Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XVII - XVIII вв




¬ XVII - XVIII вв. в «ападной ≈вропе буржуазный уклад полу≠чил уже весьма значительное развитие, что обусловило глубокий кри≠зис феодального общества, его способа производства и духовной куль≠туры. —овершаютс€ первые буржуазные революции в Ќидерландах (60-70-е гг. XVI в), в јнглии (40-80-е гг. XVII в) –азвитие буржуаз≠ного уклада, новых производительных сил обусловило быстрый про≠гресс естествознани€, прежде всего механики и р€да разделов матема≠тики ѕо€вл€етс€ перва€ фундаментальна€ научна€ физическа€ концепци€ - механика ». Ќьютона (1643 - 1727), дифференциальное и ин≠тегральное исчисление (Ќьютон и Ћейбниц), развиваетс€ оптика, на≠чальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.

–азвитие буржуазного уклада, естествознани€, новой гуманис≠тической культуры нуждалось в защите от господствующих феодаль≠ных отношений и религиозной философии. “акую защиту и обоснова≠ние мог дать только материализм, который становитс€ главной фор≠мой философских взгл€дов нового революционного класса- буржу≠азии. ћатериализм XVII и особенно XVIII в. представл€ет собой рево≠люцию в умах, подготовившую ¬еликую ‘ранцузскую буржуазную революцию XVIII века.

¬ Ќовое врем€ материализм возникает первоначально в јнглии (XVII в) и представлен во взгл€дах ‘. Ѕэкона (1561-1626), “. √оббса (1588-1679) и ƒ. Ћокка (1632-1704). ѕо словам ћаркса, материализм - Ђприрожденный сын јнглииФ. –одоначальником английского матери≠ализма был ‘. Ѕэкон. УЌасто€щий родоначальник английского мате≠риализма и всей современной экспериментирующей науки, - писал ћаркс, - это ЅэконФ1.

Ѕэкон подверг глубокой критике основы схоластической фило≠софии, котора€, по его мысли, основана на четырех УидолахФ или УпризракахФ, т.е. заблуждени€х (идолы УродаФ, УпещерыФ, УплощадиФ и УтеатраФ). “ак, Уидол театраФ - слепа€ вера в авторитеты, характер≠на€ дл€ религиозной и схоластической философии прошлого.

Ѕэкон сформулировал пон€тие материи как природы, или бес≠конечной совокупности вещей. ѕринима€ различные формы, это пон€≠тие материи развиваетс€ всеми последующими материалистическими учени€ми XVII- XVIII вв. ћатери€, по Ѕэкону, обладает движением, которое он понимает как активную внутреннюю силу, Унапр€жениеФ материи. ќна обладает Упервичными формамиФ (Уформой теплаФ, или Узаконом теплаФ, Уформой светаФ, или Узаконом светаФ и т.д.). ѕри этом английский философ еще не сводит движение к его механичес≠кой форме. ќн различает 19 видов движени€. ” Ѕэкона, по словам ћаркса, Уматериализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развити€. ћатери€ улыбаетс€ своим поэтически-чувс≠твенным блеском всему человекуФ1

ќднако Ѕэкон, а вслед за ним √оббс и Ћокк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Ёто ставило философию перед трудноразрешимой проблемой, каким образом чистый, абсолют≠ный покой может превращатьс€ в движение, а чистое, абсолютное

движение - в покой? ѕризнава€ движение, все материалисты XVII -XVIII вв. отрицали развитие материи, оставались метафизиками.

Ѕэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпириз≠ма), глубоко исследовал аналитический, индуктивный метод научного познани€ - метод восхождени€ от единичного к общему. ѕри этом, од≠нако, ему была свойственна некотора€ недооценка рационального no-знани€, дедуктивного метода - метода рассуждений от общего к единичному.

ћатериализм Ѕэкона страдал еще существенной непоследовате≠льностью: философ не отрицал существование бога (который создал мир, но не вмешиваетс€ в его дела), признавал принцип Удвойственности истиныФ, был материалистом только в объ€снении природы.

“. √оббс - Усистематик бэконовского материализмаФ (ћаркс). Ѕолее последовательный в своем материализме, √оббс был атеистом, отвергал концепцию Удвойственности истиныФ. ќднако, придава€ ма≠териализму более последовательный и строгий характер, √оббс всецело перехо≠дит на позиции механицизма, свод€ все формы движени€ к механической.

¬клад ƒ Ћокка в развитие материализма св€зан прежде всего с разработкой и обоснованием принципа сенсуализма. ќпира€сь на дан≠ные истории развити€ культуры, этнографии, зачатки психологии и пе≠дагогики, Ћокк доказывал, что все человеческие знани€ имеют чувс≠твенное происхождение (в разуме нет ничего такого, что не содержа≠лось бы первоначально в ощущени€х). Ћокк отрицал представление –. ƒекарта о существовании Уврожденных идейФ и утверждал, что чело≠веческа€ душа, или разум, от рождени€ €вл€етс€ Учистой доскойФ (tabula rasa). ¬се, что мы знаем о мире, - это результат воздействи€ внешней среды, письмена, записанные на Учистой доскеФ внешними вли€ни€ми, воспитанием. »де€ решающей роли среды в формирова≠нии человеческого сознани€ была использована позднее французски≠ми философами-просветител€ми и Уведет пр€мо к социализмуФ1.

Ћокку принадлежит также получивша€ широкую известность в философии теори€ УпервичныхФ и УвторичныхФ качеств —огласно Ћокку, вещи обладают объективными качествами - прот€женностью, формой, непроницаемостью, движением и т.д., которые он назвал пер≠вичными. Ёто в сущности геометрические и механические свойства ве≠щей, поддающиес€ количественному измерению. ¬оздейству€ на на≠ши органы чувств, первичные качества вызывают в нас цвета, запахи, вкусы и т.д., которые философ определ€ет как вторичные и субъек≠тивные. ѕо Ћокку, роза краснеет, когда мы на нее смотрим. ћир, та≠ким образом, обладает только количественными различи€ми, качества имеют чисто субъективную природу. ѕредставление о вторичных, субъективных качествах содержало в себе элемент агностицизма и идеализма и было использовано позднее ƒ Ѕеркли и ƒ ёмом. Ѕеркли убедительно показал, что представлени€ о первичных качествах воз≠никают в человеческом сознании только на основе ощущений цвета, запаха, вкуса и т.п. “ак, образ линии, геометрические образы вообще возникают на основе пересечени€ и сочетани€ двух и более цветовых полей. ќтсюда вполне логично следовал вывод о том, что если субъек≠тивны цвета, запахи, вкусы и т. п., то субъективны и формы, про≠странство, движение и т.д., т.е. в конечном счете следовало признать, что вещи суть комплексы человеческих ощущений.

 рупный вклад в развитие материализма внес голландский фи≠лософ Ѕ. —пиноза (1632-1677). ћатериализм —пинозы выступает в своеобразной теологической или пантеистической форме. — точки зре≠ни€ —пинозы, мир - это бесконечна€ природа, или материальна€ субс≠танци€, которую он также называет богом. ѕон€тие бога не имеет у —пинозы буквального смысла, оно служит своего рода теологическим прикрытием материализма. ѕон€тие материальной субстанции —пино≠зы €вл€етс€ одним из ценнейших приобретений материализма, использо≠ванных позднее научной философией. —убстанци€ (от лат. substantia -сущность, основа), согласно —пинозе, - то, что не нуждаетс€ дл€ своего су≠ществовани€ в чем-либо ином - в боге, духе и т.п. —убстанци€ определ€ет самое себ€, €вл€етс€ причиной самой себ€ (causa sui). —убстанци€, считал —пиноза, обладает бесчисленным множеством всеобщих свойств - атрибу≠тов, из которых нам известны два - прот€женность (пространство) и мышление. ‘илософ считал, что вс€ матери€ одушевлена, т.е. сто€л на по≠зици€х гилозоизма (учени€ о всеобщей одушевленности мира).

ƒвижение —пиноза рассматривал лишь как модус, т.е. частное про€вление субстанции, ее атрибутов. —убстанци€, согласно —пинозе, вечна и неизменна. ќтрицание развити€ было заложено в само основа≠ние материализма —пинозы, материализма XVII-XVIII вв. вообще. ¬о взгл€дах —пинозы неразрывна€ св€зь материализма с метафизикой по≠лучила особенно €вное выражение, ибо голландский философ дает пр€мое обоснование идеи неизменности субстанции.

¬ечность и несотворимостъ, или абсолютность материальной субстанции, означает дл€ —пинозы ее всесовершенство. —убстанци€, или бог, всесовершенна, ибо иначе она должна была быть зависимой и сотворенной. ѕо сути дела УвсесовершенствоФ означает у —пинозы также бесконечность субстанции. —убстанци€, если она €вл€етс€ при≠чиной самой себ€, должна быть всесовершенной, бесконечной.

Ќо если субстанци€ всесовершенна, бесконечна, то все должно было уже возникнуть, существовать в субстанции неизменно, ибо ее-ли что-либо еще должно возникнуть, то субстанци€ оказываетс€ всег≠да неполной, несовершенной, небесконечной, т.е. сотворимой.

ћатериализм XVII-XVIII вв. был всецело основан на идее со≠хранени€, исключавшей идею развити€, возникновени€ нового, никог≠да ранее не существовавшего. –азвитие, возникновение нового пред≠ставл€лось философами как по€вление Уиз ничегоФ, т.е. сотворение. Ѕез учета Упарадокса всесовершенстваФ субстанции нельз€ пон€ть природы домарксовского материализма, закономерностей возникнове≠ни€ научного материализма.

ѕоследний должен был представл€ть такую УформулуФ, или форму мысли, в которой иде€ материальности мира включила бы в себ€ идею Уне≠сохранени€Ф, возникновени€ нового, никогда не существовавшего.

—ущественное развитие материализм XVII в. получает во взгл€≠дах дуалиста –. ƒекарта (1596-1650) - французского философа, физи≠ка и математика. ¬ его философских взгл€дах отчетливо выдел€ютс€ два раздела - физика, т.е. учение о природе, и метафизика, учение о сверхприродном. ƒекарт признавал существование двух субстанций - материи, обладающей атрибутом прот€жени€, и духа, атрибутом ко≠торого €вл€етс€ мышление. ћатери€ - это бесконечна€ ¬селенна€, со≠сто€ща€ из корпускул, делимых бесконечно.

¬ рамках своей физики ƒекарт выступал как €ркий матери≠алист-механицист. У¬ своей физике, - писал ћаркс, - ƒекарт наделил материю самосто€тельной творческой силой и механическое движе≠ние рассматривал как про€вление жизни материи. ќн совершенно от≠делил свою физику от своей метафизики. ¬ границах его физики ма≠тери€ представл€ет собой единственную субстанцию, единственное основание быти€ и познани€Ф1.

 ак и ‘. Ѕэкон, ƒекарт выступил с глубокой критикой схолас≠тики и теологии. ќднако если Ѕэкон делал это преимущественно с по≠зиций сенсуализма, то ƒекарт - с позиций рационализма.  онцепци€ рационализма содержит два элемента. ѕрежде всего, это представле≠ние о разуме (логическом мышлении) как высшем способе постиже≠ни€ истины. –ационалист ƒекарт отстаивал идею всемогущества и не≠погрешимости разума. ÷ентральное место в рационализме французс≠кого философа занимал методологический прием сомнени€. ѕодвергай все сомнению, не принима€ ничего на веру - таков глубокий смысл этого принципа, сыгравшего революционизирующую роль в формиро≠вании современной науки. ѕрием сомнени€ во взгл€дах ƒекарта опи≠ралс€ в конечном счете на философский принцип У€ мыслю, следова≠тельно, € существуюФ (cogito, ergo sum). Ётот принцип представл€л собой идеалистический элемент взгл€дов философа, или, точнее, пре≠имущественно идеалистический элемент (поскольку в качестве подчи≠ненного методологического принципа он приемлем и дл€ материализ≠ма). ѕравильно подчеркива€ качественное отличие рациональной сту≠пени познани€ от чувственной, рационализм в то же врем€ преувели≠чивает возможности рационального познани€, отрывает его от чувс≠твенного, эмпирического, не видит того, что рациональное познание в конечном счете исходит из данных чувств и не имеет никакого друго≠го, самосто€тельного источника сведений о внешнем мире. –ациона≠лизм неизбежно приходил к идеализму, признава€ существование осо≠бого, чисто рационального источника знаний. Ёто составл€ет второй, отрицательный элемент концепции рационализма. ƒекарт считал, что источником рационального познани€ мира €вл€ютс€ Уврожденные идеиФ, к которым он относил прежде всего математические аксиомы. ќднако Ћокк убедительно показал, что математические аксиомы отсутствуют в сознании детей, отставших в своем развитии племен и св€заны с достаточно высоким уровнем духовной культуры.

–ационализм ƒекарта был св€зан с открытием и разработкой второго важного общего метода науки - дедуктивного. “аким образом, философи€ XVII в. вы€вила и обосновала оба наиболее общих метода научного мышлени€ - индуктивный и дедуктивный.

Ѕолее последовательный и развитый характер получает фран≠цузский материализм XVIII в. Ёто обусловлено дальнейшим развити≠ем капиталистического уклада, подготовкой ¬еликой ‘ранцузской буржуазной революции, прогрессом естествознани€.

∆. Ћаметри (1709-1751), ƒ. ƒидро (1713-1784),   √ельвеции (1715-1771), ѕ. √ольбах (1723-1789) развили дальше концепцию мате≠рии как природы, бесконечной совокупности вещей. — их позиций ма≠тери€ обладает пространством, временем и движением как формами ее быти€. ¬след за английским материалистом начала XVIII в. ƒ. “о-ландом они делают значительный шаг вперед, рассматрива€ движение как абсолютное, а покой как относительный, как момент движени€. ћатериализм XVIII в. смог решить проблему движени€ и поко€, кото≠ра€ оказалась неразрешимой дл€ материализма прошлого века. ѕо су≠ществу материалисты XVIII в. открывают важный элемент диалектиче≠ского мышлени€, правда, диалектики движени€, а не диалектики развити€.

√ольбах в У—истеме природыФ (1770) определ€л движение как спо≠соб существовани€ материи (facon d'etre). ’от€ движение по-прежнему сводилось им к механическому, оно понималось как трансформаци€, на≠пример, неорганической природы в органическую. »де€ трансформизма заключала в себе предпосылки перехода к диалектическому способу мышлени€. ћеханицизм нашел пр€мое выражение в трудах Ћаметри У„еловек-машинаФ (1747) и У„еловек-растениеФ (1748).

‘ранцузские материалисты критиковали представление о бес≠смертной душе и рассматривали сознание, духовного человека как особый аспект физического человека.

ќтстаива€ материалистически пон€тый сенсуализм, французские материалисты подчеркивали также значение логического познани€, стреми≠лись преодолеть крайности и одностороннего сенсуализма, и рационализма.

‘ранцузские материалисты создали €ркую форму атеизма. — точки зрени€ √ольбаха, религи€ возникла на основе первобытного фантастического представлени€ о душе, отличной от тела. ѕервобыт≠ные люди переносили на природу чисто человеческие качества - ра≠зум, желание, волю. ѕозднее жрецы воспользовались этими представ≠лени€ми дл€ обмана народа в своих эгоистических интересах. –елиги€ - результат встречи простака и обманщика. ¬. ». Ћенин в статье Уќ зна≠чении воинствующего материализмаФ (1922) высоко оценил атеисти≠ческие произведени€ французских материалистов XVIII в. ќн считал, что Убойка€, жива€, талантлива€, остроумно и открыто нападающа€ на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII ве≠каФ1 стоит выше скучных пересказов марксизма, которые преобладали в нашей литературе и которые искажали марксизм.

„резвычайно ценна€ догадка о существовании Увсеобщей чувстви≠тельностиФ у всей материи принадлежала ƒидро; эта чувствительность, по мнению философа, выступает в пассивной форме у неживых тел и в актив≠ной, в виде ощущений, у живых (У–азговор ƒаламбера с ƒидроФ, 1769).

¬ области общественно-политических взгл€дов французские материалисты выступали как просветители. ќни считали, что просве≠щение, распространение гуманистических идей, критика феодализма, религии и схоластики приведут к созданию Уцарства разумаФ, соот≠ветствующего человеческой природе. “аким царством разума, по их мнению, должна была стать просвещенна€ монархи€. У¬еликие люди, которые во ‘ранции просвещали головы дл€ приближавшейс€ рево≠люции, - писал Ёнгельс, - сами выступали крайне революционно. Ќи≠каких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не призна≠вали. –елиги€, понимание природы, общество, государственный пор€док - все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существо≠вание, либо отказатьс€ от негоФ2.

»стори€ показала, что Уцарство разумаФ могло стать на деле только царс≠твом буржуазии. Ућы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечна€ справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к буржуазно≠му равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была буржуазна€ собственностьФ3.

¬ –оссии XVIII в. материализм был представлен во взгл€дах ћ. ¬. Ћомоносова и ј.Ќ. –адищева. ¬ воззрени€х Ћомоносова (1711-1765) материализм был св€зан с его корпускул€рной концепцией вещества и открытием закона сохранени€ веществ, которому великий ученый дал широкое философское истолкование как закона сохране≠ни€ материи и движени€4. ¬о взгл€дах –адищева (1749-1802), пред≠шественника русской революционной демократии, материализм вы≠ступает как теоретическа€ предпосылка революционных, антикрепост≠нических идей. ћатериализм, как реалистический, правдивый взгл€д на жизнь, позволил великому русскому мыслителю пон€ть жестокость и несправедливость крепостничества.

ћатериализм XVII-XVIII вв. представл€ет собой крупный шаг вперед, новую форму материализма, имевшую солидные основани€ в современном естествознании, общественном развитии и сыгравшую решающую роль в становлении естественных наук, подготовке рево≠люционных преобразований в обществе. Ќе будучи еще научным, не облада€ научной концепцией материи и ее развити€, этот материализм не имел поэтому еще достаточного обосновани€ и сохран€л сущес≠твенную у€звимость. ќднако нельз€ не заметить, что основной реалис≠тический дух материализма получил обоснование и подтверждение в современном ему естествознании. »менно поэтому современна€ опыт≠на€ наука, по оценке ћаркса, начинаетс€ с Ѕэкона. »менно матери≠ализм, а не идеализм стоит у истоков современного естествознани€. ћатериализм, а не идеализм и религи€ в первую очередь способство≠вал развитию естественных наук, материалистических по своему духу. УЌужно признать величайшей заслугой тогдашней философии, - писал Ёнгельс в св€зи с анализом философских воззрений —пинозы, - что, несмотр€ на ограниченное состо€ние современных ей естественнона≠учных знаний, она не сбилась с толку, что она, начина€ от —пинозы и конча€ великими французскими материалистами, настойчиво пыта≠лась объ€снить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущегоФ5.

 

¬месте с тем материализм XVII-XVIII вв. характеризовалс€ тре≠м€ крупными недостатками, или ограниченност€ми, раскрытыми Ён≠гельсом в брошюре УЋюдвиг ‘ейербахФ. ѕрежде всего, этот матери≠ализм имел механистический характер, вызванный тем, что в это вре≠м€ наиболее развитый вид получила механика. —танов€сь механисти≠ческим, материализм получал более обоснованный и строгий харак≠тер, однако в то же врем€ утрачивал прежний многосторонний, кра≠сочный взгл€д на мир. ¬торой существенной ограниченностью мате≠риализма €вл€лась его метафизичность. «акономерно возникша€ в ес≠тествознании привычка раздел€ть мир на отдельности, исследовать каждую из них по част€м, мысленно останавливать мировой процесс, разлага€ его на составные части, перенесенна€ Ѕэконом и Ћокком в философию, закрепилась в ней в виде метафизического представлени€ о мире как неизменном. ћатериалисты XVII- XVIII вв. Уза деревь€ми не видели лесаФ ÷енные диалектические догадки этого времени не мен€ли сути метафизического материализма Ёти догадки всецело оставались в пределах Удиалектики движени€Ф, в то врем€ как научна€ диалектика идет дальше, она есть диалектика развити€ (включающа€ в себ€ и диалектику движени€)

»де€ неизменности, сохранени€ была заложена в самом фунда≠менте материализма (Упарадокс всесовершенстваФ) У‘ормула матери≠ализмаФ еще не включала идею развити€, материализм пока не смог выработать такие формы мысли, в которых иде€ материи органически включала бы идею развити€

Ќаконец, третий недостаток (заметим, что в УЋюдвиге ‘ейерба≠хеФ он сформулирован несколько менее четко, чем два предшеству≠ющих) всего старого материализма, начина€ с античного, заключалс€ в его незаконченности, Унедостроенности доверхуФ это был матери≠ализм в объ€снении природы, в то врем€ как в объ€снении общества все без исключени€ философы прошлого оставались идеалистами. “ак, философы-просветители XVIII в полагали, что общество можно изменить, если изменить его взгл€ды, просвеща€ общество на началах разума

ѕочему весь домарксовский материализм не мог быть распро≠странен на объ€снение общественной жизни7 - Ётот ключевой вопрос также оставл€ем дл€ самосто€тельных размышлений

ћатериализм XVII - XVIII вв. оказал огромное вли€ние на есте≠ствознание, сто€л по существу у истоков формировани€ научного мышлени€. Ёто объ€сн€етс€ прежде всего реалистическим духом мате≠риализма, его объективным методом ¬ ходе развити€ философии ес≠тественно возникала проблема и научного характера самой филосо≠фии, возникновени€ научной философии в собственном смысле слова ƒальнейший существенный шаг в осмыслении задачи создани€ научной философии делает немецка€ классическа€ философи€, в которой рефлекси€ научности приобретает €сно выраженный характер





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1215 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

343 - | 298 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.