первичных чувственных смыслов типа "холодное", "гор€чее", "красное", "зеленое" и т. п.), а есть продукты длительного развити€ человеческой культуры.

“олько теперь, когда рассмотрена структура познаватель≠ного акта, можно ответить на кардинальный дл€ любой гносе≠ологии вопрос: каков механизм перехода материального в иде≠альное! –ассмотрим основные звень€ этого перехода. ѕервое


.____________________ “еори€ познани€ --------------------------------------------

звено: объект дан человеку в формах его предметно-чувствен≠ной де€тельности, т. е. как "предмет". ¬торое звено: предмет и посредник. ќт предмета идет информационный поток, пред≠ставл€ющий собой изоморфную (в определенном интервале аб≠стракции) предмету структуру. —пособы "сн€ти€" с предмета нужной информации формируютс€ через практику. “ретье зве≠но: внутренн€€ часть информационной цепи. ¬нешние сигна≠лы восприн€ты, обработаны и перекодированы в нервные им≠пульсы органами чувств. „етвертое звено: по€вление идеаль≠ного образа. Ќа основе матриц субъект расшифровывает, ос≠мысливает поступающие в центральные отделы головного моз≠га нервные импульсы. јдекватность возникшего образа обус≠ловливаетс€ тем, что идущий от объекта к субъекту поток сиг≠налов €вл€етс€ по своему характеру объективным процессом, между начальным и конечным звеном которого посто€нно со≠хран€етс€ информационна€ эквивалентность.

–ациональ- „еловек получает информацию дво€ким путем:
на€ ступень посредством естественных сигналов, идущих от
познани€ объектов, и посредством искусственных сигна-

лов, передаваемых от субъекта к субъекту и фун≠кционирующих в системе челвоеческого €зыка. (». ѕ. ѕавлов назвал это первой и второй сигнальными системами). –азви≠тие и совершенствование €зыка тесно св€зано с развитием ра≠циональной ступени познани€. язык, речь Ч важнейший ин≠формационный посредник между субъектом и обществом, во многих случа€х иначе как через €зык человек не может пере≠дать другому свои знани€, мысли, образы. Ѕез €зыка было бы невозможно и само оперирование готовыми знани€ми.

јбстрактное (рациональное) мышление Ч это функцио≠нирование знаний, существующих в €зыке, св€занных с реаль≠ностью через посредство чувственных образов и способных отражать то, что недоступно органам чувств. Ёлементарными формами рационального мышлени€ €вл€ютс€ суждение, пон€-


--------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------------

тие, умозаключение. ¬о всех этих формах выдел€ютс€ и фик≠сируютс€ в знаках €зыка предметные признаки вещей. —ужде≠ние фиксирует любые признаки предмета: "роза красна€", "ме≠таллы Ч хорошие проводники электричества" и т. д. ѕон€тие отражает существенные признаки вещей, т. е. такие, которые необходимы и достаточны дл€ их отличи€ в определенном от≠ношении. ¬ пон€тии как бы концентрируютс€, подытожива≠ютс€ наши знани€ (вспомните пон€ти€ материи, сознани€ и др.). ”мозаключение представл€ет собой такое св€зывание сужде≠ний, на основе которого получаетс€ новое знание без обраще≠ни€ к показани€м органов чувств. Ќапример, уже в древности был сделан вывод о том, что «емл€ имеет форму шара, с помо≠щью следующего умозаключени€: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. «емл€ во врем€ лунных зат≠мений отбрасывает тень в форме диска. —ледовательно, «емл€ имеет форму шара.

„еловеческое познание в целом есть единство чувствен≠ного и рационального. „увственное познание, совершенно не≠зависимое от логического, существует только на ранних ступе≠н€х становлени€ человечества и у ребенка, еще не овладевшего €зыком.  ак правило, люди став€т задачи познани€ и истолко≠вывают его результаты на уровне рационального мышлени€, а получают необходимую информацию с помощью органов чувств и приборов. ”ченый не просто смотрит в микроскоп, он провер€ет какое-то предположение (гипотезу), выполн€ет логически обоснованную программу исследовани€, истолковы≠вает увиденное в свете определенных пон€тий и теорий.

—в€зь чувственного и рационального про€вл€етс€ также в том, что, проникнув на такие уровни реальности, которые не≠доступны органам чувств, абстрактное мышление должно снова обеспечить переход к практике, т. е. создать такие образы-про≠екты, которые могут быть реализованы в практической де€тель≠ности.


“еори€ познани€


І 5. ѕон€тие истины

»стина и заблуждение €вл€ютс€ основными противопо≠ложными характеристиками отношени€ познавательного обра≠за, человеческих знаний к объекту. »стинным €вл€етс€ образ, соответствующий, адекватный отражаемому объекту. ќб≠раз, не соответствующий своему объекту, характеризуетс€ как заблуждение. Ёти по видимости простые определени€ порождают сложные проблемы, как только мы зададимс€ воп≠росом, что такое "соответствие" и каков механизм установле≠ни€ такого соответстви€.

¬ логике соответствие означает совпадение признаков образа и объекта: если с каждым из признаков пон€ти€, напри≠мер, соотноситс€ признак объекта, и наоборот, так что несов≠падающих признаков не остаетс€, то пон€тие соответствует объекту. ћы знаем, что любой объект многокачественен, мно≠гомерен, неисчерпаем в своих свойствах, св€з€х и отношени≠€х. Ћюбое же знание о нем всегда содержит конечное количе≠ство информации. «десь мы можем сформулировать основную проблему теории истины: как можно установить соответствие конечного по своему содержанию знани€ бесконечному объек≠ту! ƒл€ решени€ этой проблемы необходимо рассмотреть ос≠новные характеристики истины: объективность, относитель≠ность, конкретность и провер€емость практикой.

ќбъектив≠ность и абсо лютность

ѕод объективностью истины понимаетс€ та≠кое содержание наших знаний, которое не за≠висит от субъекта познани€.

ѕризнание объективной истины с необходимо≠стью влечет за собой признание в той или иной форме абсо≠лютной истины (абсолютного момента) в человеческом позна≠нии, и наоборот, отрицание этого абсолютного момента влечет за собой отрицание и самой объективной истины. ј это, в свою очередь, ведет к агностицизму, то есть утверждению о непоз≠наваемости мира или его стороны.


--------------------------------------- ќсновной курс -------------------------------------------

јбсолютна€ истина означает полное, исчерпывающее зна≠ние о чем-то. ясно, что по отношению к объекту познани€ (бу≠дет ли это отдельна€ вещь или мир в целом) такое исторически завершенное знание, воспроизвод€щее реальность во всей ее полноте, может мыслитьс€ лишь как исторический предел, бес≠конечно отдаленный. “ем не менее выводом из истории позна≠ни€ и практики €вл€етс€ признание неуклонного прогресса че≠ловеческого познани€ в смысле посто€нного приближени€ ко все более полной и глубокой истине о мире. Ќаши знани€ в каждую данную историческую эпоху можно представить как момент подобного приближени€. Ќо можно ли это историче≠ски существующее, актуально функционирующее знание рас≠сматривать как достаточно адекватное отображение реаль≠ности?

¬осход€ща€ к гносеологическим концепци€м прошлого модель, согласно которой процесс познани€ есть бесконечное и непрерывное приближение к истине, верно схватыва€ исто≠рическую направленность познани€ в целом, приводит тем не менее к парадоксальным следстви€м, когда мы пытаемс€ при≠менить ее к конкретным познавательным ситуаци€м. ¬ самом деле, если приближение к истине только бесконечно и непре≠рывно, это значит, что на каждом конкретном этапе дистанци€ между субъектом и объектом остаетс€ бесконечной, ни на шаг не приближа€ нас в практическом смысле к цели. ј это нахо≠дитс€ в противоречии с практикой науки.

ƒанный парадокс разрешим, если прин€ть во внимание интервальную диалектику прерывного и непрерывного в по≠знании, выражающуюс€, в частности, в квантованной природе научной истины. ѕроцесс согласовани€ мысли с реальностью включает в себ€ как стадию постепенного сближени€, так и нахождение фокуса максимальной адекватности. ¬ св€зи с этим можно выделить три смысла пон€ти€ относительной истины.


“еори€ познани€ --------------------------------------

ќтноситель- ¬о-первых, следует иметь в виду историческую
ность изменчивость социокультурных и мировоззрен-

ческих оснований познани€, расплывчатость, приблизитель≠ность, частичную недостоверность наличного массива знаний в каждую данную эпоху. ¬ этом смысле относительна€ истина означает определенную характеристику того или иного знани€ в процессе "эпистемологической фокусировки" (в частности, в результате движени€ от неточного и недостаточно достовер≠ного знани€ к точному и более достоверному). Ёто постепен≠ное приближение прерываетс€ достижением максимальной адекватности в рамках применимости данной теории. “ем самым относительное вы€вл€ет в итоге свою абсолютную сто≠рону: "¬с€кий раз, когда с определенной степнью точности под≠тверждаетс€ какой-либо закон... можно утверждать, что этот результат в основном €вл€етс€ окончательным и никакие по≠следующие теории его не смогут опровергнуть" (Ћ. де Ѕройль. –еволюци€ в физике. ћ., 1965. —. 13).-

¬о-вторых, относительной истиной можно назвать то зна≠ние, которое должно быть оценено как в высшей степени адек≠ватное, если рассматривать его изнутри интервала абстракции, но которое обнаруживает свою ограниченность, свою зависи≠мость от конкретных условий, как только мы выходим за гра≠ницу интервала. »ными словами, речь идет об относительно≠сти к услови€м познани€. Ќа примере истории физики видно, что в то врем€, как метрическа€ точность (точность измере≠ний), с которой провер€етс€ теори€, всегда конечна, а логико-математическа€ точность теории Ч бесконечна, гносеологи≠ческа€ точность знани€ оказываетс€ абсолютной внутри интер≠вала и относительной Ч при переходе к обобщенной теории, к другой парадигме или интеллектуальной перспективе.

¬-третьих, пон€тие относительной истины символизиру≠ет ту гносеологическую ситуацию, при которой в процессе по≠ступательного роста знани€ обнаруживаетс€ возможность при-


---------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------------

ближени€ знани€ к более глубокой и универсальной истине в результате скачкообразного перехода от одного интервала к дру≠гому, более широкому. ѕримером этому может служить пере≠ход от классической механике к теории относительности, с од≠ной стороны, и к квантовой механике Ч с другой. ќтсюда сле≠дует, что гносеологическа€ точность знани€ как мера адекват≠ности интервальна по своему существу: она €вл€етс€ хот€ и измен€ющейс€, но тем не менее вс€кий раз дискретной харак≠теристикой движени€ человеческого познани€, целостной и не≠прерывной внутри интервала и прерывной при переходе к другому интервалу.

“о важнейшее обсто€тельство, что характеристи≠ ка любого образа как абсолютной истины, отно≠сительной истины или заблуждени€ может быть дана не "вообще", но только по отношению к определенным услови€м познани€, к тому или иному "срезу" бесконечного объекта, т. е. справедлива только в определенном объективном интервале, выражаетс€ в положении о конкретности истины.

јбсолютна€ истина есть полное соответствие образа дан≠ному предмету в данном интервале, относительна€ истина вы≠ражает зависимость вс€кой истины от тех или иных условий познани€, от пределов приближени€ наших знаний к реально≠сти; заблуждение выражает несоответствие знаний предмету. ѕредмет, с которым соотноситс€ знание, выдел€етс€ в зависи≠мости от а) объективных условий взаимодействи€, б) ценност≠ных ориентации субъекта де€тельности, в) задачи де€тельнос≠ти, г) средств де€тельности. ѕо€сним это примерами.

ј. явл€етс€ ли утверждение "1+1=2" абсолютной истиной? ƒа, если предметы, с которыми мы оперируем мысленно сред≠ствами математики, в реальных услови€х могут рассматриватьс€ как "жесткие образовани€". Ќет, если предметы, пока мы их считаем, складываем и т. п., могут рассыпатьс€, та€ть, склеи≠ватьс€ и т, п.


------------------------------------ “еори€ познани€ ---------------------------------------

Ѕ. явл€етс€ ли истинным утверждение "Ѕоротьс€ за сво≠боду Ч всегда хорошо"? Ќапример, если речь идет о свободе продажи наркотиков? »ли свободе от законов, регулирующих жизнь общества? ѕри оценке истинности того или иного ло≠зунга, стало быть, надо пон€ть, что именно за ним скрываетс€, какое истинное содержание он имеет.

¬. ≈сли нам нужно пронести этот стол в эту дверь, то бу≠дет ли абсолютной истиной результат измерени€ его ширины с точностью до миллиметра? ƒа, по отношению к данной зада≠че предмет выделен адекватно, точность измерени€ до милли≠микрона здесь не требуетс€, хот€ в принципе уточнение резуль≠тата измерени€ может быть практически бесконечным. » в теории, и на практике очень важно выделить параметры пред≠мета, адекватные задаче. ќценки типа "это недостаточно глу≠боко", "слишком абстрактно" и т. п. не имеют смысла, если сте≠пень нужной глубины, точности, конкретности не соотноситс€ с конкретной задачей де€тельности.

√. —уждение типа "на этом участке неба не наблюдаетс€ скоплений материи" будет истинным по отношению, допустим, к таким средствам наблюдени€, как телескоп, и может оказать≠с€ ошибочным по отношению к средствам радиоастрономии.

»стинность любого знани€ оцениваетс€ по отношению к предмету, выдел€емому определенными средствами в опреде≠ленных объективных услови€х.

 аким же образом устанавливаетс€ соответствие образа предмету? ¬ конечном счете это осуществл€етс€ посредством практической де€тельности. ѕрактика Ч объективный крите≠рий истины. —уществует непосредственна€ и опосредованна€ практическа€ проверки истины. ≈сли исследуемый предмет на деле про€вл€ет себ€ именно так, как предполагалось, то это значит, что наши представлени€ о нам правильны.


--------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------------

ѕрактика, однако, сама должна быть пон€та как истори≠ческа€ категори€, она обладает исторически определенной " силой достоверности" в своей функции критери€ истины, по≠скольку подтверждает или опровергает истинность знани€ не вообще (на на все времена и в любых ситуаци€х), но относи≠тельно конечного предмета, в€зтого в определенных услови€х и выдел€емого в определенной де€тельности. ѕрактика вре≠мен јрхимеда не могла, например, проверить утверждени€ общей теории относительности Ёйнштейна. —овременна€ прак≠тика еще не готова вынести окончательный приговор различ≠ным гипотезам о возможности встречи с разумными существа≠ми в космосе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 943 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2409 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.