Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктуры мозга ЧЧЧ> —труктуры текста1, 2,3




¬ этом плане известна роль музыкальных ритмов, сов≠падение которых с ритмами мозга облегчает воздействие, что использует современна€ музыкальна€ культура.

Ќо не только ритмы способствуют входу в индивиду≠альное и массовое сознание. Ќеобходимо учитывать соот≠ветствующие национально-ориентированные модели воз≠действи€. Ќапример, по поводу продвижени€ по ступен€м иерархической лестницы генерала ј. Ќиколае≠ва в программе "«еркало" (–“–, 1998, 27 сент.) прозвуча≠ла фраза: "¬ –оссии так не раскручивают Ч так хорон€т". »мелс€ в виду акцент на "интеллигентских" характерис≠тиках образа генерала (типа "мать Ч поэтесса" и т.д.), ко≠торые не соответствуют прин€тым в обществе. Ѕолее стандартен тип генерала ј. Ћебедь, где не возникает по≠добных несоответствий дл€ массового сознани€.

¬ качестве еще одного культурно-ориентированного примера можно вспомнить заговоры, прокл€ти€ и т.д.,

которые лучше всего действуют в ситуации, когда в них вер€т. «омбирование в рамках африканской культуры по≠коитс€ на беспрекословном выполнении слов шамана. ¬ древнеисландской культуре словом "нид" обозначалс€ та≠кой тип сообщени€, направленный на врага, который мог его полностью разрушить. ќдин из героев саги под видом пришельца стал читать стихотворное сообщение вождю противоположной стороны, чем полностью вывел его из стро€. “о есть в рамках прошлых культурных традиций роль словесного сообщени€ была достаточно серьезной.   примеру, сегодн€ в рамках "принудительной диплома≠тии", разрабатываемой корпорацией –≈Ќƒ, вербальный ультиматум требуетс€ подтверждать невербальными дейс≠тви€ми типа передвижени€ войск, что говорит уже о дру≠гом статусе слова в современной культуре.

—емиотически поведение в кризисной ситуации мар≠кировано по-иному, чем в ситуации обычной. ќбщество разрешает здесь реакции в виде, например, плача, обыч≠но запрещенного. ќбщество одновременно пытаетс€ ввести запреты на разного рода панические реакции. ¬ качестве моделей поведени€ заранее ввод€тс€ запреты та≠кого рода как, например, "мальчики не плачут" и т.д. ќб≠щество пытаетс€ заранее задать регулирование будущего поведени€ в кризисной ситуации.

ё. Ћотман также анализирует пон€ти€ "чести" и "сла≠вы" в качестве знаков, регулирующих взаимоотношени€ в прошлом [173]. ќн св€зывает пон€тие "чести" с вассаль≠ными отношени€ми: "честь воздаетс€ снизу вверх и ока≠зываетс€ сверху вниз" [173, с. 472]. —лава передаетс€ че≠рез поколени€, ее "глас€т", "слышат". ¬ другой своей работе он анализирует роль пон€ти€ "смерти" [173, с. 228-230]. ¬се это с позиции рассматриваемой в данной рабо≠те темы €вл€етс€ определенными социальными стабили≠заторами, призванными удерживать поведение в рамках социально прин€тых моделей даже в случае кризисных ситуаций.

ќбщество выдвигает р€д предметов в особый список, задава€ их сакральный характер. »х особа€ семиотичность также работает в роли конкретного социального

стабилизатора. ќружие во все времена служило призна≠ком мужского начала. "ѕрис€га, приносима€ на оружии, засвидетельствована в "Ёдде", Ч отмечает ‘ранко  ардини [132, с. 101]. ¬оенна€ форма также требует от челове≠ка иных моделей поведени€. “ем самым удаетс€ блокиро≠вать варианты асоциального поведени€.

«накова€ маркировка храбрости/трусости характерна дл€ любого общества. ќбщество несет в себе определен≠ные идеологические доминанты, которые им управл€ют. —мена общественных систем вносит коррективы в эти приоритеты. “ак, например, –енессанс вызвал к жизни античные сюжеты и темы, интерес к светским темам.  ак пишет “. ѕарсонс:

"ƒаже когда сюжеты были религиозными, в них прос≠матривались новые светские мотивы. Ѕез преувеличени€ можно сказать, что место центрального символа в ис≠кусстве италь€нского –енессанса занимала мадонна с ре≠бенком. ¬ сугубо религиозном значении это был серьез≠ный отход от таких сюжетов, как расп€тие ’риста, мученичество св€тых и др. Ќа первое место выходит и да≠же восславл€етс€ человеческа€ семь€ и особенно отноше≠ни€ матери и ребенка. ћатеринство стремились сделать всеобще привлекательным, изобража€ ћарию красивой юной женщиной, несомненно люб€щей свое дит€" [235, с. 68-69].

«десь особый интерес представл€ет амбивалентность идеологического сообщени€, которое было обращено как к сакральному элементу, так и светскому. ќно могло при такой структуре давать гораздо больше потребителю ин≠формации, чем если бы было чисто религиозным сооб≠щением.

ƒаже детска€ сказка несет несколько подобных плас≠тов информации. ѕомимо чистого сюжета ребенок полу≠чает четкие ориентиры в том, что €вл€етс€ храбростью, а что коварством. ≈го пытаютс€ идентифицировать с пра≠вильным набором приоритетов. Ќа следующем уровне развити€ те же функции в человеческой цивилизации на≠чинают выполн€ть, например, художественные фильмы. ƒетективы, ведущие к победе полицейского, когда анти-

герой об€зательно выигрывает все битвы, кроме послед≠ней, стро€тс€ по этой же модели.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

619 - | 604 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.