Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные принципы теории познани€




Ќазванный принцип утверждает: объект позна≠ни€ (вещи, природные и социальные €влени€, ду≠ховные феномены и др.) существуют вне и не≠ зависимо от субъекта и самого процесса позна≠ни€. ќтсюда вытекает методологическое требование: вещи и €влени€ нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе, т. е. объективно. ¬ получаемые результаты познани€ че≠ловек не должен вносить нечто от себ€, от своей субъективно-


“еори€ познани€

сти (выдавать желаемое за действительность, подгон€ть резуль≠таты эксперимента таким образом, чтобы они соответствовали прин€той теории, произвольно достраивать в мысли недостающие звень€ и св€зи изучаемого целого и т. д.). “еори€ познани€ и ме≠тодологи€ науки разработали целую систему требований и пра≠вил, обеспечивающих обоснованность, доказательность полу≠чаемых в научном исследовании выводов и результатов. “ребование объективности выступает и как принцип научной этики: ученый не должен скрывать научную истину, не должен без достаточных оснований, из одних лишь конъюнктурных соображений отказыватьс€ от своих научных убеждений.

Ќо может ли субъект обладать знанием, которые было бы объективным во всех своих характеристиках? ћногочислен≠ные данные, накопленные историей науки, физиологией, пси≠хологией, лингвистикой и другими науками, свидетельствуют о том, что любой процесс познани€, на каком бы уровне он ни совершалс€, представл€ет собой диалектическое единство субъективного и объективного. ≈сли бы идущий от субъекта вклад в результаты познани€ был равен нулю, само требование объективности было бы лишено актуального смысла. ѕрису≠щее каждому познавательному акту единство субъективного и объективного столь важна€ характеристика познани€, что ее можно рассматривать как один из принципов гносеологии. ћожно сказать больше: соотношение субъективного и объек≠тивного вообще задает основной контекст, основное измере≠ние всех гносеологических проблем.

ѕринцип ≈сли, согласно принципу объективно сти, реаль-

познавае- ность нужно познать такой, какова она есть, то
мости принцип познаваемости утверждает, что реаль-

ность можно познать такой, какова она есть. ƒанный принцип €вл€етс€ выводом из всей истории познани€ и практики человечества. „еловек есть часть природы; природа и человек устроены так, что человек способен адекватно и с


--------------------------------------- ќсновной курс --------------------------------------------- ■

необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Ќе существует никаких прин≠ципиальных границ на пути бесконечного движени€ субъекта ко все более адекватному и исчерпывающему постижению ре≠альности.

»де€ познаваемости мира €вл€етс€ весьма общей, прием≠лемой дл€ большинства философов и философских школ, в том числе и дл€ многих идеалистов, при этом, правда, каждый фи≠лософ конкретизировал ее в соответствии с "духом" своей системы. Ќапример, у позднего Ўеллинга эта иде€ нашла вы≠ражение в его теории абсолютного тождества идеального и ре≠ального, в которой он пыталс€ пантеистически примирить противоположность духа и материи.

‘илософы, которые полностью или частично отвергают идею познаваемости, составл€ют лагерь агностицизма (ƒ. ём, ».  ант и др.). јгностицизм опираетс€ на следующие основ≠ные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир су≠ществует, то Ч поскольку все человеческие образы субъектив≠ны Ч мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковы вещи "в себе"; 3) мир слишком сложен дл€ человеческого по≠нимани€, в нем всегда останутс€ нерешенные проблемы, необъ€снимые загадки; 4) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его исчерпывающе и до конца невозможно.

ѕодверга€ критике посылки агностицизма, ‘. Ёнгельс отмечал, что самое решительное опровержение этого учени€ заключаетс€ в практике. ≈сли мы можем доказать правильность нашего понимани€ данного €влени€ природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставл€ем его к тому же служить нашим цел€м, то кантовскои неуловимой "вещи в себе" приходит конец. ’имические вещества, образующиес€ в телах животных и растений, оставались такими "вещами в себе"


“еори€ познани€

до тех пор, пока органическа€ хими€ не стала приготовл€ть их одно за другим; тем самым "вещь в себе" превратилась в вещь дл€ нас. (Ёнгельс ‘. Ћюдвиг ‘ейрбах и конец классической немецкой философии // ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч.Ч “.21, с. 284).

Ќа общефилософской значимости данного прин≠ципа настаивают прежде всего философы праг-матистской и марксистской ориентации. √овор€ об отличии диалектико-материалистической гно≠сеологии от всего старого материализма, одной из исторических ограниченностей которого был созерцательный подход,   ћаркс писал: "√лав≠ный недостаток всего предшествующего мате≠риализма Ч включа€ и фейербаховский Ч заключаетс€ в тйм, что предмет, действительность, чувственность беретс€ только в форме объекта, или в форме созерцани€, а не как человечес≠ка€ чувственна€ де€тельность, практика..." (ћаркс  . “езисы о ‘ейербахе // ћаркс  ., Ёнгельс ‘.Ч —оч. “.42, с. 264).

ѕринцип практической опосредованности утверждает, что практика €вл€етс€ основой, конечной целью познани€ и крите≠рием его истинности. ѕрактика €вл€етс€ основой познани€ в том смысле, что она дает материалы познанию, определе€ет характер его средств и, тем самым, уровень и особенности от≠ражени€ действительности. Ќельз€ пон€ть сущность и смысл познавательной де€тельности, не у€снив природу человече≠ской де€тельности вообще, моментом которой она €вл€етс€. ¬ своей исторически развитой форме целесообразна€ де€тель≠ность человека предполагает такие звень€, как: 1) целеполага-ние, 2) наличие материальных и идеальных средств достиже≠ни€ цели, 3) информационно-познавательна€ де€тельность, 4) идеально-конструктивна€ де€тельность (де€тельность про≠ектировани€, выработка идеальной модели будущего реально≠го результата), 5) реально-конструктивна€ де€тельность (непос≠редственное, практическое воплощение цели).


--------------------------------------- ќсновной курс -----------------------------------------

—ущественное усложнение того или иного звена или даже превращение его в относительно самосто€тельное целое в че≠ловеческой истории всегда имело серьезные социальные и куль≠турные последстви€. ѕервоначально, в самом своем истоке, преобразующа€ де€тельность людей включала в себ€ диалек≠тическое единство материального и идеального, предметно-чувственного и духовно-теоретического. —ледует, однако, от≠метить, что в исторически развивающихс€ формах де€тельно≠го освоени€ мира человеком собственно материальный и ду≠ховно-познавательный компоненты, как правило, наход€тс€ в сложных и противоречивых отношени€х. “ак, в трудовой де€≠тельности, непосредственно св€занной с производством мате≠риальных благ, информационное освоение реальности хот€ и вплетено органически в самую ткань практических операций, все же выполн€ло во все предшествующие эпохи по сути под≠чиненную роль. Ћишь в эпоху научно-технического прогресса, когда наука становитс€ непосредственной производительной силой, информационно-познавательный компонент начинает играть самосто€тельную Ч в рамках материального производ≠ства Ч и все более важную роль.

„то касаетс€ практики, то она называетс€ материальной де€тельностью людей вовсе не потому, что в ней отсутствует идеальный компонент, а потому, что она была и остаетс€ уни≠версальным способом быти€ человека, механизмом его пред≠метной, культурно-исторической самореализации. ¬ этом смыс≠ле пратика включает всю совокупность предметных форм де€≠тельности людей Ч от экономического производства и классо≠вой борьбы до производства материальной и духовной культу≠ры. Ќаличие в практической де€тельности идеального компо≠нента не отмен€ет того фундаментального обсто€тельства, что практика объективно, по своей реальной функции в истории служит по отношению к теории отправной точкой, конечной целью и объективным критерием истины.


“еори€ познани€

»з анализа структуры целесообразной челове≠ческой де€тельности вытекает, что духовно-тео≠ретическое и духовно-практическое освоение мира человеком включает в себ€ не только отра≠жательную активность, св€занную с получени≠ ем информации о мире и самом себе, но и раз≠нообразные формы творчества, де€тельность по идеальному конструированию и проектированию новых пред≠метных реалий технико-технологической сферы и "мира куль≠туры", т. е. так называемой "второй реальности". ќтражение и творчество Ч две важнейшие функции мышлени€. ¬ услови€х современной информационно-технологической революции и глобального кризиса вопрос о сущности творчества как харак≠терной особенности человеческого способа жизнеде€тельно≠сти становитс€ все более важной социокультурной и философ≠ской проблемой.

≈сли обратитьс€ к анализу творческого процесса в его раз≠витой форме, то в нем можно выделить несколько основных этапов, или стадий.

Ћ Ётап по€влени€ сознательно сформулированной поис≠ковой проблемы. ¬ общем случае творческой активности субъек≠та предшествует возникновение проблемной ситуации. Ёта последн€€ детерминируетс€ наличием некоторой материальной или духовной потребности. ƒл€ того, чтобы существующа€ потребность получила удовлетворение, необходимо, чтобы она была сформулирована как "задача" на €зыке конкретных усло≠вий. ѕостановка проблемы состоит в умении задать вопрос или систему вопросов, которые в данных конкретных услови€х по≠могают опеределить направление поиска и его цель.

2. ѕоиск решени€ проблемы. —пособность "делать откры≠ти€" не есть нечто врожденное или случайно по€вившеес€. Ёта способность формируетс€ в активной и многообразной де€тель≠ности человека. ѕрежде всего эта де€тельность состоит в ус≠воении того запаса знаний, который накоплен в соответствую-


--------------------------------------- ќсновной курс ----------------------------------------- ■

щей области духовного производства. —ледующий шаг состо≠ит в обдумывании, в освоении накопленного материала. «десь в свои права вступает работа воображени€, анализ и синтез. »дет поиск аналогий, выдвижение догадок, гипотез, развер≠тывание цепи ассоциаций. ¬ажным условием продуктивности творческого поиска €вл€етс€ наличие у субъекта достаточной дл€ решени€ проблемы культуры мышлени€. Ќемаловажное значение имеет также умение творческой личности глубоко проникать в сущность того объекта, той системы св€зей, кото≠ра€ обусловила возникновение проблемы.

3. ¬озникновение решени€ в виде некоторого "нового об≠
раза ".
¬ нахождении решени€ сто€щей перед человеком про≠
блемы можно видеть кульминацию творческого поиска. јкт
открыти€ часто ассоциируют с состо€нием творческого вдох≠
новени€, экстаза, озарени€ и т. п. ћгновение, когда человек
обрел уверенность в некоторой новой истине, когда перед его
мысленным взором предстала картина того, что он мучитель≠
но и долго искал, действительно волнующа€ и празднична€
минута.

 ак можно назвать эту новую истину с гносеологической точки зрени€? ¬ какой познавательной форме предстает резуль≠тат творческого поиска в сознании субъекта? ѕсихологически открытие всегда св€зано с некотором качественным скачком в мыслительном потоке, как говор€т, с "инсайтом". “огда при анализе результата процесса творчества мы имеем дело не про≠сто с новой "идеей", "эйдосом", "моделью", а с "инсайт-иде-ей", "инсайт-моделью" и т. п.

4. ѕеревод содержани€ "инсайт-идеи " в объективирован≠
ную форму культуры (опредмечивание, рационализаци€, верба≠
лизаци€ и т, п.).
ѕо€вление новой идеи означает, что наступает
еще один важный этап творческого процесса. ƒело в том, что
инсайт-иде€ первоначально по€вл€етс€ лишь как смутно уга≠
дываемый образ. “ребуетс€ врем€, чтобы произошло внутрен-


.____________________ “еори€ познани€ --------------------------------------------

нее вызревание ее, своего рода кристаллизаци€. Ќо в этом процессе "кристаллизации" исходна€ иде€ не только служит сво≠еобразным стрежнем, но и активным направл€ющим началом. ќна играет специфическую роль мысленного образца, на ос≠нове которого материализуетс€ искомый продукт творчества. ≈сли речь идет о научном творчестве, то важнейшими звень€≠ми процесса материализации и опредмечивани€ €вл€ютс€ пе≠ревод содержани€ образа в систему €зыка, рационализаци€, кон≠цептуальное развертывание и обоснование открыти€.

5. —оциализаци€ творческой идеи. —оциализаци€ Ч завер≠шающий этап творчества. ѕроцесс социализации продуктов творческой работы сознани€ предъ€вл€ет к автору р€д слож≠ных и противоречивых требований. — одной стороны, любой социально значимый результат открыти€ должен быть новым, оригинальным, с другой, он должен быть выражен более или менее привычными, вписывающимис€ в тело культуры данной эпохи средствами. ¬ противном случае гений может быть не пон€т современниками. ƒалее, люба€ инновационна€ де€тель≠ность в услови€х рыночных отношений предполагает наличие потребности именно в данном научном, научно-техническом или художественном открытии, а также возможность предста≠вить его как товар.

Ѕудучи социализированным, продукт творчества выходит из-под власти своего творца. ќн получает самосто€тельную жизнь как социокультурна€ или технологическа€ реальность, подверженна€ воздействи€м, изменени€м, дополнени€м со сто≠роны других людей и новых поколений. ¬ конечном счете все произведени€ материальной и духовной культуры представл€≠ют собой результат исторических наслоений опыта р€да поко≠лений, продукт всеобщей селекции, отбора.

ѕринцип ѕринцип интервальноеЩ включает в себ€ три

интервалъ- постулата Ч онтологический, гносеологический

пости в и методологический. –ассмотрим каждый из них.
познании


-------------------------------------- ќсновной курс ЧЧЧ--------------------------------

1. —труктура мира интервальна. Ёто про€вл€етс€ в мно≠гомерности, многоуровневоеЩ познаваемой реальности.

2. Ќи один субъект познани€ не €вл€етс€ абсолютным на≠блюдателем, обладающим особыми возможност€ми доступа к истине; любой субъект познани€ всегда занимает лишь от≠носительную по своей природе "познавательную позицию ", на≠пример, ту или иную систему отсчета.

—обственно гносеологический вывод из этого постулата заключаетс€ в том, что ни один исследователь не обладает спо≠собностью занимать позицию привилегированного субъекта, постигающего абсолютную истину о мире. Ќапротив, существу≠ет множество возможных дл€ субъекта познавательных пози≠ций, кажда€ из которых обеспечивает получение лишь частич≠ной, ограниченной, относительной истины. ѕризнание суще≠ствовани€ равноправных (т. е. имеющих равное право на исти≠ну) позиций не отмен€ет, однако, того факта, что позиции эти могут иметь отличные друг от друга гносеологические харак≠теристики.

3. Ћюба€ познавательна€ позици€ определ€ет лишь воз≠
можность получени€ истины; эта возможность превращаетс€
в действительность, когда с помощью определенного метода
достигаетс€ "интервальна€ состыковка" субъекта и объек≠
та познани€.

¬озможность "состыковки" основана на трех допущени≠€х: во-первых, на принимаемой философией предпосылке об изначальном существовании определенной симметрии между бытием и познающим разумом, во-вторых, на тезисе о том, что "услови€ познани€" могут быть подогнаны к "услови€м быти€" объекта, в-третьих, на признании того, что дл€ одних и тех же субъекта и объекта возможна не одна, а множество различных состыковок, кажда€ из которых св€зана со своей истиной о мире.


------------------------------------- “еори€ познани€ ■ ----------- ■------------------------------

»з сказанного вытекает вывод, имеющий важное значе≠ние дл€ понимани€ эволюции философских идей: все философ≠ские направлени€ имеют равное право на истину. Ќо если при этом одна истина логически исключает другую, то не говорит ли это о том, что вышеприведенный тезис порывает с таким требованием рациональности, как закон противоречи€? ѕрин≠цип интревальности как раз и представл€ет собой способ ра≠ционального согласовани€ указанного тезиса и закона проти≠воречи€: вс€ка€ философска€ истина имеет смысл лишь в кон≠тексте той или иной системы идей и €вл€етс€ справедливой не вообще, а лишь в рамках определенного интервала абстрак≠ции. ѕротивоположные друг другу истины не исключают, а лишь'взаимно ограничивают друг друга, а раздел€юща€ их гра≠ница логически как раз и может быть мыслима как интервал.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 706 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2055 - | 1843 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.