Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие развити€




 

–азвитие Ч бесконечное движение от низшего к высшему. ѕон€ти€ высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий теории развити€. ¬ысшее первоначальным образом может быть определено как более сложное, чем низшее. ѕоскольку в мире не существует ничего абсолютно простого, сложное и простое выступают как градации или ступени сложности и могут быть определены через это пон€тие.

ƒл€ этого необходимо предварительно ввести весьма широко используемое в науке пон€тие содержани€ - в смысле Ђвсе, что содержитс€ в предметеї. —одержание в широком смысле слова - это совокупность всех Ђпризнаковї предмета - его свойств, качеств, св€зей, сущности, формы и содержани€ (в узком смысле слова) и т.д. Ѕолее сложное - это более содержательное, обладающее бóльшим многообразием, богатством содержани€. ѕон€тие многообрази€ (Ђбогатстваї) содержани€ - важнейший признак сложности. ќднако кажда€ вещь - не просто многообразие (ћ) всевозможных признаков, но и их единство (). ≈динство, или интегрированность, - второй важнейший признак сложности. √азова€ смесь водорода и кислорода и их интеграци€ в виде воды - качественно различные химические состо€ни€.

—ложность, таким образом, есть интегрированное многообразие. —имволически это можно представить в виде дроби . –азвитие, на этом уровне анализа, можно определить как рост многообрази€ содержани€. ѕри этом рост понимаетс€ не только в количественном, но и в качественном смысле, как возникновение новых качеств, несущих в себе большее богатство содержани€. ¬ пон€тии сложности как интегрированного многообрази€ угадываютс€ скрыто содержащиес€ в нем другие категории диалектики, в том числе сама€ мощна€ из них Ч противоречи€.

 ажда€ из основных форм материи представл€ет собой существенно большее богатство содержани€, чем предыдуща€. “ак, химический мир, возникающий на основе многообрази€ п€ти физических элементов (протонов, нейтронов, мезонов, электронов, виртуальных частиц), состоит уже из свыше ста химических элементов, которые образуют 1012 видов белков и 1010 видов нуклеиновых кислот. —очетани€ белков и нуклеиновых кислот образуют еще более грандиозное многообразие химических соединений. ≈сли исходных химических элементов свыше ста, то многообразие биологических видов измер€етс€ дес€тками миллионов. ћногообразие человеческих индивидов практически не ограничено, а в бесконечном развитии человечества Ч бесконечно.

ѕарадокс развити€

¬ысшее (Ќ) можно представить как совокупность содержани€, заимствованного из низшего (S) и некоторого нового, возникшего содержани€, приращени€ сложности (h); Ќ=S+h. “ак, химическое несет в себе основное содержание его физической основы и некоторое новое существенное содержание, собственно химическое. “очно так же биологическое включает наиболее богатые физико-химические структуры и свойства, но далеко не сводитс€ к ним. „еловек, социальное несет в себе основное богатство содержани€ физического, химического и биологического и собственно социальное Ђприращениеї, дополнительную сложность. ќткуда беретс€ добавочна€ сложность?

ќткуда беретс€ то, чего никогда не было?

ѕопытки ответить на этот вопрос проход€т через всю историю философской мысли, человеческого знани€ вообще. —овременный человек довольно легко приходит к выводу, что в мире существует развитие, поскольку современна€ наука €вственно демонстрирует возникновение химического из физического, биологического из химического и т.д. ќднако если феномен развити€ бросаетс€ в глаза, то, когда человеческа€ мысль углубл€етс€ в сущность развити€, неизбежно возникает представление, что развитие... невозможно! »де€ развити€, углубл€€сь от феномена развити€ к его сущности, неминуемо сталкиваетс€ с парадоксом.

»сход€ из одной и той же идеи развити€ как движени€ от низшего к высшему, мы приходим к двум исключающим друг друга заключени€м. — одной стороны, если высшее возникает из низшего, то приращение сложности должно прийти из низшего, ибо больше ему неоткуда по€витьс€. — другой стороны, если из низшего возникает действительно высшее, более сложное, то приращение сложности не могло прийти из низшего, ибо тогда не было бы факта развити€.

¬ современной науке парадокс развити€ получил также своеобразную форму в св€зи с попытками применени€ к описанию развити€ теории информации. ѕоскольку развитие есть рост многообрази€, его можно формально выразить количеством информации, котора€ €вл€етс€, как известно, специфической мерой многообрази€ или упор€доченности. ѕроцесс развити€ выражаетс€ приростом информации. —огласно подсчетам —. ћ. ƒанкова и √.  астлера, при переходе от атомного к молекул€рному уровню организации живого количество информации возрастает в 103; если человеческа€ зигота содержит 1011 бит информации, то взрослый человеческий организмЧпримерно 5×1025 бит - относительно молекул€рного, или 2×1028 бит - относительно атомного уровн€ организации. “аким образом, человеческий организм, развившийс€ из одной клетки, содержит информации на 14 или 17 (в зависимости от уровн€ отсчета) пор€дков больше, чем исходна€ клетка, то есть сложность организма, котора€ может быть измерена с помощью теории информации, в 1014 или 1017 раз превосходит сложность исходной клетки. ќткуда беретс€ эта подавл€юща€ часть информации взрослого организма? Ђ ак может нечто, что кажетс€ простым, самосто€тельно стать сложным?ї Ч спрашивает по этому поводу ћ. јптер 1.

Ќекоторые философы и биологи утверждают, что добавочна€ информаци€ приходит из внешней среды. Ќо, по остроумному замечанию одного американского биолога-эволюциониста, такое объ€снение означает, что кролик содержитс€ в траве, которую он ест. «аметим также, что кибернетика не в состо€нии решить информационный парадокс, с ее позиций информаци€ в Ђканале св€зиї от зиготы до взрослого организма может только уменьшатьс€.

ѕарадокс развити€, возникновени€ нового послужил насто€щим камнем преткновени€ дл€ всей предшествующей философии. ћатериалисты прошлого, несмотр€ на р€д глубоких догадок (в особенности √ераклита), не смогли его решить. ћатериализм XVIIЧXVIII вв. трактовал идею по€влени€ нового как признание сотворени€ мира. —убстанци€ —пинозы, как мы уже рассматривали, существует сразу, во всем абсолютном содержании, Ђот векаї, ничего нового в мире не возникает. ћатериализм XVIIЧXVIII вв. был основан на парадигме сохранени€: в мире все сохран€етс€, ничто не возникает и не исчезает бесследно, ибо матери€ вечна и неуничтожима. ѕарадигма сохранени€ в существенной мере подкрепл€лась естествознанием XVII-XVIII вв., открывавшего один за другим законы сохранени€ (движени€, веса веществ, энергии и т. д.).

¬ идеалистической и религиозной философии было предприн€то несколько попыток решени€ парадокса. »сторически первой из них €вл€етс€ концепци€ гилеморфизма, выдвинута€ ѕлатоном, развита€ далее ‘. јквинатом и раздел€ема€ современной философией католической церкви Ч неотомизмом. — позиций гилеморфизма возникновение новой сложности объ€сн€етс€ вхождением (инкарнацией) в аморфную и косную материю различных по степени сложности духовных форм, идей (по ѕлатону), которые в интерпретации ‘. јквината и неотомизма €вл€ютс€ частицами божественной сущности. ќднако бог при этом рассматриваетс€ как абсолютно неизменна€ сущность. ѕарадокс развити€, таким образом, не решаетс€, а переводитс€ в область Ђбожественной сущностиї.

ѕарадокс развити€ оказалс€ не по силам и современной буржуазной философии. — точки зрени€ теории эмерджентной эволюции (—. јлександер, Ћ. ћорган) эмерджент, или новое содержание высшего, Ђобнаруживает в себе достаточную очевидность цели и включает в себ€ некоторый дух (Mind), посредством активности которого направл€етс€ ход событийї. ЂMind есть дух (Spirit), дл€ нас - Ѕогї2. —огласно холизму (ƒж. —мэтс) новое есть результат целостности (холизм - от слова Whole, целое), котора€ в конечном счете оказываетс€ духовной св€зью. ќбе концепции, таким образом, не дали ничего нового по сравнению с гилеморфизмом.

 рупный шаг к решению одной из важнейших философских проблем сделал √егель, согласно которому логическа€ иде€ рождает в себе, из себ€ все бесконечное богатство содержани€. ќднако, несмотр€ на огромный, не пон€тый до сих пор буржуазной философией шаг, √егель не смог решить парадокса развити€, поскольку с его точки зрени€ процесс развити€ есть возникновение всего особенного и единичного из абстрактного, общего. Ётот коренной порок его философии был раскрыт ћарксом и Ёнгельсом, как Ђтайна спекул€тивной конструкцииї. ѕо √егелю, получалось, что Ђплод вообщеї существует до единичных плодов и порождает их1.

¬ советской философской науке под вли€нием известных деформаций парадокс развити€ дес€тилети€ми не замечалс€ и не формулировалс€. ¬ последние два дес€тилети€ он стал предметом дискуссии, котора€ пока не завершена2.

Ѕез постановки и решени€ парадокса развити€ невозможно пон€ть сути ни диалектики как теории развити€, ни материализма, поскольку он немыслим без идеи развити€. ќднако в массовых упрощенных изложени€х философии парадокс полностью обходитс€. Ќиже будет изложено решение парадокса развити€, предложенное нами в 60-х гг., которое читатель волен прин€ть или отвергнуть.

–ешение парадокса развити€ опираетс€ на признание того непреложного, принудительного дл€ нашей мысли факта, что в высшей ступени развити€ имеетс€ дополнительное содержание, Ђприращение сложностиї, которой нет в низшем. ѕоследнее есть необходимое и абсолютное условие решени€ парадокса, следующее из констатации неоспоримого наличи€ в мире процессов развити€, по€влени€ сложного из простого, наличи€ последовательности: физическое Ч химическое Ч биологическое Ч социальное. –ешение парадокса состоит из двух последовательных шагов.

ѕервый из них заключаетс€ в том, чтобы Ђослабитьї чрезмерную противоположность низшего и высшего. ѕарадокс возникает потому, что мы обнаруживаем в высшем такое приращение содержани€, которого не было и не могло быть в предшествующей ступени развити€: в неживой природе не могло быть свойства жизненности, в животном мире не было мысл€щего существа. ќднако следует признать, что новое содержание не €вл€етс€ абсолютно чуждым низшему, но до некоторой степени присутствует в нем. ѕрежде всего оно присутствует в низшем в возможности: в химизме содержитс€ возможность возникновени€ живого, в живом Ч по€влени€ человека. ќднако ничто в мире не возникает только в силу возможности, все возникает в силу той или иной объективной необходимости, котора€ заложена в низшей ступени развити€.

¬озможность и необходимость по€влени€ нового можно выразить одним пон€тием - направленности развити€. ¬ низшем, в самой его природе, как свидетельствует современна€ наука, заложена направленность развити€ в сторону более сложного, высшего. Ќовое не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развити€.

¬ведение представлени€ о том, что высшее потенциально содержитс€ в низшем, в значительной степени ликвидирует теоретическую несовместимость пон€тий низшего и высшего, однако не дает еще действительного решени€ парадокса, не снимает его окончательно.  акова бы ни была глубинна€ св€зь высшего с его предпосылками и тенденци€ми в низшей ступени развити€, остаетс€ по-прежнему бесспорным, что между потенциальным и действительным, между неживой и живой материей, животным и человеком существует колоссальное различие. ћатери€ претерпевает действительный процесс развити€, который заключаетс€ в по€влении нового, более сложного, никогда ранее не существовавшего.

ѕереход€ ко второму шагу в решении парадокса развити€, подчеркнем два важных услови€ того, чтобы это решение состо€лось. ¬о-первых, еще раз следует отметить, что решение должно опиратьс€ на бесспорный, абсолютный, подтверждаемый всем эмпирическим и теоретическим опытом человечества факт действительного различи€ основных форм материи: химического и физического, химического и живого и т.д. ¬о-вторых, необходимо предупредить читател€, что предлагаемое решение парадокса не будет иметь смысла дл€ того, кто не смог поставить дл€ себ€ проблему парадокса возникновени€. ƒействительное решение парадокса покажетс€ в этом случае тривиальным.

ѕритча о тайне
–азвитие и сто талеров

¬ »ндии существует культ некой богини, дл€ посв€щени€ в тайну которой, хран€щуюс€ в особой комнате, посв€щаемый должен пройти искус в течение сорока лет. ¬ конце периода послушани€ его ввод€т в комнату.  омната абсолютно пуста. ќднако дл€ человека, сорок лет стремившегос€ к постижению тайны, комната наполнена глубоким смыслом.

 онстатиру€ абсолютно доказанный современной наукой факт развити€ и не ввод€ никаких не следующих из этого факта объ€снительных пон€тий (бога, идеи, эмерджента и т. д.), мы должны признать, что самоусложнение, возникновение нового, переход низшего в высшее Ч это фундаментальна€, изначальна€, коренна€, невыводима€ из каких-либо более глубоких причин способность материи. —амопревращение простого в сложное, низшего в высшее Ч это коренной способ быти€ материи, ее глубинна€ сущность. ћатери€Чэто реальность, непрерывно твор€ща€ себ€ в самой себе, она существует не как нечто застывшее и раз навсегда данное, а в процессе перехода от низшего, простого, к высшему, сложному.

ƒополнительна€ сложность не приходит ниоткуда: она рождаетс€ в процессе развити€. „етырнадцать пор€дков информации при переходе от зиготы к взрослому человеческому организму рождаютс€ в самом процессе развити€. ћатери€ никогда не €вл€етс€ абсолютно Ђставшейї: она всегда существует, со всеми своими атрибутами, абсолютными всеобщими свойствами, и в то же врем€ она вечно Ђстановитс€ї, вечно развиваетс€. ¬ человеке, высшей форме материи, это всеобщее свойство материи представлено в наиболее €вном виде: непрерывное становление себ€ Ч смысл человеческого существовани€, сознаем мы это или не сознаем.

–азъ€сн€€ различие между материальным и идеальным,  ант остроумно заметил, что Ђсто талеров в карманеї есть нечто большее, чем Ђсто талеров в умеї. ¬оспользовавшись этим образом, мы можем сказать, что суть развити€ заключаетс€ в том, что сто талеров в кармане способны превращатьс€ в двести талеров, хот€ мы ничего не добавл€ем при этом к исходной сумме. —амопревращение ста талеров в двести, неживой материи в живую, животного в человека кажетс€ парадоксальным и выступает как нарушение логики и здравого смысла потому, что здравый смысл с его логикой основан на учете сравнительно простых св€зей и отношений реального мира и наших действий, благодар€ которым мы привыкаем думать, что все в мире происходит на основе своеобразного эквивалентного обмена: поместив в реторту какое-то количество химических веществ, мы уверены в том, что после любых химических превращений мы найдем в ней ту же массу вещества. —то талеров в кармане остаютс€ дл€ нас таковыми Ч ни больше, ни меньше, Ч если только мы что-нибудь к ним не прибавл€ли или не изымали.

¬ложив определенные материальные ресурсы и труд в какое-либо производство, мы ожидаем... —топ! «десь логика Ђэквивалентного обменаї (Ђто же Ч на то жеї) уже не срабатывает! „еловеческий труд €вл€етс€ творцом нового, более сложного, чем исходные материалы; посредством труда человек творит не только новые вещи, ранее не существовавшие и не могущие возникнуть в природе, но и самого себ€, свое социальное бытие, т.е. непрерывно увеличивает сложность, генерирует сложность, которой не было в мире. Ќо труд Ч это только высшее выражение способности материи к развитию.

¬ результате решени€ парадокса мы обнаруживаем присущее материи внутреннее противоречие развити€: матери€ вечно несет в себе противоречие с самой собой, она всегда.... сложнее самой себ€, то есть непрерывно усложн€етс€. —пособ быти€ материи Ч непрерывный переход от низших состо€ний к высшим, более сложным.

–ассматрива€ парадокс развити€, необходимо учесть, что его природа и решение определ€ютс€ всеобщим характером развити€.  огда мы беремс€ за объ€снение более или менее крупных, но не всеобщих €влений или процессов, мы обнаруживаем бесконечную последовательность причин: объ€снение человека невозможно без изучени€ его биологического происхождени€, биологическа€ жизнь не может быть объ€снена без исследовани€ химической и физической форм материи и т.д. до бесконечности. ќднако объ€снение всеобщих свойств (атрибутов) материи предполагает конец цепи объ€снений в том смысле, что всеобщие свойства потому и всеобщи, что Ђза нимиї нет никаких других, более общих свойств. ѕон€тие материи и ее атрибутов имеет в этом смысле предельный характер и существует на пределах или границах человеческого мышлени€.

ћатери€ бесконечно многообразна в прошлом, насто€щем и будущем. ¬ материи необходимо различать ее наиболее общую (всеобщую) сущность, котора€ имеет вечный характер: матери€ всегда есть объективна€ реальность, обладает движением и развитием и т.д. ¬ то же врем€ матери€ включает бесконечное многообразие особенного и единичного.  оренное свойство бесконечности заключаетс€ в том, что в силу своей природы бесконечное, в противоположность конечному, может бесконечно расти. Ѕесконечность материи означает поэтому ее бесконечное развитие.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1611 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

425 - | 410 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.