Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 2. ќсновные этапы развити€ философии




–азвитие философской мысли происходило на основе р€да об≠щих закономерностей. ѕрежде всего философские взгл€ды определ€≠ютс€ общественно-экономической формацией и поэтому необходимо различать философию рабовладельческого, феодального, капиталисти≠ческого и социалистического обществ. —одержание философских уче≠ний отображает общественное бытие и может быть пон€то только на основе изучени€ производительных сил и производственных отноше≠ний соответствующей общественно-экономической формации. ѕоско≠льку философские взгл€ды €вл€ютс€ высшим, наиболее удаленным от экономического базиса, уровнем общественного сознани€ (в сравне≠нии с экономическими, политическими и правовыми взгл€дами), зави≠симость философского мировоззрени€ от развити€ производительных сил и производственных отношений носит особенно сложный и опо≠средованный характер

явл€€сь частью духовной культуры общества, философи€ раз≠виваетс€ в тесном взаимодействии с материальной и духовной культу≠рой, служит концентрированным выражением культуры понимани€ обществом окружающего мира сущности, смысла и перспектив че≠ловеческого существовани€

–азвитие философии характеризуетс€ борьбой партий - матери≠ализма и идеализма, котора€ представл€ет собой также одну из важ≠нейших закономерностей эволюции философского мировоззрени€ ћатериализм и идеализм выражают два противоположных подхода к пониманию мира и человеческой сущности

‘илософи€ возникает с по€влением классов и, пока общество сохран€ет классовую природу, отображает борьбу классов

¬ажной закономерностью развити€ философии €вл€етс€ ее не≠разрывна€ св€зь с человеческим опытом зачатками (в античную эпо≠ху) науки, а затем с системой частных наук - математики, физики, хи≠мии, биологии, истории и т д.  ажда€ исторически определенна€ фор≠ма материализма или идеализма носит на себе отпечаток, обусловлен≠ный уровнем развити€ частнонаучного знани€

Ќаконец, в целостном процессе развити€ философии просмат≠риваетс€ глубинна€ закономерность движени€ к научному пониманию мира и человека, к возникновению научной философии, объективно-ис≠тинному взгл€ду на мир и человеческую сущность, обладающему об≠щечеловеческой значимостью Ёта закономерность получает выражение прежде всего в эволюции материалистического направлени€, вер≠шиной развити€ которого становитс€ научна€ философи€

ћатериализм выступает в четырех исторических формах наи≠вном материализме со стихийной диалектикой античного мира, ме≠тафизическом и механистическом материализме XVII-’VIII вв., ма≠териализме и диалектике русских революционных демократов XIX в, научном материализме

»зучение истории философской мысли необходимо не только потому, что без этого невозможно пон€ть современную научную трак≠товку мира и человека, но и потому, что развитие философии есть дви≠жение от простейших наиболее общих абстракций ко все более слож≠ным. »зуча€ историю философской мысли, мы переходим от одной ступени формировани€ человеческою мышлени€ к другой, совершаем скачок мысли, который человечество осуществл€ло несколько тыс€че≠летий своего развити€

¬ силу ограниченности объема пособи€ истори€ развити€ фило≠софской мысли будет изложена очень кратко, будут рассмотрены лишь наиболее существенные, узловые моменты развити€ философии

ќдним из важнейших показателей формировани€ и развити€ первобытного интеллекта выступают его главные результаты, дошед≠шие до нашего времени, - ископаемые оруди€ труда первобытного че≠ловека Ўествие человеческого разума начинаетс€ с первого Укосми≠ческогоФ достижени€ человека - создани€ первых орудий труда, прак≠тически и духовно поставивших человека в отношение к бесконечному миру

„еловеческий способ существовани€ - преобразование окружа≠ющего мира, производство не существующих в природе условий свое≠го существовани€ - обусловил первую и важнейшую парадигму чело≠веческого интеллекта - соответствие мысли реальности объективность отображени€ реальности  оренным условием существовани€ и развити€ человека становитс€ познание все более существенных свойств и св€зей природных объектов, феноменологических про€вле≠ний законов природы, а с определенного, достаточно высокого уровн€ развити€ общества - законов природы и общества

ѕервобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдени€ми и знани€ми системы природных €влений, их времен≠ной и сезонной последовательности и т. д. Ќеобходимо допустить, что интеллект этого периода развити€ общества обладал простейшей логи≠кой, в той или иной мере воспроизводившей Улогику вещейФ, логику природных св€зей и регул€рностей, от которых пр€мым образом зави≠село существование человека. ¬ процессе складывани€ этой Улогики вещейФ в логике интеллекта должны были, очевидно, постепенно скла≠дыватьс€ и четыре основных формально-логических закона - тождества, противоречи€, исключенного третьего, достаточного основа≠ни€. ќднако сами по себе эти законы присущи уже только достаточно развитому, зрелому интеллекту и врем€ их окончательного формиро≠вани€ в человеческом интеллекте установить трудно. ¬еро€тно, это следует отнести только к периоду античного интеллекта.

≈стественно предположить, что на определенном, сравнительно высоком уровне развити€ первобытного труда и интеллекта перед че≠ловеком становитс€ задача объ€снени€ системы природных €влений, с чем следует св€зать возникновение нового уровн€ интеллекта - объ€с≠н€ющего.   возникновению этого уровн€ толкала де€тельна€ практи≠ческа€ природа человека, поскольку производ€ща€ де€тельность чело≠века, или труд, есть причинна€ де€тельность, неизбежно порожда≠юща€ причинный интеллект, т. е. объ€сн€ющий интеллект.

»звестный исследователь первобытного интеллекта Ћеви-Ѕрюль (1857-1939) различал индивидуальный и коллективный интел≠лект1. ќн считал, что индивидуальный интеллект был основан на об≠щих законах формальной логики, поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. ќднако коллективный интеллект имел дологический (пралогический) характер. ќсновой его служил за≠кон партиципации (сопричасти€), в соответствии с которым перво≠бытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находи≠тьс€ одновременно в различных местах, изображение объекта тождес≠твенно самому объекту (поэтому воздействие на изображение живот≠ного влечет будущую удачу на охоте) и т.д. ƒологическое мышление, по Ћеви-Ѕрюлю, воплощалось в коллективных обр€дах и мифах.  он≠цепци€ дологического мышлени€ подверглась серьезной критике в со≠ветской и зарубежной науке ƒа и ее автор в конце своей жизни не склонен был чрезмерно отстаивать дологический характер первобыт≠ного мышлени€

Ќам представл€етс€, что в области отображени€ непосредствен≠ных типических свойств и св€зей природных €влений первобытное мышление имело скорее логический, чем дологический характер. ќд≠нако не следует переоценивать логическую природу первобытного мышлени€ и тем самым превращать законы логики в слишком легкий и скороспелый дар человеческой мысли. Ћогическое мышление не могло сложитьс€ сразу, оно должно было пройти р€д этапов, начина€ с этапа незрелого, несложившегос€ логического мышлени€, которое вр€д ли могло быть основано на Учетко очерченныхФ, готовых законах тождества, противоречи€, исключенного третьего, достаточного осно≠вани€. ѕредставл€етс€, что первобытное мышление было основано скорее на повтор€ющейс€ Улогике вещейФ, т.е. устойчивых, регул€р≠ных св€з€х €влений природы. ¬ недрах этой логики складывались собственно формально-логические законы.

—ледует различать, далее, УпластФ мышлени€, св€занный с со≠вокупностью наблюдаемых повтор€ющихс€ €влений природы, и Уобъ≠€снительныйФ пласт, в пределах которого складывание формальной логики происходило особенно сложным образом. Ќеобходимо разли≠чать поэтому процессы логизации непосредственного, конкретного уровн€ мышлени€ и мышлени€ объ€снительного. Уƒологическое мыш≠лениеФ Ћеви-Ѕрюль €вно относил к последнему уровню.

¬ мышлении первобытного человека возникают две основные парадигмы, или типы интеллекта, - реалистическа€ и иллюзорна€, фантастическа€. ѕерва€ заключалась в понимании вещей такими, ка≠кими они €вл€ютс€ сами по себе, в их объ€снении Уиз самих себ€Ф, без каких-либо посторонних прибавлений. Ёта парадигма имела мощное биологическое основание, ибо приспособительный образ жизни жи≠вотного предполагает адекватное отражение внешней среды. ≈ще бо≠лее сильные основани€ парадигма реализма получила с возникновени≠ем социального образа жизни, ибо преобразование природной среды, производство собственной жизни еще в большей мере, чем приспосо≠бительный образ жизни, нуждаетс€ в адекватности отражени€, без ко≠торой невозможно создание Увторой природыФ –еалистическа€ пара≠дигма проходит через всю историю человечества и определ€ет все достижени€ человеческого интеллекта. Ќа известной ступени разви≠ти€ она получает свое философское выражение преимущественно в форме материализма, поднимающего эту парадигму до уровн€ высо≠кой и продуктивной абстракции. ќпределенные элементы реалистиче≠ской парадигмы неизбежно возникали и в пределах идеалистических концепций, обусловлива€ все те действительные реалистические до≠стижени€, которые в сущности оказывались материалистическими по своему содержанию.   ним можно отнести, например, все рациональ≠ное содержание идеалистической диалектики  анта, ‘ихте, Ўеллинга и особенно √егел€

¬тора€, конкурирующа€, парадигма человеческого интеллекта св€зана с единственно возможной альтернативой реалистической па≠радигмы - бессознательным переносом на природные €влени€ челове≠ческих качеств, прежде всего способности мышлени€ и сознательного действи€ ¬озникновение антропоморфической парадигмы с зарожде≠нием сло€ объ€снительного мышлени€ было необходимым и неизбеж≠ным шагом человеческого интеллекта. явлени€ природы, их упор€до≠ченность, закономерную последовательность первобытный человек мог объ€снить лишь по образцу и подобию собственного сознательного поведени€. јктивность природы получала характер преднамеренных действий, которые стали приписыватьс€ духам, духовным существам.

ѕрирода и структура человеческой психики таковы, что собс≠твенные сознательные действи€ уже на самых ранних этапах развити€ человека станов€тс€ предметом непосредственных наблюдений и осо≠знани€. ¬ де€тельной природе человека и психики заложены предпо≠сылки первоначального объ€снени€ природных €влений по образцу человеческих сознательных действий. Ёта предпосылка легко обнару≠живаетс€ и в психологии ребенка, в известном возрасте приписыва≠ющего вещам хорошие и плохие намерени€. ѕоскольку дл€ первобыт≠ного человека сознательное действие выступало как нечто естествен≠ное и обычное, природные €влени€ легче было объ€снить сознанием, волей, намерени€ми.

»сторически первой целостной формой или типом объ€сн€≠ющею интеллекта €вл€етс€ миф. ћиф представл€ет собой попытку фантастического объ€снени€ окружающего мира и жизни общества. ќн выступает в качестве предшественника или примитивного вариан≠та мировоззрени€. ћифы имеют характер повествовани€ о событи€х прошлого или будущего, о возникновении мира, богов, животных, лю≠дей (космогонические мифы), племен (этнографические), круговороте времен года, погодных €влени€х, де€ни€х героев и т.д. ¬ большинстве космогонических мифов мир рассматриваетс€ как возникший из пер≠воначального хаоса, из которого вышли земл€, небо, подземный мир, боги, создающие людей. ¬ этих мифах €вно присутствуют элементы реализма, стихийного материализма, поскольку боги оказываютс€ ре≠зультатом естественного процесса возникновени€ пор€дка из хаоса. ќднако в остальном в мифологии преобладает де€тельность богов, фантастических существ, животных, наделенных чертами человека јнтропо≠морфическа€ парадигма составл€ет основу мифологического типа мышлени€.

ћифы включали первые примитивные абстракции хаоса, по≠р€дка, земли, неба, людей, богов, животных и т. д. ¬ них были заложе≠ны зачатки более поздних абстракций закона и закономерности (воз≠никновение пор€дка из хаоса), материи, ботов и т. д. ¬месте с тем в мифе все облечено в форму образов. ћифы содержат определенные предписани€, регулирующие поведение людей, определенные соци≠альные запреты, выступающие регул€торами общественной жизни.

‘ундаментальной чертой мифологического типа интеллекта €в≠л€етс€ то, что мир предстает в мифах однопланово, как последователь≠ность событий или феноменов, за которыми не скрываетс€ никакого сущностного мира. ћифологическое мышление не различает €вл€≠ющийс€ и сущностный миры Ѕоги, духи, животные выступают в каче≠стве действующих лиц в однопланово развертывающейс€ истории мира.

ћифологический тип интеллекта был тесно св€зан с обр€дной стороной жизни первобытного общества. ¬ажным компонентом ми≠фологического мышлени€ выступало магическое мышление, основан≠ное не на знании действительных причинных св€зей, а на упом€нутом принципе партиципации.

— мифологическим типом интеллекта впервые возникает фено≠мен, прошедший всю историю человечества вплоть до наших дней, выражающий как силу, так и слабость интеллекта: вымышленные ре≠альности (боги, духи и т. д.) надолго приобретают в определенных сферах человеческой жизни роль заместител€ действительной, объек≠тивной реальности и даже станов€тс€ выше последней. ћифы длите≠льное врем€ служили одним из важнейших регул€торов общественной жизни, обусловливали коллективные чувства и умонастроени€, среди которых главную роль играл страх перед таинственными силами мира.

ѕревращение вымыслов в мнимо подлинную реальность хоро≠шо описал ¬айпулдань€, один из немногих Уцивилизовавшихс€Ф або≠ригенов јвстралии. ѕо его свидетельству, магические действи€ колду≠нов вызывали вполне реальные последстви€, например, гибель Уотпе≠тогоФ колдуном члена племени, даже если последний и не знал о своем УотпеванииФ1. јбсолютна€ вера в сверхъестественные возможности колдуна, страх, гипнотическое внушение (включа€ внушение на рас≠сто€нии) превращали мистический вымысел в реальный фактор чело≠веческой жизни.

ћифологический тип интеллекта вошел в следующую, более высокую, форму интеллекта - религиозный тип интеллекта.  роме то≠го, он сохранилс€ и в относительно самосто€тельном виде, хот€ и в но≠вых формах, в структуре интеллекта современного человека.   ним можно отнести, например, имевший трагические последстви€ фаши≠стский миф о превосходстве Унордической расыФ, подчинивший свое≠му вли€нию значительную часть населени€ √ермании в 30-40-е гг. Ўи≠рокое распространение имел миф о вечности капитализма, в значите≠льной мере подорванный в представлени€х современного человечес≠тва. –аспространен миф о вечности частной собственности, котора€ будто бы вытекает из самой природы человеческих индивидов, а не из содержани€ и характера общественного труда и технологий. ¬ послед≠ние годы в силу р€да причин в нашей стране получил хождение Уры≠ночный мифФ, также заметно разрушенный опытом развитых капита≠листических стран, опытом строительства социализма в ———–.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1028 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

319 - | 329 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.