Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒискуссии о пон€тии развити€




 

¬ советской философской науке последних дес€тилетий возникли три существенно различные трактовки, или определени€, развити€, которые привели к глубоким теоретическим разногласи€м. ќт истолковани€ центрального пон€ти€ диалектики зависит трактовка диалектики в целом. ƒискусси€ о развитии еще не привела к общепризнанному результату. ƒалее мы изложим различные точки зрени€ по вопросу о сущности развити€. „итающий это пособие может самосто€тельно сделать выбор наиболее обоснованной из них. “ворческое изучение научной философии невозможно без глубокого знакомства с современными дискусси€ми об основном сущностном признаке развити€.

»сторически первой в советской философской науке €вл€етс€ трактовка развити€ как бесконечного движени€ от низшего к высшему, от простого к сложному. ¬ период культа —талина эта концепци€ получила р€д упрощений, трактовалась односторонне. Ќе учитывалось, например, существование круговоротов в развитии. ѕоэтому в 50-60-х гг. она была подвергнута критике р€дом философов, выдвинувших определение развити€ как мирового круговорота (ћ.Ќ. –уткевич, —.Ѕ. ћорочник, ».я. Ћойфман, ƒ. ѕоликаров и другие)1. —огласно этой концепции, развитие материи есть круговорот (или круговороты), состо€щий из двух равноправных процессов, или ветвей: прогрессивного (восход€щего) и регрессивного (нисход€щего) развити€.   двум Ђформам развити€ї Ч прогрессу и регрессу добавл€ют нередко третью Ч так называемое Ђнейтральноеї развитие, или Ђразвитие в одной плоскостиї, без повышени€ или понижени€ сложности, т.е. не прогресс и не регресс. ѕо мнению —.Ѕ. ћорочника, отрицание концепции круговорота Ђнесовместимо с материалистическим пониманием природыї2.

ѕервоисточником концепции круговорота послужила иде€ Ёнгельса о круговоротах в развитии материи, о неизбежной гибели человеческого общества вследствие неизбежного угасани€ —олнца3. ÷ентральным моментом концепции мирового круговорота €вл€етс€ постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии, согласно которому прогресс и регресс одинаково распространены во ¬селенной, наход€тс€ в равновесии, прогресс не преобладает в масштабах целостного мирового процесса. Ђ...ѕрогресс в развитии материи на «емле не означает, что в космосе это направление развити€ господствует... ѕрогресс в строении материи на одних небесных телах необходимо дополн€етс€ другим, противоположным процессом Ч дезинтеграцией материи... ≈сли в одних част€х ¬селенной преобладает прогресс, то в других Ч регресс... ¬осход€щее развитие материи столь же неизбежно смен€етс€ нисход€щим. ¬ космосе нет какого-либо преимущественного направлени€ развити€; если бы таковое было, то следовало бы признать начало ¬селенной и ее конецї1.

ќценива€ концепции развити€, необходимо вы€снить вытекающие из них последстви€, их эмпирические и теоретические основани€. Ѕлижайшим следствием из концепции круговорота €вл€етс€ заключение, что социальный прогресс неминуемо исчерпываетс€ и в силу самой природы развити€, природы человека, приводит к деградации последнего.  ак видим, эта концепци€ не может быть заподозрена в излишнем Ђкосмическом оптимизмеї. Ѕолее далеким, но логически неизбежным, €вл€етс€ вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот (или круговороты) имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший уровни развити€. —ледует признать, с этих позиций, что матери€ имеет наинизший, наипростейший, и наивысший, наисложнейший уровни. Ёто заключение невозможно совместить с фундаментальными положени€ми диалектического материализма.

—итуаци€ буриданова осла

ѕостулат равносильности прогресса и регресса не имеет никаких надежных эмпирических оснований, поскольку все естествознание и истори€ свидетельствуют о безусловном преобладании в видимой ¬селенной прогресса. Ёмпирически более или менее полно это просматриваетс€ в пределах от гипотетического сингул€рного состо€ни€ до современного состо€ни€ видимой ¬селенной. –ассматрива€ логические основы постулата, нельз€ не заметить, что в его фундаменте лежит неразрешима€ логическа€ ситуаци€, известна€ в науке под названием ситуации буриданова осла: голодный осел, слева и справа от которого на равных рассто€ни€х наход€тс€ пучки сена, не может сделать выбора. ѕри равенстве прогресса и регресса в Ђсамом фундаменте материиї развитие оказываетс€ невозможным2.

–ассматриваемый постулат невыводим из каких-либо теоретических положений диалектического материализма. Ѕолее того, иде€ равновеси€, равноценности прогресса и регресса в мировом развитии может быть св€зана только с принципом равновеси€ противоположностей, который научна€ диалектика отвергает.

ƒобавим также, что отсутствуют какие-либо доказательства действительного существовани€ нейтрального, по отношению к прогрессу и регрессу, процесса развити€. Ѕиологические приспособлени€ типа идиодаптаций, на которые обычно ссылаютс€, представл€ют собой прогрессивные или регрессивные изменени€ в рамках одного крупного уровн€ биологической эволюции.

 онцепци€ развити€ как необратимых качественных изменений (—.“.ћелюхин, ≈.‘. ћолевич, ¬.—. “юхтин1, и другие) сохран€ет р€д основных положений концепции круговорота, но стремитс€ исправить последнюю, рассматрива€ круговорот как момент необратимого движени€. ќна представл€ет поэтому шаг вперед, однако, по нашему мнению, тоже не может быть прин€та. Ёта концепци€ включает главный постулат предыдущей Ч о равносильности и равнозначности прогресса и регресса, о существовании трех равноправных Ђформ развити€ї, включа€ Ђнейтральноеї. ќсновным общим признаком развити€ авторы этой концепции считают необратимые качественные изменени€. ѕон€тие необратимости фиксирует одну из существенных сторон развити€, однако оно имеет слишком бедное содержание, ибо отображает только тот факт, что развитие может идти Ђтудаї и не может идти Ђобратної. Ќеобратимость поэтому не может служить в качестве общего определени€ развити€ и должна входить как подчиненный момент в более содержательное и глубокое определение. ѕон€тие необратимости не может служить основой построени€ теории диалектики, из него невозможно теоретически Ђвывестиї законы и категории последней.

ќткрытие новой логики?

 онцепци€ необратимых качественных изменений трактует развитие как движение от Ђодногої к Ђдругомуї, которые рассматриваютс€ не как низшее и высшее, простое и сложное, а как совершенно нейтральные к признаку усложнени€. Ёта концепци€, таким образом, фактически делает за€вку на открытие неизвестной до сих пор логики переходов одного в другое, не наход€щую никаких фактических и теоретических подтверждений.  ак уже говорилось, существование Ђодноплоскостногої или Ђнейтральногої развити€ никем не было доказано. ≈сли из одного возникает другое, то последнее есть или более сложное (прогресс), или более простое (в случае регресса). Ќо как пон€ть возникновение Ђдругогої, если о нем нечего сказать, кроме того, что оно есть просто иное, чем предшествующее?

¬ основе концепции необратимых качественных изменений лежит способ обобщени€ по методу простой индукции: если существуют два противоположных процесса Ч прогресс и регресс, то общим признаком развити€ €вл€етс€ Ђтретийї признакЧнеобратимые качественные изменени€. ћы покажем далее, что диалектике свойствен иной способ мышлени€ противоположност€ми, когда последние не подвод€тс€ под Ђобщееї третье пон€тие. Ќаиболее полное и глубокое объ€снение развити€ дает, по нашему мнению, концепци€ развити€ как бесконечного движени€ от низшего к высшему, от простого к сложному, включивша€ в себ€ все положительное содержание концепций круговорота (признание существовани€ круговоротов как подчиненных элементов развити€) и необратимых качественных изменений (признание необратимого характера развити€).

 акой концепции развити€ придерживались основатели научной философии Ч ћаркс, Ёнгельс и Ћенин? ¬ исследовани€х, часть которых была приведена в сноске на одной из предыдущих страниц, показано, что классики научной философии трактовали развитие как бесконечное движение от низшего к высшему. ќднако путь развити€ научной диалектики был сложным и противоречивым. Ќередко в прошлом его изображали как гладкий процесс непрерывных теоретических побед. ћежду тем, материалистическа€ диалектика в своем развитии встречалась с огромными трудност€ми и даже кризисами. ¬ажнейший из них про€вилс€ во взгл€дах Ёнгельса. Ёнгельс определ€л развитие как Ђбесконечное восхождение от низшего к высшемуї1. ќднако такое понимание развити€, следовавшее из общего духа науки, сталкивалось с огромной трудностью, поскольку из непосредственных фактов естествознани€ следовало, что мысл€щие существа на «емле неизбежно должны погибнуть (в св€зи с угасанием —олнца) и, следовательно, движение от низшего к высшему должно об€зательно смен€тьс€ деградацией. ¬ св€зи с этой трудностью Ёнгельс выдвинул гипотезу вечного круговорота материи.

ƒиалектика в XIX в., таким образом, еще не имела своего вполне адекватного основани€ в естественных и социальных науках и во многом €вл€лась гениальным предвосхищением. ќднако современна€ научно-техническа€ революци€, открывша€ эру освоени€ космоса, сн€ла сильнейшее возражение против диалектики. Ќаука XX в. создала адекватную основу дл€ материалистической диалектики. XX в. поэтому Ч подлинный век материалистической диалектики. «аметим, что первым, кто сн€л Ђзакл€тиеї с идеи бесконечного развити€, был наш великий соотечественник  .Ё. ÷иолковский, который в этом отношении пошел дальше Ёнгельса. Ђћрачные взгл€ды ученых о неизбежном конце всего живого на «емле от ее охлаждени€ вследствие гибели солнечной системы,Чписал ÷иолковский,Чне должны иметь теперь в наших глазах достоинства непреложной истины....Ќет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. ѕрогресс его веченї2.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1323 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2050 - | 1835 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.