Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия феодального общества




В феодальном обществе с его двумя основными классами - фе­одалами и зависимыми от них крестьянами, другими социальными слоями (ремесленниками, купцами), жестким сословным делением и сословной иерархией, феодальной собственностью и т.д. главной фор­мой осознания мира и самого себя, формой идеологической “защиты” общественного строя могла стать только религия. Период феодализма характеризуется поэтому безраздельным господством религии и цер­кви в духовной жизни общества. Материализм, как система философс­ких взглядов, исчезает на весьма длительный - в Западной Европе око­ло тысячи лет - период. Средневековье знает только одну философию - религиозную, которую оно превращает в “служанку богословия”, или теологии (от греч theos - бог). Читатель может поразмыслить над при­чинами, но феодализм является первым и единственным обществен­ным строем, который в своем существовании идеологически всецело опирался на идею бога, пытался построить свою духовную жизнь, по­нять смысл человеческого существования исключительно на религиоз­ных основах. При феодализме религия выступает в качестве “...наибо­лее общего синтеза и наиболее общей санкции. ”2 общественных по­рядков. Фигурально выражаясь, эго была своего рода “проба истории” построить человеческое существование на идейных началах религии и идеализма

Господствующее положение в философии феодализма занимала схоластика (от лат. scholastica - ученый, школьный), которая рассмат­ривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассужде­ния, а не мистическое созерцание и чувство.

Целью “служанки богословия” становится философское обо­снование и систематизация христианского вероучения Характерной чертой схоластики была слепая вера в непререкаемые “авторитеты”. Источники схоластики - учение Платона, а также идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды, Библия, пи­сания “отцов церкви”. Наиболее крупным идеологом схоластики был Фома Аквинский (1225- 1274). Его основные взгляды изложены в “Сумме теологии” и “Сумме против язычников”, построенных в виде сотен вопросов и подвопросов, на которые даются категорические от­веты. Развивая взгляды Аристотеля, Фома Аквинат рассматривал бога как “чистую форму”, первопричину и конечную цель всего существу­ющего. Важное место в его взглядах занимает учение о божественном творении мира, дальнейшее развитие концепции гилеморфизма. С по­зиций схоласта вещи суть единство материи и формы. При этом мате­рия - результат божественного творения, она есть лишь “чистая воз­можность” вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме

Фома Аквинат делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна и др.) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты челове­ком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разу­му. К последним Фома Аквинат отнес, например, догматы сотворения мира и троичности бога Характерно, что умственно непостижимыми оказались такие догматы, в которых в наибольшей мере проявлялись противоречия исходного и основополагающего понятия - бога. Объяс­нение творения вещей неподвижным по своей сущности началом принципиально невозможно, оно действительно “сверхразумно”, по­скольку является ложной мыслью, противоречащей самой себе.

В противоположность античным оптимистическим представле­ниям о человеке как телесном земном существе, микрокосме, способ­ном к познанию мира, теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа, которое должно испытывать презре­ние ко всему плотскому, стремиться к искуплению и потустороннему “вечному блаженству” В рамках этой концепции человека, выражая, очевидно, требования реальной жизни, возник элемент, имеющий се­рьезный рациональный смысл, - идея индивидуальной ответственно­сти, индивидуальной греховности и индивидуального искупления При этом признание индивидуальной ответственности человека за свои по­ступки вступало в неразрешимое противоречие с основополагающей идеей бесконечного всемогущества бога и всеобщего предопределе­ния природных и социальных явлений, всего человеческого поведения Совместить эти две идеи религии и ее философии никогда не удавалось

Устранив материалистическую философию, оказывая мертвя­щее влияние на искусство, эпоха средневековья представляет собой в определенной мере шаг назад в развитии духовной культуры Вместе с тем ее нельзя рассматривать только как регресс в человеческой исто­рии Энгельс считал грубейшей ошибкой оценивать средневековье в качестве простого провала в ходе развития мировой культуры “ Дело идет тут отнюдь не о простом отбрасывании всего идейного содержа­ния этих двух тысячелетий, а о критике его, о вышелушивании резуль­татов, добытых в рамках ложной, но для своего времени и для самого хода развития неизбежной идеалистической формы, из этой преходя­щей формы”1

В недрах феодальной культуры вынашивались и вызревали и положительные тенденции. Происходило дальнейшее развитие начат­ков математики, астрономии, физики, химии, истории и других наук. Претерпевала дальнейшее развитие формальная логика, оттачиваемая в схоластических диспутах Накапливалось определенное позитивное содержание в схоластических исследованиях нравственности, психо­логических свойств человека В искусстве возникает гуманистическая тенденция, обусловленная зарождением буржуазного экономического уклада В рамках этих позитивных процессов вызревает и материалис­тическая тенденция, которая нашла свое первое робкое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции С точки зрения реализма (ее придерживался, например, Фома Аквинат) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей С позиций номинализма универсалии есть только назва­ния, даваемые нами сходным вещам. Существовал также концепту­ализм, согласно которому универсалии - не только имена вещей, но и общие понятия, существующие лишь в человеческом сознании

В схоластических диспутах вызревали проблемы, которые в да­льнейшем приобрели серьезный научный статус Одна из таких про­блем “Может ли всемогущий бог создать такой камень, который он сам не сможет поднять['1” - Если он всемогущ, то может создать любой камень, но если он всемогущ - почему он не сможет его поднять? Рас­суждения действительно “схоластические” в расхожем значении этого слова. Но не будем спешить с их оценкой под схоластической оболоч­кой спора скрывается действительная теоретическая и логическая про­блема - бесконечности, свойство которой заключается в том, что она превосходит любое свое ограничение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1145 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.